История России 10 класс
Тема: «Модернизация России в первой четверти XIX века.
Внутренняя политика Александра I»
Цель предметная:
охарактеризовать процесс модернизации России в первой четверти XIX века;
определить путь российской модернизации.
Цель метапредметная:
I. Введение.
Задание 1.
1) Отгадайте загадку. Ответ разместите на доске.
Последовательно сменяет существующие в обществе порядки, а не реформа.
Разрушает старое и утверждает новое, а не революция.
Способствует переходу из одной стадии развития общества в другую, а не социальный лифт.
Что это?
Комментарий. Дети отгадывают загадку в группе. Каждая группа имеет набор букв этого слова. Если групп 4, то в каждой группе окажется по 3 буквы. Представители каждой группы, не вступая в контакт друг с другом, выстраивают свои буквы в ряд согласно их месту в отгаданном слове.
Результат выполнения задания.
2) Дайте определение полученному слову.
Комментарий. При выполнении задания учащиеся пользуются копилкой понятий и схемой
- это часть , .
СИСТЕМА
ПРОЦЕСС
РЕФОРМА
РЕВОЛЮЦИЯ
ПЕРЕХОД
ИЗМЕНЕНИЕ
РАЗВИТИЕ
СОСТОЯНИЕ
ПОРЯДОК
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
ЭКОНОМИКА
ПОЛИТИКА
КУЛЬТУРА
ОБЪЕКТ
Результат выполнения задания.
М
А
одернизация – это процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.
Учитель: Модернизированное общество имеет комплекс взаимосвязанных черт, которые часто рассматриваются как отдельные процессы. Модернизация охватывает все сферы жизни общества.
Задание 2. Заполните схему «Составляющие процесса модернизации»
Результат выполнения задания.
Вариант диалога.
Учитель: модернизация во всех сферах жизни общества - это область, какой политики государства?
Ученики: внутренней политики.
Учитель: тогда предложите тему урока.
Ученики: внутренняя политика.
Учитель: правление, какого государя?
Ученики: Александра I.
Учитель: теперь давайте уточним. Урок мы начали с процессов модернизации. Как связать эти процессы с внутренней политикой Александра I? Попробуйте сформулировать тему урока.
Ученики: «Модернизация России в первой четверти XIX века. Внутренняя политика Александра I».
Учитель: замечательно. Теперь попробуйте сформулировать цель урока.
Ученики: охарактеризовать процесс и определить путь модернизации России в первой четверти XIX века.
II. Модернизация России в первой четверти XIX века. Внутренняя политика Александра I.
Задание 3.
1) Закончите фразу: «Если в России будет идти процесс модернизации, то что-то станет (каким?), а не (каким?)».
Комментарий. При выполнении задания используется сводная таблица данных паспортов ЭИЗ «Традиционное общество» и «Индустриальное общество», составленных на предыдущем уроке.
Значение признака Признак | Традиционное общество | Индустриальное общество |
Ведущая отрасль экономики | Сельское хозяйство | Промышленность |
Тип хозяйства | Натуральное | Товарное производство |
Экономическая система | Традиционная | Рыночная |
Политический режим | Авторитарный | Демократический |
Форма правления | Абсолютная монархия | Конституционная монархия или республика |
Общественные группы | Сословия | Классы |
Регулятор общественных отношений | Обычное право (обычаи, традиции) | Нормы права (законы) |
Уровень образования | Очень низкий | Высокий |
Результат выполнения задания.
«Если в России будет идти процесс модернизации, то ведущей отраслью экономики станет промышленность, а не сельское хозяйство».
«Если в России будет идти процесс модернизации, то тип хозяйства станет товарным, а не натуральным».
«Если в России будет идти процесс модернизации, то экономическая система станет рыночной, а не традиционной» и т.д.
2) Сформулируйте задачи, стоящие перед правительством России в первой четверти XIX века.
Комментарий. Учащиеся выполняют задание на листах бумаги по сферам: экономика, политика, общество, культура. При выполнении задания можно использовать копилку слов.
ПОДДЕРЖАТЬ
УСТАНОВИТЬ
ОТКАЗАТЬСЯ
СПОСОБСТВОВАТЬ
СОДЕЙСТВОВАТЬ
ПРИНЯТЬ
ЛИКВИДИРОВАТЬ
ОСЛАБИТЬ
ОТМЕНИТЬ
ПРОВОДИТЬ
Результат выполнения задания.
поддержка отечественной промышленности и торговли
установление демократического режима и конституционной монархии
отказ от решения проблем по сословному признаку
способствовать развитию системы образования и т.д.
3) Предложите варианты решения проблем
Учитель: вступив на престол в результате успешного заговора против своего отца Павла I, Александр I унаследовал от него все те проблемы, которые назрели в России к началу XIX века. Правда, молодой царь был искренне уверен, что в отличие от отца он хорошо понимает сущность этих проблем и знает как их решать. Он провел ряд реформ, а вот решил ли проблемы - это мы сейчас выясним.
Задание 4. Соотнесите действия правительства Александра I с составляющими процесса модернизации.
1802 г. – Указ об учреждении министерств.
1802 г. – Указ о преобразовании Сената. Сенат – высший контрольный орган
1801 г – Указ, позволяющий лицам недворянского происхождения покупать землю в частную собственность.
1803 г. – Указ о «вольных хлебопашцах».
1804 г. – Устав, предоставляющий университетам широкую автономию.
1803 г. – 1804 г. – создание единой сети учебных заведений для различных сословий.
