Моделирование как средство развития речи для детей с ОВЗ
Подготовила: воспитатель
1квалификационной категории
Хлудова Лариса Геннадьевна
Цель: внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие речи дошкольников с ОНР .
Задачи:
- Развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений.
- Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи.
- Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
- Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
- Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
- Оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному, формировать словесно-логическое мышление.
- Воспитывать положительные эмоции – удивление, радость успеха, и уверенность в своих силах.
Актуальность.
Сегодня специалисты отмечают рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.
Дети с общим недоразвитием речи имеют речевую патологию, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы:
- звукопроизношение (фонетический компонент),
- фонематический слух, т.е. умение слышать и различать звуки речи (фонематический компонент),
- словарь (лексический компонент),
- грамматический строй (грамматический компонент).
Ограниченность словарного запаса, трудности в овладении грамматическим строем речи затрудняют процесс развития связной речи, прежде всего, монологической. У таких детей недостаточно устойчивое внимание, ограниченные возможности ее распределения. При относительно сохраненной смысловой и логической памяти у детей понижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают инструкции, элементы и последовательность заданий.
Учеными выделяются два основных фактора, облегчающих процесс становления связной речи.
Первый, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина - это наглядность.
Второй, по мнению Л.С. Выготского – создание внутреннего плана высказывания.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования.
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей
« Моделирование» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.
«Модель » - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
"Наглядное моделирование" - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Наглядное моделирование: опорные картинки схемы мнемотаблицы карточки-символы ребусы и т.д .
Схема.
Схема – это символическое изображение, помогающая определять количество и последовательность слов в предложении, в составлении схемы предложения. Сопоставления слова и предложения как речевых единиц. Является подготовительным этапом к освоению письма и чтения детьми с проблемами речи.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Карточки - символы
Посредством карточек-символов, развивается логическое мышление дошкольников, поставленные звуки быстрее закрепляются, речь становится грамматически правильной, легче составляются рассказы и пересказываются тексты, а сложные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательную игру.
Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза изображены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами, нотами и другими знаками. Это зашифрованное слово. Чтобы правильно решать ребусы, надо знать правила.
Разгадывание ребусов — прекрасное развивающее и, в то же время, веселое занятие, отличная гимнастикой для развития внимания, гибкости мышления у ребенка.
В своей работе постаралась показать возможность использования метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР. Следует отметить, что применение данного метода не только способствует активному усвоению знаний, но и вызывает непосредственный интерес у детей, тем самым активизируя их познавательно речевую активность, развивать мыслительную деятельность.
Литература
1. Агаева Е.Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования.» – Москва, 2014.
2.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».- Москва, 2009.
3.Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника». Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду.- Москва, 2010.
4.Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит» ,С.-П. «Детство-пресс» 2000 г.
5.Роговенко Т. «Речевые тренажеры», журнал «Дошкольное воспитание» № 10 2004 г.
6.Глухов В.П. « Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР» Москва «Аркти», 2004 г.