СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование как средство развития речи детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моделирование как средство развития речи детей с ОВЗ»

Моделирование как средство развития речи для детей с ОВЗ Подготовила: воспитатель 1квалификационной категории Хлудова Лариса Геннадьевна

Моделирование как средство развития речи для детей с ОВЗ

Подготовила: воспитатель

1квалификационной категории

Хлудова Лариса Геннадьевна

Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие речи дошкольников с ОНР .

Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие речи дошкольников с ОНР .

Задачи: Развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды). Оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление. Воспитывать положительные эмоции – удивление, радость успеха, и уверенность в своих силах.

Задачи:

  • Развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений.
  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление.
  • Воспитывать положительные эмоции – удивление, радость успеха, и уверенность в своих силах.
Актуальность. Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Дети с общим недоразвитием речи имеют речевую патологию, при которой нарушается формирование  всех компонентов речевой системы: звукопроизношение (фонетический компонент), фонематический слух, т.е. умение слышать и различать звуки речи (фонематический компонент), словарь (лексический компонент), грамматический строй (грамматический компонент). Ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем речи затрудняют процесс развития связной речи, прежде всего, монологической. У таких детей недостаточно устойчивое внимание, ограниченные возможности ее распределения. При относительно сохраненной смысловой и логической памяти  у детей понижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают инструкции, элементы и последовательность заданий.

Актуальность.

Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.

Дети с общим недоразвитием речи имеют речевую патологию, при которой нарушается формирование  всех компонентов речевой системы:

  • звукопроизношение (фонетический компонент),
  • фонематический слух, т.е. умение слышать и различать звуки речи (фонематический компонент),
  • словарь (лексический компонент),
  • грамматический строй (грамматический компонент).

Ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем речи затрудняют процесс развития связной речи, прежде всего, монологической. У таких детей недостаточно устойчивое внимание, ограниченные возможности ее распределения. При относительно сохраненной смысловой и логической памяти  у детей понижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают инструкции, элементы и последовательность заданий.

Учеными выделяются два основных  фактора, облегчающих процесс становления связной речи. Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина - это наглядность. Второй, по мнению Л.С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания. Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования. В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей 

Учеными выделяются два основных  фактора, облегчающих процесс становления связной речи.

Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина - это наглядность.

Второй, по мнению Л.С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования.

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей 

« Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели. «Модель » - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

« Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«Модель » - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.

"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

       Наглядное моделирование:  опорные картинки  схемы  мнемотаблицы  карточки-символы  ребусы и т.д .

Наглядное моделирование: опорные картинки схемы мнемотаблицы карточки-символы ребусы и т.д .

Схема. Схема – это символическое изображение, помогающая определять количество и последовательность слов в предложении, в составлении схемы предложения. Сопоставления слова и предложения как речевых единиц. Является подготовительным этапом к освоению письма и чтения детьми с проблемами речи.

Схема.

Схема – это символическое изображение, помогающая определять количество и последовательность слов в предложении, в составлении схемы предложения. Сопоставления слова и предложения как речевых единиц. Является подготовительным этапом к освоению письма и чтения детьми с проблемами речи.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Карточки - символы Посредством карточек-символов,  развивается логическое мышление дошкольников, поставленные звуки быстрее закрепляются, речь становится грамматически правильной, легче составляются рассказы и пересказываются тексты, а сложные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательную игру. 

Карточки - символы

Посредством карточек-символов,  развивается логическое мышление дошкольников, поставленные звуки быстрее закрепляются, речь становится грамматически правильной, легче составляются рассказы и пересказываются тексты, а сложные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательную игру. 

Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Это зашифрованное слово. Чтобы правильно решать ребусы, надо знать правила. Разгадывание ребусов — прекрасное развивающее и, в то же время, веселое занятие, отличная гимнастикой для развития внимания, гибкости мышления у ребенка.

Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Это зашифрованное слово. Чтобы правильно решать ребусы, надо знать правила.

Разгадывание ребусов — прекрасное развивающее и, в то же время, веселое занятие, отличная гимнастикой для развития внимания, гибкости мышления у ребенка.

В своей работе постаралась показать возможность использования метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР. Следует отметить, что применение данного метода не только способствует активному усвоению знаний, но и вызывает непосредственный интерес у детей, тем самым активизируя их познавательно речевую активность, развивать мыслительную деятельность.

В своей работе постаралась показать возможность использования метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР. Следует отметить, что применение данного метода не только способствует активному усвоению знаний, но и вызывает непосредственный интерес у детей, тем самым активизируя их познавательно речевую активность, развивать мыслительную деятельность.

Литература 1. Агаева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования.» – Москва, 2014. 2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».- Москва, 2009. 3.Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника». Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду.- Москва, 2010. 4.Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» ,С.-П. «Детство-пресс» 2000 г. 5.Роговенко Т. «Речевые тренажеры», журнал «Дошкольное воспитание» № 10 2004 г. 6.Глухов В.П. « Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР» Москва «Аркти», 2004 г.

Литература

1. Агаева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования.» – Москва, 2014.

2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».- Москва, 2009.

3.Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника». Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду.- Москва, 2010.

4.Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» ,С.-П. «Детство-пресс» 2000 г.

5.Роговенко Т. «Речевые тренажеры», журнал «Дошкольное воспитание» № 10 2004 г.

6.Глухов В.П. « Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР» Москва «Аркти», 2004 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!