Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Выступление на РМО учителей начальных классов учителя МОУ « СОШ №2г. Зеленокумска Борзовой С.Н.
В нашей школе выявление способных детей начинается во время реализации плана работы по преемственности между ДОУ и начальной школой. Будущие классные руководители первых классов при посещении открытых занятий в ДОУ, а также при индивидуальной беседе с воспитателями выпускных групп, руководителями кружков отмечают детей, способности, которых выделяются. В дальнейшем, составляя свой план работы, учитывают данную информацию и рекомендации воспитателей и специалистов. Педагоги содействуют продолжению посещения кружков детьми, которые они посещали ранее и вовлечению в новые кружки при центре внешкольной работы.
В первом классе (в октябре) психолог проводит мониторинг по выявлению одарённых и способных детей. Классный руководитель проводит анкетирование с родителями. Результаты мониторинга и анкетирования, а также наблюдения учителя во время учебного процесса помогают определить уровень способностей ребёнка и уровень его развития.
На втором этапе одной из важнейших задач педагога является создание условий, при которых любой ребёнок смог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Базой для создания таких условий служит специально организованная работа, особая роль в которой отводится характеру заданий, предлагаемых ученикам. Особое место отводим подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при различном их содержании и вариативности способов решения. Выполняя такие частично-поисковые задания, учащиеся самостоятельно выявляют эти варианты (как можно больше вариантов) и определяют наиболее рациональные из них. Систематически на уроках математики во время устного счёта и на уроках русского языка, окружающего мира на этапе «актуализация» включаются задания, рассчитанные на мыслительную деятельность логического уровня, вопросы и задачи, требующие от учащихся высказываний интуитивного характера, догадки, выдвижения возможных предположений. Работа с одарёнными детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по УМК «Гармония», который имеет систему познавательных задач и заданий проблемного характера, при решении которых появляется интерес не только к заданиям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей учащихся. (В школе имеется опыт работы по программе Л.В.Занкова,УМК « Гармония»)
Работа продолжается во втором классе не только во время уроков. Во втором классе вводятся элективные курсы «Ритмика», «Развитие математических навыков». В школе работают кружки для начальной школы («Бисероплетение», «Юный художник», « Чудеса аппликации, « В мире профессий»), в которых дети обучаются плетению сувениров из бисера, рисованию, что способствует развитию мелкой моторики. Учащиеся начальных классов участвуют в различных конкурсах и викторинах в течение года, а так же во время предметной недели. Учителями физической культуры проводится большая работа по выявлению одарённых детей, их развитию и вовлечению в спортивные секции, туристические кружки. Ученики начальных классов МОУ « СОШ № 2г. Зеленокумск» уже на протяжении нескольких лет являются в районе лидерами спортивных соревнований.
Ежегодно в марте проводим конкурс чтецов, в котором принимают участие учащиеся 1-4 классов.
Принимают участие учащиеся в олимпиадах на платформе Учи.ру, « Русский медвежонок» , «Золотое руно», в краевой метапредметной олимпиаде для младших школьников, в краевых олимпиадах « Затейник», в краевой комплексной олимпиаде четвероклассников « Старт».
В 3-4 классах работа с одарёнными и способными учащимися продолжается в кружках «Вундеркинд» (математика) и «По тропам родного языка» (русский язык). Во время учебного процесса классные руководители со способными учащимися ведут индивидуальную работу: работа в тетради для выполнения дополнительных или творческих заданий во время урока(время и объём работы в данной тетради ученик определяет самостоятельно, в зависимости от скорости выполнения и трудности задания; в тетради два кармашка - в начале и конце тетради, для карточек с отработанными заданиями и заданиями, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно), составляют индивидуальные домашние задания, проводят разноуровневые контрольные работы.
Элективные курсы по математике помогают развивать математические навыки у учащихся и работать с тестами. Учителя применяют развивающие, проблемные, личностно-ориентируемые технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Особое место отводится подготовке к олимпиадам школьного и районного уровня. Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающие, стимулируют интерес не только к математике, но и к другим наукам.
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.
Основным материалом для олимпиад являются задачи. Разумеется, задачи не должны дублировать материал учебника, а во многих случаях носят нестандартный характер. А иногда могут соответствовать принципу опережающего обучения. Главное, чтобы ребёнок смог проявить смекалку. Эффектны простые задачи, требующие неожиданного поворота мысли.
