Батырова Анна Евгеньевна,
заместитель директора по НМР
Моделирование воспитательного пространства образовательной организации
в контексте формирования акмеологической позиции учащихся
Воспитание - сложнейшая проблема современной системы российского образования. Современные дети имеют особенности в развитии, отличающие их от предыдущих поколений. Современное общество, влияя на развитие детей и молодежи, характеризуется неопределённостью и быстрой сменой социальных ситуаций и положений, ростом «рисков» и аномией.
Перед личностью встают проблемы, решение которых не лежит на поверхности. Это касается всех сфер жизни, но в первую очередь профессиональной. Всё более актуален тип активной личности, способной мыслить и действовать в условиях противоречий и появления новых задач, т.е. эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль в обществе, сохраняя при этом своё здоровье, а значит личность с развитой акмеологической позицией.
Акмеология образования, исследуя условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса, к настоящему моменту сформировала теоретико-методологические основы, способные усилить развивающий потенциал пространства образовательного учреждения и предоставить новые возможности для решения задач развития личности (подход, принципы, методы и приёмы).
Акмеологический подход ориентирует на прогрессивное комплексное развитие человека и оптимальную реализацию им своей сущности в деятельности, общении. Образование перенимает у акмеологии следующие ориентации к изучению и развитию личности:
Признание ценности человека и его способности прогрессивного развития до гуманистических требований общества – принцип гуманизма.
Признание внутренних свойств и качеств личности побудительными причинами саморазвития – принцип психологического детерминизма;
Признание прогрессивного и целостного развития человека как индивида, индивидуальности, личности и субъекта жизнедеятельности через преодоление противоречий – принцип развития и многопланового развития человека;
Признание активной роли личности в выборе средств и методов своего развития (до определённых пределов, не противоречащих безопасности и гуманности процесса) – принцип активности;
Признание важности равнонаправленного изучения человека в деятельности - принцип изучения личности как субъекта труда;
В акмеологии образования акмеологический подход дополнен следующими методами:
Создание педагогических условий для мотивации успеха, актуализации потребности в достижениях у субъектов образовательного процесса;
Организация созидательной деятельности, раскрывающей интеллектуальный и творческий потенциал каждой индивидуальности;
Оценка качества воспитания с позиций интегральных критериев саморазвития и самосовершенствования педагога и ученика:
- здоровье как интегральный критерий жизненных сил человека;
- творчество как высший уровень активности и самостоятельности человека;
- зрелость как интегральный критерий единства развития, образования и воспитания на каждом возрастном этапе взрослеющего человека;
- профессионализм как высший уровень практической реализации сущностных сил человека в его профессиональной деятельности.
Термин «акмеологическая позиция» вошёл в современную науку через акмеологию недавно. В понимании его сущности у акмеологов есть как различия, так и общие характеристики, последние легли в основу данного определения (предлагаю вам самостоятельно с им познакомиться):
Акмеологическая позиция учащегося 9-11-х классов - это готовность личности к познанию и самопознанию, к преодолению трудностей и к волевым усилиям, к рефлексии и самокоррекции в целях саморазвития и самореализации в учебной, личностной и социальной сферах, что будет определять её активность и самостоятельность, а также обеспечивать позицию личности как ТВОРЦА, ЛИДЕРА И ИССЛЕДОВАТЕЛЯ на основах гуманизма.
В ходе исследования нами были выделены следующие компоненты акмеологической позиции учащихся: когнитивный (самопознание, сформированность «Я-образа», адекватная самооценка); мотивационно-смысловой (мотивация достижения успеха; гуманистические, в т.ч. жизнь, здоровье; самопознание, самореализация, саморазвитие как ценности); эмоционально-волевой (воля, активность); рефлексивно-регулятивный (рефлексивность, самостоятельность); поведенческий (творческость, лидерство, познание и созидание как позиции).
Когнитивный компонент - знания личности о своих качествах, поступках, образе жизни и потенциале саморазвития.
Мотивационно-ценностный компонент - комплекс мотивов деятельности и ценностей личности (внешних и внутренних, неусвоенных и усвоенных).
Мотивация стремления к достижению успеха связана с такими характеристиками как активность (инициативность) личности, самооценка и уровень её притязаний. Высокий или повышенный уровень их развития позволяет говорить о сформированности мотивации к достижению успеха.
