СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель современного урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление

Просмотр содержимого документа
«Модель современного урока»

Модель современного урока
в сете реализации обновленных ФГОС

С сентября 2022года действуют ФГОСы третьего поколения.

Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. В грядущем году нас ждёт обновление этого важного документа. 

Слайд №2

Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.

Слайд №3

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся.

Требования по сравнению с ФГОС второго поколения стали более точными и конкретными. Слайд №4 Их определяет, как и раньше, системно-деятельностный подход. Учитель только направляет и корректирует, а ученики сталкиваются с учебными проблемами, испытывают приступ острого любопытства и, самостоятельно исследуя тему, находят пути решения.

По-прежнему во главу угла ставится развитие личности ребёнка, при этом упор делается на так называемые «мягкие» — метапредметные и личностные — навыки. 

Для того чтобы ребенок хорошо усвоил материал необходимо грамотно моделировать урок.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.  
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

 Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Слайд №5 Что такое современный урок? Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Слайд №6 -7 Требования к современному уроку

ФГОС не определяет наполнение какого-то конкретного урока. Это совокупность требований к программам образования. То есть от ФГОС зависит:

  • наполнение учебников материалами;

  • сколько времени выделится на тот или иной предмет;

  • в каком виде пройдет аттестация школьников.


Тем не менее общие требования к структуре урока в школе во ФГОС все же есть:

  • четкое формулирование цели;

  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

  • выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- создание условий успешного учения учащихся.


Слайд № 9 Как смоделировать современный урок?


Алгоритм моделирования:

  1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в рабочей программе.

  2. Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).

  3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.

  4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.

  5. Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.

  6. Продумать форму подведения итогов урока.


Обязательные пункты структуры урока в школе по ФГОС:
  • организационный момент (приветствие,создание психологически комфортной среды, мотивация на учебную деятельность);

  • проверка домашней работы, коррекция знаний и навыков прошлых этапов;

  • подготовка к работе на уроке;

  • исследовательская деятельность школьников, освоение новых знаний и способов действий;

  • закрепление изученного;

  • контроль (самоконтроль) и самооценка учащихся;

  • коррекция знаний и способов действия учителем;

  • подведение итогов урока, объяснение домашнего задания;

  • рефлексия.

То есть при длительности урока 40 минут на каждый пункт плана должно уходить от 1 до 7 минут


Структура урока в начальных классах по ФГОС состоит из нескольких этапов:

I этап(1-2 минуты). Организация класса (орг. момент) 

Цель первого этапа - включение учащихся в совместную деятельность на личностно-значимом уровне. 

Приёмы работы:

- в начале урока учитель высказывает детям добрые пожелания и помогает настроиться на урок; предлагает пожелать друг другу удачи;

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на предстоящем уроке; дети высказывают своё мнение;

II этап(4-5 минут). Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.

Цель второго этапа - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений для каждого учащегося.

Возникновение проблемной ситуации на уроке.

III этап(4-5 минут). Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) 

Цель третьего этапа - обсуждение затруднений. Детям предлагается проговорить цель урока и найти затруднение, на которое в конце урока нужно будет дать ответ.

IV этап(7-8 минут). Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Цель четвёртого этапа - решение и обсуждение устных задач.

- Способы: диалог, групповая или парная работа.

- Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

- Выведение алгоритма.

V этап. Физкультминутка.

  VI этап (4-5 минут). Первичное закрепление

Цель шестого этапа - проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

- Способы: фронтальная работа, работа в парах.

- Средства выполняемой работы: комментирование, обозначение знаковыми символами.

- Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.

VII этап(4-5 минут). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Цель седьмого этапа - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

- Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).

 - Методы: самоконтроль, самооценка.

VIII этап. Физкультминутка.

IХ этап(7-8 минут). Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Сначала предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.

- Детьми выполняются упражнения, в которых новое знание согласуется с ранее изученным материалом.

Х этап (2-3 минуты). Рефлексия деятельности детей (итог урока). 

Цель десятого этапа - осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Вопросы, которые можно задать детям в конце урока:

1)Какую задачу вы сегодня поставили на уроке?

2)Удалось ли решить поставленную задачу?

