СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Модель социально -педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе.»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Модель социально -педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»  (соавторство:   Кокарева О. В., Нестерова Г. В., Зобнина  Т.Н.,  Коваленко В.А.,  Свирепова Л.А.,  Усольцева С.Н.,  Севрюкова Л.А). Приложения к программе:

Приложение 1. «Модель социально -педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»

 Приложение2. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений»

Приложение 3. Подпрограмма «Мой жизненный выбор»

Приложение 4. Подпрограмма «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Приложение 5. Подпрограмма «Коррекционно – развивающие занятия: психокоррекционные

занятия (дефектологические)»

 Приложение 6 Подпрограмма «Когда есть семья»

Приложение 7. Подпрограмма «Лечебная физическая культура»

 

Просмотр содержимого документа
««Модель социально -педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе.»»

Конкурс

Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2022»

Название материала: Создание модели социально -педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе.







Название организации:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа – интернат № 1 Купинского района Новосибирской области (МБОУ Купинская школа-интернат № 1)

Авторы: Кокарева О. В., Нестерова Г. В., Зобнина Т.Н., Коваленко В.А., Свирепова Л.А., Усольцева С.Н., Севрюкова Л.А.

Номинация № 4: Школа новых технологий: готовность к новым результатам.



г. Купино 2022 г.

Содержание

1.

Введение

с. 3

2.

Основные разделы

с. 4

2.1

Обоснование

с. 4

2.2

Цель и задачи

с. 9

2.3

Планируемые результаты

с.10

2.4

Вывод

с. 11

3.

Содержание работы

с. 11

4.

Методические обеспечение

с. 17

5.

Материально-техническое обеспечение

с. 17

6.

Итоги реализации программы

с. 18

7.

Заключение

с. 18

8.

Список литературы

с. 20


Приложения:



Приложение 1. «Модель социально -педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Приложение 2 . Программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений»

Приложение 3. Программа «Мой жизненный выбор»

Приложение 4. Программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи»

Приложение 5. Программа «Коррекционно – развивающие занятия: психокоррекционные занятия (дефектологические)»

Приложение 6. Программа «Когда есть семья»

Приложение 7. Программа «Лечебная физическая культура»

Приложение 8. Материально-техническое обеспечение

Приложени 9 -17. Результаты диагностических исследований


1. Введение

Создание модели социально - педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ Купинской школы-интерната №1, формируемой участниками образовательного процесса и обеспечивающей реализацию индивидуальных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) ( приложение 1).

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» четко определены обязанности различных субъектов по реализации права на гарантированный каждому ребенку с ОВЗ набор специальных условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.

Правительство РФ (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.) ставит важнейшую задачу, которую необходимо решить на современном этапе - это выявления и ранняя комплексная коррекционная помощь детям, имеющим нарушения в развитии, а также их семьям.

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в сфере образования выходит на первое место.  Это комплексная модель психолого-педагогической поддержки и помощи обучающемуся и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля.

Согласно государственной политике РФ родители являются главными воспитателями, они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка. Сегодня у родителей много вопросов о том, как обучать и воспитывать ребёнка с ОВЗ (ЗПР), где получить квалифицированную помощь по социально-психологическому сопровождению детей. Проблема продиктована изменениями в современном обществе, с повышением требований к достижениям ребёнка со стороны родителей, которые, в свою очередь, связаны с введением стандартов образования, задаваемыми обществом. Процесс целенаправленного формирования личности был и остается основной функцией семьи.

2. Основные разделы работы

2.1. Обоснование

Создание модели социально-педагогического и психологического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе-это комплексная модель психолого-педагогической поддержки и помощи обучающемуся и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля. В процессе деятельности создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка.  Работа осуществляется в формах, отличных от урочной деятельности

Коррекционная работа по социально-педагогическому и психологическому сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) разработана на основе действующих законов и законодательных актов: Конвенции о правах ребёнка, Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006г., Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), Федерального закона от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ФГОС НОО ОВЗ (1 - 4 кл.), Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства в 2018-2027 гг.», Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Устава школы МБОУ Купинской школы-интерната № 1.

Сущность и основное назначение социально-педагогического и психологического сопровождения заключается в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта.

Актуальность   создания модели социально - педагогического и психологического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) для успешного обучения и психологического развития в условиях современной школы заключается в необходимости целостной системы сопровождения, которая поможет обучающимся преодолеть существующие ограничения жизнедеятельности, научит самостоятельно принимать решения, отвечать за них, приобретать трудовые и профессионально-трудовые навыки, которые позволят им быть востребованным на рынке труда.

