Просмотр содержимого документа
«Модест Петрович Мусоргский "Борис Годунов"»
«Постижение истории, глубокое восприятие бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора – всё это беспримерно у Мусоргского…» В. В. Стасов
Мусоргский - величайший художник-трагик. И этой главной чертой своего мировоззрения он тесно связан со своей эпохой. Немало энергии потратил композитор, чтобы заставить современников поверить в возможность приблизить музыку к современности, в её способность тревожить не только сердца, но и умы. «Изображение красоты - грубое ребячество», - писал он. Он не стремился смягчить или прикрасить жизненные контрасты, а передавал их во всей подлинной кричащей остроте. Таков был его художественный символ, выраженный в словах: «Жизнь, где бы ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая, искренняя речь к людям...»
Но эта «речь» часто резала окружающим ухо, многих отталкивало стремление композитора «выставлять на показ безобразное». Но не современникам, а времени уготована миссия расставлять всё по своим местам. Отсекая мелкое и ненужное, именно время выделяет главное. А главное в трагедии большого художника заключалось в том, что великий новатор, звавший современников «вперёд, к новым берегам», не был ими понят. Может быть потому, что раньше времени перелистнул страницу истории музыки, опередив своим творчеством пути развития современного искусства.
Талант Мусоргского настолько глубок и монолитен, что анализировать его музыку, пытаясь постичь тайну её магически захватывающего воздействия, очень трудно. Наверное, каждое поколение будет решать эту задачу по-своему, и каждому её решение будет давать радость прикосновения к вечно прекрасному и бессмертному.
Среди русских композиторов XIX века Мусоргский явился одним из самых ярких новаторов. Он надолго опередил свое время и посвятил многие страницы музыки размышлениям о судьбе русского народа. Тяжелая болезнь оборвала жизнь композитора на 42 году жизни. В некрологе Стасов писал: «Мусоргский умер в самом расцвете сил и таланта. Как далеко еще до старческих годов, и сколько надо было еще от него ожидать, глядя на его могучий талант, на его могучую натуру!..»
«Борис Годунов» — опера Модеста Мусоргского в четырёх действиях с прологом (в восьми, во второй редакции десяти картинах). Либретто композитора по мотивам одноимённой трагедии А. С. Пушкина . Первая редакция завершена в 1869 , первая постановка в 1874 .
Работу над оперой Мусоргский начал в октябре 1868 , используя для написания либретто текст Пушкина и материалы «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина . Тема — период правления царя Бориса Годунова , c 1598 по 1605 , непосредственно перед началом «Смутного времени» . В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: « Я разумею народ как великую личность, одушевлённую единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере ».
Опера была завершена в конце 1869 года и представлена в Дирекцию императорских театров. Театральный комитет не принял её к постановке, объяснив решение отсутствием выигрышной женской роли. После отказа Мусоргский внёс ряд изменений, в частности, ввёл «польский» акт с любовной линией Лжедмитрий — Марина Мнишек, а также добавил эффектный финал — монументальную сцену народного восстания под Кромами. Однако вторая редакция ( 1872 ) также была отвергнута. Оперу удалось поставить лишь два года спустя, благодаря энергичной поддержке в театральных и музыкальных кругах. Премьера состоялась 27 января ( 8 февраля ) 1874 на сцене Мариинского театра . Несмотря на восторженный приём публики, критика встретила оперу резко отрицательно. В 1882 году она была снята с репертуара.
В 1896 году Н. А. Римский-Корсаков предпринял попытку возродить оперу, создав собственную редакцию. Существует несколько редакций «Бориса Годунова»: две редакции автора (1869 и 1872), две редакции Римского-Корсакова (1896 и 1908), редакция и оркестровка Дмитрия Шостаковича (1940). Кроме того, сцена у собора Василия Блаженного (отсутствующая в обеих редакциях Римского-Корсакова) существует в инструментовке М. Ипполитова-Иванова. Варианты Римского-Корсакова, в которых были сглажены многие шероховатости музыкального текста Мусоргского, получили наибольшее распространение. В современных постановках часто используются и авторские редакции, которые по мнению музыковедов точнее соответствуют характеру повествования и персонажам.
Сцена в корчме