СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модельная дополнительная общеразвивающая программа «веселые капельки»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модельная дополнительная общеразвивающая программа «веселые капельки»»

















Модельная дополнительная

общеразвивающая программа


«веселые капельки»













Направленность программы: художественная

Вид программы: ознакомительная

Возраст обучающихся: 7−10 лет

Срок реализации программы: 1 год



Автор – составитель:

Сенникова Регина Радиковна




Пояснительная записка


Актуальность программы

Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи.

В настоящее время абсолютной ценностью личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую. «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов).  Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Учащиеся будут учиться рисовать красками, лепить из пластилина, работать с бумагой.

Программа «Веселые капельки» предназначена для детей в возрасте от 7до10 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.

 Большой мир искусства откроет детям свои тайны!

Отличительные особенности программы

Программа относится к ознакомительному виду модельной программы.

Материал курса «Веселые капельки» представлен в программе следующими содержательными линиями:

- живопись;

- графика;

- скульптура;

- народное и декоративно-прикладное искусство.

Программа «Веселые капельки» предполагает знакомство с понятиями: гармония, соотношение; симметрия, узор, орнамент, изображение; мозаика, мозаичная техника в живописи. Развитие общехудожественных умений: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техники – закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет.

Педагогическая целесообразность программы

Всем известна любовь детей к изобразительной деятельности. Это объясняется тем, что ребенок, благодаря искусству и художественной деятельности полнее познает окружающий его материальный мир, саморазвивается и формируется как член общества. Для выражения этого он использует изобразительные средства. В творческом процессе, проходящем у ребенка почти всегда в игровой деятельности, он стремится передать свои впечатления, добавляя свое, новое, благодаря творческому воображению. В младшем школьном возрасте творчество проявляется в игровой и продуктивной деятельности, это рисование, лепка, аппликация. Игра – продукт исторического развития, следовательно, социальна по своему происхождению, по своей природе.

Для реализации ознакомительной программы «Мир глазами маленького художника» рекомендуем использовать такие методы обучения, как словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, наглядный практический, дискуссионный и проектный. Использование этих методов зависит от замысла занятия, стиля работы педагога и ситуации. В качестве воспитательных методах использовать убеждение, поощрение, упражнения, метод стимулирования и мотивации.

Для организации образовательного процесса в изобразительной деятельности лучше всего использовать индивидуально-групповую форму. Тема занятия объясняется всем обучающимся, а творческая работа идет индивидуально с каждым ребенком. Педагог может еще раз проговорить о создании образа, законах композиции, об особенностях и технических приемах, предупредить об ошибках. Занятие завершается коллективным обсуждением творческих работ, при этом ученики учатся презентовать свою работу, отстаивать свой замысел, видеть ошибки. В то же время педагог должен создавать ситуацию успеха, не делать акцента на ошибках, а говорить о том, как их можно было избежать, а в конечном итоге поблагодарить ребенка за выполненную работу.

Форма организации учебного занятия также зависит от замысла и темперамента педагога. Это могут быть занятия: беседа, выставка, галерея, защита проектов, игра, конкурс, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, творческая мастерская, фабрика, экскурсия.

Цель и задачи программы

Цель программы – формирование начальных знаний в области изобразительного искусства через художественно-творческую деятельность и реализацию своего творческого потенциала, развитие эмоционально-нравственной и сенсорной культуры ребенка, пробуждение способности видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве.

Задачи:

  1. Развитие познавательного интереса в художественно-творческой деятельности, приобретение знаний, умений в изобразительной деятельности, развитие мотивации к творческой деятельности.

  2. Развитие личностных свойств: эмоциональность, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии.

  3. Формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.

Адресат обучающихся

В реализации дополнительной общеразвивающей программы участвуют дети младшего школьного возраста 7−10 лет. Это группы одновозрастного состава. В данном возрасте начинает формироваться познавательная и творческая активность. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

Логика построения программы

Программа предназначена для кружковой работы. Эта форма обучения наиболее приемлема для формирования начальных знаний и интереса к деятельности.

