Модель современного урока
в сете реализации обновленных ФГОС
С сентября 2022года действуют ФГОСы третьего поколения.
Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. В грядущем году нас ждёт обновление этого важного документа.
Слайд №2
Основной задачей ФГОС является создание единого образовательного пространства по всей России. Считается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, к примеру, при переходе на семейное обучение.
Слайд №3
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся.
Требования по сравнению с ФГОС второго поколения стали более точными и конкретными. Слайд №4 Их определяет, как и раньше, системно-деятельностный подход. Учитель только направляет и корректирует, а ученики сталкиваются с учебными проблемами, испытывают приступ острого любопытства и, самостоятельно исследуя тему, находят пути решения.
По-прежнему во главу угла ставится развитие личности ребёнка, при этом упор делается на так называемые «мягкие» — метапредметные и личностные — навыки.
Для того чтобы ребенок хорошо усвоил материал необходимо грамотно моделировать урок.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.
Слайд №5 Что такое современный урок? Современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Слайд №6 -7 Требования к современному уроку
ФГОС не определяет наполнение какого-то конкретного урока. Это совокупность требований к программам образования. То есть от ФГОС зависит:
-
наполнение учебников материалами;
-
сколько времени выделится на тот или иной предмет;
-
в каком виде пройдет аттестация школьников.
Тем не менее общие требования к структуре урока в школе во ФГОС все же есть:
-
четкое формулирование цели;
-
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
-
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
-
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;
-
выбор оптимального сочетания различных форм работы на уроке и максимальную самостоятельность учащихся в процессе учения, обеспечивающий познавательную активность,
-
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- создание условий успешного учения учащихся.
Слайд № 9 Как смоделировать современный урок?
Алгоритм моделирования:
-
Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в рабочей программе.
-
Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
-
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
-
Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
-
Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
-
Продумать форму подведения итогов урока.
Обязательные пункты структуры урока в школе по ФГОС: -
организационный момент (приветствие,создание психологически комфортной среды, мотивация на учебную деятельность);
-
проверка домашней работы, коррекция знаний и навыков прошлых этапов;
-
подготовка к работе на уроке;
-
исследовательская деятельность школьников, освоение новых знаний и способов действий;
-
закрепление изученного;
-
контроль (самоконтроль) и самооценка учащихся;
-
коррекция знаний и способов действия учителем;
-
подведение итогов урока, объяснение домашнего задания;
-
рефлексия.
То есть при длительности урока 40 минут на каждый пункт плана должно уходить от 1 до 7 минут
Структура урока в начальных классах по ФГОС состоит из нескольких этапов:
I этап(1-2 минуты). Организация класса (орг. момент)
Цель первого этапа - включение учащихся в совместную деятельность на личностно-значимом уровне.
Приёмы работы:
- в начале урока учитель высказывает детям добрые пожелания и помогает настроиться на урок; предлагает пожелать друг другу удачи;
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на предстоящем уроке; дети высказывают своё мнение;
II этап(4-5 минут). Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.
Цель второго этапа - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений для каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации на уроке.
III этап(4-5 минут). Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
Цель третьего этапа - обсуждение затруднений. Детям предлагается проговорить цель урока и найти затруднение, на которое в конце урока нужно будет дать ответ.
IV этап(7-8 минут). Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Цель четвёртого этапа - решение и обсуждение устных задач.
- Способы: диалог, групповая или парная работа.
- Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
- Выведение алгоритма.
V этап. Физкультминутка.
VI этап (4-5 минут). Первичное закрепление
Цель шестого этапа - проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
- Способы: фронтальная работа, работа в парах.
- Средства выполняемой работы: комментирование, обозначение знаковыми символами.
- Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
VII этап(4-5 минут). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
Цель седьмого этапа - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
- Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий).
- Методы: самоконтроль, самооценка.
VIII этап. Физкультминутка.
IХ этап(7-8 минут). Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Сначала предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.
- Детьми выполняются упражнения, в которых новое знание согласуется с ранее изученным материалом.
Х этап (2-3 минуты). Рефлексия деятельности детей (итог урока).
Цель десятого этапа - осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
- Вопросы, которые можно задать детям в конце урока:
1)Какую задачу вы сегодня поставили на уроке?
