СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация задач познавательного развития и инженерного мышления посредством образовательной робототехники и использования конструктора huna-mrt при подготовке детей к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст-сопровождение презентации методического пособия

Реализация задач познавательного развития и инженерного мышления посредством образовательной робототехники и использования конструктора

HUNA-MRT при подготовке детей к школе

Е.А. Митрофанова

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад№ 29»

г. Краснотурьинск

Слайд 1. Период, предшествующий обучению в начальной школе – это этап интенсивного психического и познавательного развития ребенка. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов доказывают, что ребенку, не научившемуся учиться, не овладевшему приемами мыслительной деятельности в старшем дошкольном возрасте очень трудно дается обучение в начальных классах школы.

Слайд 2. Новое время порождает принципиально новый облик ребенка дошкольного возраста, предполагающий готовность к жизни в высокотехнологичном мире. В современном обществе требуются специалисты способные внедрять новые технологические решения, управлять крупными проектами, что влечёт за собой необходимость изменения привычных образовательных технологий. Поэтому важно создать в дошкольной организации условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков конструктивной мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Слайд 3. В современном высокотехнологичном мире нас всё больше и больше окружает робототехника - новый вид занятий, позволяющий мотивировать ребенка к познавательной активности через конструирование. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим иной подход.

Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее дидактическими возможностями (представлены на слайде).

Слайд 4. Занятия робототехникой интересны для ребенка и проводятся в доступной игровой форме «от простого к сложному», с понятными материалами (конструкторами Lego или аналогичными). Использование Lego WeDo и Lego WeDo 2.0 предполагает наличие ноутбуков и необходимость оборудования компьютерного кабинета. В использовании наборов конструкторов HUNA-MRT дополнительного оснащения не требуется, что значительно облегчает возможность знакомства с робототехникой.

Слайд 5. Конструкторы HUNA-MRT многофункциональное оборудование дающее возможность ребенку проявить конструктивные и творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей к техническому творчеству. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. Все детали конструкторов пластмассовые, яркие, минимум доступной для детей электроники. Конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления – все это позволяет изучить основы робототехники. Созданные модели легко программируются карточками,  и это плюс для детей дошкольного возраста – дети получают быстрый результат своей работы, учатся разрабатывать алгоритмы.

Слайд 6. Знакомство с робототехникой на примере использования  конструктора HUNA-MRT начинается с 4-5 лет. Освоение навыков робото–конструирования детей дошкольного возраста происходит в 4 этапа (представлены на слайде).

Первоначально детям предлагается собрать предметы и  объекты окружающего мира (мебель, игрушки, транспорт, постройки для детских площадок). Затем  животных, птиц, человека,  выделяя особенности их строения.  Сделать игрушку, с которой можно играть, изменяя сюжет игры, использование деталей сразу нескольких наборов, позволяет предоставить ребенку возможность неограниченного числа вариантов конечного результата. Конструируя, дети сами выбирает для себя темп и условия игры, создавая новые поделки и новые сюжеты. Такие игры и занятия развивают не только моторику, но и речь, что особенно важно для тех, кто имеет отклонения или задержки в развитии. В создании  коллективных построек  («Зоопарк», «Безопасный город», «Парк аттракционов») воспитанники учатся договариваться и взаимодействовать друг с другом, представлять результаты проектов.

Слайд 7. Ребенку необходимо воссоздать конструкцию по предложенному образцу с подробным описанием методов его создания. Такая форма обучения подразумевает передачу ребенку готовой информации и не связана напрямую с развитием творчества. Однако,  в ней развиваются навыки подражания, которые для ребенка важны при самостоятельном воссоздание из графического представления, по схеме, реальной модели. Что развивает и познавательные, и интеллектуальные способности ребенка, положительно сказывается на его способностях к абстрактному мышлению. Такие занятия могут служить подготовкой детей к полноценному самостоятельному техническому творчеству.

Слайд 8.  В дальнейшем в проектной деятельности дети применяют уже полученные навыки, самостоятельно принимая решения и придумывая способы реализации задуманного. Им дается почти полная свобода в создании и воплощении замыслов, в поисках способов и решений, ограниченная только заданной тематикой. Такая форма организации деятельности часто применяется для закрепления полученных знаний и развития опыта конструирования, творческого и абстрактного мышления.

Слайд 9. Еще более сложная задача, конструирование по заданным условиям, когда не предлагается образец или схема, а задаются условия, которые, как правило, описывают «для чего» необходима конструкция и какие функции она выполняет.