Ознакомительная программа «Веселые капельки» построена по содержательным блокам, охватывающим образовательный компонент и художественную деятельность. Блоки взаимосвязаны между собой, так как знания и умения, полученные в каждом занятия, плавно перетекают в следующий блок. Связующим звеном становится литература и игра. В процессе освоения программы, учащиеся получают навыки работы с технологическими картами, овладевают в игре элементарными навыками работы художественными материалами, создают элементарные художественные образы. Программа в игровой деятельности создает условия для развития творческого воображения, фантазии, интереса к изобразительному искусству. Очень слабо просматривается художественно-творческая изобразительная деятельность с эстетическими представлениями о действительности, о деятельности, о человеке и самом себе, так как целью этого года обучения становится освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов, освоение простейших технологий аппликации, создание простейших образов, используя художественные материалы.

Способности не являются врожденными качествами, они начинают существовать в процессе развития, которое осуществляется в конкретной деятельности. Для развития художественных способностей у детей необходимо развивать такие психические качества и свойства личности как воображение и фантазию, наблюдательность и зрительную память, глазомер, логическое мышление и другие. Для отображения в своей творческой деятельности явлений и предметов окружающего мира ребенка нужно последовательно учить и готовить к продуктивной деятельности. Не каждый ребенок будет впоследствии рисовать, но понимать искусство должен каждый человек. Игровая и изобразительная деятельность может быть условиями для развития личностных свойств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании и саморазвитии. Опыт, полученный ребенком в играх, служит ему в художественном творчестве. Игровая и изобразительная деятельность не должны рассматриваться как развлекательные. Умственное развитие ребенка происходит постепенно с пополнением знаний, умений и навыков. Художественные способности развиваются через обучение. Применение игровых форм и приемов в обучении и воспитании младших школьников легко снимает усталость и напряжение, а процесс обучения будет продолжаться, но только легко и непроизвольно.

Для развития художественных способностей, психологических качеств и свойств личности предусматриваются различные формы игр. Игры, в которых будут развиваться художественные способности можно объединить в две группы. В первую группу будут входить игры продуктивной и трудовой деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование…) Во вторую группу будут входить дидактические игры, связанные с изобразительной деятельностью и в них же, будут развиваться те же качества и свойства личности, что и в изобразительной деятельности. Эти игры относятся к художественно-дидактическим.

Основные виды деятельности, используемые на занятиях:

  • изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);

  • декоративная и конструктивная работа;

  • лепка;

  • аппликация;

  • объемно-пространственное моделирование; проектно-конструктивная деятельность;

  • восприятие явлений действительности и произведений искусства;

  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы;

  • изучение художественного наследия;

  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Для реализации программы «Веселые капельки» на занятиях рекомендуется использовать:

  • обучение приемам активного слушания литературных произведений для детей и умения анализировать получаемые сведения для создания художественного продукта как результата самостоятельного эмоционального и интеллектуального поиска;

  • дидактические игры, направленные на развитие художественных способностей;

  • коллективные работы для активизации художественно-творческих возможностей и способностей учащихся;

  • ситуацию успеха;

  • разноуровневые задания для эффективной реализации принципа индивидуального подхода к учащимся;

  • принцип сотрудничества.

Структура программы имеет модульное построение.

Сроки и объем

Программа носит ознакомительный характер и рассчитана на 1 год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу, 114 часов в год. Программа «Веселые капельки» состоит из ознакомительного и событийного блоков.

Планируемые результаты

Когнитивные:

  • знать семь цветов спектра, а также стараться определять названия сложных цветовых состояний;

  • уметь работать акварельными красками, гуашью: разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;

  • умение работать различными графическими материалами; понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных цветов;

  • правильно сидеть за партой, правильно держать лист бумаги, кисть и карандаш;

  • свободно владеть карандашом: без напряжения проводить линии в нужном направлении, не вращая при этом лист бумаги;

  • выполнять простейшие узоры из декоративных форм растительного мира;

  • работать гуашью (подготовка к работе, смешивание красок, способы нанесения от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение);

  • под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

Деятельностные:

  • применение опыта работы гуашью и акварелью для выполнения простых композиций, зарисовок и творческих работ;

  • иметь опыт владения карандашом для выполнения зарисовок и создания художественного образа;

  • с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую творческую деятельность;

  • иметь опыт создания значимого, прежде всего для обучающегося субъективно нового продукта.

Мотивационно-ценностные:

  • уметь оценивать себя на основе критериев успешности в художественно-творческой деятельности;

  • стремиться иметь целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов и культур;

  • уметь сопереживать и понимать чувств других людей;

  • уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • уметь сотрудничать в разных ситуациях, уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • иметь эстетические потребности, ценности и чувства;

  • уметь управлять этические чувства, быть доброжелательными, отзывчивыми и эмоционально–нравственными.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы


Виды и формы текущего контроля и аттестации

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

  • текущие (выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

  • промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за определенное время);

  • итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала).

