Моделирование занятия «Чудо в жизни и в сказках»
по разработанной программе
«Основы православной культуры» в 4 классе.
Выполнила учитель начальных классов
Давыдова О. П.
МБОУ Школа №148
г.о. Самара
2015
Тема урока: «Чудо в жизни и в сказках»
Цель урока: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.
Задачи урока:
1.Обучающая: ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.
2.Воспитательная: содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и ложным чудесам, а также развитию духовной основы личности. Осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.
3.Развивающая: умения выразительного чтения и речи, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в группах.
Тип урока: "открытие" новых знаний.
Ключевые понятия: чудо, мечта, добродетель, вера, надежда, любовь.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Основная часть.
Посмотрите внимательно на фотографии. Про это событие я вам сейчас расскажу.
Сформулируйте тему урока самостоятельно.
Это событие происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени.
Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь, и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом он молит Бога о ниспослании СВЯТОГО ОГНЯ. Долго длится иногда его молитва... И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.
Трудно представить себе, какое ликование охватывает многотысячную толпу. Люди кричат, поют, огонь передается от одного пучка свечей к другому, и через минуту — весь храм в огне.
Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства — он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя). Поразительно наблюдать, как люди умываются этим пламенем, проводят им по бородам и волосам. Проходит еще некоторое время, и огонь приобретает естественные свойства. Многочисленные полицейские заставляют людей тушить свечи, но ликование продолжается.
Тема урока «Чудо в жизни и в сказках».
1. Определение понятия «чудо».
-Что же такое «чудо»?
-Мечта?
Сказка?
Ответы детей
2.По словарям Чудо–это…
сверхъестественное явление, вызванное вмешательством Божественной, потусторонней силы;
нечто поразительное, удивляющее своей необычностью (Большой энциклопедический словарь).
всякое явленье, которое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы. Богу все чудеса доступны. Христос являл чудеса, исцелял чудесами. |
Диво, необычайная вещь или явленье, случай; нежданная и противная предвидимой возможности, едва сбыточное (Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля).
3.беседа.
А вы верите в чудеса?
Какие бывают чудеса? (видимые и невидимые, естественные и сверхъестественные, чудеса природы)
Как Бог творит чудеса?
Чему нас учат чудеса? (Любви к Богу и человеку)
Давай поговорим о чудесах.
Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю.
Когда я вижу звезды в небесах
И наблюдаю грациозность зверя.
О, сколько раз я видел тот закат,
Расписанный Божественной рукой,
Ив плачущих, волнительный наряд
Над безупречной красоты рекой…
Я каждый раз о чуде говорю,
Осознавая, как прекрасна сущность
Тех мест, где я бываю и творю
Свой каждый день, опровергая скучность.
Как можно унывать или хандрить
В том мире, что Господь для нас придумал.
Он дал нам - жить, любить и говорить
Возможность. Да еще и думать.
Все реже говорим о красоте.
Все меньше видим в каждом вдохе чудо.
Я не хочу болтать о суете.
О чудесах- твержу, твердил и буду.
Каданова Тамара Ивановна
- Где мы можем встретить чудеса в нашей жизни?
Молодцы! Чудеса мы можем встретить везде, в том числе и в сказках.
- Вспомните сказки о добрых чудесах. Перед вами на столах лежат карточки с волшебным цветком. Впишите в его лепестки добрые чудеса из сказок. («Золушка», «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Иван–царевич и «Серый волк», «Дикие лебеди» и др.)
- Назовите героев, которые совершают добрые чудеса в сказках. (Фея, Василиса Премудрая, Емеля, Элиза и др.)
- Вспомните героев, которые совершают недобрые чудеса. (Кощей Бессмертный, Баба Яга и др.)
Христиане творят добро не только из желания получить духовную радость. Они верят в то, что для чуда есть место не только в сказке, но и в жизни.
- А как вы думаете, может ли чудо быть изобретено человеком?
Чудеса бывают истинными и ложными. Если чудо изобретено человеком, оно будет ложным. Сейчас ребята покажут фокусы. Ваша задача ответить на вопрос: чудо ли то, что вам показали? Почему? (нет, так как это показывают сами ребята и это можно объяснить)
Правильно, ведь чудо не может быть объяснимо, иначе оно перестает быть чудом.
Проектная работа.
- Сейчас разделимся на три группы. На столах у вас лежат листы ватмана. Ваша задача: из цветной бумаги вырезать и наклеить большое дерево, а затем каждый из вас подумает, какое чудо нужно для ваших близких, найдёте картинку или нарисуете нужное, а потом приклеите на ваше чудо-дерево.
Презентация работ.
3. Закрепление знаний.
1. Что такое чудо? (дар, высшее знание)
2. Какие бывают чудеса? (видимые, невидимые, естественные, сверхъестественные, природные)
3. Чему нас учат чудеса? (добродетели и доброделанию)
4. Рефлексия.
Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?
– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
5. Домашнее задание дается по группам:
1 группа- Найти пословицы, поговорки, высказывания о чудесах.
2 группа -подготовить сообщение о докторе Н.И. Пирогове (Христианские добродетели чудесного доктора).
3 группа -нарисовать иллюстрацию, подготовить коллаж, найти картинки или фото по теме (на выбор).
4 группа -Сообщение по теме «Чудо в моей жизни и жизни моих родных».