СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель организации внеурочной деятельности (кружка) с учетом реализации требований ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Просмотр содержимого документа
«Модель организации внеурочной деятельности (кружка) с учетом реализации требований ФГОС»

ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт

развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»


Кафедра воспитательной работы, дополнительного образования и технологии










Тема: «Модель организации внеурочной деятельности (кружка) с учетом реализации требований ФГОС»















Выполнена:

Лешковой Галиной Ивановной,

учителем биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 2 г.Кисловодска
















г. Кисловодск, 2013

Содержание:


  1. Введение…………………………………………………………………………………....3

  2. Основная часть……………………………………………………………………………..5

  1. Виды внеурочной деятельности………………………………………………………………5

  2. Сроки и этапы реализации проекта внеурочной деятельности…………………………….6

  3. Программа кружка "Юный эколог - исследователь"………………………………………6

  4. Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь". Первый год обучения………………………………………………………………………………………..7

  5. Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь". Второй год обучения…………………………………………………………………………………........10

  1. Заключение………………………………………………………………………………..14

  2. Список литературы…………………………………………………………………........15







































  1. Введение


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Настоящая модель создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Модель педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций, бережного отношения к природе.

Задачи внеурочной деятельности:

— изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

— определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;

— отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

— проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

— теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

— определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

— разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

— овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

— эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются все необходимые условия: занятия проводятся в одну смену, все кабинеты оборудованы компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет.

























  1. Основная часть


  1. Виды внеурочной деятельности

Направление

Программы (рабочие)

Формы работы

Решаемые задачи

Спортивно — оздоровительное

«Шахматы в школе», «Старинные русские игры»

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Общекультурное

«Оригами», «Веселые нотки»

Занятия в фольклорном и хоровом кружке, экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Духовно-нравственное

«Истоки»

Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом народов, которые проживают на территории нашего муниципального района

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Общеинтеллектуальное

«Юные исследователи природы»

Занятия в классе, на природе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, экскурсии в музеи города и района, в природу

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, воспитание бережного отношения к окружающей среде

Социальное

«В мир народной культуры», «Роспись деревянных игрушек»

Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки, фотосъемки

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных проектов




  1. Сроки и этапы реализации проекта внеурочной деятельности.


Реализация осуществляется в 2 этапа: в период апробации в течение 2012-2013 и 2013-2014 учебных годов.

Название этапа

Сроки

Содержание деятельности

Подготовительный

Апрель 2012/2013 гг.

1. Изучение возможностей внедрения в практику материалов ФГОС. 2. Создание рабочей группы и Совета по апробации ФГОС. 3. Назначение школьного координатора по апробации материалов ФГОС 4. Изучение пакета материалов ФГОС нового поколения 5. Определение изменений в целях, содержании, технологиях и условиях реализации образовательного процесса

Аналитико — концептуальный

Май 2012/2013 гг.

1. Проведение установочного семинара-совещания. 2. Формирование технических заданий для членов рабочей группы. 3. Участие в областном семинаре-совещании по вопросу апробации ФГОС

Прогностический

Май-июнь 2012/2013 гг.

1. Изучение материалов апробации ФГОС других регионов 2. Разработка проекта апробации механизма реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. 3. Разработка программ для организации внеурочной деятельности 4. Разработка инструментария для отслеживания результатов апробации

Экспериментальный

Сентябрь 2013 г. — апрель 2014 г.

1. Проведение на опережение семинаров-консультаций для учителей, участвующих в апробации. 2. Апробация ФГОС в школе. 3. Проведение городских семинаров по распространению опыта школы по апробации ФГОС нового поколения 4. Организация информационного сопровождения процесса апробации ФГОС (на сайте школы)

Обобщающий

Май — июнь 2014 г.

Подведение итогов апробации, разработка предложений и рекомендаций по материалам ФГОС нового поколения


  1. Программа кружка "Юный эколог - исследователь".


Внеурочная деятельность показана на примере работы кружка "Юный эколог - исследователь".


Пояснительная записка

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников.

Данная программа может востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.

Цели и задачи программы

Цель:

  • формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Задачи:

  • привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом и др.;

  • воспитать экологическое мировоззрение и культуру;

  • развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую);

  • развить творческие и коммуникативные способности учащихся;

  • научить правильно оформлять результаты работы, защищать.


  1. Содержание программы первого года обучения.
    Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь".

Первый год обучения.

Тема

Всего часов

В том числе

теоретич. занятия

практич. занятия

исслед. деят-ть

экскурсии

1.Вводное занятие

2

1

1

 

 

2.Определитель флоры и фауны

12

1

3

 

8

3.Гербарий растительности

10

1

5

 

4

4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ставропольского края

14

3

7

 

4

5.Особо охраняемые территории КМВ

14

4

6

 

4

6.Экофакторы и среды жизни

48

12

16

16

4

7.Биоценоз и экосистемы

24

8

8

4

4

8.Популяции

12

6

6

 

 

9.Биосфера

6

3

3

 

 

10. Заключительное занятие

2

 

2

 

 

ИТОГО:

144

39

57

20

28


1. Вводное занятие

2 ч. (1/1/-/-)

Теор. часть. Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практ. часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

2. Определители флоры и фауны

12 ч. (1/3/-/8)

Теор. часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб.

