Конкурс
Золотая медаль выставки «Учебная Сибирь-2022»
Название материала: Создание модели социально -педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе.
Название организации:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение специальная (коррекционная) школа – интернат № 1 Купинского района Новосибирской области (МБОУ Купинская школа-интернат № 1)
Авторы: Кокарева О. В., Нестерова Г. В., Зобнина Т.Н., Коваленко В.А., Свирепова Л.А., Усольцева С.Н., Севрюкова Л.А.
Номинация № 4: Школа новых технологий: готовность к новым результатам.
г. Купино 2022 г.
Содержание
1. | Введение | с. 3 |
2. | Основные разделы | с. 4 |
2.1 | Обоснование | с. 4 |
2.2 | Цель и задачи | с. 9 |
2.3 | Планируемые результаты | с.10 |
2.4 | Вывод | с. 11 |
3. | Содержание работы | с. 11 |
4. | Методические обеспечение | с. 17 |
5. | Материально-техническое обеспечение | с. 17 |
6. | Итоги реализации программы | с. 18 |
7. | Заключение | с. 18 |
8. | Список литературы | с. 20 |
| Приложения: | |
Приложение 1. «Модель социально -педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья»
Приложение 2 . Программа «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений»
Приложение 3. Программа «Мой жизненный выбор»
Приложение 4. Программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи»
Приложение 5. Программа «Коррекционно – развивающие занятия: психокоррекционные занятия (дефектологические)»
Приложение 6. Программа «Когда есть семья»
Приложение 7. Программа «Лечебная физическая культура»
Приложение 8. Материально-техническое обеспечение
Приложени 9 -17. Результаты диагностических исследований
1. Введение
Создание модели социально - педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе является частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования и основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития МБОУ Купинской школы-интерната №1, формируемой участниками образовательного процесса и обеспечивающей реализацию индивидуальных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) ( приложение 1).
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» четко определены обязанности различных субъектов по реализации права на гарантированный каждому ребенку с ОВЗ набор специальных условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
Правительство РФ (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.) ставит важнейшую задачу, которую необходимо решить на современном этапе - это выявления и ранняя комплексная коррекционная помощь детям, имеющим нарушения в развитии, а также их семьям.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в сфере образования выходит на первое место. Это комплексная модель психолого-педагогической поддержки и помощи обучающемуся и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля.
Согласно государственной политике РФ родители являются главными воспитателями, они оказывают самое большое влияние на развитие ребенка. Сегодня у родителей много вопросов о том, как обучать и воспитывать ребёнка с ОВЗ (ЗПР), где получить квалифицированную помощь по социально-психологическому сопровождению детей. Проблема продиктована изменениями в современном обществе, с повышением требований к достижениям ребёнка со стороны родителей, которые, в свою очередь, связаны с введением стандартов образования, задаваемыми обществом. Процесс целенаправленного формирования личности был и остается основной функцией семьи.
2. Основные разделы работы
2.1. Обоснование
Создание модели социально-педагогического и психологического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе-это комплексная модель психолого-педагогической поддержки и помощи обучающемуся и его родителям в решении задач, связанных с развитием, обучением, воспитанием, социализацией со стороны специалистов различного профиля. В процессе деятельности создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого ребенка. Работа осуществляется в формах, отличных от урочной деятельности
Коррекционная работа по социально-педагогическому и психологическому сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) разработана на основе действующих законов и законодательных актов: Конвенции о правах ребёнка, Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006г., Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012), Федерального закона от 24.06.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ФГОС НОО ОВЗ (1 - 4 кл.), Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства в 2018-2027 гг.», Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Устава школы МБОУ Купинской школы-интерната № 1.
Сущность и основное назначение социально-педагогического и психологического сопровождения заключается в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта.
