СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель урока "Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права в России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель урока "Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права в России" для 9 класса.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Модель урока "Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права в России"»

Белёва Ольга Ивановна

МБОУ СОШ № 55 г. Кирова

Урок "Крестьянская реформа 1861 г. Отмена крепостного права в России"(IX класс).

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

1.Подведение под тему

Учитель предлагает послушать два высказывания:

1. С.В. Мироненко: «…Главной причиной, не позволившей освободить крестьян уже в начале XIX в., оказалось нежелание подавляющей части дворянства. Александр I, готовый встать на путь реформ, вынужден был под напором мощной силы повернуть назад».

2. Николай I на заседании Госсовета 30 марта 1842г. «Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении есть зло для всех ощутимое и очевидное; однако прикасаться к нему в настоящий момент было бы злом безусловно еще более гибельным»

О чем идет речь в этих высказываниях? Сформулируйте тему урока.

Обучающиеся предполагают, что тема урока «Отмена крепостного права в России».

2. Мотивация

Учитель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина “Деревня”.

Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.

Учитель спрашивает, какие эмоции вызывает у них это стихотворение.

3. Актуализация

Обучающиеся заполняют схему " Предпосылки отмены крепостного права", используя параграф учебника.

1. Слабая эффективность помещичьих хозяйств, упадок сельского хозяйства в целом.

2. Осознание необходимости реформ.

3. Техническое отставание России от наиболее развитых стран.

4. Отсутствие свободных рабочих рук мешало развитию производства.

5. Низкая производительность крепостного труда.

Обучающиеся делают вывод-отмена крепостного права была неизбежной.

4. Постановка целей урока

Обучающиеся формулируют цели урока: анализировать исторические документы, осознать необходимость отмены крепостного права, выяснить основные положения реформы, итоги и значение для развития страны; извлекать информацию из текста, обобщать, систематизировать и анализировать факты.

5. Предположение о способах достижения целей.

Обучающиеся предлагают работать в парах для изучения исторических документов.

6.Освоение новых видов деятельности по эталону.

1. Внимательно прочитать содержание исторического источника.
2. Выделить в тексте главное и второстепенное.
3. Обратить внимание на время написания источника.
4. Сравнить свои знания об историческом событии с информацией, которую содержит источник.
5. Высказать собственное мнение относительно данного исторического источника.



7. Реализация выбранной стратегии урока.

Обучающиеся самостоятельно анализируют исторические документы «Манифест 19 февраля 1861 г.», «Высочайше утвержденное общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.». Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Документ «Манифест 19 февраля 1861 г.»

Вопросы:

  1. С какой целью были созданы губернские комитеты?»

  2. В чем виделась императору роль дворян в осуществлении реформы?

  3. Как вы думаете, с какой целью в Манифест были включены строки о здравом смысле народа?

Документ «Высочайше утвержденное общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.».

Задания: Отметьте статьи, которые характеризуют

1. Личные права крестьян, вышедших из крепостной зависимости.

3. Условия выкупа земли.

4. Обязанности крестьян по отношению к помещику.

5. Условия прекращения обязанностей крестьян по отношению к помещикам.

6. Органы самоуправления.

Обучающиеся работают в парах, анализируют документ, отвечают на вопросы, выполняют задания.

8. Первичное закрепление

Учитель организует беседу по вопросам и заданиям, обучающиеся приходят к выводу, что крестьянская реформа противоречива, выделяют плюсы и минусы реформы для крестьян и помещиков: крестьяне получили личную свободу, земля за выкуп, земли мало по договору, собственник земли – крестьянская община. Помещики лишились бесплатной рабочей силы.

Обучающиеся получают задание для самопроверки: ответить на вопросы.

1. Какие права получали крестьяне?

2. Кто являлся собственником земли?

3.Кто предоставлял крестьянину участок земли?

10. Рефлексия познавательной деятельности

Учитель предлагает составить синквейн на тему «Крепостное право».

Пример:

Крепостное право
Отмененное, обесцененное.
Угнетает, ограничивает, порабощает.
Осложняло жизнь общества.
Понятие.

11. Самооценка

Обучающиеся оценивают свою познавательную деятельность на уроке.

12. Самоопределение домашнего задания

Учитель предлагает обязательное домашнее задание- выучить основные положения реформы, дату 1861 г. Вариативное домашнее задание - написать эссе:

«Распалась цепь великая, Распалась и ударила Одним концом по барину
Другим – по мужику…» Н.А. Некрасов