По нашим наблюдениям, приобретенные детьми умения и навыки в занятиях с использованием робототехнического конструктора HUNA-MRT (с выполнением ими операций по конструированию и моделированию, присоединению элементов питания и управления или программированию моделей к действию при помощи картридера), позволяют воспитанникам затрачивать меньше времени для того, чтобы самостоятельно разобраться в каком-либо задание. В результате, укрепляется уверенность детей в собственных силах, повышается их творческая и познавательная активность. Сформировавшиеся умения мыслить неординарно, работать в команде, добиваться результатов, представлять продукты своей деятельности являются необходимым фактором для успешного усвоения новых знаний и освоения новых умений в дальнейшем, в учебе.

Слайд 10. По результатам практической деятельности с детьми подготовительных групп, было составлено методическое пособие «Реализация задач познавательного развития и инженерного мышления посредством образовательной робототехники и использования конструктора HUNA-MRT при подготовке детей к школе». В пособие, обозначены основные направления работы педагога-психолога  во  взаимодействие с воспитателями групп (для детей шестого и седьмого годов жизни), в образовательной деятельности с робототехническими конструкторами HUNA-MRT 1 (Hand)» и  HUNA-MRT 1 (Brain)».

Прописана общая цель деятельности: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка и формирование предпосылок универсальных учебных действий через совершенствование его конструкторских способностей. И задачи, для первого и второго года обучения (представлены на слайде). Описаны этапы и формы организации работы, ранее представленные вашему вниманию. Предложено примерное планирование занятий педагога-психолога и педагогов по тематическим блокам. Для каждого года обучения их по восемь, а занятий 14:  по два проводимых с воспитателем совместно – вводное и итоговое, раздельно реализуемых тем единого планирования по шесть. 

Слайд 11. В разделе методических рекомендаций обозначены задачи каждого блока занятий. Каждая тема предусматривает предварительную работу с детьми группы, сопровождается  подбором соответствующих наглядного и речевого материала. Сами будущие модели, если это не конструирование или моделирование  по замыслу, и не проектная деятельность детей, взяты из набора карт-схем, прилагаемых к конструктору. (Приведение одного-двух примеров планирования, по материалам пособия).

К сожалению, реализация тематического планирования второго года обучения пока проходит не в полном объеме, из-за недостаточного количества наборов конструктора  HUNA-MRT 1 (Brain). По этой причине данный вид конструктора больше используется не для занятий в группе, но для организации проектной деятельности (в малой подгруппе детей) либо для индивидуального психолого-педагогического сопровождения одаренных детей из числа старших дошкольников.

Слайд 12. Предлагаем посмотреть фрагмент занятия с использованием конструктора HUNA-MRT для реализации задач математического развития.

Слайд 13.  Ежегодно весной в ДОУ проводится конкурс «Маленький изобретатель» среди групп детского сада (дети с педагогами, семьи воспитанников, желающие реализовать свои творческую активность в конструирование), по результатам устраиваются  тематические выставки.

 На апрель 2020 года запланировано проведение командных соревнований по техническому творчеству среди воспитанников подготовительных к школе групп детского сада № 29.

В ноябре 2019 года наши воспитанники принимали участие в соревнованиях по техническому творчеству среди дошкольников «НеоКидз» (ЦДТ) и заняли почетное 2 место среди ДОУ городского округа Краснотурьинск.

Слайд 14. Опыт использования конструктора HUNA-MRT в образовательной деятельности детей дошкольного возраста был представлен педагогическому сообществу.

На региональном уровне в апреле 2019 года – заочное участие в ХХ межрегиональной научно-практической конференции «Педагогическая деятельность в условиях реализации профессиональных стандартов: проблемы, опыт, перспективы» (город Серов) – Публикация в сборнике: материала «Реализация задач инженерного мышления посредством образовательной робототехники и использования конструктора HUNA-MRT».

На муниципальном уровне в рамках семинара-практикума (ноябрь 2017 года), проводимом МБ ДОУ № 29 был представлен опыт использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога-психолога: «Реализация задач математического развития посредством образовательной робототехники и использования конструктора HUNA-MRT».

На уровне ДОУ в марте 2020 года в рамках педагогического совета «Совершенствование работы с детьми дошкольного возраста в конструктивно-модельной деятельности» – выступление по теме «Реализация задач познавательного развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста посредством образовательной робототехники на примере использования конструктора HUNA-MRT» с элементами организации мастер-класса для педагогов.

