СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование биоритмов человека в среде табличного процессора

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум в 9 классе по теме "Табличные вычисления на компьютере", раскрывающую ведущую идею урока –  получение синусоиды биоритмов человека с последующим анализом результатов.  Урок разработан с опорой на жизненные представления, потребности и интересы учащихся; с применением  компьютерной интерактивной презентации. Содержание урока очень хорошо подходит для формирования самостоятельного мышления и активной учебной деятельности, для развития логического мышления школьников и повышения интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование биоритмов человека в среде табличного процессора»



Предмет : информатика и ИКТ.



Тема урока: Электронные таблицы и моделирование.


Цели урока:

Предметные:

  • Разработка информационной модели в среде табличного процессора

  • Совершенствование навыков работы с информационными моделями.

  • Развитие представлений об электронных таблицах продукта MS Excel как инструменте для решения задач различных сфер человеческой деятельности.

Метапредметные:

  • развитие критического и логического мышления;

  • развитие коммуникативности, умения работать в группе;

  • развитие ИКТ - компетентностей учащихся;

  • развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Личностные:

  • воспитание ответственного отношения к своему здоровью;

  • расширение кругозора учащихся.


Задачи:

К концу урока учащийся должен :

  • знать возможности компьютера и MS Excel как инструмента для моделирования жизненных ситуаций и различных процессов;

  • уметь создавать информационные модели;

  • совершенствовать навыки работы в MS Excel: ввод, редактирование, копирование формул и данных, построение диаграмм и графиков;

строить модель процесса, анализировать конечные результаты работы.

Тип урока: комбинированный

Методы:

  • словесные и наглядные методы в их приемах: эвристическая беседа, работа с таблицей (раздаточным материалом), мультимедийной презентацией; форма работы – фронтальная;

  • репродуктивный и частичнопоисковый метод в таких приёмах, как: логические рассуждения, работа с формой в MS Excel; формы работы - групповая и индивидуальная;

  • методы формирования познавательного интереса: стимулирование посредством анализа жизненных ситуаций;

  • проблемный, исследовательский методы в приемах: анализ и синтез результатов исследовательской практической работы, экстраполяция результатов работы на различные жизненные ситуации; формы работы - групповая и индивидуальная;

Формы обучения:

  • проблемное изложение материала;

  • дискуссия

  • интерактивные.

  • активные: самостоятельная исследовательская работа, решение проблемной задачи, анализ конкретных ситуаций



Оборудование урока:

  • компьютеры учащихся с ОС Windows 7;

  • интерактивная доска Smart;

  • мультимедийная установка;

  • компьютер учителя.


Программное обеспечение:

ActivInspire (изготовление и демонстрация презентации к уроку), MS Excel (работы учащихся), MS Word (таблица для рефлексии).



Раздаточный материал и мультимедийные презентации:

Файл-заготовка для практической части (в том числе памятки с формулами) в MS Excel , таблицы для рефлексии, мультимедийная презентация "Построение биоритма человека в среде электронного процессора"


Литература:

Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика и ИКТ. Базовый курс: 9 кл. - М.: БИНОМ. ЛБЗ, 2011 г.



Этапы урока:

I. Организационная часть.

II. Актуализация знаний.


III. Постановка цели урока.

IV. Практическая работа

    1. Словесное описание модели.

    2. Построение математической модели

    3. Построение компьютерной модели

    4. Вычислительный эксперимент (построение графика)

    5. Анализ результатов эксперимента

V. Подведение итогов

VI Домашнее задание.

VII.Р ефлексия.








Технологическая карта урока



Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Создание положительного эмоционального настроя.

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Меня зовут СД, я учитель информатики ИСОШ.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда –

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Компьютер нам всегда поможет

Мы вместе смоделируем урок!


Эпиграфом к нашему уроку послужат слова французского мыслителя Вольтера «Главное – ладить с самим собою».

(слайд 1) Что это значит ладить с самим собой вы поймете к концу урока.


В век информационных технологий, когда информация измеряется очень большими объемами, незаменимую помощь человеку для обработки информации оказывает компьютер.



Актуализация опорных знаний

На протяжении нескольких предыдущих уроков вы изучали возможности табличного процессора. Давайте повтори некоторые основные ключевые понятия этой темы.

Для чего она предназначена ЭТ?

Какие возможности она предоставляет?

