СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модест Петрович Мусоргский "Борис Годунов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сведения  о  создании  оперы  "Борис  Годунов"  русским  композитором  Модестом  Петровичем  Мусоргским

Просмотр содержимого документа
«Модест Петрович Мусоргский "Борис Годунов"»

«Постижение истории,  глубокое восприятие бесчисленных оттенков народного духа,  настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора  – всё это беспримерно у Мусоргского…»  В. В. Стасов  

«Постижение истории, глубокое восприятие бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора – всё это беспримерно у Мусоргского…» В. В. Стасов  

Мусоргский - величайший художник-трагик. И этой главной чертой своего мировоззрения он тесно связан со своей эпохой. Немало энергии потратил композитор, чтобы заставить современников поверить в возможность приблизить музыку к современности, в её способность тревожить не только сердца, но и умы. «Изображение красоты - грубое ребячество», - писал он. Он не стремился смягчить или прикрасить жизненные контрасты, а передавал их во всей подлинной кричащей остроте. Таков был его художественный символ, выраженный в словах: «Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям...»

Мусоргский - величайший художник-трагик. И этой главной чертой своего мировоззрения он тесно связан со своей эпохой. Немало энергии потратил композитор, чтобы заставить современников поверить в возможность приблизить музыку к современности, в её способность тревожить не только сердца, но и умы. «Изображение красоты - грубое ребячество», - писал он. Он не стремился смягчить или прикрасить жизненные контрасты, а передавал их во всей подлинной кричащей остроте. Таков был его художественный символ, выраженный в словах: «Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям...»

Но эта «речь» часто резала окружающим ухо, многих отталкивало стремление композитора «выставлять на показ безобразное». Но не современникам, а времени уготована миссия расставлять всё по своим местам. Отсекая мелкое и ненужное, именно время выделяет главное.  А главное в трагедии большого художника заключалось в том, что великий новатор, звавший  современников «вперёд, к новым берегам», не был ими понят. Может быть потому, что раньше времени перелистнул страницу истории музыки, опередив своим творчеством пути развития современного искусства.

Но эта «речь» часто резала окружающим ухо, многих отталкивало стремление композитора «выставлять на показ безобразное». Но не современникам, а времени уготована миссия расставлять всё по своим местам. Отсекая мелкое и ненужное, именно время выделяет главное. А главное в трагедии большого художника заключалось в том, что великий новатор, звавший  современников «вперёд, к новым берегам», не был ими понят. Может быть потому, что раньше времени перелистнул страницу истории музыки, опередив своим творчеством пути развития современного искусства.

Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну её магически захватывающего воздействия, очень трудно. Наверное, каждое поколение будет решать эту задачу по-своему, и каждому её решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному.  

Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну её магически захватывающего воздействия, очень трудно. Наверное, каждое поколение будет решать эту задачу по-своему, и каждому её решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному.  

Среди русских композиторов XIX века Мусоргский явился одним из самых ярких новаторов. Он надолго опередил свое время и посвятил многие страницы музыки размышлениям о судьбе русского народа. Тяжелая болезнь оборвала жизнь композитора на 42 году жизни. В некрологе Стасов писал: «Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта. Как далеко еще до старческих годов, и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!..»

Среди русских композиторов XIX века Мусоргский явился одним из самых ярких новаторов. Он надолго опередил свое время и посвятил многие страницы музыки размышлениям о судьбе русского народа. Тяжелая болезнь оборвала жизнь композитора на 42 году жизни. В некрологе Стасов писал: «Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта. Как далеко еще до старческих годов, и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!..»

«Борис Годунов»  — опера  Модеста Мусоргского  в четырёх действиях с  прологом  (в восьми, во второй редакции десяти картинах). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии  А. С. Пушкина . Первая редакция завершена в  1869 , первая постановка в  1874 .

«Борис Годунов»  — опера  Модеста Мусоргского  в четырёх действиях с  прологом  (в восьми, во второй редакции десяти картинах). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии  А. С. Пушкина . Первая редакция завершена в  1869 , первая постановка в  1874 .

Работу над оперой Мусоргский начал в октябре  1868 , используя для написания либретто текст Пушкина и материалы  «Истории государства Российского»   Н. М. Карамзина . Тема — период правления царя  Бориса Годунова , c  1598  по  1605 , непосредственно перед началом «Смутного времени» . В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: « Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере ».

Работу над оперой Мусоргский начал в октябре  1868 , используя для написания либретто текст Пушкина и материалы  «Истории государства Российского»   Н. М. Карамзина . Тема — период правления царя  Бориса Годунова , c  1598  по  1605 , непосредственно перед началом «Смутного времени» . В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: « Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере ».

Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, ввёл «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавил эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция ( 1872 ) также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января ( 8 февраля )  1874  на сцене  Мариинского театра . Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В  1882 году  она была снята с репертуара.

Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, ввёл «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавил эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция ( 1872 ) также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января ( 8 февраля1874  на сцене  Мариинского театра . Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В  1882 году  она была снята с репертуара.

В 1896 году  Н. А. Римский-Корсаков  предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию.  Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича  (1940). Кроме того, сцена у собора Василия Блаженного (отсутствующая в обеих редакциях Римского-Корсакова) существует в инструментовке М. Ипполитова-Иванова. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение. В современных постановках часто используются и авторские редакции, которые по мнению музыковедов точнее соответствуют характеру повествования и персонажам.

В 1896 году  Н. А. Римский-Корсаков  предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию. Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича  (1940). Кроме того, сцена у собора Василия Блаженного (отсутствующая в обеих редакциях Римского-Корсакова) существует в инструментовке М. Ипполитова-Иванова. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение. В современных постановках часто используются и авторские редакции, которые по мнению музыковедов точнее соответствуют характеру повествования и персонажам.

Сцена в корчме

Сцена в корчме


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!