 

 

 

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Реализация задач познавательного развития и инженерного мышления посредством образовательной робототехники и использования конструктора huna-mrt при подготовке детей к школе»

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И  ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  КОНСТРУКТОРА HUNA - MRT ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСТРУКТОРА HUNA - MRT ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Тогда как физическая активность явно видна и в ней проявляются способности детей, умственная проявляется опосредованно, такая деятельность ребенка видна только в конечном результате, например, созданной ребенком конструкции или игре. Конструкторы любимый детьми материал, использование которого в образовательной деятельности ДОУ позволяет  проявить у воспитанников творческую активность, развивая их мышление, воображение, память и навыки и умения в конструктивной деятельности.

Известно, чтоб игрушка не надоедала, ее должно быть возможно трансформировать и модифицировать, в случае с конструктором и особенно с робототехническим, такие возможности безграничны и позволяют поддерживать интерес ребенка и к игре, и к занятию, что способствует его познавательному развитию, в целом и овладению навыками общения (эмоционально-волевой саморегуляции), в частности.

Вряд ли робототехника для детей имеет что-то общее с эксплуатацией промышленных роботов. Но с другой стороны, занятия с программируемым конструктором являются первым шагом к дальнейшему обучению робототехнике.

Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее дидактическими возможностями:  1) формирование предпосылок универсальных учебных действий:  личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных;  2) развитие мелкой моторики;  3) развитие навыков и умений конструирования и моделирования;  4) формирование математических представлений;  5) знакомство с основами механики и начальная подготовка к инженерному образованию;  6) приобретение первого опыта программирования.

Причины все более активного вхождения робототехники в дошкольное образование связаны с ее дидактическими возможностями:

1) формирование предпосылок универсальных учебных действий:  личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных;

2) развитие мелкой моторики;

3) развитие навыков и умений конструирования и моделирования;

4) формирование математических представлений;

5) знакомство с основами механики и начальная подготовка к

инженерному образованию;

6) приобретение первого опыта программирования.

 Преимущества использования конструкторов  HUNA-MRT  перед аналогичными     «HUNA-MRT »  LEGO Education «WeDo»

Преимущества использования конструкторов  HUNA-MRT

перед аналогичными

  «HUNA-MRT »

LEGO Education «WeDo»

Занятия распределены по блокам с усложнением к концу года. Каждый блок состоит из двух занятий: первое проводится педагогом-психологом 1 раз в месяц от 20 до 30 минут (по подгруппам 8-10) во второй половине дня, второе – воспитателем в совместной деятельности с учетом рекомендаций педагога-психолога. Основные формы занятий – по образцу, схеме, замыслу.

Занятия распределены по блокам с усложнением к концу года. Каждый блок состоит из двух занятий: первое проводится педагогом-психологом 1 раз в месяц от 20 до 30 минут (по подгруппам 8-10) во второй половине дня, второе – воспитателем в совместной деятельности с учетом рекомендаций педагога-психолога.

Основные формы занятий – по образцу, схеме, замыслу.

Освоение навыками роботоконструирования происходит в 4 этапа:

