СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модернизация преподавания иностранного языка в школе: системно-деятельностный подход и формирование коммуникативных ууд на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Формирование коммуникативных УУД на уроках английского языка.

Просмотр содержимого документа
«Модернизация преподавания иностранного языка в школе: системно-деятельностный подход и формирование коммуникативных ууд на уроках английского языка»


СЛАЙД №1

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В ШКОЛЕ: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


Лепешкина Татьяна Геннадьевна,

Заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования РФ,

учитель английского языка высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Лучший учитель английского языка города Дубны», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением иностранных языков г. Дубны Московской области»,

e-mail: tlepeshkina@yandex.ru


СЛАЙД №2

Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно, т.е. предложение всё больше ориентировано на потребителя и с недавнего времени изучение языка стало более функциональным.


СЛАЙД №3

В связи со всем вышесказанным возникает вопрос:

Способен ли ученик обще­образовательной школы справиться с этими задачами?

Раньше по методике преподавания иностранного языка все приоритеты отдавались исключительно грамматике, чтению и переводу. Это принципы «старой школы», которые всё же приносили свои плоды, но какой ценой? Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Задания предлагались достаточно однообразные – чтение текста, перевод, запоминание новых слов (тупая зубрежка), пересказ текста (который в большинстве случаев сводился к простому заучиванию наизусть). В этом случае, даже обладая значительным словарным запасом, учащиеся могли достаточно легко ориентироваться в тексте, но поддержать беседу со своими школьниками-иностранцами стоило им колоссальных усилий!

Таким образом, мы видим, что, к сожалению, традиционный подход не всегда обеспечивает уровень владе­ния иностранным языком достаточный для адаптации в иноязычном обществе. Для того, чтобы максимально приблизиться к требованиям Европейского стандарта при обучении иностранному языку, необходимо наполнить обучение новым содержанием. Именно поэтому Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка.


СЛАЙД №4

Здесь важно усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» и перейти к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь схема систематизации знаний такова: «Самостоятельно нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения.

Важной частью обучения английскому языку является привитие интереса к предмету, ведь хорошо получается то, что любишь, чем увлекаешься.


СЛАЙД №5

Ещё Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики, которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями:

Логос – качество изложения,

Пафос – контакт с аудиторией,

Этос – отношение к окружающим.

Это правило справедливо и для оратора, и для актёра, и для преподавателя иностранного языка, роль которого подразумевает и две первые ипостаси.




СЛАЙД №6

Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса, но теперь изменились требования к проведению урока.

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный характер.

  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

  • Осуществляется практический, деятельностный подход.

  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

  • Задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

СЛАЙД №7

ФГОС позволил по-другому взглянуть на урок иностранного языка. Системно-деятельностный подход в обучении стал приоритетом в работе учителя: учебный материал урока распределяется так, что большую часть урока теперь говорит (читает, пишет и слушает) сам ученик. А учитель – это своего рода режиссёр. Он должен максимально точно и полно реализовать сценарий – создать целостный, результативный, привлекательный для учащихся урок. Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, ему предстоит создать на уроке тот психологический климат, который требуется для осуществления общения.

В отличие от предыдущих стандартов, теперь при подготовке урока учитель иностранного языка должен четко представлять себе какие универсальные учебные действия он должен развивать и каких результатов достичь.

СЛАЙД №8

Коммуникативная направленность определяет все составляющие учебно-воспитательного процесса по английскому языку.

Мы запоминаем не более 10% прочитанной информации, не более 50% того, что мы слышим и видим, и порядка 80% информации, которую применяем на практике. Лучший способ как можно быстрее выучить язык — это как можно быстрее начать на нем говорить.


СЛАЙД №9

Для достижения необходимых результатов целесообразно использовать различные формы уроков и методы обучения.

ФОРМЫ УРОКОВ

  • Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, соревнование.

  • Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, дискуссия, репортаж, интервью.

  • Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, ролевые игры. 

  • Уроки-фантазии: сказка, праздник, кино.

  • Интегрированные уроки.

Каждую форму урока можно интерпретировать для любого типа урока по ФГОС. Четких правил нет, и все зависит от фантазии учителя и от поставленных целей. ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация", то есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное мнение. Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД. В средних и старших классах надо опираться на накопленные знания и опыт, в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений и эмоционального восприятия. Таким образом осуществляется системно-деятельностный подход в обучении ребенка. 

СЛАЙД №10

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

  • Метод проектов объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС и предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы.

  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

  • Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Выбор метода зависит от многих условий: цели обучения и времени, отведенного на изучение материала; уровня подготовленности учащихся и их возраста; теоретической и практической подготовленности учителя оснащенности школы. Но, самое главное, к чему надо стремиться на каждом уроке - это использовать английский язык, как средство общения, то есть дети активно участвуют сами в процессе общения.


СЛАЙДЫ №№11 и 12

Всё выше сказанное позволяет добиваться хороших результатов в работе и отражается в успехах и результатах учеников.

2015-2016 учебный год

1.

ВСЕРОССИЙСКАЯ олимпиада школьников по английскому языку. ВСЕРОССИЙСКИЙ ЭТАП

ПРИЗЁР - 1

2.

