III. Формулирование темы и целей урока. Постановка проблемного вопроса урока и открытие новых знаний | Читает эпизод: «До корабля оставалось теперь мили четыре, не больше. Он видел его совсем ясно. Но ему не одолеть эти четыре мили. Он это знал и относился к этому спокойно. Он знал, что не проползёт и полумили. И всё-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенёс. Судьба требовала от него слишком много. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но и в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней». - Как вы думаете, как относился этот человек к собственной жизни? Дорожил ли он ею? А почему? -Какой вопрос у вас возникает при чтении рассказа? -Мы попытаемся ответить на этот вопрос -Запишите тему урок: «Ценность человеческой жизни». -Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке | (ответы детей) -Что такое для человека «любовь к жизни» ? -На примере поступков героев выяснить, что такое для человека «любовь к жизни» | |
IV. Работа с текстом Первичное закрепление изученного материала | - Определите, какие эпизоды текста можно назвать завязкой, развитием действия, кульминацией - Почему герой рассказа расстаётся с золотом, ради которого, судя по всему, приехал в эту «беспредельную и страшную пустыню»? - Сразу ли он это делает? Почему? - Как вы объясните, что человек проходит некие этапы: (сохранил; разделил и спрятал; высыпал половину на землю; выбросил)? - Как называется тот процесс, который происходит в душе героя? - Какие вещи (предметы) человек считает для себя более важными? - Для чего в рассказ введено сопоставление «волк-человек»? Работать будем в группах. - Что помогло герою выжить? И что привело к гибели Билла? - Почему Джек Лондон не даёт имени герою, называет его только «он» и «человек»? - Что движет человеком в его единоборстве с судьбой? -Работают индивидуально – Известен факт, что многие люди в тяжёлые минуты жизни обращались именно к этому рассказу Джека Лондона. Как вы думаете, почему? - Предположите свои варианты окончания рассказа. - Какова бы тогда была тональность рассказа? - Есть ли параллели между героем рассказа и самим Джеком Лондоном? | Индивидуальная работа, задание II.2 в рабочей тетради, используют словарь -Переоценка ценностей -Обрывок одеяла, жестяное ведёрко и ружьё -Работают в группе. Чертят таблицу в три колонки, в одну вписывают качества человека, в другую – волка. Называют те качества, которые отличают человека. -Добавляют в третью колонку качества Билла (смог бросить, предать, имел большую тягу к деньгам) - Делают вывод: Джек Лондон говорит не о конкретном человеке, а об образе человека, поставленного в критическую ситуацию -таких людей много, герой не одинок, поэтому у него нет имени, он просто «он», «человек» -Индивидуальная работа. Составляют кластер, аргументируя каждое записанное качество цитатой. Например: желание выжить, нежелание умирать («Это сама жизнь в нём не хотела умирать и гнала его вперёд») -Ответы детей -Герой донёс золото до корабля; герой не добрался, погиб в дороге. -Тогда это была бы совершенно другая история. В первом случае – о человеческой удаче, во втором – о том, что стихия сильнее человека – есть, это – отношение к жизни, желание бороться до конца в любых обстоятельствах | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Познавательные УУД 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно. 6. Пользоваться словарями, справочниками. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно-следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. 4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
VI. Итог урока. Рефлексия | -Нарисуйте таблицу «Преодоление», в которой запишите, от каких жизненных привязанностей герою пришлось избавиться, чтобы сохранить саму жизнь. -Какие уроки жизни преподносит нам писатель Д. Лондон? -Что такое любовь к жизни? -Чему учит рассказ? Оценивание работы учащихся -Поставьте сами себе оценку за работу на уроке, дайте ей обоснование | -Последовательно записывают: любовь к деньгам, уныние, гнев, ненависть, любовь к еде, зависть к чужому богатству. -Формулируют вывод: - Любовь к жизни в рассказе ценна не сама по себе. Человек стремиться не просто выжить, а остаться при этом человеком. Человек способен на многое, говорит писатель. Сила его духа не знает границ. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Сильных духом много, герой не одинок, поэтому у него нет имени, он просто «он», «человек». -Целеустремленности, силе духа, учит ценить жизнь, верить в свои силы. -Оценивают свою работу. | |