Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«САРАТОВСКИЙ национальный исследовательский
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра этики и эстетики
Модель внутривузовской системы управления качеством образования
РЕФЕРАТ
Студентки 2 курса 232 группы
направления 44.04.01 «Педагогическое образование»
профиль «Физическая культура»
Проверил к. п. н. доцент ______________________ Е.В. Ислентьева
Саратов, 2023 г.
ПЛАН
Введение
Понятия: качество образования и управление качеством образования.
Модель внутривузовской системы управления качеством образования.
Заключение.
Литература.
Введение
В последние годы образование в целом, и высшее профессиональное в частности, все больше воспринимается в обществе как сфера специфических услуг, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачей ценностей культуры. Международная общественность (Всемирная декларация ЮНЕСКО о высшем образовании) определила, что одной из услуг, предоставляемых обществу, является обеспечение его необходимыми знаниями. Таким образом, автор может констатировать, что в обществе существует потребность в получении образовательных услуг. Обеспечение требуемого обществом уровня качества предоставляемых образовательных услуг, адекватного нормам государственных образовательных стандартов, делает необходимым проведение исследований в этом направлении. Проанализировав различные точки зрения на понятие «качество образования», автор пришел к выводу, что факторы, определяющие качество образования, можно объединить в три группы: качество субъекта получения образовательных услуг; качество объекта предоставления образовательных услуг; качество процесса предоставления образовательных услуг.
Понятия: качество образования и управление качеством образования.
Под качеством образования исследователь понимает отображенную в его процессе и результатах систему сущностных, социально значимых свойств, характеристик, параметров, согласующихся с нормами, закрепленными в государственных образовательных стандартах и удовлетворяющих установленные и перспективные требования работодателей, потребности и цели потребителей. Констатируя тот факт, что удовлетворенность потребителей образовательных услуг качеством полученного образования субъективна и не служит единственным критерием его оценки, автор определил, что образовательная услуга является результатом образовательного процесса, а понятие управление качеством образования рассматривается им как управление процессом предоставления образовательных услуг. В этой сфере основным потребителем услуг является государство, реализующее свои требования через государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. Кроме того, исследователем определены еще две группы основных потребителей: непосредственные потребители (абитуриенты, студенты и их родители), определяющие требования к образовательной услуге личными потребностями, запросами и ожиданиями; работодатели, требования которых определяются перспективами развития отрасли и ситуацией на региональном рынке труда. В последнее десятилетие активно развивается направление, в рамках которого управление качеством образования осуществляется на основе принципов всеобщего управления качеством и поддерживающих данные принципы международных стандартов в области качества ИСО. Анализируя подходы, реализуемые в рамках названного направления, автор пришел к выводу, что традиционное понимание и формирование качества образования как достижения обучаемыми нормативного уровня обученности, т.е. исключительно на основе оценки результатов предоставления образовательных услуг, неадекватно современным требованиям к специалистам с высшим образованием. Разработка механизмов управления качеством высшего образования на различных уровнях должна строиться на управлении процессами предоставления образовательных услуг, качество которых и определяет потенциальную возможность учебного заведения предоставлять услуги, отвечающие требованиям потребителей. Через управление качеством процесса предоставления образовательных услуг мы обеспечим не только управление качеством результатов, но и повысим эффективность управления в целом.
Модель внутривузовской системы управления качеством образования
Для выявления условий повышения эффективности управления качеством образования на основе стандартов ИСО автором был избран метод моделирования, так как модель представляет собой мысленно и практически созданную структуру, воспроизводящую ту или иную часть действительности в схематизированной и наглядной форме. Описание модели внутривузовской системы управления качеством образования является во многом прогнозным, поскольку многие ее элементы и связи проходят период становления, уточнения и трансформации. При моделировании автор учитывал, что процесс создания модели основан на тех достижениях в области вузовского обеспечения качества, которые были реализованы в предыдущие годы. К ним следует в первую очередь отнести: – разработку государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования; – создание федерального, регионального и внутривузовского центров тестирования; – внедрение в управленческую практику процедур аттестации, государственной аккредитации и лицензирования образовательных учреждений; – разработку модели и критериев конкурса на премию Правительства РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»; – достижения педагогической науки и практики в области оценки качества образования, управления развитием образовательных учреждений. При разработке модели внутривузовской системы управления качеством образования методологической базой моделирования мы определили принципы менеджмента качества, в первую очередь «процессный подход» и «ориентацию на потребителя». Определяя сущность процессного подхода к управлению качеством образования, ряд исследователей (В.В. Левшина, В.А. Качалов, В.П. Панасюк, М.З. Свиткин) выделили его характерные черты: процессный подход ориентирован на межфункциональные процессы; для процессного подхода в организации важны горизонтальные связи. Ориентируясь на требования стандартов к системам качества, мы исследователь определил, что применение совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, их идентификация и менеджмент являются процессным подходом. Нами установлено, что действие внутривузовской системы управления качеством образования должно быть направлено не столько на административное управление структурными подразделениями, сколько на процессы и процедуры, осуществляемые вузом при оказании образовательных услуг.