Наблюдение за работой обучающихся осуществляется через просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога. Обучающиеся оформляют портфолио.

Критерии определения уровня освоения программы

Критерии определения уровня освоения программы должны соответствовать целям, а именно фиксировать уровень начальных знаний, развития сенсорной культуры и проявления эмоций в работах обучающихся. К критериям уровня начальных знаний можно отнести интерес к визуальной информации, видение цвета и формы предмета, умение использовать эти знания в творческой работе, композиция, умение графически и живописно воспроизводить информацию.

Интерес к визуальной информации

Уровень

Показатели

Высокий

Проявляет повышенный интерес к визуальной информации

Средний

Не всегда проявляет интерес к визуальной информации

Низкий

Не проявляет интерес к визуальной информации



Видение цвета и формы предмета, умение использовать эти знания в творческой работе

Уровень

Показатели

Высокий

Не вызывает трудностей изображать действительное, придумывать и рисовать воображаемое, легко меняет точку зрения на предметы.

Средний

Неплохо изображает действительность, но с помощью учителя придумывает и рисует воображаемое, меняет точку зрения на предметы после определенной подсказки.

Низкий

Тяжело дается изображать действительное, придумывать и рисовать воображаемое, меняет точку зрения на предметы после определенной подсказки.





Композиции насыщены предметами

Уровень

Показатели

Высокий

Самостоятельно составляет композицию, она многообъектна и составлена по правилам.

Средний

Не всегда самостоятельно составляет композицию, она не многообъектна и составлена по правилам с помощью педагога.

Низкий

Не самостоятелен в работе над композицией, готов только исполнять требования учителя.



Умение графически и живописно воспроизводить информацию

Уровень

Показатели

Высокий

Рисунки отличаются изобразительной грамотностью, выразительны, может точно воспроизвести увиденное и повторить свой рисунок

Средний

Рисунки не всегда выполнены грамотно, педагог помогает, исправляет, не всегда выразительны не всегда может воспроизвести увиденное и повторить свой рисунок.

Низкий

Рисунки не отличаются изобразительной грамотностью, не выразительны, не может воспроизвести увиденное и повторить свой рисунок

Второй критерий – продуктивность (быстрота включения в процесс). Этот компонент представлен в таблицах 3 и 4.

Быстрота включения в творческий процесс

Уровень

Показатели

Высокий

Самостоятельно делает зарисовки на основе своих зрительных впечатлений.

Средний

Самостоятельно делает зарисовки на основе зрительных впечатлений, но нужно некоторое время на обдумывание предложенного задания.

Низкий

С помощью учителя делает зарисовки на основе увиденных работ на подобную тему, нужно некоторое время на обдумывание предложенного задания.

Третий критерий «Неординарность (Фантазия и воображение)», представлен в таблицах 6 и 7. Он позволяет выявить насколько нестандартно школьники умеют выражать свои мысли в изобразительной деятельности.



Способность к творчеству, требующая воображения и оригинального мышления

Уровень

Показатели

Высокий

Не вызывает трудностей придумывать и изображать воображаемое, оригинальны композиции, легко меняет точку зрения на предметы.

Средний

С помощью учителя придумывает и изображает воображаемое, не всегда оригинальны композиции, меняет точку зрения на предметы после определенной подсказки.

Низкий

Тяжело дается придумывание воображаемого, композиции не оригинальны, меняет точку зрения на предметы после определенной подсказки.



Смелость в изображении, оригинальность в работах.

Уровень

Показатели

Высокий

Высказывает интересные предположения, оригинальность в задаваемых вопросах и ответах, непосредственность, индивидуальность характера находит отражение в личностном отношении к теме.

Средний

Высказывает интересные предположения, но не проявляется индивидуальность характера в отношении к теме.

Низкий

Не высказывает интересных предположений, отсутствует заинтересованность в теме.

Следующий критерий − самостоятельность. В этом критерии мы рассматриваем понимание роли художественных средств для передачи информации. Взаимодействие художественного и логического способствует развитию эстетики восприятия, творческой гибкости учащегося, воспитывает важнейшие качества ассоциировать, генерировать и образно представлять идеи.

