СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель урока русского языка в 6 классе. : «Имя существительное - часть речи удивительная».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

По дидактическим целям- урок обобщения и закрепления изученного материала. По используемым приёмам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок- практикум.

Просмотр содержимого документа
«Модель урока русского языка в 6 классе. : «Имя существительное - часть речи удивительная».»

Модель урока русского языка в 6 классе




Выполнила:

Прохоренко Инна Михайловна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 25

г. Новошахтинска


























6 класс. Русский язык. 6 класс. учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов.-М.: Просвещение, 2018


Дата

№ 89 урока в календарно-тематическом плане и № 21 урока в теме «Имя существительное»


Тема: «Имя существительное - часть речи удивительная».


Тип урока


по дидактическим целям: урок обобщения и закрепления изученного материала;

по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: урок-практикум;


Методы урока: словесные, практические,наглядные.

фронтальный, индивидуальный дифференцированный подход, групповой, исследовательский.

Формы работы: самостоятельная, работа в парах и группах, фронтальная, творческая, игра.


Цель: 1.Создать условия для закрепления изученного материала по теме «Имя существительное»



Задачи:


Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном;


Развивать орфографическую зоркость; творческое мышление.

1. Воспитывать бережное отношение к русскому языку, уважительное и доброжелательное отношение к другим людям.


Учить видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации.

Развивать умение работать с различными источниками информации.

2. Воспитывать аккуратность, умение работать самостоятельно и в группе.

Учить анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.

Развивать владение первичными навыками учебно-исследовательской деятельности.

3.Воспитывать доброжелательность, приветливость.

Планируемые результаты:


Предметные:

Выполнение предложенных упражнений, заданий

Познавательные УУД:  

Умение  работать с различными источниками информации.


Личностные УУД: 

Стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке своих действий; - воспитание   культуры  письменной речи.

Формулируют собственное мнение и позицию.



Регулятивные УУД:  

Целеполагание, планирование, осознание обучающимися стремления к постижению нового. Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.


Коммуникативные УУД: 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Аргументируют свою точку зрения




Оборудование: 

памятки, записи на доске, тетради, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.


Аналитико-прогностическая часть: по окончанию этого урока ученики будут

.

Знать/понимать

  • Морфологические и лексические признаки существительного, синтаксическая роль существительных. Падежные окончания существительных

  • . Порядок и схема морфологического разбора

  • Склонение существительных, основные сведения о разносклоняемых именах существительных.

  • Происхождение несклоняемых имен существительных. Употребление их в косвенных падежах.

  • Понятие о существительных общего рода. Согласование существительных общего рода с прилагательными и глаголами.

Уметь


употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова;

Отличать имена существительное от других частей речи; верно указывать их морфологические признаки;

замечать орфограммы и дифференцировать их;

производить разбор словосочетания;

давать характеристику предложения;

производить различные виды разборов;

объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

аудирование и чтение

понимать информацию устного и письменного сообщения;

овладеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

извлекать информацию из различных источников, пользоваться словарями и справочной литературой;

говорение и письмо

соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

соблюдать основные правила орфографии и пунктуации, изученные в 5 классе;

осуществлять речевой самоконтроль;




Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Время этапа урока, принципы

УУД

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием:

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым 
пусть доброе утро длится до вечера!



Приветствие учащихся.


1 мин

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Актуализация знаний


















Сообщение темы,целей, задач и ожидаемых результатов.


































Получение, осмысление и первичное закрепление новых знаний.

(фронтальная работа).

Учитель: Эпиграфом к уроку я взяла выражение:

Имя существительное-хлеб языка. (Лев Васильевич Успенский)

Учитель: Как вы понимаете смысл данного высказывания?

(Человек не сможет прожить без хлеба. Так и русский язык не сможет обойтись без существительного. Значит, существительное-основа языка)



Объявление темы и целей урока.

- Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы. Запишите тему сегодняшнего урока: «Имя существительное - часть речи удивительная».


Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с этой удивительной частью речи.

- Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Нам нужно доказать, что это удивительная часть речи). Дети предлагают задачи: вспомнить, что такое имя существительное; какие морфологические признаки свойственны этой части речи? как изменяются имена существительные?

каким членом предложения может быть?



Словарный

диктант «Угадай словечко!».

(Учитель читает толкование, дети записывают само слово.

1.Лицо, уполномоченное учреждением, предприятием для выполнения служебных, деловых поручений.

2.Стальной каркас железобетонных конструкций.

3.Строительный материал из вяжущих смесей с водой и заполнителями, твердеющий после укладки.

4.Основной род занятий, трудовой деятельности.

5.Возвышение для оратора.

6.Многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям.

7.Тонкие листы древесины для облицовки столярных изделий.


Ключ к диктанту «Угадай словечко».

Агент, 2) арматура, 3) бетон, 4) профессия, 5) трибуна,

6) троллейбус, 7) фанера. (Слова читаются хором )

- Что общего у этих слов? (Это имена существительные)

Как вы это определили?








1. Беседа с учащимися.

- Какая часть речи стоит на первом месте в группе самостоятельных частей речи?

- Как вы думаете, почему?

- А что такое имя существительное?

- Что такое имя существительное?

- К какому роду относятся имена существительные?

- Как называются имена существительные, обозначающие живые предметы?

- Как называются имена существительные, обозначающие неживые предметы?

- Какие имена существительные называются собственными?

- Какие имена существительные называются нарицательными?

- По скольким падежам изменяются имена существительные? Какие это падежи?

Имя су­ще­стви­тель­ное – са­мо­сто­я­тель­ная часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет пред­мет и от­ве­ча­ет во­про­сы кто? или что?

Имена су­ще­стви­тель­ные от­но­сят­ся либо к муж­ско­му, либо жен­ско­му роду, либо сред­не­му роду; яв­ля­ют­ся соб­ствен­ны­ми или на­ри­ца­тель­ны­ми; оду­шев­лен­ны­ми или неоду­шев­лен­ны­ми.

Боль­шин­ство имен су­ще­стви­тель­ных из­ме­ня­ет­ся по чис­лам и па­де­жам, то есть скло­ня­ет­ся.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами.

Теорию хорошо знаем, а теперь посмотрим, умеем ли мы применять теорию на практике

Переход. (от теории перейдем к практике. Повторили-вспомнили)




Анализ эпиграфа, беседа






















Формулирование цели и задач урока.
































Определение имени существительногопо его лексическому значению.























































Фронтальная беседа

(бонусные баллы за ответ)








2 мин.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).















3 мин

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.























4 мин























































5 мин

Первичное закрепление знаний

.






































.

















































































































Релаксация

































Закрепление материала.






























Итог урока.



























Рефлексия.























Домашнее задание.



Конкурсы по группам

1.(«Кто больше»)

Составление существительных из букв, встречающихся в слове транспорт.

Ответ: Имена существительные, составленные из букв слова транспорт: спорт, порт, нос, сон, рот, торт, пора, спор, сор, тон, нота, рост, рапорт

Имя су­ще­стви­тель­ное – са­мо­сто­я­тель­ная часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет пред­мет и от­ве­ча­ет во­про­сы кто? или что?

2. . Игра «Замени одним словом, или Что скрывается за перифразом?»(Что такое перифраз?)

Туристы целых шестьдесят минут шли по густому частому лесу. Они пробирались сквозь заросли дикой розы с ярко-красными ягодами и совсем выбились из сил. Решили сделать привал, разожгли костер. Над огнем повесили сосуд для кипячения воды и отправились к реке на рыбалку. Туристы поймали хищную рыбу с острыми зубами, из которой затем сварили уху. Пообедав, они выпили полезный напиток из лесных трав и отправились дальше.

Что у вас получилось? Прочитайте.