Актуальность создания модели социально - педагогического и психологического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) для успешного обучения и психологического развития в условиях современной школы заключается в необходимости целостной системы сопровождения, которая поможет обучающимся преодолеть существующие ограничения жизнедеятельности, научит самостоятельно принимать решения, отвечать за них, приобретать трудовые и профессионально-трудовые навыки, которые позволят им быть востребованным на рынке труда.
Востребованность данной работы состоит в необходимости взаимодействия не только в рамках образовательного учреждения, но и в межведомственном взаимодействии с другими образовательными организациями Купинского района по оказанию профессиональной коррекционной социально-педагогической и психологической помощи.
В Купинской школе-интернате №1 обучаются дети из семи районов Новосибирской области. В 2018 году МБОУ Купинская школа-интернат № 1 стала участником федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». В рамках реализации которого был создан школьный ресурсный «Сервис-центр» межведомственного взаимодействия с целью оказания квалифицированной коррекционной помощи обучающимся с ОВЗ, родителям и педагогам. В 2020 году школьный ресурсный «Сервис-центр» перешёл в статус муниципального ресурсного «Сервис-центра».
В рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» и создания школьного ресурсного «Сервис-центра» была обновлена материально-техническая база цифрового, эстетического, технического и коррекционно - развивающего профилей. Новое оборудование позволяет в полном объеме использовать ресурсы школы-интерната, кабинеты стали многофункциональными для занятий коррекционной работой и профильного образования.
Уникальность данной работы состоит в том, что выпускники школы- интерната успешно осваивают образовательные, профессиональные программы и социализируются в обществе.
Особенностью данной работы является то, что она дает обучающимся с ОВЗ(ЗПР) возможность почувствовать себя успешными. Общими для всех обучающихся являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ОВЗ (ЗПР) типичен дефицит не только познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей, сопряженный с проблемами поведения и эмоциональной регуляции. Особые сложности могут создавать нарушения произвольной регуляции: для обучающихся часто характерны импульсивные реакции, не могут сдерживать свои стремления и порывы, не контролируют проявления эмоций, склонны к переменчивости настроения, что в совокупности затрудняет их продуктивное взаимодействие с окружающими. При организации обучения и воспитания важно учитывать особенности познавательного развития и эмоционально-волевой и личностной сферы обучающихся с ОВЗ(ЗПР) .
Коррекционная работа ориентирована на обеспечение оптимального развития, обучающегося с ОВЗ(ЗПР), в соответствии с его физическими и психическими возможностями. Сопровождение способствует формированию личности, к максимально возможной социализации или социальной адаптации.
В систему сопровождения вовлекаются обучающиеся, его законные представители, педагоги, психологи, социальные педагоги, логопеды, дефектологи, специалисты службы сопровождения замещающих семей, медиации, медицинские работники, школьный психолого-медико-педагогический консилиум (ШПМПк) образовательного учреждения.
При планировании коррекционной работы по созданию модели социально-педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе были учтены специфические образовательные потребности обучающихся:
получение специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития;
психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации.
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом психических процессов обучающихся с ОВЗ (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с ОВЗ;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ОВЗ, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Социально-педагогическое и психологическое сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) строится на основании следующих принципов:
принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;
принцип гуманности, предполагает отбор и использование гуманных, личностно-ориентированных, основанных на общечеловеческих ценностях методов психологического взаимодействия;
принцип превентивности - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
принцип научности отражает важнейший выбор практических психологов в пользу современных научных методов диагностики, коррекции развития личности школьников;
принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;
принцип комплексности подразумевает соорганизацию различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения;
принцип вариативности предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими особенности в физическом и (или) психическом развитии;
принцип активной позиции ребенка, при котором главным становится не решить проблемы за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать способности для становления способности ребенка к саморазвитию;
принцип системности предполагает непрерывный характер сопровождения, обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
принцип преемственности обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
2.2. Цель и задачи
Цель работы:
формирование единого коррекционного пространства через обеспечение диагностического, коррекционно - психологического и социального сопровождения, для успешного личностного и профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ, способствующих полноценному развитию, жизнеустройству и социализации в обществе.
