Просмотр содержимого документа
«Моделирование при решении текстовых задач в начальной школе.»
Моделирование при решении текстовых задач
(система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
УМК В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина)
Читая текст задачи, надо искать связи,
а не действия. Эти связи заложены в модель.
Решить задачу – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование способа решения задачи в предметной, графической или знаковой форме.
Модель – это продукт мыслительного анализа.
В 1 классе решаются задачи на знание свойств отношения целого и частей.
Чертеж не даётся в готовом виде.
! Чтобы найти целое, надо части сложить.
!Чтобы найти неизвестную часть, надо из целого вычесть известную часть.
Этот же чертёж в дальнейшем используется и при решении уравнений.
Целое и части изображаем ещё с помощью схемы:
Подобные схемы часто встречаются, например, в курсе окружающего мира.
Затем появляются задачи на разность величин. Чертёж, известный детям, никуда не пропадает, а лишь усложняется – появляется второй «отрезок». Ребята легко различают эти два вида задач (если в задаче сказано: «на … больше/меньше», то сразу понятно, что в чертеже будет 2 «отрезка»).
Затем идёт знакомство с задачами на целое, состоящее из равных частей. Ребята видят, что показать такие задачи можно с помощью чертежа и схемы. Потом приходят к выводу, что если количество частей большое, то знакомый чертёж уже не подходит. Появляется новый чертёж и стрелочная схема.
Затем вновь усложнение – задачи на целое, состоящее из равных частей и одной отличной от них части. И чертёж, и схема дополняются.
Далее идут задачи на кратное сравнение. Схема дополняется – появляется промежуточная мерка.
В 4 классе мы знакомимся с равномерным процессом и прямой пропорциональной зависимостью. Появляется таблица. Такие задачи можно решать разными способами (выбираем рациональный).
Задачи на равномерные процессы (на движение, на производительность труда, на стоимость) сводятся к одной формуле Y = K х X.
Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решения на уроках математики способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности; для развития умения кратко, чётко и правильно (аргументировано) излагать свои мысли.
Попова Т.В., учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа № 12» г. Ярославль