Просмотр содержимого документа
«Модели организации школьной службы примирения»
"Технологии медиации"
МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ
Профилактическая модель
«Воспитательная» (педагогическая) модель
«Сервисная» модель
КАК СОЗДАЕТСЯ СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
В течение учебного года работа по программе обучения «групп равных» организуется курс факультативных занятий 1 раз в неделю по 1 часу.
Занятия могут проводить специалисты, сами прошедшие обучение (учителя, социальные педагоги, школьные психологи, администраторы).
Вполне разумно предположить, что обученные школьники -медиаторы будут периодически выбывать (заканчивать школу, менять место жительства и т. д.) из группы и для поддержания службы примирения в рабочем состоянии необходимо проводить такое обучение ежегодно.
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
Обучающий этап
(первое полугодие учебного года) -теоретический курс по методам эффективного взаимодействия и урегулирования конфликтов, и технологии работы посредников. Основными формами работы являются уроки по конфликтологии с добавлением информации о посредничестве и игры на закрепление навыков урегулирования конфликтов
Тренировочный этап
(второй полугодие учебного года) -включает приобретение опыта деятельности посредниками по реализации этапов проведения программ примирения (тренинговые занятия по проведению программ примирения между жертвой и обидчиком).
Практический этап
заключается в практической работе по проведению программ примирения.
Школьники -медиаторы (в парах) помогают разрешить конфликтную ситуацию младшим школьникам. Ребята -ведущие самостоятельно проводят ознакомительную работу со случаем, т. е. узнают у социального педагога краткую информацию о произошедшем и общие сведения об участниках конфликта, встречаются с детьми с предложением принять участие в процедуре примирения, проводят предварительные встречи.
Тренер -наставник вместе с ребятами обсуждает и анализирует каждую встречу, помогает спланировать дальнейшую работу, совместно выстраивают примирительную встречу. Постепенно доля самостоятельности подростков возрастает.
Таким образом, школьники -медиаторы занимаются под руководством взрослого куратора, который следит за порядком и помогает в сложных ситуациях, выходящих за пределы их компетенции.
Критерии | Профилактическая модель | Воспитательная (педагогическая) модель | Сервисная модель |
Назначение | Ориентирована на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Призвана декри- минализовать подростковую среду, содействовать устранению причин противоправного поведения школьников | Ориентирована на решение задач воспитания; обучения работе в команде, совершенствования коммуникативных навыков и нравственных качеств. Содействует проявлению детской активности, является способом с амореализации детей в позитивном ключе | Ориентирована на оказание помощи в решении конкретных конфликтных ситуаций. Содействует проявлению самостоятельности, активности и ответственности; предоставляет возможность влияния на управление внутри- школьными процессами |
Заказчик | Школьная администрация (в этом смысле модель можно назвать административ- но-профилакти- ческой) | Педагоги и дети, задействованные в службе медиации (тем самым они дают ей заказ на свое развитие) | Ученики (либо ученический актив), а также клиенты, являющиеся потребителями услуг школьной службы медиации |
Объект деятельности | Детская школьная среда | Детский коллектив школьной службы медиации | Школьники (педагоги, родители), имеющие запрос на мирное разрешение конфликтов |
Форма организации | В качестве структурного подразделения социальнопедагогического блока администрации учреждения образования (с подчинением руководству учреждения) | В качестве одной из форм системы воспитательной работы школы (организационно это может быть клуб или другое объединение по интересам, детская общественная организация и пр.) | В качестве независимого, автономного органа школьного самоуправления (возможно с совместным комплектованием из числа школьников и учителей) |
Сотрудничество | С педагогом социальным, психологом, советом профилактики и др. | С педагогом социальным, психологом, учителями руководителями объединений по | С педагогическим коллективом, родителями |