Практ. часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.


3. Гербарий растительности

10 ч. (1/5/-/4)

Теор. часть. Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практ. часть. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

Экскурсии. В лес, на луг. Сбор материала для составления гербариев древесно-кустарниковой и травянистой растительности.


4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ставропольского края

14 ч. (3/7/-/4)

Теор. часть. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений и животных Ставропольского края, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Ставропольского края.

Практ. часть. Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Ставропольского края. Составление карты ареалов редких видов животных и растений Ставропольского края. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ставропольского края".

Экскурсии. В Тебердинский заповедник. "Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами флоры и фауны края".


5. Особо охраняемые территории КМВ

14 ч. (4/6/-/4)

Теор. часть. Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников.

Практ. часть. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой (флора и фауна заповедников). Написание реферата "Флора и фауна заповедника".

Экскурсии. "Изучение флоры и фауны Кисловодского парка".


6. Экологические факторы и среды жизни организмов

48 ч. (12/16/16/4)

Теор. часть. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня). Фотопериодизм. Закон Хопкинса. Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы. Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм). Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов .

Практ. часть. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Составление климадиаграмм. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами", "Жизненные формы растений городского парка", "Описание экосистемы аквариума".

Иссл. работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Суточная активность животных зооуголка. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Самоизреживание растительной популяции.

Экскурсии. В городской парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.


7. Биоценоз и экосистемы

24 ч. (8/8/4/4)

Теор. часть. Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая. Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%).

Практ. часть. Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум). Решение экологических задач. Написание реферата по результатам экскурсии.

Иссл. работа. Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений).

Экскурсии. В лес "Лесной биогеоценоз и экологические ниши организмов". В парк. "Надземная ярусность растительности парка".


8. Популяции

12 ч. (6/6/-/-)

Теор. часть. Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция. Рациональное и нерациональное использование популяций.

Практ. часть. Решение экологических задач. Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка СЮН. Определение численности популяции методом вторичной выборки. Составление памятки о правилах поведения в лесу, о рациональном использовании лесных богатств.


9. Биосфера

6 ч. (3/3/-/-)

Теор. часть. Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера.

Практ. часть. Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов.



10. Заключительное занятие

2 ч. (-/2/-/-)

Практ. часть. Конференция исследовательских работ кружковцев.



  1. Содержание программы второго года обучения.
    Учебно-тематический план программы "Юный эколог - исследователь".

Второй год обучения.

Тема

Всего часов

В том числе

теоретич. занятия

практич. занятия

исслед. деят-ть

экскурсии

1.Вводное занятие

6

1

2

 

3

2.Исследовательская деятельность

12

3

9

 

 

3.Проектная деятельность

15

3

9

 

3

4.Экологический мониторинг

9

3

6

 

 

5.Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу

24

3

6

15

 

6.Антропогенные воздействия на биосферу, в том числе:

 

 

 

 

 

6.1. основные виды воздействий

24

3

6

9

6

6.2. воздействия на атмосферу

39

4

8

24

3

6.3. воздействия на литосферу

24

4

8

6

6

6.4. воздействия на биотические сообщества

27

3

9

9

6

6.5. воздействия на гидросферу

30

3

6

12

9

7.Заключительное занятие

6

 

6

 

 

ИТОГО:

216

30

75

75

36


1. Вводное занятие

6 ч. (1/2/-/3)

Теор. часть. История развития экологических идей. Законы Б. Коммонера.

Практ. часть. Обзор экологических проблем России, Ставропольского края, г.Кисловодска.

Экскурсии. В парк. "Экологические объекты окружающей среды".






2. Исследовательская деятельность

12 ч. (3/9/-/-)

Теор. часть. Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Анализ и обработка исследовательской работы. Выводы исследовательской работы. Оформление исследовательской работы.

Практ. часть. Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности (на примере исследовательских работ). Оформление исследовательской работы (на примере исследовательских работ).


3. Проектная деятельность

15 ч. (3/9/-/3)

Теор. часть. Проект. Этапы проектной деятельности. Написание и оформление заявки.

Практ. часть. Знакомство с проектами. Написание проекта. Решение экологических задач.

Экскурсии. "Экологические объекты окружающей среды".


4. Экологический мониторинг

9 ч. (3/6/-/-)

Теор. часть. Задачи и методы мониторинга. Экологическая экспертиза. Методы контроля. Система мониторинга в крае.

Практ. часть. Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН). Приготовление водной почвенной вытяжки и определение водородного показателя (рН). Решение экологических задач.


5. Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу

24 ч. (3/6/15/-)

Теор. часть. Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия). Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту. Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу. Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов, наводнений, штормов, оползней и т.д.). Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.

Практ. часть. Просмотр видеофильмов. Работа со справочной литературой. Изучение причин шумового дискомфорта.

Иссл. работа. Антропогенные воздействия на биосферу.