Задание на выбор (слайд 2)


Ответы, рассуждения:

В электронных таблицах можно производить вычисления, можно использовать в качестве базы данных, создавать модели.



Расположите формы представления информации в порядке уменьшения наглядности.

Задание на перестановку (слайд 3)


Нагляднее – в графической форме.

Выстроить на слайде по порядку: в графической форме, в табличной форме, в текстовой форме

Какие типы диаграмм вам известны? Соотнесите название типу диаграммы.

Задание на соответствие (слайд 4)


С помощью какой команды меню, можно построить диаграммы и графики в Excel?

Задание на соответствие (слайд 5 )



Ответы, рассуждения:

С помощью кнопки вызова Мастера диаграмм (Вставка- диаграмма

Как ввести формулу, содержащую функцию? (слайд 6)


Мастера функций


Вы знаете, что в ЭТ можно создавать компьютерные информационные модели. Какова последовательность построения такой модели (слайд 7) задание на перестановку










Можете привести примеры информационной модели?

  1. Создание описательной модели

  2. Преобразование в формализованную (математическую) модель

  3. Создание компьютерной модели

  4. Компьютерный эксперимент

  5. Анализ полученных результатов.


Чертеж корабля, месторождение полезных ископаемых и т.д.

Постановка темы и цели урока

  • Кто сегодня пришел в школу в приподнятом настроении? 

  • А кто пришел в школу в подавленном настроении? 

  • С чем это связано?

  • Как вы думаете, почему в некоторые дни у вас все валится из рук, ничего не хочется, ничего не получается, а  в другие – вы готовы свернуть горы, ощущаете подъем жизненных сил, у вас все идет как по маслу, без сучка и задоринки. Бывает такое?

  • А вы замечали, что такое состояние повторяется через определенный промежуток времени?

  • Может, кто-нибудь знает, как называется чередование подъема и спада жизненных сил человека? (слайд 8)

Человек меняется не только год от года, из месяца в месяц, но и день ото дня, час от часу. Колебания состояния организма – суть проявления биоритмов. Оказывается, можно не только прогнозировать, но при желании и улучшить нормальное протекание жизни, оптимизировать результаты человеческой деятельности. Для этого существует наука – хронобиология, которая занимается изучением биологических процессов, происходящих в живом организме, в различные отрезки времени.


Вы наверное уже догадались, как это связано с темой нашего урока связано с нашим уроком?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Какие задачи на мы поставим перед собой?
















Ответы








Биоритмы





















Ответы




Моделирование биоритмов человека


Пройти все этапы моделирования и получить результат.


Скоро вы будете сдавать государственные экзамены. Важно ли вам знать о колебаниях своей работоспособности, здоровье, интеллектуальном и эмоциональном потенциале?






Да, биоритмы можно использовать при планировании учебной деятельности.




Практически: построить модель биоритмов


Итак, тема нашего сегодняшнего урока “Построение биоритмов человека в среде табличного процессора”

(слайд 9)

Задача урока: в среде табличного процессора создать компьютерную модель своих биоритмов, исследовать её и на основе анализа индивидуальных биоритмов спрогнозировать благоприятные и неблагоприятные дни для различного рода деятельности.


Практическая работа


1 этап

Построение описательной модели

Все мы живем по определенным законам, которые изучает новая наука – хронобиология, тесно связанная с медициной, физиологией, экологией. Существует теория, что и жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами.


Учитель рассказывает о физическом, эмоциональном, интеллектуальном биоритмах

( слайд 10)

В момент рождения человека все три цикла стартуют с нулевой точки. В первой половине каждого периода, когда значения синусоиды положительны, наступает подъем работоспособности и улучшение физического, эмоционального и интеллектуального состояния. В дни второй половины периода, когда значения синусоиды отрицательны, наступает негативная фаза, которая значительно снижает возможности человека во всех областях. Пройдя обе фазы, цикл возвращается в исходную точку, и весь процесс повторяется. Для каждого цикла существуют критические дни, когда кривая проходит через "нулевую точку", а человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Особенно неприятна ситуация, когда в один день через "нулевую точку" проходят две или три кривые.


На каком этапе моделирования мы находимся?