Независимость мышления в работе над творческой композицией

Уровень

Показатели

Высокий

Самостоятельность и свобода мышления.

Средний

Не часто проявляет самостоятельность, можно изменить точку зрения.

Низкий

Пассивен в работе над творческой композицией. Работы часто не завершены.


После осуществления контроля на начало года и по окончании его педагог заполняет таблицу «Оценка достижений», где в строке под цифрами выше обозначенные критерии, а в столбцах напротив фамилий и имен обучающихся прописываются уровни (высокий, средний, низкий).

Оценка достижений


Ф.И. ребенка

Критерии

1

2

3

4

5

6

7

8

1










2










3










4










Важным показателем эффективности освоения программы становится творческая работа ребенка, эмоциональная отзывчивость, поведение и желание рисовать. Если неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям, то педагог близок к цели.

Будет очень правильным по окончании учебного года провести праздник, на котором будет вручен «Аттестат юного художника», организовать выставку лучших детских работ.



Содержание программы


1 модуль «Наблюдаем и изображаем осень» (28 часов)


Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты). Выполнение натюрморта-аппликации. Упражнение на смешивание красок.


2 модуль «В чем красота зимы?» (25 часов)


Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега.


3 модуль «Мы и наши друзья» (33 часов)


Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с рыбами, изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов семьи.


4 модуль «Какого цвета весна и лето?» (28 часов)


Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина. Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки.



п/п

Наименование модуля,

темы

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

«Наблюдаем и изображаем осень»

Темы:

    1. Введение в предмет. Все дети любят рисовать. В городе Ивашек − разноцветных рубашек.

    2. Мы знакомимся с волшеб­ными красками.

    3. Какого цвета осенняя лист­ва? Коллективная работа «Де­рево в осеннем убранстве»

    4. Осенний букет.

    5. Ветер в осеннем лесу.

    6. «На солнечной поляночке, в темном лесу и синем море…».

    7. Осень — пора плодородия. Овощи.

    8. Осень — пора плодородия. Фрукты.


28



1



4


5



4

4


4


3

3

6






2


2



1


-


1

1

22



1



2


3



4

3


4


2

3

Наблюдение за деятельностью ребенка, просмотр работ на каждом занятии, выставка по окончании модуля

2.

В чем красота зимы?

Темы:

    1. Мы готовимся к зиме.

    2. Коллективная работа «Первый снег»

    3. Наши зимние забавы.

    4. Наши зимние забавы.

    5. Морозные узоры.

    6. Морозные узоры.

    7. Коллективная работа «Зимний день на природе».

25


3

5


3

3

3

3

5

25


3

5


3

3

3

3

5



Наблюдение за деятельностью ребенка, устное тестирование, просмотр работ на каждом занятии, выставка по окончании модуля

3.

Мы и наши друзья

Темы:

    1. Мы в цирке.

    2. Мир нашего аквариума. Красивые рыбы.

    3. Мир нашего аквариума. Подводный мир.

    4. Домик для собачки.

    5. Учимся делать из бумаги собачку.

    6. Сделаем подарок нашим папам.

    7. Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина улыбка».

    8. Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо-букет».

    9. Лепим любимых живот­ных. Ох уж эти кошки!

    10. Мы рисуем своих друзей.

33


3

2


3


4


3


3



4



4


4

3

-

33


3

2


3


4


3


3



4



4


4

3

Наблюдение за деятельностью ребенка, устное тестирование, просмотр работ на каждом занятии, выставка по окончании модуля

4.

Какого цвета весна и лето?

Темы:

    1. Какого цвета небо?

    2. Деревья проснулись.

    3. Деревья любуются своим отражением.

    4. Красота природы.

    5. Мы изображаем весенние цветы.

    6. Аппликация «Разноцвет­ные букашки».

    7. Коллективная работа «Та­нец бабочек-красавиц».

    8. Здравствуй, лето! Итого­вый урок в форме игры-путешествия.

    9. Экскурсия на природу.

28


3

3


3

3

3


4


3


3



3

28


3

3


3

3

3


4


3


3



3

Наблюдение за деятельностью ребенка, устное тестирование, просмотр работ на каждом занятии, выставка по окончании модуля


Итого

114








Календарный учебный график

№п/п

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля










Календарный учебный график составляется на учебный год или период (месяц, полугодие) для каждой учебной группы, обучающейся по программе.