ВСЕРОССИЙСКАЯ олимпиада школьников по английскому языку. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭТАП

ПОБЕДИТЕЛЬ – 1


3.

ВСЕРОССИЙСКАЯ олимпиада школьников по английскому языку. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ПОБЕДИТЕЛЬ – 1

ПРИЗЁР - 8

4.

ВСЕРОССИЙСКАЯ олимпиада школьников «Ломоносов». МГУ им. М. Ломоносова

Диплом II степени – 1


5.

II зимняя РЕГИОНАЛЬНАЯ олимпиада по английскому языку. Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Диплом II степени – 1

Диплом III степени - 1

6.

V РЕГИОНАЛЬНАЯ научно-исследовательская конференция школьников «Исследователь XXI века»

Диплом II степени – 2

Диплом III степени - 1

7.

VI ГОРОДСКАЯ научно-исследовательская конференция школьников «Юный исследователь»

Секция «Английский язык» (6-7 классы)

Диплом I степени – 3

Диплом II степени - 1


8.

XVIII ГОРОДСКАЯ научно-практическая конференция

учащихся 8-11-ых классов

Диплом II степени – 1

Диплом III степени - 1

9.

ВСЕРОССИЙСКИЙ игровой конкурс по английскому языку BRITISH BULLDOG”.


Уровень:

ВСЕРОССИЙСКИЙ:

1 место - 2

РЕГИОНАЛЬНЫЙ:

1 место - 2

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ:

1 место – 4

2 место – 1

3 место - 1


СЛАЙД №13

Хотелось бы сказать несколько слов по поводу проведения Государственной Итоговой Аттестации по иностранным языкам. Совсем скоро тем учащимся, которые занимаются по программам ФГОС, наряду с экзаменами по русскому языку и математике, придется ещё сдавать обязательный экзамен по иностранным языкам по окончании 9-го класса – ОГЭ, а потом и обязательный ЕГЭ.

Прежде всего,

  • это повышает репутацию, престиж и признание важности нашего предмета;

  • это форма контроля, если хотите – это форма дифференциации учащихся;

  • это форма профориентации учащихся.

Надо ли бояться введения обязательного экзамена по иностранным языкам? На мой взгляд – нет! А вот готовиться к этому надо заблаговременно.

СЛАЙД №14

Практика показывает, что недостаточно сформированные конкретные умения, а также недостаточная практическая отработка и выполнение конкретных инструкций к заданиям ведет к снижению итогового балла за экзамен. К тому же учащихся обязательно надо знакомить с критериями оценивания разделов «Письмо» и «Устная часть». То есть работать с учащимися по конкретным заданиям с их практической отработкой не только нужно, но и просто жизненно необходимо.

Мы с вами не должны забывать, языку выучиться нельзя, языком можно пользоваться в том объеме, в каком ты им владеешь. Знания – это не готовый продукт, который хранится за семью печатями в закромах, это то, чему надо учить учиться. Там, где хорошо учат, и там, где учащиеся хотят учиться, там и достигают высоких результатов.

СЛАЙД №15

Только успешный учитель может вырастить успешного ученика. Школьная жизнь – это лестница, по которой рука об руку поднимаются к успеху и учитель, и ученик. Путь этот долог и тернист.

И законным результатом многолетнего труда учителя и его учеников становятся результаты Государственной Итоговой Аттестации по окончании обучения в средней школе.

СЛАЙД №16

Результаты ЕГЭ по английскому языку

2015-2016 учебный год

Количество сдававших ЕГЭ

9

Полученные баллы на ЕГЭ

99; 94; 92; 91; 90;

88; 88; 85; 78

Средний балл группы

89,44

Средний балл по школе

85,6

Средний балл по городу

74,9

Средний балл по Московской области

70,91

Средний балл по России

64,2








СЛАЙД №17

В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится о том, что каждому человеку изначально были даны Таланты и каждому разные. Думаю, что эта притча имеет непосредственное отношение к педагогическому процессу. Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Но в этом–то и заключается высокая миссия учителя: увидеть эти способности и помочь им раскрыться.

Английский язык – это не просто учебный предмет, это ключ ко всему в жизни: к успеху, к любви, к надеждам. Язык – это носитель души, в этом и его величие, и сложность. Кому-то изучение английского языка дается легко и свободно, а у кого-то получается хуже. Но каждый ребенок умеет чувствовать язык. Просто надо выделить из потока неудач ОСТРОВОК УСПЕХА и направить туда ребенка – и у него возникает вера в свои возможности и желание учиться. А это самое главное в работе учителя: умение увлечь учеников своим предметом, научить всему, что знаешь сам, помочь им быть счастливыми, и, как следствие, успешными в жизни.

СЛАЙД №18

А для этого надо работать с полной отдачей сил, творчески, искать новые формы и методы проведения урока и верить в успех!

Вслушайтесь в это слово: У-Ч-И-Т-Е-ЛЬ.

Что оно для вас значит?

Для меня в этом слове заложен самый главный смысл моей работы, мое педагогическое кредо - это:

УЧИСЬ ЧАРОВАТЬ И ТВОРИТЬ, ЕСЛИ ЛЮБИШЬ!


СЛАЙД №19

Спасибо за внимание!