6. Антропогенные воздействия на биосферу

6.1 Основные виды антропогенных воздействий на биосферу

24 ч. (3/6/9/6)

Теор. часть. Антропогенные воздействия на биосферу. Классификация воздействий. Основные виды загрязнителей окружающей среды. Изменение факторов среды в условиях города (трансформация абиотических и биотических факторов).

Практ. часть. Составление экологической карты города. Составление экологического паспорта помещения.

Иссл. работа. Оценка состояния экосистемы микрорайона школы.

Экскурсии. На предприятия города. "Знакомство с эффективностью работы очистных сооружений предприятий-загрязнителей окружающей среды".




6.2 Антропогенные воздействия на атмосферу

39 ч. (4/8/24/3)

Теор. часть. Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

Практ. часть. Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия. Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения атмосферы. Решение экологических задач.

Иссл. работа. Влияние выбросов производства на атмосферу. Загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами.

Экскурсии. На предприятия-загрязнители атмосферного воздуха.


6.3 Антропогенные воздействия на литосферу

24 ч. (4/8/6/6)

Теор. часть. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Приемы и методы изучения загрязнения литосферы.

Практ. часть. Составление карт местности с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.

Иссл. работа. Загрязнение среды обитания человека на территории края, влияние на его здоровье.

Экскурсии. "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города".


6.4 Антропогенные воздействия на биотические сообщества

27 ч. (3/9/9/6)

Теор. часть. Экологические функции леса. Классификация лесов по выполняемым функциям (защитные, ограниченно-эксплуатационные, эксплуатационные). Классификация антропогенных воздействий на биотические сообщества: прямое воздействие (вырубка лесов, пожары, затопления), косвенное воздействие (загрязнение воздуха, воды, применение пестицидов и минеральных удобрений). Экологические последствия воздействия человека на растительные сообщества (уменьшение биологического разнообразия, дестабилизация экосистем). Роль животного мира в биосфере. Основные причины сокращения численности и вымирания животных. Приемы и методы изучения влияния человека на биотические сообщества.

Практ. часть. Просмотр видеофильмов. Работа с доп. литературой. Решение задач.

Иссл. работа. Сохранение и восстановление экосистем.

Экскурсии. В краеведческий музей. "Редкие и исчезающие виды флоры и фауны края".


6.5Антропогенные воздействия на гидросферу

30 ч. (3/6/12/9)

Теор. часть. Загрязнение вод: химическое (нефть и нефтепродукты, СПАВы, пестициды, минеральные удобрения и др.), бактериальное (вирусы и болезнетворные микроорганизмы), физические (радиоактивные вещества, тепло и др.). Источники загрязнения вод. Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.


Практическая часть.

Знакомство с приемами и методами изучения загрязнения гидросферы. Решение задач.

Иссл. работа. Оценка экологического состояния водоема. Исследование природных вод.

Экскурсии. К водоему. "Описание водоема". "Влияние выбросов промышленных предприятий города на экологическое состояние водоема".


7. Заключительное занятие

6 ч. (-/6/-/-)

Практ. часть. Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев.











































  1. Заключение


Многообразие форм внеурочной деятельности порождает богатство условий для разнообразных видов деятельности, позволяя включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные научные и профессиональные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

Современный учитель должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения. Для этого необходимо в рамках самообразования ознакомиться с теоретическим обоснованием ФГОС, пройти курсовую подготовку, изучить опыт учителей, работающих по-новому. Развивающемуся обществу нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью и способны к сотрудничеству. Появление новых вызовов вынуждает отвечать на них модернизацией образования. Инновация в системе образования основывается на достижениях компетентностного подхода. Учитель должен осваивать современные образовательные технологии (индивидуальный подход, системно — деятельностный подход, компетентностный подход + фундаментальность предметных знаний, использование ИКТ, реализация здоровьесберегающих технологий). Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.






























  1. Список литературы


  1. Астафьев В.М. Познавательные задачи, задания и вопросы экологического содержания в школьном курсе биологии //Самара,1992.

  2. Берестецкий О.А. « Биологические основы плодородия почвы» - М, Колос – 1984.


  1. БоеваА.И.,Переславцев А.А. « Влияние удобрений на почвенную микрофлору.» Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного института-1974.


  1. Величковский Б.Т., Кирпичев В. И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа,1997. – 240с

  2. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. – М., 2003

  3. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т. М. Экология человека: Практикум для вузов. – М.: Гуманитарн.изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 112с.

  4. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:Просвещение, 1990. 239с.

  5. Каневский З. Крик о помощи // Знание – сила, 1990. - №1

  6. Методические указания по организации научно-исследовательской работы учащихся / Под общ. ред. Л.В.Егорова – Чебоксары. 1999. – 106с.

  7. Мурманцев В.С., Юшкин Н.В. Человек и природа. – М.: 2001

  8. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /Под ред. В . Н. Кардашенко. М.: Медицина, 1983. 264 с.

  9. Судаков К.В. и др. Основы физиологии функциональных систем. – М.:1983.

  10. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология

  11. Яблоков А. Пробуждение от экологической спячки // родина, 1990. - №4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!