1809 г. - проект государственного преобразования М.М.Сперанского.
1810 г. – учреждение Государственного совета.
1810 г. - тарифный Устав, обеспечивавший преобладание вывоза товаров над ввозом
1815 г. – дарование Конституции Царству Польскому.
1816 г. - отмена крепостного права в Эстляндии.
1818-1819 г.г. - отмена крепостного права в Лифляндии и Курляндии.
Комментарий. Учитель раздает учащимся карточки с действиями правительства. У доски 4 учащихся держат таблички: экономика, политика, общество и культура. Задача всех участников тренинга найти себе «друзей».
Вариант диалога.
Учитель: скажите, пожалуйста, какая составляющая процесса модернизации получила наибольшее развитие?
Ученики: экономика.
Учитель: а остальные составляющие?
Ученики: практически не развивались.
Учитель: предположите, что тогда произойдет?
Ученики: экономическое развитие остановится.
Учитель: решил ли Александр Павлович все проблемы?
Ученики: нет. Он не только не решил, стоящих перед Россией проблем, но и породил новые.
Учитель: какой способ решения проблем использовал Александр I?
Ученики: компромисс, т.е. решал проблемы только частично.
Учитель: такой способ решения проблем, зачастую ведет к углублению противоречий.
Задание 5.
1) Сформулируйте противоречие, используя схему.
Комментарий. Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание сформулировать противоречия, но каждый в своей сфере: экономика, политика, общество и культура. В качестве копилки используется материал учебника А.А.Левандовского «История России XVIII – XIX веков» (§ 11-12).
Предполагаемый результат выполнения задания.
Экономика:
Если в России будут развиваться рыночные отношения, то (+) рынок быстро наполнится разнообразными товарами, но (-) эти товары будут с трудом продаваться на внутреннем рынке из-за низкой покупательной способности населения.
Если помещики Нечерноземья переведут крестьян на денежный оброк, то (+) начнут активно развиваться рыночные отношения, но (-) низкая покупательная способность населения.
Политика:
Если будут проведены реформы центрального управления, то (+) в России будет создана единая, строго централизованная система управления, но (-) центральное управление остается самодержавно-бюрократическим.
Общество:
Если в России появятся классы, то (+) положение в обществе будет зависеть от личных достижений человека, а не присваиваться при рождении, но (-) большая часть населения не сможет изменить свой социальный статус из-за того, что они не свободны.
Культура:
Если в России будет создана единая система народного просвещения, то (+) эта система будет способствовать повышению уровня образования населения, но (-) система носила сословный характер.
Вариант диалога.
Учитель: что мы с вами увидели?
Ученики: решая одни противоречия, правительство Александра I, породило новые. А теперь представьте себе, что, то же самое будут делать и последующие государи.
Для того, чтобы проблемы России решались конструктивно в условиях сохранения самодержавия, М.М.Сперанским был подготовлен «План государственного преобразования».
Задание 5. Пользуясь схемой, и добавляя недостающие части описания, составьте рассказ о проекте государственного преобразования М.М.Сперанского.
Порядок выполнения задания.
Внимательно рассмотрите схему. Прямая линия обозначает, что объект делится на части, стрелочками обозначено назначение или роль объекта и его частей. Всюду, где стоят знаки вопроса, информацию нужно дополнить.
В тексте учебника найдите информацию об объекте.
Результат выполнения задания.
Во главе государства – император с неограниченной властью.
Государственная дума проектируется как орган законосовещательный: в Думе должны были обсуждаться новые законопроекты. При этом Дума могла обсуждать только те законопроекты, которые вносил в нее сам царь; окончательное решение по любому законопроекту также оставалось за царем.
Государственная дума состоит депутатов от губернских дум; губернские думы состоят из депутатов, выбранных уездными думами; уездные думы состоят из депутатов, выбранных волостными думами; в волостные думы должны были входить все местные землевладельцы и выборные от государственных крестьян.
Государственный совет состоит из назначаемых императором сановников и должен был помогать царю определять, какие законопроекты следует вносить в Думу.
Вариант диалога.
Учитель: какова судьба этого проекта и его автора?
Ученики: в целом проект не был принят, но в 1810 г. был создан Государственный совет. М.М.Сперанский был отправлен в отставку и выслан из Петербурга.
Задание 7. Прочитайте текст и определите направление, по которому пойдет российская модернизация.
Либеральное направление. Постепенное реформирование всех сфер общественной жизни. Представители либерального направления исходили из универсальной картины общественного развития. По их мнению, все страны развиваются по единой схеме и образцу, поэтому все страны должны пройти такой же путь, как и западный мир.
Консервативное направление. Представители консервативного направления делали акцент на сохранении политической стабильности и порядка (как условиях успешного социально-экономического развития), соответствии характера и направленности процессов развития национальным и историческим особенностям государства.
Радикальное направление. Резкий и достаточно быстрый переход от традиционного общества к индустриальному. Ломка всех существующих прежде порядков и установление новых.
Вариант диалога.
Учитель: знал ли Александр I о проблемах, стоящих перед Россией в начале XIX века?
Ученики: да.
Учитель: решил ли он их?
Ученики: нет.
Учитель: почему?
Ученики: он выбирал не тот путь решения проблем. Он выбирал путь компромиссов.
Учитель: почему?
Ученики: он просто боялся участи отца.
III. Рефлексия
Задание 8. Составьте жизненное правило, которое вытекает из материалов урока, используя формулу «Если …, то…».