Задачи работы:
способствовать созданию комфортной среды и повышению социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса обучающихся, родителей, педагогов;
проводить профилактическую работу по предотвращению возникновения проблем развития ребенка (социально-психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды);
оказывать помощь в преодолении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями).
Обучающимся с ОВЗ(ЗПР) предоставляется выбор сфер деятельности, где можно быть успешным, где можно самовоспитываться, самообучаться и самореализовываться в соответствии с общепринятыми правилами и нормами.
2.3. Планируемые результаты
Создание модели социально-педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе предполагает достижение следующих результатов:
создание оптимальных условий для всестороннего развития обучающихся;
создание психологического комфорта и социальной защищённости;
общей эрудиции, расширение их кругозора;
совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умение применять их в нестандартных ситуациях;
формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
творческая самореализация и личностный рост обучающихся;
расширение связей с другими общеобразовательными организациями Новосибирской области.
2.4. Вывод
Создание модели социально - педагогического и психологического сопровождения детей с ОВЗ (ЗПР) как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе» направлена на развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей, формирование социальной и профессиональной компетенции. Способствует качественному образованию путем создания комфортной и доступной среды в обучении, развитии, воспитании обучающихся с ОВЗ. Обеспечивает социальную адаптацию, интеграцию в социуме, а по окончании школы их профессиональное самоопределение.
3.Содержание
Согласно требованиям ФГОС НОО ОВЗ (1- 4 кл.), ФГОС ООО ОВЗ (5-9 кл.), организация занятий по социально - психологическому и педагогическому сопровождению для обучающихся с ОВЗ реализуется посредством коррекционных программ по следующим направлениям:
- психологическое реализуется через программу «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений» (приложение 2);
Целью психологического направления является создание оптимальных условий в обучении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, способствующих их интеллектуальному, личностному, эмоционально-волевому развитию и содействию социально-культурной адаптации в современном социуме.
Задачи психологического направления:
выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
осуществлять индивидуально-ориентированную, психолого-педагогическую, коррекционно-развивающую помощь детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ общеобразовательных программ на доступном им уровне, их интеграцию в образовательном учреждении и социализацию в обществе.
- социально-педагогическое реализуется через программу «Мой жизненный выбор» (приложение 3);
Целью социального - педагогического направления является создание благоприятных и комфортных социально – педагогических условий, способствующих комплексному и всестороннему развитию личности обучающихся.
Задачи социального - педагогического направления:
диагностика особенностей семейного воспитания обучающихся и выявление проблем внутрисемейного, межличностного характера;
организация и проведение коррекционно-развивающей работы;
профилактическая деятельность;
просветительская деятельность с участниками образовательного процесса.
- логопедическое реализуется через программу «Коррекция нарушений устной и письменной речи» (приложение 4);
Целью логопедического сопровождения является коррекция и ослабление имеющихся нарушений устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи логопедического сопровождения:
совершенствование зрительно-пространственных и пространственно- временных представлений;
совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
- дефектологическое реализуется через рабочую программу коррекционного курса «Коррекционно – развивающие занятия: психокоррекционные занятия (дефектологические)» (приложение 5);
Целью дефектологического направления является своевременное выявление и коррекция нарушений познавательного развития и оказание помощи обучающимся.
Задачи дефектологического направления:
осуществление диагностики познавательного развития детей;
определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и (или) компенсации нарушений познавательного развития с учетом структуры, степени тяжести, обусловленности, а также индивидуально - личностных особенностей обучающихся.
- сопровождение замещающих семей реализуется через программы «Когда есть семья» (приложение 6);
Целью службы сопровождения замещающих семей: является обеспечение условий, способствующих социально-психолого-педагогическому сопровождению замещающих родителей. Оказание помощи семьям в воспитании приёмных детей.
