СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модельная карта учебных заданий формирования и развития математической грамотности учащихся 5 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе предложена подборка задач различного контекста и уровней сложности для формирования функциональной грамотности учащихся 5 класса.Работа предложена для рассмотрения коллегам на городском МО учителей математики

Просмотр содержимого документа
«Модельная карта учебных заданий формирования и развития математической грамотности учащихся 5 класса»

МБОУ-СОШ №50 г.Орла



Модельная карта учебных заданий

формирования и развития математической грамотности учащихся 5 класса

МО учителей математики



2021-2022уч.г.


Загрязнение атмосферы. Задание № 1.

Предмет, тема: Экология. «Охрана окружающей среды»

Класс 5

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: мыслительная деятельность, количество.

Компетентностная область оценки :анализировать, рассуждать; формулировать выводы.

Контекст: общественная жизнь.

Уровень сложности: низкий; средний; высокий, очень высокий (творчество)

Формат ответа: 1 задание с выбором верного ответа; 2-3-4-5 задания с развернутым ответом (в виде текста, рисунка или (и) текста, схемы, таблицы, решения), 6 задание – решение проектной задачи

Объект оценки: 1 оценка информации; 2-3-4-5 оценка действий и их последствий

Максимальный балл: 1 балл или 2 балла

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая грамотности, глобальные компетенции.

Текст учебного задания с практико-ориентированным содержанием и формулировкой вопросов по уровням сложности:

Хозяйственная деятельность человека привела к серьёзному загрязнению нашей планеты разнообразными отходами производства. За последние 200 лет концентрация углекислого газа в атмосфере выросла почти на 30 %. Но человечество продолжает активно сжигать ископаемое топливо и уничтожать леса. Процесс настолько масштабен, что приводит к глобальным экологическим проблемам. Загрязнение воздуха происходит и в результате других видов человеческой деятельности, таких как выбросы промышленных отходов, транспортные загрязнения, отходы жизнедеятельности человека, мелкодисперсные твёрдые загрязнители (копоть и пыль).

https://scienceforum.ru/2017/article/2017037532

http://centrecon.ru/sites/default/files/2021-08/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D0%B1%D0%BE%D0%BC.%20%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D1%8B.pdf?ysclid=l2k84ttca1

Вопрос 1. К каким последствиям, влияющим на загрязнение атмосферы, привела деятельность человека? Выберите единственный верный ответ.
А) Приводит к глобальным экологическим проблемам.
Б) За последние 200 лет концентрация двуокиси углерода выросла почти на 30 %.
В) С выхлопными газами автомобилей в атмосферу поступают оксиды азота.

Типовая задача для учащегося 1.
Найти и извлечь информацию из текста.

Планируемый образовательный результат 1.
Находит и извлекает информацию из текста.

Вопрос 2. Загрязнение атмосферного воздуха имеет последствия для живых организмов и вызывается целым рядом факторов. Предложите схему «Источники загрязнения воздуха».

Типовая задача для учащегося 2.
Смоделировать информацию из текста и ранее приобретенные знания.

Планируемый образовательный результат 2.
Моделирует информацию из текста и ранее приобретенные знания.

Вопрос 3.Проанализируй диаграмму загрязнения атмосферы отходами различных отраслей промышленности и назови тройку самых вредных из них.


Типовая задача для учащегося 3.

Анализ информационной диаграммы данных.

Планируемый образовательный результат 3.
Анализ диаграммы, сравнение данных и на их основе решение задачи.

Вопрос 4. Реши задачу. В мире ежегодно добывается  1600 млн.  древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины сжигается?

Типовая задача для учащегося 4.

Классификация типа задачи на %

Планируемый образовательный результат 4.
Классифицирует тип задачи, решает ее.

Вопрос 5. Соотнеси тип задачи на % с условием и реши одну из них (по желанию).

Тип задачи

Нахождение % от числа

Нахождение числа по его %

Нахождение процентного отношения чисел

Номер задачи






1.В городе N через канализационную очистительную систему (КОС) в 2014 году поступало 2840 тонн загрязняющих веществ. Из них 23% проходят недостаточную очистку, а 7% остаются без очистки. Какое количество загрязняющих веществ возвращается в природные водоемы  практически без очистки?

2.На острове Мадагаскар  из 28 местных видов птиц вымерло 24. Определите этот, самый высокий в мире, процент исчезнувших птиц. 

3. Пресная вода составляет лишь 2,5% всех запасов - это 0,035 млрд . Найдите общее количество запасов воды на Земле.

Берегите воду!



Типовая задача для учащегося 5.

Анализ задач на %, вычленение «ключевых слов», соотнесение условия с типологией задач на %, применение алгоритма при ее решении

Планируемый образовательный результат 5.
Анализирует условие задачи, классифицирует данные, соотносит с элементами таблицы, решает ее.