2)Удалось ли решить поставленную задачу?
3)Возникли ли у вас затруднения на уроке? Какие?
4)Какие вы получили результаты к концу урока?
5)Где можно применить новые знания?
Таким образом, для построения урока в рамках ФГОС НОО учителю важно понимать, какими должны быть критерии результативности урока. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику; учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.). Он использует на уроке разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе; учитель добивается осмысления учебного материала всеми обучающимися, используя для этого специальные приемы; специально планирует коммуникативные задачи урока. Таким образом, на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через межличностные отношения и совместную деятельность).
В чем же отличие стандартов ?
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
Общие советы по структуре урока в школе по ФГОС
Прежде всего учителю необходимо не страдать перфекционизмом. Не получится провести каждый урок как открытое занятие в рамках «Учителя года». Лучше ориентироваться на уровень класса, на предметные задачи, а не пытаться покорить педагогический Эверест.
По законам ФГОС школа живёт с 2009 года. У каждого матёрого учителя уже есть набор шаблонов организации урока и наработки. Если же говорить о молодых педагогах, то они могут обратиться за помощью к опытным коллегам или пройти тематические курсы, семинары.
ФГОС третьего поколения, хотя и более конкретен в требованиях к результатам обучения, всё же не око Саурона, не следит за малейшим движением учителя на занятиях. Педагог может проводить уроки творческие. Разнообразьте формы уроков. Это могут быть:
-
лекции и семинары;
-
путешествия и экскурсии;
-
игры;
-
зачёты;
-
практикумы;
-
конференции и прочее.
Помним, школьники — это ОБУЧАЮЩИЕСЯ, то есть их можно ОБУЧИТЬ самостоятельной сознательной работе на уроке. Только постепенно.
Структура урока в школе по ФГОС: конкретные советы Качественная мотивация в начале урока
Это гарантия того, что в течение занятия класс будет реально работать, а не плестись за учителем-локомотивом. Для этого можно сделать начало урока театрализованным представлением (или включить короткое видео с такой сценкой), в шутливой форме рассказать план урока.
С «сильным» классом можно урок вообще «перевернуть»: дать домашнее задание и спросить, всё ли в нём понятно; дети сталкиваются с проблемой, ведь знаний по теме нет, поэтому невольно переходят к целеполаганию и построению проекта исследования материала. То есть в начале урока надо УДИВЛЯТЬ.
Добиваться, чтобы ученики 1-2 классов формулировали тему урока и цели обучения, — расходовать время зря
Даём им сначала готовые ответы, которые надо прочесть вслух (можно несколько раз). Через несколько уроков убираем, например, пару слов и играем в «Самого внимательного». Дальше можно работать по шаблону вроде «Узнать, изучить, освоить», чтобы дети сами ставили цели урока.
В среднем звене тему урока формулируем вопросом («Что такое подлежащее?»), в идеале шокирующим («Как грибы могут захватить мир?»).
Проверка домашней работы часто превращается в объяснение по второму кругу
Чтобы этого избежать, даём индивидуальные задания в формате «Найди ошибку» отдельным «слабым» ученикам, параллельно с классом проводим блиц-опрос. Хорошо работает «опрос молча»: вопросы формулируются так, чтобы на них можно было ответить «да/нет», дети сигнализируют зелёной или красной карточкой соответственно.
С погружением в проблемную ситуацию тоже могут возникать трудности, особенно в «слабых» классах
Поэтому сначала приучаем школьников находить ответ на конкретный вопрос по теме в учебниках. Постепенно вводим схемы/ таблицы для систематизации знаний. Только когда будет освоен этот этап, можно давать проблему для самостоятельного поиска решения.
Хорошо организовывать пары «сильный — слабый», работу в мини-группах по 3-4 человека, чтобы не отвечать на вопросы каждого ученика в отдельности.
Ускорить темп урока помогают всевозможные соревнования, баттлы на время.
Как закреплять знания?
Идеально вне урока — например, в формате web-квеста или тестирования с автоматической проверкой ответов.
Рефлексия, то есть оценивание школьниками своей работы, должна быть одновременной и массовой
Пусть дети сигналят цветными карточками, смайлами, голосуют (например, за кандидатов по фамилии: «Понятно», «Непонятно», «Надо подумать»).