СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель внутривузовской системы управления качеством образования

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель внутривузовской системы управления качеством образования

Просмотр содержимого документа
«Модель внутривузовской системы управления качеством образования»

Минобрнауки России 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САРАТОВСКИЙ национальный исследовательский
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

 

 

Кафедра этики и эстетики





 

 

Модель внутривузовской системы управления качеством образования

 









РЕФЕРАТ

 

 

Студентки 2 курса 232 группы

направления  44.04.01 «Педагогическое образование»

профиль «Физическая культура»

 













 

Проверил к. п. н. доцент      ______________________       Е.В. Ислентьева

 

Саратов, 2023 г.

ПЛАН

  1. Введение

  2. Понятия: качество образования и управление качеством образования.

  3. Модель внутривузовской системы управления качеством образования.

  4. Заключение.

  5. Литература.

















































Введение

В последние годы образование в целом, и высшее профессиональное в частности, все больше воспринимается в обществе как сфера специфических услуг, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачей ценностей культуры. Международная общественность (Всемирная декларация ЮНЕСКО о высшем образовании) определила, что одной из услуг, предоставляемых обществу, является обеспечение его необходимыми знаниями. Таким образом, автор может констатировать, что в обществе существует потребность в получении образовательных услуг. Обеспечение требуемого обществом уровня качества предоставляемых образовательных услуг, адекватного нормам государственных образовательных стандартов, делает необходимым проведение исследований в этом направлении. Проанализировав различные точки зрения на понятие «качество образования», автор пришел к выводу, что факторы, определяющие качество образования, можно объединить в три группы: качество субъекта получения образовательных услуг; качество объекта предоставления образовательных услуг; качество процесса предоставления образовательных услуг.





















Понятия: качество образования и управление качеством образования.

Под качеством образования исследователь понимает отображенную в его процессе и результатах систему сущностных, социально значимых свойств, характеристик, параметров, согласующихся с нормами, закрепленными в государственных образовательных стандартах и удовлетворяющих установленные и перспективные требования работодателей, потребности и цели потребителей. Констатируя тот факт, что удовлетворенность потребителей образовательных услуг качеством полученного образования субъективна и не служит единственным критерием его оценки, автор определил, что образовательная услуга является результатом образовательного процесса, а понятие управление качеством образования рассматривается им как управление процессом предоставления образовательных услуг. В этой сфере основным потребителем услуг является государство, реализующее свои требования через государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Кроме того, исследователем определены еще две группы основных потребителей: непосредственные потребители (абитуриенты, студенты и их родители), определяющие требования к образовательной услуге личными потребностями, запросами и ожиданиями; работодатели, требования которых определяются перспективами развития отрасли и ситуацией на региональном рынке труда. В последнее десятилетие активно развивается направление, в рамках которого управление качеством образования осуществляется на основе принципов всеобщего управления качеством и поддерживающих данные принципы международных стандартов в области качества ИСО. Анализируя подходы, реализуемые в рамках названного направления, автор пришел к выводу, что традиционное понимание и формирование качества образования как достижения обучаемыми нормативного уровня обученности, т.е. исключительно на основе оценки результатов предоставления образовательных услуг, неадекватно современным требованиям к специалистам с высшим образованием. Разработка механизмов управления качеством высшего образования на различных уровнях должна строиться на управлении процессами предоставления образовательных услуг, качество которых и определяет потенциальную возможность учебного заведения предоставлять услуги, отвечающие требованиям потребителей. Через управление качеством процесса предоставления образовательных услуг мы обеспечим не только управление качеством результатов, но и повысим эффективность управления в целом.



































Модель внутривузовской системы управления качеством образования

Для выявления условий повышения эффективности управления качеством образования на основе стандартов ИСО автором был избран метод моделирования, так как модель представляет собой мысленно и практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в схематизированной и наглядной форме. Описание модели внутривузовской системы управления качеством образования является во многом прогнозным, поскольку многие ее элементы и связи проходят период становления, уточнения и трансформации. При моделировании автор учитывал, что процесс создания модели основан на тех достижениях в области вузовского обеспечения качества, которые были реализованы в предыдущие годы. К ним следует в первую очередь отнести: – разработку государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; – создание федерального, регионального и внутривузовского центров тестирования; – внедрение в управленческую практику процедур аттестации, государственной аккредитации и лицензирования образовательных учреждений; – разработку модели и критериев конкурса на премию Правительства РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»; – достижения педагогической науки и практики в области оценки качества образования, управления развитием образовательных учреждений. При разработке модели внутривузовской системы управления качеством образования методологической базой моделирования мы определили принципы менеджмента качества, в первую очередь «процессный подход» и «ориентацию на потребителя». Определяя сущность процессного подхода к управлению качеством образования, ряд исследователей (В.В. Левшина, В.А. Качалов, В.П. Панасюк, М.З. Свиткин) выделили его характерные черты: процессный подход ориентирован на межфункциональные процессы; для процессного подхода в организации важны горизонтальные связи. Ориентируясь на требования стандартов к системам качества, мы исследователь определил, что применение совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, их идентификация и менеджмент являются процессным подходом. Нами установлено, что действие внутривузовской системы управления качеством образования должно быть направлено не столько на административное управление структурными подразделениями, сколько на процессы и процедуры, осуществляемые вузом при оказании образовательных услуг.

