Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс»
Структурное подразделение Зюкайская школа
ПРОЕКТ
«Мобильные приложения как образовательная среда развития иноязычных коммуникаций и цифровой культуры»
Автор проекта:
Прохорова О.С., учитель английского языка
СП Зюкайская школа МБОУ «ВОК»
Верещагинского городского округа
Пермского края
п. Зюкайка, 2020 год
Паспорт проекта
Автор, должность | Прохорова Ольга Сергеевна, учитель английского языка |
Название ОУ | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верещагинский образовательный комплекс» «Зюкайская средняя общеобразовательная школа» п. Зюкайка, Верещагинского муниципального района, Пермского края |
Адрес(почтовый, электронный) | 617110 п. Зюкайка, Пермский край, Верещагинский район, ул. Матросова 16-1, [email protected], 89504499455 |
Тема | «Мобильные приложения как образовательная среда развития иноязычных коммуникаций и цифровой культуры». |
Аннотация | Данный проект направлен на создание условий для развития иноязычных коммуникаций и цифровой культуры. Материалы данного проекта можно будет рассматривать в качестве методического пособия по развитию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной цифровой образовательной среды с помощью мобильных приложений. |
Срок реализации | 2020-2021 г.г. |
База реализации проекта | СП Зюкайская школа МБОУ «ВОК» |
Адрес базы реализации проекта | Пермский край, Верещагинский городской округ, п. Зюкайка, ул. Первомайская, 39 и Первомайская, 14а. |
Актуальность
Современное образование немыслимо без современных средств обучения.
Сегодня наша школа нацелена на достижение современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен школы? Конечно же – умением учиться. Прежде всего, у ученика должны быть сформированы Универсальные Учебные Действия. Об это говорит Федеральный государственный образовательный стандарт. Чтобы их реализовать, возникла необходимость изучить и использовать в своей педагогической деятельности современные образовательные технологии.
В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
В практику школьной жизни постепенно входит использование мобильных технологий в образовательном процессе. У подростков низкая учебная мотивация. Им постоянно приходится делать замечания, так как дети играют в игры на своих мобильных устройствах, практически все подростки не выполняют домашние задания. Во- вторых, УМК по которым мы обучаем, не дают возможность для полного развития иноязычных коммуникации, хотя в ФГОС говорится о том, что обучающийся научится вести различные типы диалогов, строить связное монологическое высказывание, описывать события, давать краткую характеристику людей или персонажей и т.д.
Таким образом, изучив «Закон об образовании», где в ст. 17 п. 4 говорится, что допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. В том числе дистанционные образовательные технологии или электронное обучение. Также в части 4 ст. 16 ФЗ № 273 указано, что при реализации образовательных программ или частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
- организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации;
- организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Также в Манифесте ЦОС сказано, что цифровая образовательная среда снижает необходимость в стрессовых тестах и помогает оказывать каждому точечную поддержку. Более того, индивидуальные траектории позволяют двигаться вперед в соответствии с личным темпом и готовностью, иметь возможность остановиться и детально проработать трудную тему.
Из этого вытекает проблема: нет условий для развития иноязычных коммуникаций и цифровой культуры, а использование мобильных приложений даст возможность не только развить у подростка иноязычные коммуникации и цифровую культуру, но и повысит учебную мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.
Становится актуальным решением проблемы: развитие иноязычных коммуникаций и цифровой культуры подростков посредством использования мобильных приложений на уроках английского языка.
Цель: создание условий для развития иноязычной коммуникации и цифровой культуры ребенка посредством мобильных приложений на уроках английского языка.
Задачи:
Изучить нормативные, научно – учебно-методические и интернет – источники по проблематике проекта.
Разработать модель проекта.
Спроектировать содержание образовательной деятельности по каждому модулю проекта.
Разработать комплекс урочных занятий в форме коммуникативных игр для 8 класса по предмету английский язык.
Разработать комплекс тренажеров для 8 класса по предмету английский язык на образовательной платформе
Разработать комплекс тестов с целью проверки полученных знаний и умений у обучающихся 8 класса по предмету английский язык.
Провести мастер-классы на тему: «Мобильные приложения как образовательная среда развития иноязычных коммуникаций и цифровой культуры» для педагогов и родителей.
Разработать методический план использования мобильных приложений.
Создать электронный банк материалов по теме проекта.
