Моделирование психолого-педагогической поддержки обучающихся СПО: профилактика отклоняющегося поведения
Последние годы в обществе с особой интенсивностью обсуждаются вопросы, касающиеся причин возникновения в стране чрезвычайной ситуации, связанной с распространением химической зависимости в молодёжной среде (наркомания, токсикомания и алкоголизм).
Проблема приобретает всё более острый характер и требует систематизации возможных путей её решения.
В настоящее время существует некий разрыв, который разделяет применяемые сегодня подходы при решении проблем девиантного поведения (в том числе употребление ПАВ) и среди молодёжи от понимания того, какие подходы реально приведут к повышению эффективности профилактической работы в данной области.
Неотъемлимой частью воспитательной работы в образовательном учреждении является первичная профилактика немедицинского употребления наркотических средств, основанная на современных концепциях данной проблемы.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования «Система психолого- – педагогического сопровождения адаптации первокурсников учреждения НПО как форма профилактики девиантного поведения».
Объект исследования: проблема девиантного поведения (употребления ПАВ) в молодёжной среде.
Предмет исследования: психолого – педагогическое сопровождение адаптации первокурсников образовательного учреждения СПО как форма профилактики девиантного поведения.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположения о том, что профилактика девиантного поведения (в том числе и употребления ПАВ) среди молодёжи в образовательном учреждении СПО носит специфический характер; социальная адаптация первокурсников в учреждении СПО является одним из главных факторов, влияющих на девиантное поведение; профилактическая деятельность является эффективной посредством создания благоприятной среды в период социальной адаптации первокурсников.
Цель исследования: на основании анализа теоретических концепций проблемы девиаций среди молодёжи и обобщения опыта профилактической деятельности разработать методические рекомендации по осуществлению профилактики ПАВ в образовательном учреждении СПО, посредством организации социально - психолого – педагогического сопровождения процесса адаптации первокурсников.
Задачи:
изучить проблему девиантного поведения (в т. ч. немедицинского употребления ПАВ) в специальной научной литературе;
исследовать генезис и причины возникновения данной проблемы;
рассмотреть социальную адаптацию как фактор влияния на девиантное поведение и выделить особенности социальной адаптации первокурсников учреждения СПО;
обозначить особенности профилактики немедицинского употребления ПАВ в образовательном учреждении, разработать и представить методические рекомендации по организации социально – психолого – педагогического сопровождения адаптации первокурсников как формы профилактики девиантного поведения в молодёжной среде;
обобщить и представить опыт работы с обучающимися «группы риска».
Теоретической базой исследования послужили труды современных зарубежных и отечественных психологов и социологов: Э. Дюркгейма, Дж. Ханзяна, В.Левина, А. Рукавишниковой, Е. Гилинского, С.Кулакова и др.
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ КАК ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Девиантное поведение как социально - психологическая проблема
Девиантное поведение занимает свою собственную нишу в ряду психологических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и.т.п.
Девиантное поведение личности, понимаемое как отклоняющееся от социально-психологических и нравственных норм, проявляющееся в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе,[1] приобрело в последние годы массовый характер, и поставило его в центр внимания.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Специалисты, занимающиеся изучением проблемы отклоняющегося поведения среди молодёжи, многие годы ищут причины этого феномена. Что же заставляет человека на определённом этапе своего развития вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как этого избежать?
Девиантное поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, правоохранительных органов, что предполагает вариативность и многообразие путей её решения.
Многообразие подходов проявляется и при решении таких практических задач, как диагностика отклоняющего поведения, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально – психологической помощи.
При изучении проблемы девиации личности считаю целесообразным выделить эталон психологической оценки отклоняющегося поведения, основанный на социально – нормативном критерии:
поведение, соответствующее требованиям общества (социальным нормам) в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется;
поведение противоречащее основным общественным установкам и ценностям (социальным нормам) является отклоняющимся (девиантным).
Безусловно, социальные нормы как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. Однако, сопряжённость термина «девиация» с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку в условиях современного развития социума, человека, абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.