Востребованность данной работы состоит в необходимости взаимодействия не только в рамках образовательного учреждения, но и в межведомственном взаимодействии с другими образовательными организациями Купинского района по оказанию профессиональной коррекционной социально-педагогической и психологической помощи.

В Купинской школе-интернате №1 обучаются дети из семи районов Новосибирской области. В 2018 году МБОУ Купинская школа-интернат № 1 стала участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В рамках реализации которого был создан школьный ресурсный «Сервис-центр» межведомственного взаимодействия с целью оказания квалифицированной коррекционной помощи обучающимся с ОВЗ, родителям и педагогам. В 2020 году школьный ресурсный «Сервис-центр» перешёл в статус муниципального ресурсного «Сервис-центра».

В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и создания школьного ресурсного «Сервис-центра» была обновлена материально-техническая база цифрового, эстетического, технического и коррекционно - развивающего профилей. Новое оборудование позволяет в полном объеме использовать ресурсы школы-интерната, кабинеты стали многофункциональными для занятий коррекционной работой и профильного образования.

Уникальность данной работы состоит в том, что выпускники школы- интерната успешно осваивают образовательные, профессиональные программы и социализируются в обществе.

Особенностью данной работы является то, что она дает обучающимся с ОВЗ(ЗПР) возможность почувствовать себя успешными. Общими для всех обучающихся являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ОВЗ (ЗПР) типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей, сопряженный с проблемами поведения и эмоциональной регуляции. Особые сложности могут создавать нарушения произвольной регуляции: для обучающихся часто характерны импульсивные реакции, не могут сдерживать свои стремления и порывы, не контролируют проявления эмоций, склонны к переменчивости настроения, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими. При организации обучения и воспитания важно учитывать особенности познавательного развития и эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ОВЗ(ЗПР) .

Коррекционная работа ориентирована на обеспечение оптимального развития, обучающегося с ОВЗ(ЗПР), в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Сопровождение способствует формированию личности, к максимально возможной социализации или социальной адаптации.

В систему сопровождения вовлекаются обучающиеся, его законные представители, педагоги, психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, специалисты службы сопровождения замещающих семей, медиации, медицинские работники, школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ШПМПк) образовательного учреждения.

При планировании коррекционной работы по созданию модели социально-педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе были учтены специфические образовательные потребности обучающихся:

  • получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;

  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации.

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом психических процессов обучающихся с ОВЗ (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

  • учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с ОВЗ;

  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;

  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;

  • обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ОВЗ, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

  • развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;

  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

  • обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Социально-педагогическое и психологическое сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) строится на основании следующих принципов:

  • принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;

  • принцип гуманности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия;

  • принцип превентивности - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;

  • принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников;

  • принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;

  • принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения;

  • принцип вариативности предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими особенности в физическом и (или) психическом развитии;

  • принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;

  • принцип системности предполагает непрерывный характер сопровождения, обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;

  • принцип преемственности обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

2.2. Цель и задачи

Цель работы:

  • формирование единого коррекционного пространства через обеспечение диагностического, коррекционно - психологического и социального сопровождения, для успешного личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, способствующих полноценному развитию, жизнеустройству и социализации в обществе.

Задачи работы:

  • способствовать созданию комфортной среды и повышению социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса обучающихся, родителей, педагогов;

  • проводить профилактическую работу по предотвращению возникновения проблем развития ребенка (социально-психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды);

  • оказывать помощь в преодолении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями).

Обучающимся с ОВЗ(ЗПР) предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно самовоспитываться, самообучаться и самореализовываться в соответствии с общепринятыми правилами и нормами.

2.3. Планируемые результаты

Создание модели социально-педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе предполагает достижение следующих результатов:

  • создание оптимальных условий для всестороннего развития обучающихся;

  • создание психологического комфорта и социальной защищённости;

  • общей эрудиции, расширение их кругозора;

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умение применять их в нестандартных ситуациях;

  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

  • творческая самореализация и личностный рост обучающихся;

  • расширение связей с другими общеобразовательными организациями Новосибирской области.

2.4. Вывод

Создание модели социально - педагогического и психологического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе» направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной и профессиональной компетенции. Способствует качественному образованию путем создания комфортной и доступной среды в обучении, развитии, воспитании обучающихся с ОВЗ. Обеспечивает социальную адаптацию, интеграцию в социуме, а по окончании школы их профессиональное самоопределение.

3.Содержание

Согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ (1- 4 кл.), ФГОС ООО ОВЗ (5-9 кл.), организация занятий по социально - психологическому и педагогическому сопровождению для обучающихся с ОВЗ реализуется посредством коррекционных программ по следующим направлениям:

- психологическое реализуется через программу «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений» (приложение 2);

Целью психологического направления является создание оптимальных условий в обучении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих их интеллектуальному, личностному, эмоционально-волевому развитию и содействию социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи психологического направления:

    • выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

    • осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-педагогическую, коррекционно-развивающую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;

    • обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ на доступном им уровне, их интеграцию в образовательном учреждении и социализацию в обществе.