10)Использование мобильных приложений в учебно-воспитательном процессе
Основные формы работы: использование коммуникативных игр, игр-тренажеров, тестов. Предполагается использование мобильных приложений с обучающимися 8-ых классов на уроке и вне школы, так как мобильное обучение проходит независимо от местонахождения. Для начала изучается определенный грамматический или лексический материал, затем на мобильном устройстве в приложении обучающиеся отрабатывают знания и умения на практике, используя игры или тренажеры-тренинги в течении нескольких занятий или дома. И последним этапом в учебном блоке будет зачет в форме теста.
Провести мастер-классы на тему: «Мобильные приложения как образовательная среда развития иноязычных коммуникаций и цифровой культуры» для педагогов и родителей.
Разработать методический план использования мобильных приложений.
Создать электронный банк материалов по теме проекта.
Изучив и проанализировав материалы по теме проекта необходимо также сказать о мобильных приложениях, потому что учителю сегодня по силам превратить мобильные устройства и технологии из угрозы для обучения детей в помощь и поддержку. При помощи мобильного приложения учитель вместе с учащимися работает с онлайн-словарями, всевозможными текстами (которые заменяют большие книги и избавляют школьника от необходимости носить их на урок). Вместе они хранят документы и работают с ними. Приведу некоторые из них, которые активно используются мною:
•Учи.ру — российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме.
•ЯКласс - образовательный онлайн-ресурс, классный помощник в освоении школьной программы, тренажер знаний для преодоления трудностей на пути к совершенству.
•Онлайн – школа «Фоксфорд»- лучшие преподаватели из МГУ, ВШЭ и МФТИ
В дальнейшем мне бы хотелось изучить и также активно использовать в своей работе следующие приложения:
«Quizlet» - приложение Quizlet дает возможность создавать наборы карточек на своем мобильном телефоне и делиться ими со своими учениками. Более того, ученики сами могут создавать свои собственные наборы карточек. Quizlet дает возможность заучивать новую информацию в разных режимах: карточки, заучивание, письмо, подбор, тест.
«Kahoot» - платформа для проведения викторин и тестов в игровой форме. Учителя могут создавать собственные викторины либо использовать готовые тесты от коллег по всему миру. Для игры ученикам нужны будут сотовые телефоны, интерактивная доска и доступ к интернету.
«ZipGrade» – приложение, которое позволит проверять тесты за одну секунду. Для этого учителю нужно распечатать бланки ответов, дать заполнить ученикам и просканировать их листы ответов со своего смартфона. Результаты автоматически пересчитываются в проценты и сохраняются в памяти приложения, можно проводить последующий анализ.
«Plickers» - достойная альтернатива обычным тестам. Учитель готовит именные карточки для учеников, затем выводит тестовые вопросы на экран и сканирует ответы учеников со своего телефона или планшета. Плюсы приложения – ученикам не нужны мобильники и доступ к интернету, а учитель может мгновенно видеть результаты тестов на экране
Цифровые платформы основываются на следующих принципах:
Гибкости. Обучающиеся, занимаются в удобном месте и в удобном темпе.
Модульности. В основу программ закладывается модульный принцип. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным и/или групповым потребностям.
Параллельности. Обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, или при совмещении нескольких вариантов обучения.
Образовательная логистика сформирует и новую экосистему ЦОС гимназии – такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних участников использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Для эффективного развития потока знаний, оптимизации методов обучения, использующих образовательные цифровые технологии, наиболее пригодные в конкретных условиях развития новой цифровой образовательной среды гимназии.
Содержание проекта и механизмы его реализации.
Этот раздел включает основные направления работы:
- с детьми: проведение опроса по использованию мобильных устройств на уроке; использование мобильных приложений на уроках, как формирование умений, применение новых знаний на практике и контроль и самопроверка знаний и умений; повышение мотивации в изучении иностранного языка; развитие иноязычной коммуникации и цифровой культуры.
- с педагогами: проведение мастер-классов по применению приложений, обмен опытом.
- с родителями: проведение опроса по использованию мобильных устройств на уроке; представление проекта и результаты диагностики.
Гипотеза:
Если я буду использовать мобильные технологии на уроках, обучающиеся восьмых классов будут активно использовать свои мобильные устройства не только для игр, но и для обучения, что приведёт к развитию информационной культуры обучающихся, а также повысит мотивацию к обучению английского языка.
Участники проекта
Ученики восьмых классов и их родители.
Объектом проекта является процесс развития иноязычных коммуникаций и цифровой культуры.
Этапы и сроки реализации проекта
Подготовительный: 2019 -2020 учебный год.
