Моделирование профессиональной деятельности на практических занятиях по дисциплинам и междисциплинарным курсах экономического цикла
Докладчик А.С. Малуева
Современная задача средней образовательной организации – выпуск конкурентоспособного молодого специалиста с высоким качеством профессиональной подготовки.
Однако, одна из проблем профессиональной подготовки обучающихся на дисциплинах и профессиональных модулях связана с противоречием между теоретическим и предметным характером обучения и практическим межпредметным характером реальной профессиональной деятельности.
Анализ качества подготовленности специалистов свидетельствует о том, что выпускники филиала академии не всегда способны перенести в практическую деятельность и использовать в ней теоретические знания.
Совершенствование профессиональной практической подготовки предполагает, во-первых, обеспечение ее полноты (практической подготовки к выполнению всех основных профессиональных функций), во-вторых, ее целостности (готовности к выполнению не только отдельных операций, но и целостной деятельности от начального этапа до анализа результатов).
Моделирование профессиональной деятельности на практическом занятии - это такое ее отражение в содержании обучения и в реальной учебной деятельности студентов, которое, во-первых, дает студентам правильное и полное представление о целостной профессиональной деятельности и, во-вторых, позволяет им в процессе обучения овладеть способами (действиями, операциями) профессиональной деятельности настолько полно, что обеспечивает безболезненный переход к реальному выполнению своих трудовых обязанностей (профессиональных функций).
Суть ее состоит в том, что студенты воспроизводят профессиональную деятельность в процессе выполнения практических занятий в специально созданных условиях, когда эта деятельность носит условно профессиональный характер, а при выполнении действий, операций отражаются лишь наиболее существенные ее черты.
Так, например, выполнению курсовой работы по ПМ 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности, должны предшествовать частные задачи на отдельных учебных предметах: построение аналитических таблиц, анализ финансово – хозяйственной деятельности, составление бухгалтерской отчетности и т.д. Эти задачи и задания выполняются на занятиях по разным учебным дисциплинам: «Статистика», «Анализ финансово – хозяйственной деятельности», «Технология составления БО», «Практические основы бухгалтерского учета активов организации». Важно, чтобы к началу курсового проектирования студенты владели не только знаниями в соответствующих областях, но и умениями решать эти частные задачи.
В моей практике проведения практических занятий имеет место разработка комплексных задач, охватывающих две или несколько учебных дисциплин, которые выполняются в виде:
– межпредметных заданий (Статистика ПЗ «Построение группировочных таблиц» -Анализ финансово хозяйственной деятельности ПЗ «Анализ трудовых ресурсов» ),
– на межпредметных занятиях (Статистика-Информатика; АФХД-ИТ в ПД; ПМ01-ИТ в ПД),
– при последовательном решении комплексной задачи на нескольких междисциплинарных курсах (Выполнение практической работы по ПМ 04 «Оценка ассортиментной политики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию» и по ПМ 03 «Оптимизация товарного ассортимента компании»).
С учетом места учебно-производственной задачи в содержании учебного материала, ее объема (требующегося для ее решения времени), наличия специального оборудования для ее выполнения (электронно-вычислительная техника) выбираются формы организации учебного процесса: практические работы (задания, задачи, упражнения и др.) на уроке; практические занятия; самостоятельная внеаудиторная работа (домашнее задание); курсовое проектирование; деловая игра (как форма организации учебного процесса); практикум (цикл практических занятий); индивидуальное задание на учебной, технологической и преддипломной практике.
Постигая новые педагогические методы и подходы, появляется основа для организации процесса моделирования профессиональной деятельности с ориентацией на практическую составляющую. Поскольку практика показывает, что для формирования устойчивых профессиональных знаний и умений необходимы неоднократные повторения, поэтому при реализации практико-ориентированного подхода в комплексе образовательных задач следует учитывать возможность повторения тех или иных профессиональных действий либо путем выполнения поручений (заданий, проектов), либо путем стажировок (практик, дополнительного профессионального образования). Таким образом, данная концепция подготовки высококвалифицированных кадров отчетливо подчеркивает личностную компоненту в образовании и механизм функционирования как основу для развития личности обучаемых.