Материально-техническое обеспечение программы

- ученические столы с комплектом стульев;

- шкафы для книг, журналов, альбомов, материалов, пособий;

- доска универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- стеллажи для хранения детских работ, методического фонда;

- ноутбук;

- принтер;

- фотоаппарат.

Требования к кадровому составу

Для качественной реализации программы педагог должен иметь педагогическое образование.

Программно-методические условия

Иллюстративный ряд:

- репродукции работ художников: И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Куинджи, Ф. Васильева, К Юона. Е. Чарушина, Е. Рачёва, В. Ватагина;

- слайд-фильмы «Выразительные средства графики», «Основы живописи», «Искусство силуэта», «Жанры изобразительного искусства», «Пейзаж», «Натюрморт», «Скульптура», «Архитектура», «Портрет», «Путешествие по родному городу»; фотографии и репродукции городов, пейзажей, быта, культуры, животные и т.д.;

- фотографии уральских пейзажей, архитектурных сооружений и скульптур, фотографии и рисунки животных;

- дидактические таблицы: «Цветовой круг», «Времена суток», «Времена года». Пособия: «Народные промыслы России». «Карточки с основными законами композиции». Образцы этапов выполнения портрета, пейзажа, натюрморта.

Дидактические материалы могут быть оформлены как раздаточные для каждого обучающегося, как инструкционные и технологические карты для конструктивных работ, это могут быть образцы изделий.

Литературный ряд: подборка поэтических и прозаических произведений, сказок для иллюстрирования и более глубокого эмоционального погружения в тему занятия. Литературный ряд: поэзия Л. Мея, А. Ахматовой, Б. Пастернака, С. Есенина, М. Лермонтова, А. Пушкина. Сказки народов мира (по выбору), сказы П. Бажова и Ю. Подкорытова.








Информационные ресурсы

Список литературы для педагога


  1. Антонов Ю. Синтез искусства на уроках изобразительного искусства. − Искусство в школе. – 2000. − №3. − С.68−70.

  2. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. − М.: Искусство,1970.

  3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. − М.: Академия, 2000.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997.

  5. Выготский Л.С. Психология искусства. − М.: Искусство,1968.

  6. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Из опыта работы учителя. − М.: Просвещение, 1978.

  7. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: из опыта работы. − М.: Просвещение, 1991.

  8. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя. − М.: Просвещение, 1981.

  9. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. − М.: Архитектура, 1985.

  10. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М.: Мнемозина, 1995.

  11. Свиридова О.В. Изобразительное искусство: беседы, викторины, олимпиады, конкурсы. Необычные уроки. – Волгоград, 2007.

Список литературы для обучающихся:

  1. Волков Н. Н. Цвет в живописи. − М : Искусство, 1984.

  2. Зорина Е. Сказка о синем тумане. − Юный художник. − 1991. − №5.

  3. Курчевский В. Быль-сказка о карандашах и красках. − М.: Просвещение, 1980.

Интернет ресурсы:

Изобразительное искусство: http://www.bibliotekar.ru/isk/19.htm

Изобразительное искусство: http://www.artdic.ru/

Техники изобразительного искусства: http://www.art-spb.ru/artspb137.html

Все для детей: http://allforchildren.ru/poetry/index_draw.php




Приложение 1

Анкета для выявления уровня интереса к художественно-творческой деятельности

1. Эмоциональная вовлеченность

1. С каким настроением ты посещаешь уроки ИЗО?

А − с радостью

Б − моё настроение не зависит от урока

В − с неохотой и раздражением

2. Интересуют ли тебя работы одноклассников?

А − всегда

Б – иногда

В – никогда

3. Всегда ли ты доволен своим результатом работы на уроке?

А − иногда недоволен, но стараюсь улучшить

Б − всегда

В − часто недоволен, но мне это безразлично

4. Как ты относишься к тому, что твоей работе и работе одноклассника поставили одинаковую отметку, хотя твоя работа лучше?

А − будет немного обидно

Б − учителю виднее

В − мне всё равно

2. Интеллектуальная активность

1. В чём для тебя польза уроков ИЗО?

А − дают знания, которые пригодятся в жизни

Б − можно просто порисовать

В − можно отдохнуть, расслабиться

2. Задаешь ли ты вопросы на занятиях «Изобразительного искусства» учителю или одноклассникам, если тебе, что-то непонятно как нарисовать или чтобы узнать дополнительную информацию?