- социально-педагогическое реализуется через программу «Мой жизненный выбор» (приложение 3);

Целью социального - педагогического направления является создание благоприятных и комфортных социально – педагогических условий, способствующих комплексному и всестороннему развитию личности обучающихся.

Задачи социального - педагогического направления:

  • диагностика особенностей семейного воспитания обучающихся и выявление проблем внутрисемейного, межличностного характера;

  • организация и проведение коррекционно-развивающей работы;

  • профилактическая деятельность;

  • просветительская деятельность с участниками образовательного процесса.

- логопедическое реализуется через программу «Коррекция нарушений устной и письменной речи» (приложение 4);

Целью логопедического сопровождения является коррекция и ослабление имеющихся нарушений устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.

Задачи логопедического сопровождения:

  • совершенствование зрительно-пространственных и пространственно- временных представлений;

  • совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;

  • коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;

  • коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;

  • развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.

- дефектологическое реализуется через рабочую программу коррекционного курса «Коррекционно – развивающие занятия: психокоррекционные занятия (дефектологические)» (приложение 5);

Целью дефектологического направления является своевременное выявление и коррекция нарушений познавательного развития и оказание помощи обучающимся.

Задачи дефектологического направления:

  • осуществление диагностики познавательного развития детей;

  • определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации нарушений познавательного развития с учетом структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально - личностных особенностей обучающихся.

- сопровождение замещающих семей реализуется через программы «Когда есть семья» (приложение 6);

Целью службы сопровождения замещающих семей: является  обеспечение условий, способствующих социально-психолого-педагогическому сопровождению замещающих родителей. Оказание помощи семьям в воспитании приёмных детей.

Задачи службы сопровождения замещающих семей:

  • формирование у родителей мотивации получения знаний в области психологии воспитания и обучения приёмных детей;

  • повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;

  • психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса детей, воспитывающихся в замещающих семьях;

  • помощь замещающим родителям в корректировке развития, воспитания, обучения приёмных детей.

-медицинское сопровождение реализуется через рабочую программу «Лечебная физическая культура» (приложение 7);

Целью медицинского направления является формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Задачи медицинского направления:

  • профилактическая и просветительская деятельность;

  • организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

- служба школьной медиации

Целью службы медиации являются: распространение и оказание помощи среди обучающихся, родителей (законных представителей) и сотрудников образовательной организации цивилизованных форм разрешения конфликтов; создание условий для нормализации взаимоотношений на основе принципов и технологии восстановительной медиации.

Задачи службы медиации:

  • проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов общения, и т.д.), для участников конфликтов и споров;

  • обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и споров;

  • информирование всех участников образовательного процесса о принципах и ценностях восстановительной медиации.  

Служба медиации - это структура, созданная в МБОУ Купинской школы - интерната №1, состоящая из педагогов, обучающихся, родителей, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной организации.

Деятельностью школьной службы медиации является содействие профилактике правонарушений, восстановлению нормальных отношений в школьном сообществе, сдерживая подростков от проявления агрессии и насилия, формированию благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков.

- школьного психолого-медико-педагогический консилиум (ШПМПк)

Целью школьного психолого - медико – педагогического консилиума (ШПМПк) является  выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профессионально – педагогического влияния на обучающихся, разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения, типе учебной программы и мерах педагогического воздействия в процессе обучения.

Задачи школьного психолого - медико – педагогического консилиума (ШПМПк) :

  • выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка;

  • создание системы психолого-педагогической поддержки воспитанников, разработка комплекса мер коррекции и компенсации;

  • разработка системы целенаправленной педагогической коррекции физических и психических недостатков учащихся, выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы в соответствии с выявленной структурой дефекта;

  • оказание консультативной и методической помощи педагогам по различным вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Деятельность консилиума направлена на проведение педагогической и психологической диагностики уровня интеллектуального, речевого и психического развития воспитанников и создание на ее основе комплексных коррекционно-развивающих программ. Специалисты консилиума вырабатывают единые критерии готовности к обучению, что способствует реализации принципа непрерывности реабилитационного процесса, обеспечению преемственности на различных этапах обучения. На основании результатов диагностики определяются формы взаимодействия специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума. По результатам диагностического исследования даются рекомендации для педагогов и родителей разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения, типе учебной программы и мерах педагогического воздействия в процессе обучения.