Гораздо более важным фактором, по моему мнению, действующим на поведение личности, следует признать внешние социальные условия. К ним относятся:
общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации и др.);
характеристики социальных групп, в которые включена личность (социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);
микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в семье, личности родителей, характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).
В настоящее время все более острый стоит проблема подростковых и юношеских девиаций: сквернословие, агрессия, алкоголизм, табакокурение, немедицинское употребление наркотических веществ. Данное поведение молодёжи носит угрожающий, разрушающий характер.
Изучение девиантных подростков в социальном аспекте рассматривается в работах С.А. Беличевой, И.Б. Громовой, И.С. Кона, Ю.А. Клейберга, И.С. Полонского, И.Ю. Сундиева, Д.И. Фельдштейна и др[2].
В современных исследованиях отмечено, что противоправные девиации совершают как подростки из неблагополучных, так и подростки из так называемых элитарных семей. Такие данные позволяют заключить, что отклоняющееся поведение касается самых различных социально-демографических групп.
Психолог С.А. Кулаков отмечает, что большая часть подростков с девиантным поведением, так называемые у специалистов-психотерапевтов «проблемные клиенты», т.е. подростки без медицинских диагнозов, которым свойственны определенные искажения в различных сферах.
В поведенческой сфере - это избегания решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, отсутствие критической оценки своих действий;
в аффективной сфере – это эмоциональная лабильность, быстрое возникновение тревоги и депрессии;
в мотивационно-потребностной сфере: блокировка потребности в защищенности, свободе, принадлежности к референтной группе;
в когнитивной сфере наблюдается нарушение построения смысловых заключений[3].
Исследуя причинность девиантных проявлений в молодёжной среде, хотелось бы остановиться на социологических теориях данного феномена.
Наиболее известными представителями данного направления являются О.Конт, Э.Дюркгейм, Р. Мертон.
Родоначальником социологии девиантного поведения по праву считается французский социолог Эмиль Дюркгейм. Для объяснения социальных девиаций Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии. Р.Мертон, один из наиболее ярких последователей Э.Дюркгейма, рассматривает девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения[5].
Таким образом, опираясь на социологические теории отклоняющегося поведения, можно сделать вывод о том, что девиации подчиняются социальным закономерностям, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять.
Далее рассмотрим проблему употребления ПАВ среди молодёжи как одна из видов девиации, выражающая социально – психологический статус личности на оси «социализация – дезадаптация - изоляция», основанный на социологической теории отклоняющегося поведения.
1.2.Немедицинское употребление ПАВ среди молодёжи.
Теоретический анализ причин возникновения проблемы
Придерживаясь социологической теории девиации личности, Б. М. Левин в начале 90-х гг. прогнозировал, что переход к рыночной экономике приведет к большому числу лиц, неспособных адаптироваться к новым, конкурентным условиям жизни, которые поэтому могут пополнять ряды алкоголиков, наркоманов. Кроме этого, безусловно, пошатнётся важный институт социализации личности – семья.
Общественные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказываются в первую очередь на молодежь, которая является незащищенным слоем населения, но играет важную роль в жизни общества. Нестабильность в стране заставила многих граждан обозначить для себя приоритетной позицию «выживания».
Сегодняшняя молодёжь живёт уже в социально и политически стабильном обществе, однако – это дети, рождённые во времена политических и социально – экономических реформ страны, являющиеся «социальным продуктом» периода дестабилизации общества. Все это выразилось в появлении деструктивных характерологических особенностей у представителей новых поколений, которые обусловили формирование девиантных форм, в том числе и наркомании (наркотической зависимости).
В обычном понимании наркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению разными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ, для того, что бы впасть в одурманенное состояние.
Такое состояние могут вызывать истинные наркотики – опий, морфий, героин. Одурманивание этими веществами и считается собственно наркоманией.
Подобный эффект могут производить и некоторые лекарственные препараты (снотворные, успокаивающие или возбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарствоманией.