  • На первом этапе работы дети знакомятся с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей. Основной образовательной целью применения конструкторов является формирование математических представлений, которые детям дошкольного возраста даются достаточно сложно. Это ориентирование в пространстве, оценка и определение параметров деталей, использование счета, геометрических понятий. На данном этапе используются наборы по начальному овладению робототехникой, предполагающие конструирование и моделирование первых моделей роботов – HUNA-MRT 1 (Hand).
  • На втором этапе дети учатся собирать простые конструкции по схеме и образцу. Это даёт возможность детям на практическом опыте освоить геометрические образы, развить пространственные представления, вооружить их навыками сравнения и измерения, навыками чтения и использования схем в объемном конструировании, создание действующих моделей. При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: предметы быта, животные, птицы, транспорт, архитектура и др. В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами, в подгруппе.
  • На третьем этапе дети сначала знакомятся с электронными элементами (датчики, моторы, пульт управления), изучают устройство механизмов. Затем учатся пользоваться комплектом карточек для программирования роботов (пиктограммами) и программируют с помощью их. Изучение основ алгоритмики, проводится при помощи набора MRT 1 Brain, являющимся логическим продолжением   HUNA - MRT 1 (Hand) и имеющим картридер для программирования материнской платы.
  • На четвертом этапе дети творчески усовершенствуют предложенные разработчиками модели, создают и программируют модели с более сложным поведением. Юные конструкторы исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят испытания, оценивают ее возможности, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, придумывают сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. Создавая коллективные постройки («Зоопарк», «Безопасный город», «Парк аттракционов») воспитанники учатся взаимодействовать. Для стимулирования творчества детей в детском саду организуются конкурсы, соревнования в игровой форме. Использование действующих моделей в конструировании позволяет решать задачи познавательного, социально-коммуникативного развития, повысить мотивацию к совместной творческой деятельности.
  • Интегрирование различных образовательных областей в работе с конструктором   HUNA - MRT открывает новые возможности для овладения новыми знаниями, навыками и расширения круга интересов воспитанников. Занятия конструированием и программированием, а также общение в процессе работы способствуют успешной подготовке к началу школьного обучения.
 Методические рекомендации  Первый год обучения Задачи:  - создавать условия для успешной социализации детей;  - развивать наблюдательность, уточнять представления о величине, форме предметов и их частей, их пространственном расположении, различии и сходстве;  - развивать способности к анализу и планированию деятельности;  - развивать комбинаторные навыки и мелкую моторику рук;  - развивать речь и добиваться рассуждений вслух при решении конструктивных и иных задач;  - развивать познавательную, творческую активность;  - развивать инициативу и самостоятельность;  - развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества. Блоки занятий «Путешествие по Стране конструкторов HUNA -MRT 1 (Hand)» Наш дом Мир увлечений Наш двор Домашние животные Зоопарк Дорога домой Проект «Парк аттракционов»

Методические рекомендации

  • Первый год обучения

Задачи: - создавать условия для успешной социализации детей; - развивать наблюдательность, уточнять представления о величине, форме предметов и их частей, их пространственном расположении, различии и сходстве; - развивать способности к анализу и планированию деятельности; - развивать комбинаторные навыки и мелкую моторику рук; - развивать речь и добиваться рассуждений вслух при решении конструктивных и иных задач; - развивать познавательную, творческую активность; - развивать инициативу и самостоятельность; - развивать навыки межличностного общения и коллективного

творчества.

Блоки занятий

«Путешествие по Стране конструкторов HUNA -MRT 1 (Hand)»

Наш дом

Мир увлечений

Наш двор

Домашние животные

Зоопарк

Дорога домой

Проект «Парк аттракционов»

Второй год обучения Задачи:  -формировать предпосылки универсальных учебных действий:  личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных; - развивать конструкторские умения и навыки через проектную деятельность; -развивать способности к анализу и планированию деятельности; - развивать комбинаторные навыки и мелкую моторику рук; - развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества.  Блоки занятий «Путешествие по Стране робототехнических конструкторов HUNA -MRT 1 (Brain)». Волшебные вещи Сказочные животные Необычные корабли Богатырское дело правое Чудо – техника Герои спорта Организация конкурса проектов «Сказочная деревня», «Безопасный город»

Второй год обучения

Задачи: -формировать предпосылки универсальных учебных действий:  личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных;

  • - развивать конструкторские умения и навыки через проектную деятельность;
  • -развивать способности к анализу и планированию деятельности;

- развивать комбинаторные навыки и мелкую моторику рук;

- развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества.

Блоки занятий

«Путешествие по Стране робототехнических

конструкторов HUNA -MRT 1 (Brain)».

Волшебные вещи

Сказочные животные

Необычные корабли

Богатырское дело правое

Чудо – техника

Герои спорта

Организация конкурса

проектов «Сказочная деревня»,

«Безопасный город»

  Воспитанники детского сада № 29 приняли участие в соревнованиях по конструированию среди ДОУ в рамках городского конкурса «НеоКидз» и заняли 2 место (развитие инженерного мышления ).
  • Воспитанники детского сада № 29 приняли участие в соревнованиях по конструированию среди ДОУ в рамках городского конкурса «НеоКидз» и заняли 2 место (развитие инженерного мышления ).
 Представление опыта использования современных технологий  в конструктивно-модельной деятельности на примере  организации работы педагога-психолога  по подготовке детей к началу школьного обучения  (в ДОУ, на муниципальном и региональном уровнях)
  • Представление опыта использования современных технологий в конструктивно-модельной деятельности на примере организации работы педагога-психолога по подготовке детей к началу школьного обучения (в ДОУ, на муниципальном и региональном уровнях)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!