Изучение и анализ материалов по теме проекта | Февраль-март 2020 г |
Регистрация на образовательной платформе ЯКласс | Март 2020 г. |
Изучение возможностей работы на платформе через мобильное устройство | Март-апрель 2020 г. |
Разработка опросника для детей и родителей | Март 2020 г. |
Разработка плана уроков с использованием мобильных приложений | Апрель 2020 г. |
Регистрация детей на образовательной платформе ЯКласс | Апрель 2020 г. |
Прослушивание вебинаров о дистанционном обучении и возможностях работы с платформой. | Апрель –май 2020 г. |
Создание диагностической карты мониторинга знаний и умений обучающихся | Май-июнь 2020г. |
Основной: 2020-2021 учебный год.
Апробация дистанционного обучения на платформе ЯКласс (7 класс) | Апрель 2020 |
Ознакомление детей с платформой ЯКласс | Апрель 2020 |
Создание заданий на образовательной платформе по теме «Наречия» в 7 классе | Апрель 2020 г. |
Создание поверочной работы по теме «Наречия» в 7 классе | Апрель 2020 г. |
Применение заданий на уроке по теме «Наречия» | Апрель 2020 г |
Использование мобильного приложения на уроках английского языка в 8 классе при отработке грамматических и лексических умений по темам: прошедшее продолженное время, настоящее совершенное продолженное время, стихийные бедствия, прошедшее совершенное время, условные предложения, экология, неисчисляемые существительные, косвенная речь. | Май-март 2020 - 2021г |
Создание проверочных работ на образовательных платформах по темам и использование на уроках проверочных работ | Апрель – март 2020 - 2021г. |
Ведение мониторингов качества образования по темам и учебной мотивации. | сентябрь – март 2020 - 2021г. |
Выступление на родительском собрании об использовании мобильного приложения на уроках английского языка | Сентябрь – апрель 2020 - 2021г. |
Заключительный: апрель 2021 г.
Подведение итогов, анализ результатов | Апрель – май 2021г. |
ПЛАН-график проведения мероприятий
N п/п | Содержание деятельности | СРОКИ ПО МЕСЯЦАМ |
1 | Определение темы проекта. Методическое обоснование проекта. | Февраль 2020 |
2 | Определение сроков проведения проекта, места в календарно-тематическом планировании. | Февраль 2020 |
3 | Изучение материалов по теме проекта | Февраль 2020 |
4 | Знакомство с образовательными платформами и их возможностями. | Февраль 2020 |
5 | Регистрация на образовательной платформе ЯКласс | Март 2020 |
6 | Прохождение семинаров, вебинаров, участие в дистанционных конференциях, мастер-классов. | Март – апрель 2020 |
7 | Разработка анкет для родителей и учащихся по использованию мобильных устройств на уроках английского языка | Март 2020 |
8 | Анализ календарно-тематического планирования и выбор тем для реализации проекта | Март 2020 |
9 | Регистрация детей на платформе | Апрель 2020 |
10 | Знакомство детей с платформой ЯКласс | Апрель 2020 |
11 | Создание проверочной работы в 7 классе по теме «Наречия» | Апрель 2020 |
12 | Проверка и анализ результатов по теме «Наречия» | Апрель 2020 |
13 | Анкетирование учащихся и их родителей. Цель: выявить актуальность и востребованность использования мобильных устройств на уроках английского языка. | Сентябрь 2020 |
14 | Обработка анкет | Сентябрь 2020 |
15 | Разработка мониторинга учета качества образования и учебной мотивации. | Сентябрь 2020 |
16 | Создание заданий по теме: «Прошедшее продолженное время» в 8 классе и использование заданий на уроке | Сентябрь 2020 |
17 | Создание проверочной работы по теме: «Прошедшее продолженное время» в 8 классе | Сентябрь 2020 |
18 | Анализ результатов проверочной работы и занесение в бланк мониторинга. | Сентябрь 2020 |
19 | Создание заданий по теме: «Настоящее совершенное продолженное время» в 8 классе и использование заданий на уроке | Октябрь 2020 |
20 | Создание проверочной работы по теме: «Настоящее совершенное продолженное время» в 8 классе | Октябрь 2020 |
21 | Анализ результатов проверочной работы и занесение в бланк мониторинга. | Октябрь 2020 |
22 | Создание заданий по теме: «Стихийные бедствия» в 8 классе и использование заданий на уроке | Октябрь 2020 |
23 | Создание проверочной работы по теме: «Стихийные бедствия» в 8 классе | Октябрь 2020 |
24 | Анализ результатов проверочной работы и занесение в бланк мониторинга. | Октябрь 2020 |
25 | Создание заданий по теме: «Прошедшее совершенное время» в 8 классе и использование заданий на уроке | Октябрь 2020 |
26 | Создание проверочной работы по теме: «Прошедшее совершенное продолженное время» в 8 классе | Октябрь 2020 |
27 | Анализ результатов проверочной работы и занесение в бланк мониторинга. | Октябрь 2020 |
28 | Создание заданий по теме: «Условные предложения» в 8 классе и использование заданий на уроке | Ноябрь 2020 |