Туристы целых час шли по чащобе. Они пробирались сквозь заросли шиповника и совсем выбились из сил. Решили сделать привал, разожгли костер. Над огнем повесили чайник и отправились к реке на рыбалку. Туристы поймали щуку, из которой затем сварили уху. Пообедав, они выпили чай и отправились дальше.

-Займемся исследованием.

Посчитайте, сколько слов в тексте. 46

-Сколько из них существительных? 16

Глаголов – 12.

Прилагательное 1.

Местоимение – 2.

Итог исследования – существительные в группе самостоятельных частей речи занимают главенствующее место по частоте употребления.

3. Творческая практическая деятельность. Определение роли существительных в речи

Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.


-Давайте посмотрим на это стихотворение, определим части речи всех слов.

Назовем имена существительные в стихотворении. (дети называют по цепочке) (Выписывают имена существительные в тетрадях). Какова роль имен существительных в речи?

- Слов, какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Для чего они необходимы в данном стихотворении? (помогают создать образ, а образ - это то, что мы видим, вместе - это картина, если мы представим, то можем нарисовать картины природы и передать состояние, настроение человека). В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

4. Подберите существительные на тему «Поздняя осень». Составьте миниатюру по примеру стихотворения Фета.

Какую роль выполняют имена существительные в полученном тексте?







Скороговорки

1упражнение. ИП: ноги на ширине плеч, правая вверх,. Махи руками с изменением положения рук после двух махов («Шла Саша по шоссе и сосала сушку»).

3 упражнение. ИП: ноги на ширине плеч. Круговые вращения туловища по часовой стрелке и против часовой стрелки («Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали»).

4 упражнение. ИП: основная стойка. Ходьба на месте с захлестыванием голени («От топота копыт пыль по полю летит»)

5 упражнение. ИП: ноги вместе. Подъем на носках – при опускании пятками не касаться пола («Ехал Грека через реку,/ видит Грека в реке рак./ Сунул Грека в реку руку -/ рак за руку Греку цап»)


Работа в парах

1.В предложенном тексте обозначьте существительные, назовите их постоянные и непостоянные признаки.

Мороз отпускает. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые гвозди, петли и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки, снежная ветка на березе и даже паутинка в сарае запушились.

Проверка теоретического материала.

Дайте определение имени существительного (работа в парах). Затем один из учеников рассказывает определение вслух.





Слово учителя. Ребята, мы с вами сегодня снова коснулись тайн великого русского языка. В той же мере мы должны любить и знать свой родной язык, ведь это язык наших родителей, наших бабушек и дедушек. И только тот добьётся в жизни успеха, кто уважает свою страну, свой народ, ценит и изучает язык. Желаю я вам больших успехов в изучении языков!

- Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?

-В чём его удивительность?



Продолжи предложение

Сегодня я узнал…

На уроке я научился…

Мне было трудно…

Мне было непонятно…

Теперь я знаю, что…

Меня удивило…

Я бы хотел узнать, почему…

Дайте оценку нашей работе: если урок прошел хорошо и вам понравился, поставьте на полях смайлик улыбающийся, а если нет, то грустный.

Считаем бонусы. Награждаем победителей.




1.Повторить теоретический материал занятий

2. Задание по выбору

Написать сочинение-миниатюру на тему:

а. « Чем меня удивило имя существительное?» б.« Письмо Имени существительному»

в. Упр. ________





Групповая работа-конкурс (Победители получают бонусные баллы)





Объясняют свой выбор.



























































Определяют характеристики…













Формулируют выводы наблюдений.











































































Самопроверк

Письменная творческая работа















Физминутка



























Высказывают свои предположения в паре.











Работа в парах

Взаимопровепка





































Формулируют выводы наблюдений.













Устные высказывания









Устные

высказывания


15 мин

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).




























ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.


УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).


























5 мин











































































1 мин










































5 мин





















2 мин



























2 мин
























1 мин































































5