Немедицинское употребление детьми и молодежью психоактивных веществ представляет собой серьезную проблему современного общества. Косвенно или напрямую она затрагивает практически каждого пятого жителя страны[6]. Ухудшение здоровья, распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигает критического уровня, и дальнейшее нарастание этих тенденций может вызвать необратимые последствия.
Распространение и потребление наркотических средств имеет явную и скрытую формы. Явная - выражена в официально зарегистрированной части подростков и молодежи. Это находящиеся на учете в учреждениях здравоохранения в связи с прохождением лечения, а также уличенные в наркопреступлениях соответствующими подразделениями ОВД. Анализ ситуации, связанной с потреблением подростками и молодежью наркотических средств, свидетельствует, что их явная часть – количество состоящих под диспансерным наблюдением – составляет в лучшем случае четверть от общего числа злоупотребляющих. Истинное число приобщающихся к потреблению наркотических средств или больных наркоманией известно лишь в самых общих чертах и с определенной степенью вероятности, поскольку сюда входят как те, кто лечится неофициально или самостоятельно, так и те, кто вообще не выявлен[7].
В теоретическом исследовании причин наркомании остановить внимание хотелось бы на теории Дж. Ханзяна. В качестве ведущих проблем химически зависимых он называет базовые трудности саморегуляции в четырех основных сферах, таких, как:
чувства,
самооценка,
взаимоотношения,
забота о себе[8].
Наркотики, с одной стороны, создают иллюзию преодоления беспомощности и повышения самоконтроля, а с другой стороны — приводят к утрате контроля над собой и своей жизнью. В конце концов, зависимость не оставляет человеку никакого выбора. Полная утрата контроля и ощущение бессилия являются типичными для зависимых[9].
Выделенные учёными причины употребления ПАВ являются составными факторами, выражающими социально – психологический статус личности на оси «социализация – дезадаптация - изоляция». Отсюда можно сделать вывод о том, что успешная социальная адаптация личности является одним их факторов, способствующих формированию установок поведения, обратным девиантному.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СПО КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
2.1. Механизмы процесса социальной адаптации.
Что такое «адаптация». Термин «социальная адаптация» трактуется как:
1) постоянный процесс активного приспособления индивида в условиям социальной среды;
2) результат этого процесса.[10]
Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения личности зависит от целей и ценностных ориентаций индивида и возможностей их достижения в социальной среде.
Таким образом, чтобы “продуктивно” жить в обществе, человек должен не просто принять и усвоить свои формальные нормы этого общества, но и выбрать свои собственные, которые будут помогать (или мешать) ему реализовываться и самоактулизироваться, не вступая при этом в конфликт с обществом, т.е. человек должен уметь достигать равновесия между собственными потребностями и общественными требованиями.
Подходы к определению понятия адаптации в образовательной среде различны.
Под адаптацией понимают:
1) состояние, в котором потребности обучаемого и общества полностью удовлетворяются;
2) процесс, посредством которого достигается гармоничное состояние обучаемого и социальной среды;
3) итог процесса изменений социальных, социально – психологических, возрастных, этнических отношений между людьми.
В своей работе хотелось особое внимание уделить адаптации первокурсников в системе СПО. Особенности социальной адаптации первокурсников
учреждений СПО как фактора, влияющего на девиантное поведение
Проблема адаптации первокурсников учреждений СПО является сложной, многофакторной и многоуровневой. В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения.
Сложность адаптации обусловлена противоречивостью данного возрастного периода, объясняемого переходом от детства к юности.
Кроме этого, при переходе от общего к профессиональному образованию у подростков происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений.
И потому, чем успешнее пройдет адаптация первокурсников к обучению в профессиональном училище, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация.
Первокурсники входят в процесс профессионального обучения с новым социальным статусом обучающегося, что требует от них выбора способов поведения, соответствующих новому статусу. Процесс приспособления может быть длительным и вызвать перенапряжение на психологическом и физиологическом уровнях, вследствие чего, могут проявиться растерянность и даже неудовлетворённость пребыванием в учреждении НПО, являющиеся причиной возможного возникновения симптомов отклоняющегося поведения.