Но, прежде, чем мы создадим компьютерную модель своих биоритмов, отметьте на выданных вам карточках свое состояние (физическое, эмоциональное, и интеллектуальное) с помощью смайлов. Затем, на практике с помощью построенной модели мы проверим теорию биоритмов (сравним ваши смайлики до и после эксперимента)

















Слушают



























На первом этапе: составление описательной модели





Выполняют



2 этап

Для этого я предлагаю перейти к следующему этапу.

Какой это этап?

Построение математической модели

В результате многолетних исследований ученые пришли к выводу, что периодические функции трех биоритмов имеют периоды: для физической активности 23 дня, эмоциональной – 28 дней и интеллектуальной – 33 дня.

Поэтому биоритмы рассчитываются по формулам:





где х - количество дней, прожитых человеком на данный день.

Началом всех трех кривых является день рождения t=t0, sin(0)=0.

































Что в этих формулах нам неизвестно?

Как можно посчитать количество дней, прожитых человеком?




Какие исходные данные для этого понадобятся?



Ответы:

х-количество дней жизни человека; рассчитываем как разность между текущей датой и датой рождения человека.


Исходные данные: дата рождения, текущая дата Длительность расчета.



Какой результат мы должны получить?

Ответы: графики биоритмов, для того, чтобы проанализировать по ним свое физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние.

Физкультминутка

3 этап

Построение компьютерной модели








4 этап

Проведение компьютерного эксперимента

Для работы вам необходимо использовать технологическую карту и файл-шаблон

Вы должны:

  1. Ввести свои данные – дату рождения и начало отсчета, длительность прогноза.

  2. Создать и скопировать формулы с учетом длительности прогноза.



По результатам расчета на отдельном листе построить общую диаграмму для трех биоритмов.

При задании дат, используйте функцию «Сегодня()».



5 этап

Анализ результатов

Анализ результатов моделирования

Для анализа использовать таблицу значений биоритмов.


После построения своих биоритмов произведите анализ результатов.

  1. Определите, не являются ли ближайшие дни для Вас критическими?

  2. В какие дни стоит обратить внимание на свое здоровье?

  3. Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные дни для сдачи зачета по физкультуре.

  4. Выбрать день для похода в музей.

  5. Выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее (наименее) удачными.


Анализ, синтез, ответы, рассуждения.


Разбейтесь на пары и посмотрите на биоритмы друг друга. Проанализируйте их совместимость?

Ответьте на вопрос: стоит ли вам работать в паре сегодня на уроке (по интеллектуальному и эмоциональному биоритмам)?

Стоит ли вам играть в одной команде в спортивные игры (по физическому и эмоциональному биоритмам)?

Анализ, синтез, работа в парах, ответы, рассуждения.

Домашнее задание

Задание на базовом уровне:

Используя индивидуальные биоритмы и данные о датах ГИА (найти в Интернете), построить диаграммы и определить благоприятные дни для сдачи экзамена по разным предметам.

Задание повышенного уровня

П23 №3 (провести инструктаж)



Подведение итогов

Заполните ваши листы данными практической работы. Возьмите свои карточки со смайлами и проверьте: совпадают ли результаты теории биоритмов с вашим состоянием сегодня?

Если значения сходятся, то можно сказать что данный биоритм вам подходит. Если же значения расходятся, то вы, наверно, находитесь под влиянием множества побочных факторов.

Делают вывод, ответив на вопрос “Соответствует ли теория практике?”.



И запомните, ребята, слова врача Е.Ефимовой: "Теория биоритмов ни в коем случае не предсказывает будущее человека. Она лишь помогает анализировать свое состояние и выбирать подходящий момент для выполнения тех или иных действий, приводящих к формированию этого будущего".

И никогда не забывайте об эпиграфе нашего сегодняшнего урока «Главное – ладить с самим собою»


Рефлексия

На выходе из кабинета лайкните по тому или иному смайлику, который соответствует уровню удовлетворенности сегодняшним уроком.


Если останется время

Давайте подумаем и дадим друг другу советы, что нужно сделать, если на спаде физический цикл?

преодолевать свою лень, гулять на свежем воздухе , побольше физических занятий,принимать витамины


А если на спаде эмоциональный цикл?

учиться управлять собою, начинать день с улыбки, радоваться солнечному дню, не зацикливаться на плохом.


Если в это время идет спад интеллектуальный?

Вспомнить все то, что вы знаете. поверить в удачу и успех, поработать с тестами для развития памяти, внимания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!