Миннигалеева А.Н., учитель биологии
и химии МБОУ «Рудницкая СОШ»
Камско-Устьинского МР РТ
«Мобильные технологии как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках»
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире и окружающей среде. Поэтому повышенные требования к уровню образованности современного человека объективны.
Основной задачей школы является – формирование грамотных людей. А формирование грамотной личности, способной вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптируясь в ней, возможно через формирование у обучающегося функциональной грамотности.
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Проще сказать, функционально грамотная личность – это человек способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений.
«Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации» (А.А. Леонтьев)
Работая над темой «Формирование функциональной грамотности у учащихся», приходится задумываться над тем, как и в какой форме донести до современного ребенка учебный материал. Как сделать учебное занятие, позволяющим не только достигать поставленной учителем цели, но и интересным, привлекательным для обучающегося. Достижение положительных результатов в процессе обучения невозможно без высокой мотивации обучающихся на данное обучение. Учитывая современные требования образования, считаю, что наиболее эффективным в данном случае станет применение современных методов и средств в обучении.
Как показывает школьная действительность, ученики приносят в школу все больше мобильных устройств, что на наш взгляд педагогов является великим «злом». Мы пытаемся с этим бороться, вновь сталкиваясь с проблемой непонимания учителя и ученика. Причем, мы не замечаем, что используют обучающиеся смартфоны не только для развлечения (игр и общения в социальных сетях), но и для работы, как источник информации необходимой им в процессе обучения. Столкнувшись с данной проблемой, у меня возник вопрос: «Может быть, попробовать обратить это «зло» в помощника в современном процессе обучения?».
В такой ситуации естественным для педагога действием является использование некоторых возможностей мобильных устройств школьников для организации работы на уроке и сознательное включение мобильных устройств учеников в образовательный процесс.
Подобные технологии мобильного обучения, которые иначе называются «mobile learning», является в современном образовании одними из наиболее актуальных ИКТ-технологий в образовательном процессе.
Современные гаджеты и интернет наполнены множеством полезных приложений для школьников и учителей, которые, могут заинтересовать обучающихся, и позволят сделать привычный урок и скучные задания интересными и необычными.
Одной из многочисленных возможностей создания «современного мотивационного» момента, а так же средством развития логического мышления у обучающихся и применения на учебных занятиях элемента мобильных технологий, я считаю создание карточек с учебными заданиями, которые разработаны с помощью:
- Мобильного приложения для считывания штрих-кодов «QR-код» (которое устанавливается через приложение «плей-маркет» любых гаджетов, и всегда может быть под рукой)
- Интернет – сервиса https://www.mentimeter.com/
В процессе учебного занятия обучающимся предлагается карточка с заданием. Его выполнение станет привлекательным для каждого ребенка по нескольким причинам:
- наличие интерактивного упражнения, выполняемого в форме игры;
- использование необходимого, для каждого современного ученика, гаджета.
Таким образом, выполнение привычного упражнения становиться не только более интересным для обучающихся, но и более эффективным в развитии определенных навыков функциональной грамотности, так как оно дополнено любимым занятием ребенка современного поколения.
Вариантов применения элементов подобной технологии мобильного обучения множество. Данную работу можно организовать для учащихся разных возрастов, по разным предметам и на различных этапах урока:
- подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
- усвоение новых знаний и способов действий;
- закрепление новых знаний и способов действий;
- контроль и самоконтроль, подведение итогов урока;
- рефлексия, домашнее задание.
Еще одним немало важным плюсом данного метода, является индивидуальный подход к ученику, поскольку учитель может составлять карточки, применяя разноуровневые задания.
Говоря о плюсах современных интернет – сервисов и приложений для учителей и обучающихся, хотелось бы отметить их многообразие и простоту в использовании. О работе с одним из подобных интернет - сервисов, хотелось бы сказать подробнее.
Mentimeter.com позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения в игровом формате. Привлекательным является еще и то, что задания могут быть разработаны в различных форматах, направленных на развитие у учащихся логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания. Такие задания носят творческий характер. Они позволяют рассматривать объект с разных точек зрения, учат анализу, синтезу, оценочным суждениям, воспитывают внимание, способствуют развитию познавательного интереса и активности учащихся, что позволяет не только повысить учебную мотивацию современного ученика, но и является эффективным инструментом формирования основных компетенций функционально грамотной личности: изучать; искать; думать; приниматься за дело.
Применение данного ресурса, возможно не только на различных образовательных ступенях, но и в разных предметных областях. При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления или контроля.
Таким образом, задачи по формированию функциональной грамотности, возможно реализовать при условии оптимального сочетания учебного содержания базового уровня образования и дополнительных ресурсов, направленных на совершенствование логического мышления, что на мой взгляд, позволяет обеспечить положительный результат.
Список литературы:
-
Голицына И. Н. доцент, к.ф.-м.н., заведующая кафедрой экономической информатики и математики «Мобильное обучение как новая технология в образовании».
-
Зильбер М. «Использование мобильных технологий в образовательном процессе».
-
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. Ярославль. Гринго. 1995.