Вопрос 6*. Список городов с катастрофическим уровнем загрязнения атмосферного воздуха в России увеличивается ежегодно. Предложите мини - проект или акцию по решению проблемы загрязнения атмосферы страны.

Типовая задача для учащегося 6.
Разработать план, ведущий к решению проблемы.

Планируемый образовательный результат 6.
Анализирует имеющиеся знания и на их основе предполагает и разрабатывает план. решения


Война грибов. Задание № 2.




Предмет, тема: Технология. «Съедобные и ядовитые грибы. Блюда из грибов».

Класс 5


Характеристики задания:




Содержательная область оценки: мыслительная деятельность, количество.




Компетентностная область оценки: анализировать, рассуждать; формулировать




Контекст: личная жизнь




Уровень сложности: низкий; средний; высокий




Формат ответа: работа с таблицами и схемой, расчет по условию   




Объект оценки: 1 оценка информации; 2-3-4-5 оценка действий и их последствий




Максимальный балл: 1 балл или 2 балла




Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая грамотности, глобальные компетенции.


Текст учебного задания с практико-ориентированным содержанием и формулировкой вопросов по уровням сложности:

Друзья! Сегодня мы отправляемся в лес. Но прежде, чем заняться этим увлекательным делом, нужно, во-первых, просмотреть рисунки в справочниках, изучить грибы съедобные и ядовитые, а, во-вторых, открыть книгу по кулинарии и посмотреть, какие грибы маринуются, какие идут в засолку, а какие можно сушить, чтобы в течение зимнего периода можно их использовать в пищу. Итак, перед вами собранные всем классом три корзины с грибами. Вы располагаете МК.


Вопрос 1. Распределите грибы на съедобные и ядовитые, выделите нужные строки в таблице цветом. Сколько кг грибов останется в каждой корзине? Заполни строку таблицы.

1 корзина

Название грибов

Количество штук

Вес одного гриба (г)

сморчки

20

20

белые (боровики)

18

80

подберезовики

37

60

опята ложные

20

15

маслята

25

30

мухоморы

2

55

лисички

73

12

волнушки

40

20

ВСЕГО:



2 корзина

Название грибов

Количество штук

Вес одного гриба (г)

подосиновик (красноголовник)

12

60

шампиньоны

18

40

подберезовики

37

60

рыжики

40

50

мухоморы

5

70

строчки

6

15

грузди

20

90

ВСЕГО:


3 корзина

В третьей корзине собрано 8 кг 100 граммов неизвестных вам грибов. Вес каждого из 27 грибов в среднем составляет 30 граммов. Как вы с ними поступите?

Типовая задача для учащегося 1.
Найти и извлечь информацию из текста.

Планируемый образовательный результат 1.
Находит и извлекает информацию из текста, выполняет вычисления с помощью МК.

Вопрос 2. Определите, сколько будут весить после сушки отобранные вами грибы. Помните, что каждый гриб теряет при сушке 90% своего веса.

Типовая задача для учащегося 2.
Классификация типа задачи на %

Планируемый образовательный результат 2.
Классифицирует тип задачи на %, производит вычисления.

Вопрос 3. Проанализируй схему химического состава грибов.


На основе данных схемы определи, какие из следующих утверждений являются верными, а какие – неверными. Отметьте ✓ответ в каждой строке.



Утверждение

Верно

Неверно

В составе грибов больше всего воды



Жиров больше, чем белков



Количество белков и жиров в сумме такое же, что и углеводов



В грибах содержатся многие известные группы витаминов



Для приготовления 500 г готовых грибов надо взять 1кг свежих





Типовая задача для учащегося 3.

Анализ информационной схемы.

Планируемый образовательный результат 3.
Анализ схемы, сравнение данных и на их основе решение задачи.

Вопрос 4. Рассчитай количество продуктов на 3 порции «Жульена с курицей» (на членов своей семьи)

Продукты

Брутто (г)

Нетто (г)

Брутто (г)

Нетто (г)


куриное филе

110

100



грибы

100

85



лук

50

48



масло сливочное

40

40



мука

10

10



сливки

70

70



выход

250


1.Лук мелко нарезаем и обжариваем.

2.Грибы нарезаем тонкими ломтиками и обжариваем с луком, добавляем перец и соль.

3.Куриное филе отвариваем, нарезаем тонкими ломтиками и укладываем на грибы, обжариваем.

СОУС:

4.Муку обжариваем отдельно.

5. Добавляем масло и вливаем сливки.

6. Подготовленные продукты смешиваем с соусом.

7. Выкладываем в кокотницу.

8. Посыпаем тертым сыром.

