СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель организации образовательного процесса в начальной школе в единстве урочной и внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над созданием такой воспитательной системы, которая была бы способна воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Модель организации образовательного процесса в начальной школе в единстве урочной и внеурочной деятельности»

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ЕДИНСТВЕ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». «Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность» - это социальный заказ общества

Значит, в новой школе нам с вами, коллеги, следует работать над созданием такой воспитательной системы, которая была бы способна воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности. При разработке форм организации этого процесса предусматривается создание атмосферы сотрудничества, интеллектуального общения, самореализации каждого его участника

Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и многих других.

Очевидны преимущества внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. Решение проблем, заинтересовавших моих ребят на уроке, продолжается во внеурочное время.


В качестве основы для построения интегрированной комплексной образовательно-воспитывающей среды для младшего школьника средствами УМК «Перспектива» и воспитывающего воздействия, я использую программу внеурочной деятельности «Родные истоки», Она позволяет осуществить интегрирование тем природоведческого, исторического, краеведческого содержания в содержание всех учебных предметов УМК «Перспектива» (в нем авторским коллективом тоже заложена краеведческая направленность образования и воспитания), использовать ее как основу для построения системы воспитывающей деятельности при организации внеурочной деятельности младшего школьника по ФГОС НОО.


В содержание предмета «Окружающий мир» УМК «Перспектива» включены понятия «культура» и «человек». В разделах «Время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето» организовано знакомство с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с изменениями в природе. После изучения темы «Осенний труд», мы с ребятами посетили ООО «Авдеевское поле», где нам показали современную уборочную технику, ангары с запасами урожая, работу трактора в поле. Эта экскурсия произвела огромное впечатление на детей, а у некоторых ребят даже возникла мечта - стать комбайнером современного комбайна или агрономом.

С целью усиления воспитывающего воздействия духовно-нравственных и культурных народных ценностей по теме «Народные праздники» программы, мы организовали экскурсию в сельскую библиотеку, где сотрудники библиотеки провели незабываемую викторину к весеннему празднику "Сороки", а дети показали все свои знания народных традиций и истории происхождения этого праздника. Так же, мы посетили музей «Истории посёлка» в Доме культуры «Радуга» р. п. Новая Ляда, что обеспечило для школьников общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений, а так же дало возможность позиционировать себя как носителя определённой культуры, исторически связанного с родной землей и поколениями предков. После интересной экскурсии, дети подготовили свои сообщения и доклады на тему «Народные традиции Тамбовского края».

Раздел «За страницами учебника» актуализирует базовые семейные ценности, дает возможность   творческого взаимодействия с семьями учащихся при организации воспитательной работы в классе. В нашем классе доброй традицией стало проведение праздника, посвященного Дню матери «Родной и единственной посвящаем!» «Дня Здоровья», музейные культпоходы, встречи с интересными и значимыми земляками.

При изучении лекарственных растений на уроке окружающего мира, у детей возникло предположение (гипотеза), что благодаря некоторым растениям человек во время болезни может обойтись без лекарственных препаратов. Ребята решили выяснить, какие комнатные растения в наших домах могут заменить лекарства и облегчить состояние человека во время болезни. Это подтолкнуло их к созданию проекта «Зелёная аптека на подоконнике». Изучив материалы литературы и интернета о лекарственных растениях, испытав на своем личном опыте их свойства, они узнали и доказали, как много вокруг нас природных лекарств и что можно лечиться без таблеток и уколов. Представив материалы в форме презентации на школьной научно – практической конференции ребята заняли призовое место.

На уроках математики, одновременно с освоением предметных знаний, учащиеся выполняют дешифровку слов, текстов с нравственными понятиями, нормами поведения, культуры речи, фамилиями великих российских деятелей науки и культуры. Краеведческий материал помогает составить учащимся в творческом домашнем задании аналогии, а чтение дополнительной литературы - составить краткий рассказа о знаменитом земляке, с последующим проведением игры «Поле чудес».

Внеурочная деятельность учащихся в данной модели реализуется за счет сетевого взаимодействия с учреждениями дополнительного образования с применением различных форм работы по программе.

Таким образом, для воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, на краеведческой основе может быть построена модель организации образовательного процесса в начальной школе в единстве урочной и внеурочной деятельности при интеграции возможностей УМК «Перспектива», единства воспитывающей деятельности классного руководителя и родителей, а так же сетевого взаимодействия с учреждениями города и поселка.