Во главу угла мы ставим гуманистические ценности - признание уникальности каждого человека, его права на активную деятельную жизнь и здоровье. С точки зрения формирования акмеологической позиции приоритетными: Познание и Самопознание, Саморазвитие и Творчество, Самореализация.
Эмоционально-волевой компонент акмеологической позиции включает готовность к преодолению трудностей и к волевым усилиям, а, следовательно, активность, самостоятельность и ответственность личности.
Рефлексивно-регулятивный компонент. Рефлексия становится основой саморегуляции и самоконтроля человека, но только в случае, если личность признает собственную ответственность за события в своей жизни, за последствия своих решений.
Поведенческий компонент выделен нами как явное проявление и реализация личностью в деятельности, в межличностных отношениях, в формально или лично фиксируемых статусах отдельных позиций: Творец, Лидер, Исследователь.
Закладывая основы акмеологической позиции у младших школьников и учитывая несформированность в этом возрасте эмоционально-смысловой и функциональной сфер личности, нестабильность системы ценностных установок, мы акцентируем внимание на формировании таких качеств, как адекватность самооценки, рефлексивность, стремление к познанию.
Понятие «воспитательное пространство» определяется нами как совокупность событийного окружения, сред образовательной организации и реализуемой в ней системы воспитания.
Под событийным окружением мы понимаем динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, созидаемых усилиями или попадающих в поле восприятия субъектов лицея, служащих предметом оценки, поводом к раздумью и сопереживанию, основанием для жизненных выводов, т.е. факторами личностного развития.
Акмеологической среда лицея будет признана потому, что она направлена на решение акмеологической задачи.
Информационное пространство лицея – это совокупность необходимой и достаточной информации, её источников и каналов передачи, возможности прямой и обратной связи как факторов реализации воспитательных и иных задач лицея.
Предметная среда лицея – комплекс предметно-пространственных условий учреждения, с которыми участники сообразуют свое поведение и деятельность.
Под системой воспитания мы понимаем совокупность воспитывающих систем в лицее (системы работы педагога-предметника и классного руководителя, социально-психологической службы, система исследовательской и проектной деятельности).
Для построения деятельности учреждения по формированию акмеологической позиции учащихся старшей школы и основ такой позиции у учащихся начального / среднего звена, мы сконструировали модель воспитательного пространства.
В отличие от большинства научных моделей, педагогическое моделирование помогает представить то, что ещё не существует, но гипотетически возможно, или уже частично действует в иных системах и моделях.
Нами были определены качества такого пространства:
- благоприятная атмосфера сотрудничества, особый стиль взаимоотношений всех субъектов;
- акмеологическая направленность всех элементов, обеспечивающих эффективное формирование акмеологической позиции учащихся.
Модель воспитательного пространства состоит из нескольких блоков.
Концептуальный блок указывает на цель и задачи, методологические подходы и принципы исследования.
Ресурсный блок раскрывает комплекс педагогических условий (дидактических, психолого-педагогических, социально-педагогических, организационно-педагогических), способствующих формированию акмеологической позиции учащихся.
Мотивационный блок прописывает составляющие акмеологической позиции через компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, рефлексивно-регулятивный, деятельностный (или поведенческий).
Процессуальный блок, представляет собой описание «идеального» воспитательного пространства лицея, способствующего достижению цели.
Критериально-результативный блок отражает достижение намеченной цели. Разная степень сформированности акмеологической позиции школьников отражена в трёх уровнях: начальный (фрагментарный); достаточный (адаптивный); высокий (продуктивный). Показ во взаимосвязи элементов модели обращает внимание на то, что результат ожидается не только в ученике, но и в учителе. Модель позволяет увидеть не только содержание, структуру и степень выраженности позиции, но и динамику её становления.
Модель для учреждения – образец, идеал, который должен быть достигнут. В то же время это маршрут деятельности, по которому мы предлагаем Вам совершить виртуальное путешествие.
И первой остановкой на нашей карте является событийная основа воспитательного пространства лицея, формируемая посредством особого проекта создания творческой личностно-развивающей среды в сообществе участников образовательной деятельности «ЭмоционариУм».