9. Запекаем.

Типовая задача для учащегося 4.

Расчеты по таблице

Планируемый образовательный результат 4.
Анализирует, выделяет нужные элементы, вычисляет необходимое.

Вопрос 5. Какие необходимые для приготовления блюда продукты не внесены в таблицу? Сделай вывод и поясни.

.



Типовая задача для учащегося 5.

Анализ данных таблицы, соотнесение ее данных с рецептом.

Планируемый образовательный результат 5.
Анализирует условие задачи, соотносит с элементами рецепта, вносит элементы творчества.

Вопрос 6*. «Внеси изюминку в рецепт». Что еще можно добавить в жульен для усиления вкуса?

Типовая задача для учащегося 6.
На основе жизненного опыта решить проблему.

Планируемый образовательный результат 6.
Анализирует имеющиеся знания и на их основе предполагает и разрабатывает план решения проблемы.





Конструирование фигур. Задание № 3.

Предмет, тема: Математика. «Куб».

Класс 5

Характеристики задания:

Содержательная область оценки: мыслительная деятельность, операции сравнения, анализа и синтеза, количество, пространство и форма, пространственное мышление, способность комбинирования, самоанализ и самоконтроль, внимание и усидчивость.

Компетентностная область оценки: анализировать, рассуждать; формулировать выводы

Контекст: личная жизнь, образование/профессиональная деятельность

Уровень сложности: низкий; средний; высокий

Формат ответа: работа со схемами и чертежами, расчет по условию   

Объект оценки: 1 оценка информации; 2-3-4-5 оценка действий и их последствий

Максимальный балл: 1 балл или 2 балла

Виды грамотности, которые развиваются у обучающегося: читательская, математическая грамотности, критическое мышление.

Текст учебного задания с практико-ориентированным содержанием и формулировкой вопросов по уровням сложности:

Кубики для всех - игрушка, разработанная педагогами - новаторами Еленой и Борисом Никитиными, одна из лучших игр для развития пространственного мышления. Игра будет интересна детям любого возраста, а также взрослым. Особенно папам, которые любят испытывать свои силы. Один папа, выполняя задания из «Кубиков для всех», так и сказал: «Я чувствую, как мои мозги шевелятся!» И поверьте, в этот момент рядом с увлеченным папой тут же оказываются дети, не менее увлечённые каждый своим заданием…Игра состоит из 7 разных деревянных фигур (такой объёмный «тетрис»), каждая из которых окрашена в свой цвет, и 70 заданий, расположенных по принципу «от простого к сложному». Основная задача игры - складывать из фигур модели постепенно возрастающей сложности по рисункам-заданиям. Рисунки-задания специально сделаны бесцветными, чтобы играющий сам подобрал необходимые фигуры и собрал модель. Они получаются разные – и строгих геометрических форм в виде куба или параллелепипеда, и могут напоминать дома, машины, фигуры животных и людей или просто представляют собою интересные симметричные сооружения.

Вопрос 1. Увлеченный Петя любит конструировать поделки из кубиков, например, из набора он смог сложить 2 буквы русского алфавита. Все ли и какие из фигур комплекта использовал Петя? (Укажи номера).



Типовая задача для учащегося 1.
Найти и извлечь информацию из текста.

Планируемый образовательный результат 1.
Находит и извлекает информацию из текста, анализирует данные, сопоставляет и выполняет задания.


Вопрос 2. Но букв можно составить значительно больше....Попробуй предложить свой вариант…

Типовая задача для учащегося 2.
Моделирование объекта

Планируемый образовательный результат 2.
Анализирует и самостоятельно моделирует новые объекты.


Вопрос 3. Петя и его друзья сложили кубики вот так…Многие кубики при этом не видны.


Предлагаем и тебе сыграть в эту игру. Сосчитай кубики в таких фигурах и заполни таблицу.


№ фигуры

1

2

3

4

5

Количество кубиков








Типовая задача для учащегося 3.

Анализ рисунка.

Планируемый образовательный результат 3.
Анализ рисунка, мысленные операции над элементами рисунка и на их основе решение задачи.



Вопрос 5. Установи соответствие между развертками фигур и кубиками, которые можно из них склеить (покажи стрелками).

Сделай вывод и поясни.

Типовая задача для учащегося 5.

Анализ данных задачи, соотнесение элементов двух столбцов.

Планируемый образовательный результат 5.
Анализирует условие задачи, соотносит элементы столбцов, делает выводы, аргументирует ответ.



Вопрос 6*.

Типовая задача для учащегося 6.
На основе жизненного опыта решить проблему.

Планируемый образовательный результат 6.
Анализирует имеющиеся знания и на их основе предполагает и разрабатывает план решения проблемы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!