3)Возникли ли у вас затруднения на уроке? Какие?

4)Какие вы получили результаты к концу урока?

5)Где можно применить новые знания?

Таким образом, для построения урока в рамках ФГОС НОО учителю важно понимать, какими должны быть критерии результативности урока. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику; учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). Он использует на уроке разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе; учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы; специально планирует коммуникативные задачи урока. Таким образом, на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через межличностные отношения и совместную деятельность).


В чем же отличие стандартов ?

Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 

Общие советы по структуре урока в школе по ФГОС

Прежде всего учителю необходимо не страдать перфекционизмом. Не получится провести каждый урок как открытое занятие в рамках «Учителя года». Лучше ориентироваться на уровень класса, на предметные задачи, а не пытаться покорить педагогический Эверест. 

По законам ФГОС школа живёт с 2009 года. У каждого матёрого учителя уже есть набор шаблонов организации урока и наработки. Если же говорить о молодых педагогах, то они могут обратиться за помощью к опытным коллегам или пройти тематические курсы, семинары.

ФГОС третьего поколения, хотя и более конкретен в требованиях к результатам обучения, всё же не око Саурона, не следит за малейшим движением учителя на занятиях. Педагог может проводить уроки творческие. Разнообразьте формы уроков. Это могут быть:

  • лекции и семинары;

  • путешествия и экскурсии;

  • игры;

  • зачёты;

  • практикумы;

  • конференции и прочее. 

Помним, школьники — это ОБУЧАЮЩИЕСЯ, то есть их можно ОБУЧИТЬ самостоятельной сознательной работе на уроке. Только постепенно.


Структура урока в школе по ФГОС: конкретные советы Качественная мотивация в начале урока

Это гарантия того, что в течение занятия класс будет реально работать, а не плестись за учителем-локомотивом. Для этого можно сделать начало урока театрализованным представлением (или включить короткое видео с такой сценкой), в шутливой форме рассказать план урока.

С «сильным» классом можно урок вообще «перевернуть»: дать домашнее задание и спросить, всё ли в нём понятно; дети сталкиваются с проблемой, ведь знаний по теме нет, поэтому невольно переходят к целеполаганию и построению проекта исследования материала. То есть в начале урока надо УДИВЛЯТЬ.

Добиваться, чтобы ученики 1-2 классов формулировали тему урока и цели обучения, — расходовать время зря

Даём им сначала готовые ответы, которые надо прочесть вслух (можно несколько раз). Через несколько уроков убираем, например, пару слов и играем в «Самого внимательного». Дальше можно работать по шаблону вроде «Узнать, изучить, освоить», чтобы дети сами ставили цели урока.

В среднем звене тему урока формулируем вопросом («Что такое подлежащее?»), в идеале шокирующим («Как грибы могут захватить мир?»). 

Проверка домашней работы часто превращается в объяснение по второму кругу

Чтобы этого избежать, даём индивидуальные задания в формате «Найди ошибку» отдельным «слабым» ученикам, параллельно с классом проводим блиц-опрос. Хорошо работает «опрос молча»: вопросы формулируются так, чтобы на них можно было ответить «да/нет», дети сигнализируют зелёной или красной карточкой соответственно. 

С погружением в проблемную ситуацию тоже могут возникать трудности, особенно в «слабых» классах

Поэтому сначала приучаем школьников находить ответ на конкретный вопрос по теме в учебниках. Постепенно вводим схемы/ таблицы для систематизации знаний. Только когда будет освоен этот этап, можно давать проблему для самостоятельного поиска решения. 

Хорошо организовывать пары «сильный — слабый», работу в мини-группах по 3-4 человека, чтобы не отвечать на вопросы каждого ученика в отдельности.

Ускорить темп урока помогают всевозможные соревнования, баттлы на время.

Как закреплять знания?

Идеально вне урока — например, в формате web-квеста или тестирования с автоматической проверкой ответов.

Рефлексия, то есть оценивание школьниками своей работы, должна быть одновременной и массовой

Пусть дети сигналят цветными карточками, смайлами, голосуют (например, за кандидатов по фамилии: «Понятно», «Непонятно», «Надо подумать»).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!