Задачи службы сопровождения замещающих семей:
формирование у родителей мотивации получения знаний в области психологии воспитания и обучения приёмных детей;
повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей;
психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса детей, воспитывающихся в замещающих семьях;
помощь замещающим родителям в корректировке развития, воспитания, обучения приёмных детей.
-медицинское сопровождение реализуется через рабочую программу «Лечебная физическая культура» (приложение 7);
Целью медицинского направления является формирование привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Задачи медицинского направления:
профилактическая и просветительская деятельность;
организация и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
- служба школьной медиации
Целью службы медиации являются: распространение и оказание помощи среди обучающихся, родителей (законных представителей) и сотрудников образовательной организации цивилизованных форм разрешения конфликтов; создание условий для нормализации взаимоотношений на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
Задачи службы медиации:
проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов общения, и т.д.), для участников конфликтов и споров;
обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и споров;
информирование всех участников образовательного процесса о принципах и ценностях восстановительной медиации.
Служба медиации - это структура, созданная в МБОУ Купинской школы - интерната №1, состоящая из педагогов, обучающихся, родителей, которая призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в образовательной организации.
Деятельностью школьной службы медиации является содействие профилактике правонарушений, восстановлению нормальных отношений в школьном сообществе, сдерживая подростков от проявления агрессии и насилия, формированию благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков.
- школьного психолого-медико-педагогический консилиум (ШПМПк)
Целью школьного психолого - медико – педагогического консилиума (ШПМПк) является выработка коллективного решения о содержании обучения и способах профессионально – педагогического влияния на обучающихся, разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения, типе учебной программы и мерах педагогического воздействия в процессе обучения.
Задачи школьного психолого - медико – педагогического консилиума (ШПМПк) :
выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка;
создание системы психолого-педагогической поддержки воспитанников, разработка комплекса мер коррекции и компенсации;
разработка системы целенаправленной педагогической коррекции физических и психических недостатков учащихся, выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы в соответствии с выявленной структурой дефекта;
оказание консультативной и методической помощи педагогам по различным вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Деятельность консилиума направлена на проведение педагогической и психологической диагностики уровня интеллектуального, речевого и психического развития воспитанников и создание на ее основе комплексных коррекционно-развивающих программ. Специалисты консилиума вырабатывают единые критерии готовности к обучению, что способствует реализации принципа непрерывности реабилитационного процесса, обеспечению преемственности на различных этапах обучения. На основании результатов диагностики определяются формы взаимодействия специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума. По результатам диагностического исследования даются рекомендации для педагогов и родителей разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения, типе учебной программы и мерах педагогического воздействия в процессе обучения.
Коррекционная работа имеет продуктивный характер, выражающийся в проведении большого количества практических занятий, способствующих приобретению школьниками ключевых компетенций, необходимых для социальной адаптации к жизни в обществе, формирования общей культуры.
Методы работы.
Выбор методов коррекционной работы по созданию модели социально -педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе» связан с воздействием и влиянием на всех участников образовательного процесса через механизм социально-психологической и педагогической регуляции их социального самочувствия и поведения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
словесный – устное изложение, беседа, рассказ;
наглядный – показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ, работа по образцу;
практический – выполнение работ по схемам, инструкционным картам
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
методы организации и осуществления чувственного восприятия объектов (наглядные);
методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
методы организации и управления практической деятельностью детей (практические)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
объяснительно-иллюстративный – обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на занятии:
фронтальный – одновременная работа со всеми;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
4. Методическое обеспечение
Научно-методическая поддержка психолого - педагогического сопровождения осуществляется через:
изучение Интернет-ресурсов и методических пособий;
использование библиотечного фонда;
повышение квалификации педагогов.
5. Материально-техническое обеспечение
Для реализации психолого – педагогического сопровождения школа в полном объеме использует материально-технические ресурсы. Была обновлена материально-техническая база цифрового, эстетического, технического и коррекционно – развивающего профилей. Новое оборудование позволяет в полном объеме использовать ресурсы школы-интерната, кабинеты стали многофункциональными для занятий коррекционной работой и профильного образования (приложение 8).