Можно выделить две стороны социальной адаптации обучающихся:
- социально – психологическую;
- профессиональную.
Успешная адаптация обучающегося является предпосылкой его активной деятельности и условием её эффективности.
Каждый педагогический работник учреждения СПО рано или поздно сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения обучающихся. Возраст обучающихся образовательного учреждения СПО от 15 до 19 лет. Одной из особенностей, обуславливающей данное поведение, является адаптация к новой социальной среде, сопряжённой с кризисным этапом развития личности.
Вторая особенность - социальный паспорт контингента обучающихся. Сравнительный анализ социальных показателей позволяет нам сделать вывод о том, что образовательное учреждение СПО является институтом социализации обучающихся так называемой «группы риска», что в свою очередь предполагает возможные адаптационные затруднения.
Третьей особенностью хотелось бы выделить мотивацию выбора образовательного маршрута абитуриентами, основанной на изучении результатов опроса первокурсников нашего техникума в первый месяц обучения, показавших, что из 138 обучающихся 78 одной из причин поступления в учебное заведение отметили боязнь ЕГЭ. Исходя из сложившейся ситуации, можно обозначить главной воспитательной задачей образовательного учреждения профилактическую работу, направленную на формирование социально - мобильного выпускника.
Следующая работа посвящена особенностям организации профилактики девиантного поведения (а именно, употребления ПАВ) в учреждении СПО.
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО
3.1. Особенности организации профилактической работы в учреждении СПО
Для успешного решения задач профилактики социальной и средовой дезадаптации подростков, требуется принять некоторые принципиальные положения.
Во-первых, рассматривать воспитание как комплекс целенаправленных и специально организуемых мер по обеспечению и оптимизации процессов средовой адаптации обучающихся через создание условий для удовлетворения их базальных потребностей.
Во-вторых, воспитательный процесс не следует ограничивать комплексом, даже самым продуманным и полным «голых» назиданий и наставлений, так как сами по себе они носят скорее информационный, чем воспитательный смысл.
В-третьих, в ракурсе образовательного учреждения для нормальных личностей нет никакого смысла различать профилактику девиантных форм поведения и сам воспитательный процесс.
3.2. Методические рекомендации по организации социально – психолого – педагогического сопровождения адаптации первокурсников учреждений СПО как формы реализации профилактики употребления ПАВ в молодёжной среде
Программа представляет собой синтез семи современных подходов в профилактической работе, основанный на теоретическом анализе современных концепций данной проблемы и обобщении опыта взаимодействия социально – психологической службы и коллектива педагогических работников данного образовательного учреждения.
Предварительный подход, основанный на социально – психологической диагностике личности первокурсников. Позволяет «просмотреть» картину контингента, выделить «группу риска», спроектировать последующее направление групповой и индивидуальной профилактическую работы.
Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом.
Подход, основанный на формировании жизненных навыков. Формирование навыков личного поведения и межличностного общения.
Подход, основанный на приоритете здоровья. Способствует формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни.
Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации.
Подход, основанный на альтернативной девиантной деятельности. Развитие целесообразной позитивной активности, альтернативной наркотизации и алкоголизации.
Подход, основанный на распространении информации о негативном влиянии адиктивного поведения. Информация о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека.
