СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование при решении текстовых задач в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассказывается о моделировании при решении текстовых задач в начальной школе по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование при решении текстовых задач в начальной школе.»

Моделирование при решении текстовых задач

(система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

УМК В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина)



Читая текст задачи, надо искать связи,

а не действия. Эти связи заложены в модель.



Решить задачу – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование способа решения задачи в предметной, графической или знаковой форме.

Модель – это продукт мыслительного анализа.

В 1 классе решаются задачи на знание свойств отношения целого и частей.





Чертеж не даётся в готовом виде.

! Чтобы найти целое, надо части сложить.

!Чтобы найти неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.

Этот же чертёж в дальнейшем используется и при решении уравнений.

Целое и части изображаем ещё с помощью схемы:







Подобные схемы часто встречаются, например, в курсе окружающего мира.

Затем появляются задачи на разность величин. Чертёж, известный детям, никуда не пропадает, а лишь усложняется – появляется второй «отрезок». Ребята легко различают эти два вида задач (если в задаче сказано: «на … больше/меньше», то сразу понятно, что в чертеже будет 2 «отрезка»).





Затем идёт знакомство с задачами на целое, состоящее из равных частей. Ребята видят, что показать такие задачи можно с помощью чертежа и схемы. Потом приходят к выводу, что если количество частей большое, то знакомый чертёж уже не подходит. Появляется новый чертёж и стрелочная схема.





Затем вновь усложнение – задачи на целое, состоящее из равных частей и одной отличной от них части. И чертёж, и схема дополняются.



Далее идут задачи на кратное сравнение. Схема дополняется – появляется промежуточная мерка.

В 4 классе мы знакомимся с равномерным процессом и прямой пропорциональной зависимостью. Появляется таблица. Такие задачи можно решать разными способами (выбираем рациональный).

Задачи на равномерные процессы (на движение, на производительность труда, на стоимость) сводятся к одной формуле Y = K х X.



Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; для развития умения кратко, чётко и правильно (аргументировано) излагать свои мысли.



Попова Т.В., учитель начальных классов

МОУ «Средняя школа № 12» г. Ярославль


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!