6. Итоги реализации
Итоги реализации модели социально-педагогического и психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе:
• уменьшение количества детей «группы риска» (приложение 9);
отсутствие острых конфликтов между детьми (приложение 10, 16)
преобладание благоприятного эмоционально – психологического состояния (приложение 11);
создание условий для успешного обучения и социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации (приложение 12);
• успешное личностное и профессиональное самоопределение обучающихся с ОВЗ, способствующих полноценному развитию, жизнеустройству и успешная интеграция в обществе (приложение 13, 17);
• повышение умений, обучающихся о цивилизованных методах урегулирования конфликтов и споров, умение применять их в нестандартных ситуациях (приложение 14);
(приложение 15).
7. Заключение
Организация социально – педагогического и психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ позволяет расширить их кругозор, связать теоретические и практические знания, сформировать социальные навыки, укрепить здоровье.
Правильная модель организации коррекционной работы представляет собой ту сферу, в условиях которой максимально развиваются и формируются познавательные потребности и способности каждого обучающегося с ОВЗ, которая обеспечивает воспитание личности, ее развитие, социализацию и профессиональное самоопределение.
Воспитание и развитие обучающихся с ОВЗ происходит в любой момент их деятельности, однако, наиболее продуктивно это воспитание и развитие осуществлять в свободное от обучения время, в процессе коррекционно – развивающей работы.
Жизнь обучающихся с ОВЗ, пронизанная многообразными видами деятельности, и включенная в систему позитивных отношений с окружающей действительностью, способствует созданию материальных и духовных ценностей, постепенно содействуя переходу из позиции потребителя в позицию производителя материальных и духовных благ, а это стержень социализации личности, показатель развития и взросления человека, предоставления выбора сфер деятельности, где можно быть успешным, самореализовываться в соответствие с общепринятыми ценностями.
На современном этапе планируется продолжить работу по совершенствованию модели социально - педагогического и психологического сопровождения детей с ОВЗ как условие успешного обучения и психологического развития в современной школе. С целью предоставления больших возможностей заниматься востребованными, актуальными и популярными видами деятельности, что позволит им гармонично развиваться в различных областях с учетом интересов, возможностей, реалий современного мира и перспектив.
8. Список литературы
1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения.-М., 2005..
2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М.:Просвещение,1973.
3. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников.-М.,1993.
4.Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. [Текст] / Д.В.Григорьев// Стандарты нового поколения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
5. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. -М.,2004.
6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. // Практикум для психологов и логопедов. М.: Гном - Пресс, Новая школа, 1998. 56 с.
7. Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников»
8. Микляева А. В., Румянцева П. В. М59 Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. — СПб.: Речь, 2004.
9. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003г.
10. Неценко О.В., ред. Тамахина И.Р. – Выпуск 6. – Содержание социально-педагогического сопровождения обучающегося в образовательной организации: методические рекомендации Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2019. – 50 с.
11.Павлий Т. Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития: Автореф.дис. канд. псих.наук. М., 1997.
12. Рабочая программа «Учись учиться» (развитие познавательных процессов комплект«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения для младших школьников (по авторскому учебно-методическому УМК Языканова Е.В.)
13. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. -М.,2001
14.Ульбенкова У.В Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 1994
15.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. -М.,1999
16. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: Коррекционные занятия в общеобразовательной школе.-М.,2005
17. Шиянов Е. Н., Котова Е. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.
Интернет – ресурсы
Федеральный портал «Российское образование»- https://edu.ru/
Сайт Министерства образования и науки РФ- https://minobrnauki.gov.ru/
НООС - https://edu54.ru
ОЦДК - https://concord.websib.ru/
Всероссийская ассоциация психологов - https://rospsy.ru/
Педагог-Психолог России - https://педагогпсихолог.рф/
1