СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель работы с одаренными детьми в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модель работы с одаренными детьми в начальной школе»

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе.


Выступление на РМО учителей начальных классов учителя МОУ « СОШ №2г. Зеленокумска Борзовой С.Н.


В нашей школе выявление способных детей начинается во время реализации плана работы по преемственности между ДОУ и начальной школой. Будущие классные руководители первых классов при посещении открытых занятий в ДОУ, а также при индивидуальной беседе с воспитателями выпускных групп, руководителями кружков отмечают детей, способности, которых выделяются. В дальнейшем, составляя свой план работы, учитывают данную информацию и рекомендации воспитателей и специалистов. Педагоги содействуют продолжению посещения кружков детьми, которые они посещали ранее и вовлечению в новые кружки при центре внешкольной работы.

В первом классе (в октябре) психолог проводит мониторинг по выявлению одарённых и способных детей. Классный руководитель проводит анкетирование с родителями. Результаты мониторинга и анкетирования, а также наблюдения учителя во время учебного процесса помогают определить уровень способностей ребёнка и уровень его развития.

На втором этапе одной из важнейших задач педагога является создание условий, при которых любой ребёнок смог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Базой для создания таких условий служит специально организованная работа, особая роль в которой отводится характеру заданий, предлагаемых ученикам. Особое место отводим подбору таких заданий, которые имеют внешнее сходство при различном их содержании и вариативности способов решения. Выполняя такие частично-поисковые задания, учащиеся самостоятельно выявляют эти варианты (как можно больше вариантов) и определяют наиболее рациональные из них. Систематически на уроках математики во время устного счёта и на уроках русского языка, окружающего мира на этапе «актуализация» включаются задания, рассчитанные на мыслительную деятельность логического уровня, вопросы и задачи, требующие от учащихся высказываний интуитивного характера, догадки, выдвижения возможных предположений. Работа с одарёнными детьми в учебном процессе осуществляется через обучение по УМК «Гармония», который имеет систему познавательных задач и заданий проблемного характера, при решении которых появляется интерес не только к заданиям, но и к процессу их открытия, тем самым способствуют развитию творческих способностей учащихся. (В школе имеется опыт работы по программе Л.В.Занкова,УМК « Гармония»)

Работа продолжается во втором классе не только во время уроков. Во втором классе вводятся элективные курсы «Ритмика», «Развитие математических навыков». В школе работают кружки для начальной школы («Бисероплетение», «Юный художник», « Чудеса аппликации, « В мире профессий»), в которых дети обучаются плетению сувениров из бисера, рисованию, что способствует развитию мелкой моторики. Учащиеся начальных классов участвуют в различных конкурсах и викторинах в течение года, а так же во время предметной недели. Учителями физической культуры проводится большая работа по выявлению одарённых детей, их развитию и вовлечению в спортивные секции, туристические кружки. Ученики начальных классов МОУ « СОШ № 2г. Зеленокумск» уже на протяжении нескольких лет являются в районе лидерами спортивных соревнований.

Ежегодно в марте проводим конкурс чтецов, в котором принимают участие учащиеся 1-4 классов.

Принимают участие учащиеся в олимпиадах на платформе Учи.ру, « Русский медвежонок» , «Золотое руно», в краевой метапредметной олимпиаде для младших школьников, в краевых олимпиадах « Затейник», в краевой комплексной олимпиаде четвероклассников « Старт».

В 3-4 классах работа с одарёнными и способными учащимися продолжается в кружках «Вундеркинд» (математика) и «По тропам родного языка» (русский язык). Во время учебного процесса классные руководители со способными учащимися ведут индивидуальную работу: работа в тетради для выполнения дополнительных или творческих заданий во время урока(время и объём работы в данной тетради ученик определяет самостоятельно, в зависимости от скорости выполнения и трудности задания; в тетради два кармашка - в начале и конце тетради, для карточек с отработанными заданиями и заданиями, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно), составляют индивидуальные домашние задания, проводят разноуровневые контрольные работы.

Элективные курсы по математике помогают развивать математические навыки у учащихся и работать с тестами. Учителя применяют развивающие, проблемные, личностно-ориентируемые технологии, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.

Особое место отводится подготовке к олимпиадам школьного и районного уровня. Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающие, стимулируют интерес не только к математике, но и к другим наукам.

Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребёнка.

Основным материалом для олимпиад являются задачи. Разумеется, задачи не должны дублировать материал учебника, а во многих случаях носят нестандартный характер. А иногда могут соответствовать принципу опережающего обучения. Главное, чтобы ребёнок смог проявить смекалку. Эффектны простые задачи, требующие неожиданного поворота мысли.

С сентября месяца каждого года в кружках проходят занятия по подготовке к школьным и районным олимпиадам. До середины января проходит подготовительная работа, которая заключается в расширении и систематизации знаний учащихся, выходящих за рамки школьной программы, а также обучение решению нестандартных задач. Занятия проходят в форме «Круглого стола», где после самостоятельного 5-минутного размышления. Каждый учащийся предлагает свой вариант решения задачи, затем определяется правильное решение и различные способы решения. Каждый учащийся получает баллы, в зависимости от результата решения. К концу каждого занятия баллы суммируются, и определяется лидер.

С 15 января по февраль проводится отборочный тур «Мини-олимпиада»,

Учащийся, получивший минимальное количество баллов, выбывает.

Далее с данными учащимися ведётся индивидуальная работа классным руководителем. Тройка финалистов является участниками районных олимпиад. Для финалистов руководитель кружка вместе с классным руководителем составляют индивидуальный план работы по подготовке к олимпиаде.

Результатом такой системы работы по выявлению и развитию одарённых и способных детей являются призовые места, которые учащиеся занимают уже более пяти лет.


Для начальной школы работа с «талантами» является этапом вхождения в творчество:

  • знакомство с произведениями искусства (беседы, экскурсии, уроки ИЗО, кружок рисования);

  • знакомство с техническими устройствами (уроки художественного труда, экскурсии, кружок конструирования);

  • освоение элементов творчества в практической деятельности (ритмика, хоровое пение, вокал, вышивание, бисероплетение);

  • освоение элементов научного творчества (предметные олимпиады, малые научные общества, участие в создании школьной газеты, школьного журнала «Подснежник»);

  • формирование коллективно-оценочного отношения к результатам своего творчества и творчества других (диалоговые формы работы, экскурсии с выступлениями к шефам, к подшефным в ДОУ);

В методическом кабинете школы находятся материалы, собранные и систематизированные учителями начальных классов по темам:

1. Работа с одарёнными детьми (теоретический материал).

2. Интеллектуальная одарённость детей: реалии, проблемы, перспективы (материал для создания программ, рекомендации, программы).

3. Практический материал для занятий.

4. Банк данных (списки способных учащихся, результаты олимпиад по годам).

База данных помогает при планировании работы по преемственности, а также позволяет прослеживать качественный рост при переходе одарённых учащихся из начальной школы в среднее звено.








Ф. И. уч-ся













1.

Арутюнян В.

+

+


+

+

+




+

+

+

2.

Авдеев Р.


+

+



+







3.

Баранов В.













4.

Бородавченко С.













5.

Губанов Н.

+

+





+






6.

Дрокина М.













7.

Дьяконова В.




+

+




+




8.

Ефимов В.


+










+

9.

Коваленко Д.



+










10.

Куцев М.





+





+

+


11.

Кузнецов А.













12.

Лаптева П.










+



13.

Машенцев Э













14.

Мартыненко В.






+







15.

Перепелицин В.

+

+

+

+


+

+


+

+

+


16.

Сенина Д













17.

Сиротина М.

+

+



+


+



+


+

18.

Тупицын Д.













19.

Тройслит В.













20.

Федосеева Д.













21.

Хвостова П.

+

+

+

+


+

+


+

+



22.

Шевелев Д.













23.

ЯзыковаД.




+







+



















Дата - балл

Ф.И.уч-ся


место


место


место


место

1.

Горбачёв В.

12

4

10

3

12

3

19,5

3

2.

Котов С.

16,5

1

18

2

24

2

27

2

3.

Онищенко Н.

12,5

2

17

1

26

1

28

1

4.

Гульназарова

4

7

-

7

-

7

2

6

5.

Дмитриенко

10,5

5

5

6

10

5

17

4

6.

Лучинский

8


7,5

5

11,5

4

15

5

7.

Писковецкий

14

3

8

4

2

6

-

7

8.

Петров

10

6

-

7

-

7

2

6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!