А − Да, я всегда спрашиваю, мне нравиться узнавать все новое

Б − Иногда, если мне интересно

В − Нет, не спрашиваю, мне это не нужно

3. Тебе важны отметки по ИЗО?

А − да

Б − лишь бы не «2»

В − лучше бы их не было

4. Часто ли ты задаешь вопросы на интересующие тебя темы в области изобразительного искусства?

А − Я всегда задаю вопросы, если мне не понятно или интересно.

Б − Я почти не задаю вопросов.

В − Нет, вопросы я не задаю.

5 . Ты можешь поделиться своими знаниями по изобразительному искусству с учителем или товарищами?

А − Да, могу

Б − Не всегда

В − нет

6 . Читаешь ли ты литературу по изобразительному искусству?

А − Много и часто.

Б − Иногда.

В − Очень редко.

3. Проявление воли

1. Всегда ли ты готов к уроку ИЗО?

А − Всегда

Б − Иногда бываю не готов

В − Часто не готов

2. Ты отвлекаешься на уроке изобразительного искусства?

А − Никогда, мне урок очень нравиться

Б − Бывает

В − Всегда

3. Ты внимательно слушаешь учителя изобразительного искусства?

А –Всегда очень внимателен на уроке

Б – Бывает, отвлекаюсь

В – Нет, у меня есть другие увлечения

4. Как часто ты завершаешь работу дома?

А − Часто, чтобы улучшить

Б − Иногда, когда в классе не успеваю

В − Никогда, даже если работа незакончена

  1. Стремишься ли ты участвовать в конкурсах, выставках?

А − Да

Б − Иногда

В − Нет

  1. Чего ты ждёшь от участия в конкурсах?

А − Чтобы мою работу увидели другие

Б − Получить приз

В – Ничего

  1. Ради чего ты стремишься получить высокую отметку?

А − Приятно самому

Б − Порадовать родителей

В −Чтобы не портить успеваемость

4. Выбор свободной деятельности

  1. В свободное время ты предпочитаешь

А − Рисовать

Б − Могу и рисовать, и общаться с друзьями, и смотреть телевизор…

В − Ничего не делаю

2 . Хотел бы ты заниматься в кружке «Изобразительного искусства»?

А − Да

Б − Не знаю

В – Нет

3. Как часто ты рисуешь дома по своему желанию?

А − Да, очень часто

Б − Иногда, когда не придумаю себе другого занятия

В − Никогда, мне не интересно это занятие

4 . Как родители относятся к твоим успехам по ИЗО?

А − Интересуются, помогают

Б − Хвалят за хорошие отметки, ругают − за плохие

В − Им всё равно

  1. Рисование для тебя

А – Удовольствие

Б − Выполнение домашнего задания

В – пустое время провождения

Ответы А – свидетельствуют о сильно выраженном интересе к изобразительному искусству. Такой ответ можно оценить в 2 балла.

Ответы Б – свидетельствуют о средней выраженности интереса к изобразительному искусству. 1 балл.

Ответы В – свидетельствуют о низкой выраженности интереса к изобразительному искусству. 0 баллов.

Вопросов очень много, поэтому их можно группировать, использовать все или выборочно, но главное брать из всех блоков. Эти вопросы можно использовать во время интервьюирования респондентов.

Метод наблюдения

Метод наблюдения за проявлениями художественного интереса проводится с целью сбора дополнительных сведений о проявлении художественного интереса во время деятельности учеников младших классов на уроке или занятии в естественных условиях.

Применение данного метода наблюдения дает возможность собрать факты в их живой взаимосвязи, проследить процесс становления и развития интересов обучающихся.

1. Активно ли школьник включается в художественную деятельность.

2. Отвлекается ли ребенок во время занятий изобразительной деятельностью.

3. Сосредоточенность произвольного внимания.

4. Характер процесса деятельности − уровень выполнения художественной задачи самостоятельно.

5. Эмоциональная реакция учащихся.

6. Избирательная направленность круга чтения учащихся и их участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы, связанной с изобразительной деятельностью и художественным образованием, характер использования учащимися свободного времени.

2 балла: данный признак часто проявляется на уроках «Изобразительного искусства» и во внеурочной работе.

1 балл: данный признак иногда проявляется на уроках «Изобразительного искусства» и во внеурочной работе.

0 баллов: данный признак очень редко или совсем не проявляется на уроках «Изобразительного искусства» и во внеурочной работе.