29 | Создание проверочной работы по теме: «Условные предложения» в 8 классе | Ноябрь 2020 |
30 | Анализ результатов проверочной работы и занесение в бланк мониторинга. | Ноябрь 2020 |
31 | Создание заданий по теме: «Экология» в 8 классе и использование заданий на уроке | Ноябрь 2020 |
32 | Создание проверочной работы по теме: «Экология» в 8 классе | Ноябрь 2020 |
33 | Анализ результатов проверочной работы и занесение в бланк мониторинга. | Ноябрь 2020 |
34 | Создание заданий по теме: «Исчисляемые существительные» в 8 классе и использование заданий на уроке | Январь 2021 |
35 | Создание проверочной работы по теме: «Исчисляемые существительные» в 8 классе | Январь 2021 |
36 | Анализ результатов проверочной работы и занесение в бланк мониторинга. | Январь 2021 |
37 | Создание заданий по теме: «Косвенная речь» в 8 классе и использование заданий на уроке | Февраль 2021 |
38 | Создание проверочной работы по теме: «Косвенная речь» в 8 классе | Февраль 2021 |
39 | Анализ результатов проверочной работы и занесение в бланк мониторинга. | Февраль 2021 |
40 | Подведение итогов и анализ реализации проекта | Март 2021 |
41 | Выступление на родительских собраниях | В течении учебного года2020-2021 |
42 | Публикация проекта на интернет-сайтах | Март-апрель 2021 |
Прогнозируемые результаты
Изучены нормативные, научно – учебно-методические и интернет – источники по проблематике проекта.
Разработана модель проекта.
Спроектировано содержание образовательной деятельности по каждому модулю проекта.
Разработан комплекс урочных занятий в форме коммуникативных игр для 8 класса по предмету английский язык.
Разработан комплекс тренажеров для 8 класса по предмету английский язык на образовательной платформе
Разработан комплекс тестов с целью проверки полученных знаний и умений у обучающихся 8 класса по предмету английский язык.
Проведены мастер-классы на тему: «Мобильные приложения как образовательная среда развития иноязычных коммуникаций и цифровой культуры» для педагогов и родителей.
Разработан методический план использования мобильных приложений.
Создан электронный банк материалов по теме проекта.
10)Использованы мобильные приложения в учебно-воспитательном процессе.
11) Повышение качества обучения.
12) Активный интерес учащихся к приобретению знаний.
13) Сформированность умений использовать мобильные устройства в учебно-воспитательном процессе.
Оценка эффективности реализации проекта
Эффективность проекта заключается в том, что в результате обучения с помощью мобильных устройств, у большинства школьников повысится интерес к обучению; дети научатся использовать мобильные устройства; у них разовьются метапредметные навыки и сформируются УУД (познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные); расширится информационная среда для познавательной и образовательной деятельности.
Оценка рисков
Не у всех учащихся есть мобильные устройства.
Не всем обучающимся разрешат родители принести мобильное устройство в школу.
Не все обучающиеся научатся самостоятельно работать с различными мобильными приложениями.
Нет полной возможности контролировать выполнение заданий обучающимися в приложениях учителем.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Данный проект перспективен. Тема проекта интересна, актуальна.
Продолжение и развитие проекта возможно в русле межпредметных связей и, следовательно, объединение усилий и использование опыта работы по данному направлению широкого круга учителей-предметников, работающих в общеобразовательной сфере. Расширение банков методических работ, изучение других возможных приложений и образовательных платформ
М
Организационный блок (разработка опросника для детей и родителей, разработка плана уроков с использование мобильных приложений)
Блок мониторинга (форма мониторинга на основе тестирования на платформе)
одель проекта:
Личность
Дидактический блок (проведение мастер-классов по применению приложений, проведение уроков с использованием мобильных приложений, создание диагностической карты мониторинга знаний и умений обучающихся)
Учебный блок (использование образовательных платформ, тренажеров в форме игры, тренингов, практических занятий, тестов)
Проектный блок (разработка образовательных событий как зачетная единица реализации раздела)
Список научно-методической литературы и интернет - ресурсов.
Закон об образовании;
Манифест гуманистической педагогики 21 века;
Манифест ЦОС, раздел «Лучшая мотивация»;
ФГОС ООО;
Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка.// Иностранные языки в школе – 2008, №3.
https://www.yaklass.ru/
https://uchi.ru/
www.ug.iro.perm.ru