Программа
«Социально – психолого – педагогическое сопровождение
адаптации первокурсников учреждения НПО
как форма реализации профилактики девиантного поведения среди молодёжи»
Основные программные мероприятия
№ | Информация о мероприятиях | Исполни- тели | Рекомендуемые сроки | Ожидаемый результат |
Диагностико - аналитический подход Данный этап психолого – педагогического сопровождения адаптации первокурсников как формы реализации профилактики употребления ПАВ среди молодёжи является предварительным и служит основанием для проектирования дальнейшей взаимодействия участников воспитательного процесса |
1 | Изучение личных дел обучающихся | Социальный педагог, мастера производственного обучения | Сентябрь | Социальные паспорта |
2 | Психолого – педагогическая диагностика личности обучающихся 1 курса. Методы: -анализ наблюдений (посещение уроков); - наблюдение; -бланковое тестирование интерактивное тестирование Параметры изучения: доминирующие психодинамические особенности, ценностные ориентации, эмоционально – волевая и мотивационная сфера. -изучение ценностных ориентации, мотивация обучения профессии) | Педагог - психолог | Сентябрь – ноябрь Май – июнь (по необходимости) | Комплексный социально- психологический портрет курса. |
3 | Наблюдение за развитием ученических групп как коллективов. Параметры изучения: сплочённость, самоуправление, потенциал развития группы Методы: наблюдение, беседа с педагогическими работниками, родителями обучающихся и лицами, их заменяющими, социометрическое исследование. | Педагог- психолог, мастера п/о | Октябрь - май | Карта социально-психологического развития группы |
4 | Формирование банка данных «группы риска» | Социальный педагог, педагог – психолог, мастера п/о | Октябрь по мере выявле ния проблемы) | Социально – психологические карты обучающихся |
II этап Профилактика девиаций через формирование личностных установок социально – активного поведения. Данный этап социально - психолого – педагогического сопровождения адаптации первокурсников является вариативным в зависимости от актуальности проведения мероприятия в каждой учебной группе. Сроки проведения мероприятий носят рекомендательный характер. |
Подход, основанный на эмоциональном обучении |
5 | Психологические практикумы по формированию адекватной самооценки обучающихся, навыков принятия решений. | Педагог – психолог, мастера п/о | Рекомендуемое время проведе-ния – 1 условная четверть | |
6 | Психологические практикумы по формированию способностей справляться со стрессом и навыков саморегуляции | Педагог – психолог, мастера п/о | Стрессоустойчивость и мобильность обучающихся (снижение риска возникновения депрессивного состояния обучающихся, испытывающих затруднения в адаптации в стенах образовательного учреждения |
7 | Часы профилактики « Семь ступеней к себе» | Педагог –психолог, мастера п/о |
Подход, основанный на формировании жизненных навыков. Формирование навыков личного поведения и межличностного общения |
8 | Часы профилактики «Мы и конфликты», «Я и мои социальные роли». | Педагог – психолог, мастера п/о | Рекомендуемое время проведения 2 четверть | Конфликтоустойчивость обучающихся, снижение возникновения ситуаций, провоцирующих девиантное поведение обучающихся |
9 | Просмотр и обсуждение видеофильмов на актуальную тематику | Педагог – психолог, мастера п/о | Выработка индивидуальной жизненной позиции обучающихся, соответствующей социально – значимым приоритетам общества. |
10 | Психологический практикум «Как правильно ставить цели» | Педагог - психолог | Приобретение обучающимися навыков жизненного целеполагания и проектирования собственного жизненного пространства |
11 | Психологический практикум «Как стать уверенным в себе» | Педагог - психолог | Приобретение лидерских качеств, коррекция самооценки обучающихся |
Подход, основанный на приоритете здоровья. Способствует формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни |
12 | Беседы с медицинским училища работником на актуальную тематику | Медицинский работник, педагог – психолог, мастера п/о | В течение учебного года, с учетом внутреннего плана воспитательной работы мастеров п/о, и возможности сотрудничества с др. специалистами | Мировоззрение обучающихся, основанное на приоритетах здорового образа жизни, ценности здоровья |
13 | Встречи со специалистами МЛПУ (подростковый врач, нарколог, инфекционист) | Зам. директора по УВР |
14 | Спортивно – оздоровительные мероприятия во внеурочной деятельности | Руководитель физ. Воспитания, мастера п/о |
15 | Встречи с представителями религиозных конфессий | Зам директора по УВР. |
Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации |
16 | Мозговой штурм «Какой должна быть реклама» | Педагог - психолог | | Навыки противостояния навязыванию необъективного мнения и манипуляций |
17 | Тренинг «Сумей сказать нет» | Педагог - психолог | | Приобретение навыков техники правильного отказа |
Подход, основанный на деятельности альтернативной девиантной. Развитие целесообразной позитивной активности, альтернативной наркотизации и алкоголизации |
18 | Ежегодная Акция «Миссия жить!» | Педагог–психолог, руководитель ОБЖ, руководитель физ. воспитания, мастера п/о | Октябрь – ноябрь | Обеспечение формирования стойкой жизненной позиции, соответствующей социальным нормам современного общества |
19 | Акция «Здоровое учебное заведение» в рамках общегородских мероприятий по добровольному тестированию на предмет немедицинского употребления ПАВ | Зам. директора по УВР, педагог – психолог, медицинский работник, мастера п/о | Согласно сроков городского мероприятия | Данная акция позволит увидеть реальную проблемную картину на основе первичной диагностики поддержит у обучающихся чувство ответственности и гордости за учебное заведение посредством массового подтверждения приоритетов здоровья среди воспитанников. |
20 | Психологический практикум «Сделай мечту реальной!» | Педагог - психолог | Рекомендуемые сроки – второе полугодие (завершение адаптационного этапа) | Умение обучающихся проектировать свою личностную и профессиональную траекторию развития |
Подход, основанный на распространении информации о негативном влиянии адиктивного поведения. Информация о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека |
21 | Круглые столы с аналитическим обсуждение проблем | Педагог – психолог, мастера п/о | Рекомендуемые сроки – второе полугодие (завершение адаптационного этапа) | Обеспечение формирования стойкой жизненной позиции, соответствующей социальным нормам современного общества и противоречащей адиктивному поведению |
22 | Беседы с приглашением специалистов Антинаркотической комиссии города. | Зам директора по УВР |
23 | Мозговой штурм «Наркомания – это невроз?» | Педагог - психолог |
24 | Просмотр и обсуждение художественно – публицистических фильмов по данной тематике | Педагог - психолог |
3.3. Особенности организации профилактической работы
с обучающимися «группы риска»
(обобщение опыта работы)
Индивидуальное психолого–педагогическое сопровождение процесса адаптации личности как форма профилактики девиантного поведения (в т. ч. употребления ПАВ) является одной из успешных форм индивидуальной работы психологов с обучающимися группы риска.
Таким образом, ведущие задачи психологического вмешательства при девиантном поведении можно сформулировать следующим образом:
формирование мотивации на социальную адаптацию;
стимулирование личностных изменений;
коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;
создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений.
Однако не секрет, что обучающиеся, представляющие «группу риска» не всегда охотно идут на взаимодействие с психологом. Коррекционно – профилактическая работа должна проводиться в ненавязчивой форме и приносить удовлетворение воспитаннику. И в данном случае проблема организации индивидуальной работы обусловлена возрастными особенностями, социокультурными факторами, сложившимися установками стереотипами поведения, очень часто препятствующими индивидуальному общению с обучающимся.
Опыт работы позволил мне выбрать оптимальные и на первый взгляд нестандартные пути решения данной проблемы:
Работа по принципу: «Ты мне интересен». Знакомство.
В «ознакомительный период» (сентябрь) я успешно использую методику проективного рисования «Несуществующее животное». Данная методика позволяет в неформальной обстановке заинтересовать обучающихся в общении с психологом, через демонстрацию его интереса к личности каждого обучающегося посредством описания портрета через анализ рисунка.
Работа по принципу «открытых дверей». Ненавязчивое объединение
обучающихся «группы риска» в референтную группу.
С этой целью используются 20 минутные перемены. Выявленные и заинтересованные в ходе проективной диагностики обучающиеся ненавязчиво приглашаются в кабинет психологии с целью общения. Учитывая, что в данный возрастной период межличностное общение (в том числе общение с авторитетным взрослым) является ведущей деятельностью, привлечение обучающихся «группы риска» к общению осуществляется через неформальность и передачу информации от воспитанника к воспитаннику.
Работа по принципу «Поделись настроением».