Технология реализации процессного подхода включает: определение потребностей и ожиданий потребителей образовательных услуг, разработку политики и целей организации в области качества образования, анализ существующей документации, идентификацию процессов жизненного цикла образовательной услуги, разработку организационной структуры управления, определение иерархии документации системы качества, разработку критериев и методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса. Согласно положениям стандарта, системы качества включают четыре обобщенных элемента: организационные структуры, ресурсы, процессы, процедуры. Разработанная исследователями модель внутривузовской системы управления качеством образования определена как совокупность организационной структуры, ресурсов, процессов и процедур, обеспечивающих предоставление качественной образовательной услуги на всех этапах – от первоначального определения и до конечного удовлетворения требований и потребностей заинтересованных сторон. Учитывая принципы менеджмента качества, особенности функционирования негосударственного вуза, исследователи разработали модель внутривузовской системы управления качеством образования (рис. 1). Ведущая идея, которая определяет основу создания модели, – это идея изоморфизма (подобия) элементов системы качества на различных уровнях на основе требований стандартов ИСО. Модель системы качества вузовского уровня отличается от своих подсистем (факультет, основная образовательная программа) уровнем обобщений и принятия решений, составом основных функций управленческого процесса. Структурные элементы модели объединены в основные блоки: – менеджмент ресурсов; – проектирование и реализация образовательной услуги и средств по ее оказанию на основе требований заинтересованных сторон к подготовке специалистов; – контроль, анализ полученных результатов, выявление удовлетворенности всех заинтересованных сторон, определение нового уровня запросов потребителей и принятие решений на основе проведенного анализа, направленных на улучшение деятельности вуза по предоставлению образовательной услуги. Контур «Ответственность руководства» включает такие компоненты, как: обязательства руководства; ориентация на требования различных социальных заказчиков; политика в области качества; определение целей и планирование деятельности; ответственность, полномочия и обмен информацией; анализ со стороны руководства. Он объединяет блоки «менеджмент ресурсов» и «анализ и принятие решений по обеспечению качества образовательной услуги». Контур «Процессы жизненного цикла образовательной услуги» объединяет процессы проектирования и реализации комплекса средств по достижению образовательных целей. Блок «Менеджмент ресурсов» включает обеспечение ресурсами функционирования и развития образовательного учреждения в виде зданий, сооружений, источников финансирования, информационных массивов, научно-методических разработок, преподавательских и управленческих кадров; поддержание имеющихся ресурсов на уровне, необходимом для достижения соответствия требованиям, предъявляемым к образовательной услуге. В деятельности высшего профессионального образовательного учреждения автором выделены следующие организационные уровни: вузовский, уровень факультета, уровень основной образовательной программы.

















Заключение

Дополнив их и видоизменив с учетом специфики конкретных условий в Саратовском Государственном Техническом университете, автор использовал для оценки эффективности внутривузовской системы управления качеством образования следующие критерии: – системность и упорядоченность в организации управленческой деятельности; – активность и продуктивность управленческой деятельности; – оперативность и четкость управленческой работы; – психологический климат; – профессионально-педагогическую и организационно-управленческую компетентность; – удовлетворенность потребителей образовательных услуг; – педагогическую эффективность; – процесс и результат предоставления образовательной услуги. Приведем некоторые результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности внутривузовской системы управления качеством образования. Для определения уровня выполнения критерия «Удовлетворенность потребителей образовательных услуг» автором было проведено исследование, направленное на выявление представлений об удовлетворенности потребителей-выпускников получаемой образовательной услугой. Студентам-выпускникам как первичным потребителям образовательных услуг было предложено провести оценку качества получаемого образования по отдельным показателям. В качестве респондентов выступили студенты выпускных курсов (IV) ИнЭТиП, обучающиеся по специальностям (направлениям) «Информационная безопасность», «Радиотехника», «Электроника и Наноэлектроника». Итоги опроса показывают, что студенты в целом удовлетворены содержанием учебных программ и уровнем теоретической подготовки. В то же время выявлена такая область для улучшения, как уровень практической подготовки. По мнению студентов, достаточно низким является уровень обеспеченности базами практики и недостаточно времени уделяется для специальной подготовки. Удовлетворенность выпускников процессом обучения в академии исследовалась дополнительно. Обработка полученных данных показала: большинство отметило, что впечатление, которое они получили от процесса обучения в академии, в целом соответствует тому, что они ожидали от вуза. Динамика степени удовлетворенности выпускников процессом обучения (за два года): 1) ниже и значительно ниже ожидаемой – 23% (2018г.), 23% (2019г.); 2) соответствует ожиданиям – 61% (2018г.), 67% (2019г.); 3) выше и значительно выше ожидаемой – 16% (2018г.), 10% (2019г.). В ходе выполнения опытно-экспериментальной работы автором определены следующие организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности внутривузовской системы управления качеством образования в негосударственном вузе: – приоритет принципов менеджмента качества в управлении;

– ориентация на перспективные требования и запросы заинтересованных сторон; – осознание коллективом вуза необходимости нововведений и их социальной поддержки для успешной практической деятельности на региональном рынке образовательных услуг; – организация непрерывного обучения (без отрыва от основной деятельности) руководителей всех уровней и преподавателей современным подходам и методам управления качеством образования на основе требований заинтересованных сторон; – ресурсное обеспечение деятельности по разработке, внедрению, функционированию внутривузовской системы управления качеством образования.



















Литература

1. Законодательство в образовании: Сборник
основных нормативно-правовых документов в области образования (высшее профессиональное
образование, дополнительное профессиональное
образование). – М., 2002.
2. Левшина В.В., Бука Э.С. Формирование
системы менеджмента качества вуза: Монография. – Красноярск, 2004.
3. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. – СПб., 2003.
4. Руководство по применению стандарта
ИСО 9001:2000 в области обучения и образования/
Пер. с англ. А.Л. Раскина. – М., 2002.
5. Руководящие указания по применению
ИСО 9001:2000 в сфере образования // Ежеквартальное приложение к журналу «Стандарты и качество», 2005, №1.
6. Управление качеством образования:
Практико-ориенитрованная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. –
М., 2000.













Подпись студента _____________ Захарова Екатерина Алексеевна