СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель ученического самоуправления в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы по развитию ученического самоуправления в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Модель ученического самоуправления в начальной школе»

Модель ученического самоуправления в начальной школе

Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцем в долине.

Но только самым лучшим деревцем.

Будь кустиком, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

Будь самым красивым окунем в озере!

Если ты не можешь быть капитаном,

Кто-то должен быть и матросом.

Для всех найдётся работа на корабле жизни,

Только найди своё дело.

Если ты не можешь быть солнцем,

Будь звездой на небе,

Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.

Дуглас Меллох

Ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе и в классе не по указке учителей, а сами.

 Как учитель начальных классов я думаю, что наша обязанность – заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра.

Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Важно сделать так, чтобы ребята не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

Цели организации ученического самоуправления в классе:

 - повышение активности учащихся в классных делах;

 - реализация интересов каждого учащегося;

 - привлечение родителей к совместной деятельности.

Задачи организации ученического самоуправления в классе:

 - создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

 - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

 - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

 - создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

 - формировать толерантность, умение общаться.

Этапы развития ученического самоуправления:

1. Этап подражания (1-2 класс)

Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.

Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

- предъявляет требования;

- задает правила и нормы взаимоотношений;

- призывает к интересу детей в совместной деятельности.

2. Этап частичной самостоятельности (2-3 класс)

Дети в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, могут сами находить некоторые способы их осуществления.

- Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

- Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки и распределить обязанности в совместной деятельности, наладить

отношения.

3. Этап более полной самостоятельности (3-4 класс)

Дети выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях.

- Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива.

- И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле.

- Появляется реальная защищенность личности в коллективе.

- Создаются условия для самореализации личности.

Работу по организации самоуправления я начинаю уже в 1 классе, во втором полугодии. Ребята выбирают командира класса, название. Далее дети делятся на группы по желанию. У нас их обычно 4, по 6-7 человек в каждой. Старший группы выбирается каждый месяц, таким образом, все ребята попробуют себя в этой роли.

Наши поручения:

Хозяева

- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;

- следят за  чистотой в помещении,

- заботятся о порядке в классе на переменах,

- приводят в порядок доску.

Помощники учителя

- раздают тетради и другие пособия,

- проверяют готовность к урокам;

- следят за состоянием школьных принадлежностей.

Дежурные по столовой

- следят за чистотой рук и порядком в столовой;

- готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;

- заботятся о растениях в классе;

Сюрприз

- проводят игры на переменах,

- создают и заботятся о классной игротеке,

- готовят интересные сообщения, сюрпризный момент на классный час

Каждую пятницу на классном часе подводятся итоги недели - самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя. Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом. Обязанности учащихся по группам меняются через неделю. Поэтому каждый в течение года научится выполнять разные поручения.

Родители класса тоже поддержали идею классного самоуправления. Коллектив родителей разбивается на группы по такому же принципу. Каждую четверть в классе есть помощники-родители. Они помогают в подготовке к школьным мероприятиям, к конкурсам, совместно с детьми готовят классные часы, культпоходы, праздники. Родители и дети чаще стали бывать вместе, появились общие увлечения и интересы. Теперь и родители соревнуются, чья четверть будет самая интересная и насыщенная.

     Один  из  наиболее  эффективных  путей  вовлечения  всех  учащихся  в  самоуправленческую  деятельность - это проведение различного рода коллективных творческих  дел.

Одним из первых коллективных дел для нас стало создание ЗАКОНОВ класса. Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в группах правил поведения.

Мы обсудили предложенные варианты. Так появились законы класса.

ЗАКОНЫ КЛАССА

ЗАКОН ДОБРОТЫ

Доброта - это сила. Не бойся быть сильным. Дари людям добро.
ЗАКОН ДРУЖБЫ

В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.

ЗАКОН УВАЖЕНИЯ

Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.

ЗАКОН ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.

ЗАКОН МИЛОСЕРДИЯ

Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. ПОМОГИ!!!

ЗАКОН ЛЮБВИ

Люби своих родителей, друзей и всё то, что тебя окружает.

ЗАКОН ХРАБРОСТИ

Будь храбрым и не бойся препятствий.

При проведении КТД «Праздник Осени» организуется выставка поделок детей из природного материала, включаются выступления детей на сцене, что является ярким эмоциональным зрелищем, а цели и задачи ставятся познавательные, значимые для развития детей.

Одним из последних КТД стала игра «Волшебные часы», запущенная в начальной школе к Новому году. Выполняя задания Деда Мороза, все дети и родители работали по группам, предварительно распределив работу: кто делает флажки, кто декорации для новогодней зоны, кто разукрашивает окна, кто делает кормушки, кто учит стихотворения, кто делает поделки. Здесь не было обязательного участия, каждый выбирал для себя то, что умеет, что ему по душе. И вот что получилось!

Ожидаемые результаты самоуправления:

֎Обретение у учащихся чувства уверенности в себе.

֎ Умение поддерживать других.

֎Осознание ответственности за свои поступки.

֎Расширение представлений о себе, своих возможностях.

֎Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.

֎Стремление использовать свои умения на радость близким.

֎Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.

֎Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.

Что даёт ученическое самоуправление?

Учащимся:

развитие навыков работы в группе, в команде;

ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;

ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;

выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;

защищает права ребенка;

учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;

помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.

Родителям:

организует свободное время детей;

ведет к улучшению учебной результативности детей;

снижает конфликтность в семье;

дает возможность активно участвовать в школьной жизни.

Учителям:

помогает организовать детей;

сплотить детский коллектив;

повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;

раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;

апробация инновационных технологий;

Выводы:

  • Самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания

  • Его цель в современных условиях – адаптация к непрерывно изменяющимся жизненным условиям

  • Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности

  • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но и будущее страны



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!