Модель развития духовно – нравственного воспитания в классах казачьей направленности
Подготовила учитель нач. классов: Старосельцева Т.П
Начиная с 2007 г в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Краснодарский край – казачий край. Каждый народ обладает своей исторической памятью, традициями, в которых запечатлены его духовные ценности. Они отражены в поселениях и жилищах, семейном и общественном быту, песнях и преданиях, календарных праздниках и обрядах. Культура кубанского казачества богата и разнообразна. Память об истории страны – залог нравственного здоровья общества. Не случаен интерес юного поколения к своим истокам, своим корням.
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения. А воспитание любви к отчизне невозможно без привития интереса и уважения к своей «малой родине», ее людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребенка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом, важно в духовно-нравственном воспитании личности. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, перестает существовать как этническая единица.
Работа в классе казачьей направленности помогает наиболее эффективно решать задачи нравственного, патриотического и нравственного воспитания школьников.
Цель воспитательной программы класса казачьей направленности: воспитание духовно богатой, физически развитой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности на основе изучения краеведения, традиций, истории края, культурного наследия предков.
Задачи программы:
1) формировать у детей желания поступать в соответствии с нравственными ценностями и правилами (жить по совести);
2) развивать способности к состраданию, сопереживанию, пониманию другого человека;
3) воспитывать стремление к любви, добру, толерантности;
4) приобщать детей к истокам культуры казаков, знакомить с обрядами, традициями, бытом;
5) дать знания в области православной культуры для духовно-нравственного и эстетического развития личности;
6) развивать физические способности учащихся, используя заложенный в них потенциал.
В соответствии с программой класса казачьей направленности используются следующие формы работы:
1) работа с родителями учащихся;
2) работа на уроках кубановедения;
3) введение регионального компонента на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки, физической культуры;
4) занятия кружков «История и культура казачества», «Основы православной культуры»; « Игры кубанских казаков»;
5) проектная и исследовательская деятельность; 6 ) экскурсии и походы
7) творческие вечера;
8) участие во всех районных и сельских мероприятиях, связанных с работой казачьего общества.
Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Нам понятнее её мощное течение, а питающие её ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм, питают ручьи различных чувств и сливаясь образуют глубокое гражданское чувство.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятие-встреча, занятие - заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие - творческий портрет, занятие-праздник. Особенно приветствуются выездные занятия .
В основе всей работы казачьих классов прослеживается выполнение казачьих заповедей. В самый первый день в школе, во время линейки, ребятам торжественно вручается флаг-символ чести и доброго имени казака. ( с флагом )
Пройдет немного времени, и ребята из обычных малышей превратятся в настоящих казачат. Что сделает их более ответственными к своим поступкам. Для наших классов стали стабильными показатели уровня воспитанности учащихся, не допускается снижение показателей: «отношение к учению», «долг и ответственность», «дисциплинированность». Появятся у них и свои права.( посвящение_)
Одна из заповедей гласит «Служи верно своему народу». Наши девчонки и мальчишки активно участвуют в акциях «Мы этой памяти верны», «Письмо солдату», «Бессмертный полк».( ) Всегда интересно проходят встречи с атаманом и казаками-наставниками.( ДК )
Уже традиционными стали в нашей школе праздники «День матери-казачки». Наши ребята учатся чтить старших, уважать старость. (праздник мам)
Акция «Школьный двор» учит ребят жить своим трудом, уважительно относится к народу-труженику(Уборка двора).В рамках проекта педагоги, родители и дети воссоздали макет колодца.(колодец)
Человек не рождается духовно и нравственно совершенным. Он получает знания в общении с преподавателями, родителями, священнослужителями, интересными людьми. За годы сотрудничества у нас появился духовный наставник. В доверительной беседе батюшка Михаил рассказывает ребятам о нравственных и духовных ценностях жизни, о почитании отца и матери, правилах общения, об уважении к старшим. Учащиеся с интересом слушают и участвуют в беседе. Общаясь с детьми, он ответил на все вопросы о добре и зле, о взаимоотношениях со сверстниками. Особый интерес вызывают экскурсии в храм Георгия Победоносца(храм)
Стали традиционными встречи с казаками Новоукраинского казачьего общества. В беседе с Сергеем Александровичем Чепелевым казачата узнали о переселении казаков на Кубань, об обычаях и православной вере казаков. Тесно сотрудничаем со школьной библиотекой. Ребятами был выполнен проект «Храм»
Взаимная выручка-основа казачьего братства. Спортивные соревнования-яркий пример этому.(Соревн)
Семья - основа казачьего общества. Вместе с родителями ребята выполняли проект «Моя родословная». Чтобы вырасти честными, добрыми, отзывчивыми, дети должны знать историю своей семьи, своего народа.
Результаты проведенной работы отражаются на стендах, выставках, во время концертов, а также на школьном сайте.
Казачество — особенное племя,
Где руки закаленные трудом.
Честь высока и ценно время,
Когда земля зовет и отчий дом.
Кровь горяча, воинственны- бесспорно.
Решает шашка жизненный недуг,
Виниться перед Богом не позорно
И смело выйти на казачий круг.
Фамилий память с гордостью хранится,
Их корни вековые глубоки. Пока стоят российские станицы —
Благословенны наши казаки! (Сафронова Елена Сергеевна)