Технология реализации процессного подхода включает: определение потребностей и ожиданий потребителей образовательных услуг, разработку политики и целей организации в области качества образования, анализ существующей документации, идентификацию процессов жизненного цикла образовательной услуги, разработку организационной структуры управления, определение иерархии документации системы качества, разработку критериев и методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса. Согласно положениям стандарта, системы качества включают четыре обобщенных элемента: организационные структуры, ресурсы, процессы, процедуры. Разработанная исследователями модель внутривузовской системы управления качеством образования определена как совокупность организационной структуры, ресурсов, процессов и процедур, обеспечивающих предоставление качественной образовательной услуги на всех этапах – от первоначального определения и до конечного удовлетворения требований и потребностей заинтересованных сторон. Учитывая принципы менеджмента качества, особенности функционирования негосударственного вуза, исследователи разработали модель внутривузовской системы управления качеством образования (рис. 1). Ведущая идея, которая определяет основу создания модели, – это идея изоморфизма (подобия) элементов системы качества на различных уровнях на основе требований стандартов ИСО. Модель системы качества вузовского уровня отличается от своих подсистем (факультет, основная образовательная программа) уровнем обобщений и принятия решений, составом основных функций управленческого процесса. Структурные элементы модели объединены в основные блоки: – менеджмент ресурсов; – проектирование и реализация образовательной услуги и средств по ее оказанию на основе требований заинтересованных сторон к подготовке специалистов; – контроль, анализ полученных результатов, выявление удовлетворенности всех заинтересованных сторон, определение нового уровня запросов потребителей и принятие решений на основе проведенного анализа, направленных на улучшение деятельности вуза по предоставлению образовательной услуги. Контур «Ответственность руководства» включает такие компоненты, как: обязательства руководства; ориентация на требования различных социальных заказчиков; политика в области качества; определение целей и планирование деятельности; ответственность, полномочия и обмен информацией; анализ со стороны руководства. Он объединяет блоки «менеджмент ресурсов» и «анализ и принятие решений по обеспечению качества образовательной услуги». Контур «Процессы жизненного цикла образовательной услуги» объединяет процессы проектирования и реализации комплекса средств по достижению образовательных целей. Блок «Менеджмент ресурсов» включает обеспечение ресурсами функционирования и развития образовательного учреждения в виде зданий, сооружений, источников финансирования, информационных массивов, научно-методических разработок, преподавательских и управленческих кадров; поддержание имеющихся ресурсов на уровне, необходимом для достижения соответствия требованиям, предъявляемым к образовательной услуге. В деятельности высшего профессионального образовательного учреждения автором выделены следующие организационные уровни: вузовский, уровень факультета, уровень основной образовательной программы.
Заключение
Дополнив их и видоизменив с учетом специфики конкретных условий в Саратовском Государственном Техническом университете, автор использовал для оценки эффективности внутривузовской системы управления качеством образования следующие критерии: – системность и упорядоченность в организации управленческой деятельности; – активность и продуктивность управленческой деятельности; – оперативность и четкость управленческой работы; – психологический климат; – профессионально-педагогическую и организационно-управленческую компетентность; – удовлетворенность потребителей образовательных услуг; – педагогическую эффективность; – процесс и результат предоставления образовательной услуги. Приведем некоторые результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности внутривузовской системы управления качеством образования. Для определения уровня выполнения критерия «Удовлетворенность потребителей образовательных услуг» автором было проведено исследование, направленное на выявление представлений об удовлетворенности потребителей-выпускников получаемой образовательной услугой. Студентам-выпускникам как первичным потребителям образовательных услуг было предложено провести оценку качества получаемого образования по отдельным показателям. В качестве респондентов выступили студенты выпускных курсов (IV) ИнЭТиП, обучающиеся по специальностям (направлениям) «Информационная безопасность», «Радиотехника», «Электроника и Наноэлектроника». Итоги опроса показывают, что студенты в целом удовлетворены содержанием учебных программ и уровнем теоретической подготовки. В то же время выявлена такая область для улучшения, как уровень практической подготовки. По мнению студентов, достаточно низким является уровень обеспеченности базами практики и недостаточно времени уделяется для специальной подготовки. Удовлетворенность выпускников процессом обучения в академии исследовалась дополнительно. Обработка полученных данных показала: большинство отметило, что впечатление, которое они получили от процесса обучения в академии, в целом соответствует тому, что они ожидали от вуза. Динамика степени удовлетворенности выпускников процессом обучения (за два года): 1) ниже и значительно ниже ожидаемой – 23% (2018г.), 23% (2019г.); 2) соответствует ожиданиям – 61% (2018г.), 67% (2019г.); 3) выше и значительно выше ожидаемой – 16% (2018г.), 10% (2019г.). В ходе выполнения опытно-экспериментальной работы автором определены следующие организационно-педагогические условия, способствующие повышению эффективности внутривузовской системы управления качеством образования в негосударственном вузе: – приоритет принципов менеджмента качества в управлении;
– ориентация на перспективные требования и запросы заинтересованных сторон; – осознание коллективом вуза необходимости нововведений и их социальной поддержки для успешной практической деятельности на региональном рынке образовательных услуг; – организация непрерывного обучения (без отрыва от основной деятельности) руководителей всех уровней и преподавателей современным подходам и методам управления качеством образования на основе требований заинтересованных сторон; – ресурсное обеспечение деятельности по разработке, внедрению, функционированию внутривузовской системы управления качеством образования.
Литература
1. Законодательство в образовании: Сборник
основных нормативно-правовых документов в области образования (высшее профессиональное
образование, дополнительное профессиональное
образование). – М., 2002.
2. Левшина В.В., Бука Э.С. Формирование
системы менеджмента качества вуза: Монография. – Красноярск, 2004.
3. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. – СПб., 2003.
4. Руководство по применению стандарта
ИСО 9001:2000 в области обучения и образования/
Пер. с англ. А.Л. Раскина. – М., 2002.
5. Руководящие указания по применению
ИСО 9001:2000 в сфере образования // Ежеквартальное приложение к журналу «Стандарты и качество», 2005, №1.
6. Управление качеством образования:
Практико-ориенитрованная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. –
М., 2000.
Подпись студента _____________ Захарова Екатерина Алексеевна