Коррекционная работа имеет продуктивный характер, выражающийся в проведении большого количества практических занятий, способствующих приобретению школьниками ключевых компетенций, необходимых для социальной адаптации к жизни в обществе, формирования общей культуры.

Методы работы.

Выбор методов коррекционной работы по созданию модели социально -педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе» связан с воздействием и влиянием на всех участников образовательного процесса через механизм социально-психологической и педагогической регуляции их социального самочувствия и поведения.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

  • словесный – устное изложение, беседа, рассказ;

  • наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу;

  • практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

  • методы организации и осуществления чувственного восприятия объектов (наглядные);

  • методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);

  • методы организации и управления практической деятельностью детей (практические)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;

  • репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

  • частично-поисковый - участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

  • исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятии:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми;

  • групповой – организация работы в группах;

  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

4. Методическое обеспечение

Научно-методическая поддержка психолого - педагогического сопровождения осуществляется через:

  • изучение Интернет-ресурсов и методических пособий;

  • использование библиотечного фонда;

  • повышение квалификации педагогов.

5. Материально-техническое обеспечение

Для реализации психолого – педагогического сопровождения школа в полном объеме использует материально-технические ресурсы. Была обновлена материально-техническая база цифрового, эстетического, технического и коррекционно – развивающего профилей. Новое оборудование позволяет в полном объеме использовать ресурсы школы-интерната, кабинеты стали многофункциональными для занятий коррекционной работой и профильного образования (приложение 8).

6. Итоги реализации

Итоги реализации модели социально-педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе:

• уменьшение количества детей «группы риска» (приложение 9);

  • отсутствие острых конфликтов между детьми (приложение 10, 16)

  • преобладание благоприятного эмоционально – психологического состояния (приложение 11);

  • создание условий для успешного обучения и социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации (приложение 12);

• успешное личностное и профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ, способствующих полноценному развитию, жизнеустройству и успешная интеграция в обществе (приложение 13, 17);

• повышение умений, обучающихся о цивилизованных методах урегулирования конфликтов и споров, умение применять их в нестандартных ситуациях (приложение 14);

  • уменьшение количества детей с соматическими заболеваниями

(приложение 15).

7. Заключение

Организация социально – педагогического и психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ позволяет расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.

Правильная модель организации коррекционной работы представляет собой ту сферу, в условиях которой максимально развиваются и формируются познавательные потребности и способности каждого обучающегося с ОВЗ, которая обеспечивает воспитание личности, ее развитие, социализацию и профессиональное самоопределение.

Воспитание и развитие обучающихся с ОВЗ происходит в любой момент их деятельности, однако, наиболее продуктивно это воспитание и развитие осуществлять в свободное от обучения время, в процессе коррекционно – развивающей работы.

Жизнь обучающихся с ОВЗ, пронизанная многообразными видами деятельности, и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека, предоставления выбора сфер деятельности, где можно быть успешным, самореализовываться в соответствие с общепринятыми ценностями.

На современном этапе планируется продолжить работу по совершенствованию модели социально - педагогического и психологического сопровождения детей с ОВЗ как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе. С целью предоставления больших возможностей заниматься востребованными, актуальными и популярными видами деятельности, что позволит им гармонично развиваться в различных областях с учетом интересов, возможностей, реалий современного мира и перспектив.






8. Список литературы

1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.-М., 2005..

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.:Просвещение,1973.

3. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.-М.,1993.

4.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

5. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. -М.,2004.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. // Практикум для психологов и логопедов. М.: Гном - Пресс, Новая школа, 1998. 56 с.

7. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»

8. Микляева А. В., Румянцева П. В. М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.

9. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003г.

10. Неценко О.В., ред. Тамахина И.Р. – Выпуск 6. – Содержание социально-педагогического сопровождения обучающегося в образовательной организации: методические рекомендации Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019. – 50 с.

11.Павлий Т. Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Автореф.дис. канд. псих.наук. М., 1997.

12. Рабочая программа «Учись учиться» (развитие познавательных процессов комплект«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения для младших школьников (по авторскому учебно-методическому УМК Языканова Е.В.)

13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. -М.,2001

14.Ульбенкова У.В Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994

15.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. -М.,1999

16. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: Коррекционные занятия в общеобразовательной школе.-М.,2005

17. Шиянов Е. Н., Котова Е. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.

Интернет – ресурсы

Федеральный портал «Российское образование»- https://edu.ru/

Сайт Министерства образования и науки РФ- https://minobrnauki.gov.ru/

НООС - https://edu54.ru

ОЦДК - https://concord.websib.ru/

Всероссийская ассоциация психологов - https://rospsy.ru/

Педагог-Психолог России - https://педагогпсихолог.рф/


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!