СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель урока в логике системно-деятельностного подхода

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена модель урока в логике системно-деятельностного подхода.

Просмотр содержимого документа
«Модель урока в логике системно-деятельностного подхода»

Модель урока в логике системно-деятельностного подхода

Проектирование любых типов уроков в логике системно – деятельностного подхода можно представить на основе модели, в которой цели и задачи будут определять учебные ситуации и логику их реализации, обеспечивать реализацию задач ФГОС.

Данная модель современного урока разработана на основе методической литературы по организации внутришкольного контроля и управления системой оценки качества образования, Интернет-ресурсов и собственного опыта. Она носит универсальный характер, дает четкий ориентир для проектирования уроков в логике требований стандарта, и в тоже время обеспечивает творческое проявление учителя.


Ведущую, доминантную цель определяет тема урока, которая рассматривается в контексте раздела, учебного курса.

В цели отражен планируемый результат, который должен быть реализован в итоге урока.

Как же определяется цель урока в соответствии с ФГОС  в логике системно-деятельностного подхода к образованию?

Введение УУД заменяет триединую цель урока:

  • образовательная цель – формирование предметных результатов;

  • развивающая цель – формирование метапредметных результатов

(познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД);

  • воспитывающая цель – формирование личностных результатов.

То есть цель урока  и результат каждого урока – это формирование трех групп результатов:

  • личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм);

  • метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации);

  • предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Педагогические цели и задачи урока образуют многоуровневую систему, включающую:

 Цель урока формулируется так, чтобы в ней был отражен результат, понятный и точный для обучающихся:

Научиться дополнять до круглого числа;

Узнать, чем отличаются дикие животные от домашних;

Определить признаки объектов живой и неживой природы.

В представленных формулировках отражен главный результат урока, хотя на каждом из них учитель реализует множество направлений работы, связанных с изучением конкретного учебного предмета. Они могут быть связаны со здоровьесбережением учащихся, развитием познавательных процессов, воспитание конкретных качеств личности, формирование ценностей и т.д.

Следует понимать, что целью урока является тот главный результат, который мы хотим получить в итоге урока. Если мы формулируем цель: «открыть новый способ деления», «выяснить признаки живой природы» и т.д., то в слова «открыть», «выяснить» предполагают поисковую, исследовательскую деятельность учащихся по освоению нового знания. Следовательно, в данных формулировках отражены развивающие аспекты, обозначен ведущий способ деятельности на занятии. В ситуации, когда содержание урока ориентировано на нравственно-этические категории, предполагает самоопределение, работу, направленную на формирование ценностей, цель может акцентировать воспитательный результат деятельности: «оценить поступок (литературного персонажа)», «сформулировать правила поведения в природе», «объяснить смысл пословицы (высказывания) …».

В отдельных ситуациях к уроку можно поставить две цели, особо выделив цель, связанную с достижением воспитательных или развивающих результатов.

Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. Задачи урока формулируются к ведущей, доминантной цели урока, как конкретные действия обучающихся, которые необходимы для её достижения. Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся. Таким образом, последняя задача выводит нас на результат, зафиксированный в цели учебного занятия. Важно формулировать задачи через деятельность, которую должны осуществить обучающиеся. Отсутствие строго сформулированных учебных задач в логике достижения цели препятствует осознанию учителем логической стороны обучения, выбору адекватных методов и форм обучения, затрудняет формирование учебной деятельности обучающихся.

Грамотно сформулированные задачи определяют этапы урока, его логику. В традиционном обучении формулировка задач подменялась определениями этапов урока: этап повторения, этап объяснения нового материала, этап закрепления, этап формулировки домашнего задания и т.д. Этап урока соответствует поставленной задаче или нескольким задачам.

Формирование универсальных учебных действий происходит на каждом этапе урока. Реализация задачи на конкретном этапе урока происходит посредством учебной ситуации.

Разрабатывая учебную ситуацию, учитель подбирает содержание, методы и формы, адекватные учебной (игровой, исследовательской и др.) задаче, продумывает деятельность учащихся.

Урок состоит из множества учебных ситуаций, имеющих свою учебную задачу. Учебные ситуации логически связаны и соответствуют ведущей цели урока. На каждом этапе урока может быть одна - две учебные ситуации. Таким образом, учебная ситуация - маленький, но целостный фрагмент урока. Учебные ситуации могут быть проблемные и нейтральные. Так, например, учебная ситуация целеполагания может быть проблемной, если постановка цели идет через анализ противоречий и выявление проблемы, и может быть нейтральной, если обучающиеся, работая с информацией учебника, выясняют тему урока, анализируют содержание страниц учебника, определяют цель.

В каждой учебной ситуации происходит формирование УУД (метапредметных результатов), решаются задачи воспитания, формирования мотивации деятельности, нравственно-этического оценивания и смыслообразования (личностные результаты). Учителю необходимо обеспечить включение учащихся в процесс смыслообразования, целеполагания, использовать приемы способствующие принятию и удержанию цели в течение урока, продумать способы организации рефлексии и критериальной оценки процесса и результата деятельности. Так, в учебной ситуации постановки целей урока происходит формирование регулятивных УУД - принятие, осмысление и удержание цели урока, формулирование задач. Через постановку учебных задач формируется действие планирования. При этом формируются и познавательные УУД – анализ, синтез, обобщение. Для разработки учебной ситуации необходимо осуществить логико-дидактический анализ содержания, так как цели формулируются на основе содержания. Содержание включает не только знания, умения, навыки, но и универсальные умения, опыт творческой деятельности.

Современные вариативные учебно- методические комплекты имеют достаточный арсенал средств, помогающих подобрать учебный материал. Содержание заданий в учебниках и рабочих тетрадях разработано с учетом формирования УУД, поэтому учителю важно научиться организовывать работу с учащихся с учебником, рабочей тетрадью.

Структура организации учебных занятий, основанная на реализации принципов системно - деятельностного подхода, создает условия и для решения задач воспитания через формирование у обучающегося личного опыта, а также постоянную рефлексию своей деятельности, самооценку достижений, постановку задач на перспективу.

Данная разработка поможет эффективно и быстро провести анализ современного урока с учетом требований ФГОС (как в начальной, так и в основной школе).