МОДЕЛЬ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одной из актуальных задач современного образования в период перехода обучения на новые образовательные стандарты является формирование и развитие у обучающихся умений к фиксированию, накоплению и оценке индивидуальных достижений. Поэтому педагоги-практики находятся в поиске новых подходов к оцениванию, что уже привело к появлению таких интересных и эффективных форм, как рефлексивное качественное самооценивание, введенное Ш.А. Амонашвили; критериальное оценивание; различные приемы безотметочного оценивания в начальной школе, а также приемы формирования оценочной самостоятельности учащихся процессе развивающего обучения.
Текущее понимание сути учебного процесса, его связь с новыми целями образования диктует и новые подходы к оценке индивидуальных достижений обучающихся. Одной из новых, инновационных технологий в оценивании является учет индивидуальных достижений обучающихся в форме «портфолио».
Индивидуальная накопительная папка (портфолио) - это комплект документов, представляющий собой совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных достижений, который является основой для определения образовательного рейтинга учащегося и выбора профиля образования – важный элемент практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Портфолио индивидуальных достижений обучающихся — это индивидуальная коллекция работ обучающегося, в которой собираются, накапливаются, оцениваются документы и работы, демонстрирующие усилия, прогресс и индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коллективной, спортивной.
Создание личного портфолио является одним из инструментов, помогающих в формировании самооценки и самоконтроля самого обучающегося, демонстрация его индивидуальных достижений. Портфолио позволяет мотивировать ребенка на успехи в учебе, поощрять его творческую активность, самостоятельность, раскрыть возможности для дальнейшего обучения и самообучения, развивать навыки объективной самоценки, ставить цели и планомерно их достигать. Основной смысл портфолио «показать всё, на что ты способен».
Анализ материалов портфолио служит основой оценки личностных результатов образовательной деятельности обучающегося с целью их усовершенствования в определенном направлении.
В структуре портфолио выделяются разделы «Мой портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения».
В содержание портфолио входят материалы и документы обучающихся, которые отражают достижения и личный опыт. Подбор результатов проделанной работы осуществляет сам учащийся. Учитель или родители (законные представители) могут давать рекомендации по подбору материалов.
В раздел «Мой портрет» входит рассказ учащегося о себе, своей семье, своих интересах, взаимоотношениях в классе, дается самооценка. В данном разделе ребенок может позиционировать самого себя, соотнести свои индивидуальные способности и интересы с окружающей средой, самостоятельно поставить перед собой цели и задачи, определять жизненные приоритеты.
Раздел «Коллектор» – это «технический» раздел, в него учащийся вносит правила и заметки о социальной жизни класса и школы. Также здесь может содержаться список фильмов, рекомендованных к семейному просмотру и список литературы для самостоятельного чтения.
В разделе «Рабочие материалы» учащийся размещает список работ, сами работы, отзывы, рецензии, фотографии, аудио/видеозаписи мероприятий. Для наглядности весь материал целесообразно разместить по разделам (блокам). Данный раздел наглядно демонстрирует направленность личности обучающегося, сферу его интересов, усилия в учебной и творческой активности, прогресс и достижения в различных областях, систематический и специально организованный сбор материалов
Раздел «Мои достижения» включает в себя результаты достижений в период обучения: грамоты, сертификаты, дипломы. Данный раздел наглядно демонстрирует уровень достижений учащегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., их динамику и является важным элементом практико-ориентированного подхода. Желательно дополнить раздел самооценкой учащегося, его рефлексией на собственную деятельность.
Работа по составлению портфолио требует совместной работы учителей, родителей и обучающихся. Педагог должен как можно более полно и наглядно ознакомить учащегося и его родителей (законных представителей) с принципами наполнения портфолио и возможных путях накопления достижений, о проводимых конкурсах, турнирах, олимпиадах, проектах, выставках, соревнованиях, фестивалях и т.п.
Для учащихся ведение портфолио позволяет поддерживать высокую учебную мотивацию, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки оценочной деятельности (самооценки). Для учителей технология портфолио позволяет реализовывать индивидуальный подход в процессе обучения ученика, является средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности. Технология портфолио обеспечивает новые подходы к оцениванию и оценке.
Оценивание портфолио осуществляется учителями, родителями в конце четверти. Учащийся должен предоставить продукт своей деятельности.
Презентация портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающихся оценивается по следующим критериям:
сроки создания портфолио;
количество и качество представленных работ;
самостоятельность;
наличие высокой степени интереса и настойчивости в достижении результата;
оригинальность презентации идеи портфолио или его раздела;
логичность, структурированность материала в презентации;
отражение собственной позиции обучающегося (самооценка) относительно представленных работ.
По результатам презентации портфолио создается образовательный рейтинг обучающихся.
Работа над созданием портфолио трудоемкая, но результат будет положительным, если эту работу вести систематически и добросовестно на протяжении всего периода обучения школьника. Это будет реальной помощью выпускникам школы в самореализации личности, ориентированной на успех, способной принимать осознанные решения, ставить цели и достигать их.
Использование портфолио (или «папки личных достижений»), возможно, поможет в какой-то мере решить проблемы, связанные с объективным оцениванием результатов деятельности учащегося.
Однако портфолио не используется для сравнения учащихся между собой, это документация, представляющая индивидуальное развитие за определенный отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях, способностях, силе, слабостях и потребностях учащегося должны опираться на знание полного диапазона его развития. В современной практике в портфолио могут быть включены также разделы, посвященные планированию будущих этапов обучения в соответствии с общей направленностью непрерывного, «пожизненного» образования. Это делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения.
С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволит решить две основные задачи:
проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;
оценить образовательные достижения учащихся, уровень сформированности ключевых компетенций и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
Таким образом, ведение портфолио может помочь обучающимся в самостоятельном проведении анализа личных достижений в различных видах деятельности, развитии самостоятельной организации их учебной и коммуникативной деятельности, осознании своих целей и возможностей, мотивации на активную познавательную деятельность, планировании дальнейших направлений в обучении с учетом имеющихся результатов, творческому подходу к процессу обучения.
Список использованный источников и литературы
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 № 679).
Бенькович, Т.М. Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений // Профильная школа. 2012. №2. С. 48- 50.
Губанова, Е.В. Индивидуальный учет общеобразовательных достижений: новые функции современной школы / Е.В.Губанова, Г.П.Савиных // Наука и школа. – 2017. – №1. – С.70-75.
Зимняя, И.А. Компетентстностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико - методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2010. №8. С. 20-26.
Иванов, Д.А. Компетентстностый подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно - методическое пособие. / Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. //- М.: АПК и ПРО, 2010. – 101 с.
Методика комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. – 59с.
Модернизация образовательных систем: от стратегии до реализации: Сборник научных трудов / Науч. ред. В.Н. Ефимов, под общ. ред. Т.Г. Новиковой. - М.: АПК и ПРО, 2009. - 192 с.
Остапенко, А.А. Основы моделирования системы школьной оценки // Педагогическая дигностика. 2011. №3.
Пинская, М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа /М.А.Пинская, И.М.Улановская. – Просвещение, 2013. – 80с.
Переверзев, В.Ю. Оценка ключевых компетенций учащихся. / Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В. // Профессиональное образование. 2012. №3. С. 26-27.
Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2008. №3.
Хуторской, В.А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2008. №2. С. 58-63.
Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2010. №8.