Используется коллективное проективное рисование «настроение дня» во время перемен. На рабочем столе в кабинете психологии ежедневно выкладывается лист бумаги формата А-3 и цветные карандаши и фломастеры. Обучающиеся заходят в кабинет психологии с целью нарисовать свое настроение. В конце (последняя перемена) просматривается общий фон дня. Возможны групповые обсуждения. Данная технология позволяет отследить возможные трудности обучающихся.
Работа по принципу «Разговор по душам. Расскажи о своей проблеме так как ты можешь».
Не каждый человек может открыто рассказать о своих трудностях. В период адаптации многие первокурсники часто испытывают внутри личностные конфликты, о которых многие стараются умолчать. Технология консультирования через использование творческих способностей обучающихся – один из оптимальных вариантов решения.
Воспитанники раскрывают себя с помощью прорисовывания своих проблем, написания стихов, песен или просто посредством откровенного письма собеседнику. Данный метод основывается на добровольности, индивидуальности и желании обучающегося разобраться в себе и получить квалифицированную помощь. Во время любой перемены воспитанник может принести предмет выражения своей проблемы, отдать лично в руки психологу и обозначить время консультации по интересующему его вопросу.
Работа по принципу «Тет – а - тет». Индивидуальная консультативная деятельность.
Понятие «консультация» предполагает наклеивание ярлыка «проблема» и доминирующей позиции педагога – психолога. Мы называем консультации «тет – а - тет», что по – новому раскрывает данное явление. Такая консультация воспринимается как разговор по душам, предполагающий определённую эмоциональную привязку и откровенность.
Работа по принципу «Пойми себя». Самоанализ.
Противоречивость подросткового и раннего юношеского возраста заключается в том, что первокурсники, находясь на данном этапе личностного развития не всегда адекватно и конструктивно решать проблемы, но всегда испытывают желание анализировать свои поступки. Ведение личных дневников с «рисунками чувств», стихами, письмами позволяет проанализировать свой внутренний мир, увидеть возможную проблему со стороны и совместно с психологом спроектировать пути её решения.
Работа по принципу «узнай себя». Факультативные занятия «Психологическая азбука».
Программа курса позволяет воспитанникам повысить свою психологическую компетентность. Рассчитана на обучающихся 1 курса, нуждающихся в психологическом просвещении и коррекционной – развивающей работе. Безусловно, к данной категории относятся подростки группы риска.
Таким образом, мною представлены нестандартные формы работы психолога с «группой риска» с целью профилактики девиаций, коррекции возможных отклонений от социальных поведенческих норм с учетом возрастных и личностных особенностей воспитанников. Практическая значимость использования данной формы работы так же подтверждена успешностью её реализации в «Когалымском профессиональном училище». Предложенная форма носит не рекомендательный, а информативный характер и может быть использована в работе педагогов и психологов.
ГЛОССАРИЙ
Девиантное поведение - поведение отклоняющееся от общепринятых норм и представлений; поведение части населения в форме правонарушений, алкоголизма, наркомании.
ПАВ – психоактивные вещества
Психологическая интервенция - психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений.
Референтная группа - социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Социальная дезориентация [лат. socialis — общественный; фр. désorientation — утрата правильного представления о чем-либо] — психологический синдром, складывающийся и проявляющийся в асоциальном поведении, причиной которого служит невладение социальными нормами (а не их сознательное нарушение).
Социальная адаптация (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды. В современной социологии С.А. в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе С.А.
Список литературы
1. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. — М., 2007.
2. Кондратенко В. Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. — Минск, 2008
3. Кулаков С.А. На приеме у психолога: подросток. – СПб.: 2001.
4.Девиантность и социальный контроль в России (XIX — XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. — СПб., 2000.
5. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: Норма и патология. — М., 2002
6. Гилинский Я.И., Афанасьев В. С. Социология девиантного поведения. — СПб., 2003
7.Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. — М., 2007.
8.Психотерапия детей и подростков / Под ред. X. Ремшмидта. — М., 2012.