С сентября месяца каждого года в кружках проходят занятия по подготовке к школьным и районным олимпиадам. До середины января проходит подготовительная работа, которая заключается в расширении и систематизации знаний учащихся, выходящих за рамки школьной программы, а также обучение решению нестандартных задач. Занятия проходят в форме «Круглого стола», где после самостоятельного 5-минутного размышления. Каждый учащийся предлагает свой вариант решения задачи, затем определяется правильное решение и различные способы решения. Каждый учащийся получает баллы, в зависимости от результата решения. К концу каждого занятия баллы суммируются, и определяется лидер.
С 15 января по февраль проводится отборочный тур «Мини-олимпиада»,
Учащийся, получивший минимальное количество баллов, выбывает.
Далее с данными учащимися ведётся индивидуальная работа классным руководителем. Тройка финалистов является участниками районных олимпиад. Для финалистов руководитель кружка вместе с классным руководителем составляют индивидуальный план работы по подготовке к олимпиаде.
Результатом такой системы работы по выявлению и развитию одарённых и способных детей являются призовые места, которые учащиеся занимают уже более пяти лет.
Для начальной школы работа с «талантами» является этапом вхождения в творчество:
знакомство с произведениями искусства (беседы, экскурсии, уроки ИЗО, кружок рисования);
знакомство с техническими устройствами (уроки художественного труда, экскурсии, кружок конструирования);
освоение элементов творчества в практической деятельности (ритмика, хоровое пение, вокал, вышивание, бисероплетение);
освоение элементов научного творчества (предметные олимпиады, малые научные общества, участие в создании школьной газеты, школьного журнала «Подснежник»);
формирование коллективно-оценочного отношения к результатам своего творчества и творчества других (диалоговые формы работы, экскурсии с выступлениями к шефам, к подшефным в ДОУ);
В методическом кабинете школы находятся материалы, собранные и систематизированные учителями начальных классов по темам:
1. Работа с одарёнными детьми (теоретический материал).
2. Интеллектуальная одарённость детей: реалии, проблемы, перспективы (материал для создания программ, рекомендации, программы).
3. Практический материал для занятий.
4. Банк данных (списки способных учащихся, результаты олимпиад по годам).
База данных помогает при планировании работы по преемственности, а также позволяет прослеживать качественный рост при переходе одарённых учащихся из начальной школы в среднее звено.
№ | Ф. И. уч-ся | | | | | | | | | | | | |
1. | Арутюнян В. | + | + | | + | + | + | | | | + | + | + |
2. | Авдеев Р. | | + | + | | | + | | | | | | |
3. | Баранов В. | | | | | | | | | | | | |
4. | Бородавченко С. | | | | | | | | | | | | |
5. | Губанов Н. | + | + | | | | | + | | | | | |
6. | Дрокина М. | | | | | | | | | | | | |
7. | Дьяконова В. | | | | + | + | | | | + | | | |
8. | Ефимов В. | | + | | | | | | | | | | + |
9. | Коваленко Д. | | | + | | | | | | | | | |
10. | Куцев М. | | | | | + | | | | | + | + | |
11. | Кузнецов А. | | | | | | | | | | | | |
12. | Лаптева П. | | | | | | | | | | + | | |
13. | Машенцев Э | | | | | | | | | | | | |
14. | Мартыненко В. | | | | | | + | | | | | | |
15. | Перепелицин В. | + | + | + | + | | + | + | | + | + | + | |
16. | Сенина Д | | | | | | | | | | | | |
17. | Сиротина М. | + | + | | | + | | + | | | + | | + |
18. | Тупицын Д. | | | | | | | | | | | | |
19. | Тройслит В. | | | | | | | | | | | | |
20. | Федосеева Д. | | | | | | | | | | | | |
21. | Хвостова П. | + | + | + | + | | + | + | | + | + | | |
22. | Шевелев Д. | | | | | | | | | | | | |
23. | ЯзыковаД. | | | | + | | | | | | | + | |
Дата - балл |
№ | Ф.И.уч-ся | | место | | место | | место | | место |
1. | Горбачёв В. | 12 | 4 | 10 | 3 | 12 | 3 | 19,5 | 3 |
2. | Котов С. | 16,5 | 1 | 18 | 2 | 24 | 2 | 27 | 2 |
3. | Онищенко Н. | 12,5 | 2 | 17 | 1 | 26 | 1 | 28 | 1 |
4. | Гульназарова | 4 | 7 | - | 7 | - | 7 | 2 | 6 |
5. | Дмитриенко | 10,5 | 5 | 5 | 6 | 10 | 5 | 17 | 4 |
6. | Лучинский | 8 | | 7,5 | 5 | 11,5 | 4 | 15 | 5 |
7. | Писковецкий | 14 | 3 | 8 | 4 | 2 | 6 | - | 7 |
8. | Петров | 10 | 6 | - | 7 | - | 7 | 2 | 6 |