СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель преемственности в работе дошкольной и школьной логопедических служб

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На начальном этапе учителю-логопеду дошкольного образовательного учреждения необходимо своевременно выявить речевые нарушения и провести коррекционную работу, что даст возможность не допустить осложнений перехода ребёнка в учебно-познавательную деятельность и на последующие этапы обучения.

Просмотр содержимого документа
«Модель преемственности в работе дошкольной и школьной логопедических служб»

МОДЕЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ И ШКОЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СЛУЖБ   Учитель-логопед ГБОУ СОШ №16 Артемьева Виктория Геннадиевна

МОДЕЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ И ШКОЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СЛУЖБ

Учитель-логопед ГБОУ СОШ №16 Артемьева Виктория Геннадиевна

На начальном этапе, то есть при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, учителю-логопеду необходимо своевременно выявить речевые нарушения и провести коррекционную работу, что дает возможность не допустить осложнений перехода ребёнка в учебно-познавательную деятельность и на последующие этапы обучения. Далее, когда дети покидают стены дошкольного учреждения, очень важно выработать единый подход  к коррекции развития учащихся учителю-логопеду школы. Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы логопедической службы школы, а  с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума.

   Преемственность с позиции школы  – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения.        Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.  Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».

Преемственность с позиции школы это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Преемственность с точки зрения детского сада это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».

  Общая цель непрерывного логопедического воздействия  на детей дошкольного и младшего школьного возраста в единой системе преемственности: развитие, сохранение и поддержка речевой индивидуальности ребенка по максимальному развитию его возможностей, устранению имеющихся у него речевых нарушений и профилактике вторичных нарушений.

Общая цель непрерывного логопедического воздействия на детей дошкольного и младшего школьного возраста в единой системе преемственности: развитие, сохранение и поддержка речевой индивидуальности ребенка по максимальному развитию его возможностей, устранению имеющихся у него речевых нарушений и профилактике вторичных нарушений.

 Непрерывность дошкольной и начальной коррекционно-образовательных программ предполагает достижение следующих коррекционных задач  Задачи логопедического воздействия на дошкольной ступени:  Выявление причин, характера и структуры речевых нарушений у детей;  Разработка эффективных дифференцированных методов профилактики и коррекции выявленных речевых нарушений;  Разработка дифференциальных и индивидуальных программ логопедического воздействия;  Реализация вопросов логопедической помощи.

Непрерывность дошкольной и начальной коррекционно-образовательных программ предполагает достижение следующих коррекционных задач

Задачи логопедического воздействия на дошкольной ступени:

  • Выявление причин, характера и структуры речевых нарушений у детей;
  • Разработка эффективных дифференцированных методов профилактики и коррекции выявленных речевых нарушений;
  • Разработка дифференциальных и индивидуальных программ логопедического воздействия;
  • Реализация вопросов логопедической помощи.

 Задачи логопедической коррекции на ступени начальной школы: Диагностика нарушений устной и письменной речи учащихся; Разработка дифференциальных и индивидуальных программ логопедической реабилитации с учетом деятельностного подхода; Оказание квалифицированной логопедической реабилитации детям с различными видами речевых нарушений; Проведение мониторинга эффективности логопедической работы с целью адекватной корректировки образовательного маршрута.

Задачи логопедической коррекции на ступени начальной школы:

  • Диагностика нарушений устной и письменной речи учащихся;
  • Разработка дифференциальных и индивидуальных программ логопедической реабилитации с учетом деятельностного подхода;
  • Оказание квалифицированной логопедической реабилитации детям с различными видами речевых нарушений;
  • Проведение мониторинга эффективности логопедической работы с целью адекватной корректировки образовательного маршрута.
 Для реализации общей цели непрерывного коррекционного (логопедического) воздействия реализуется план работы по осуществлению преемственности в работе учителей – логопедов:      Составление координационного плана совместной работы учителей – логопедов.  Целеполагание и постановка задач на данный учебный год.  Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей с речевыми нарушениями.  Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала детьми с речевыми нарушениями.

Для реализации общей цели непрерывного коррекционного (логопедического) воздействия реализуется план работы по осуществлению преемственности в работе учителей – логопедов:

  •      Составление координационного плана совместной работы учителей – логопедов.
  • Целеполагание и постановка задач на данный учебный год.
  • Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей с речевыми нарушениями.
  • Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала детьми с речевыми нарушениями.
  Взаимодействие учителей - логопедов в единой системе осуществляется:  - в ознакомлении с анамнезом, планом сопровождения, индивидуальным образовательным маршрутом и речевой картой детей с речевыми нарушениями в ходе работы совещания «Круглого стола»;  - в составлении плана работы по устранению речевых нарушений на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии;  - в посещении и проведении занятий в рамках программы «Адаптация», участие в родительских собраниях, консультировании будущих первоклассников в единой системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».

Взаимодействие учителей - логопедов в единой системе осуществляется: - в ознакомлении с анамнезом, планом сопровождения, индивидуальным образовательным маршрутом и речевой картой детей с речевыми нарушениями в ходе работы совещания «Круглого стола»; - в составлении плана работы по устранению речевых нарушений на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии; - в посещении и проведении занятий в рамках программы «Адаптация», участие в родительских собраниях, консультировании будущих первоклассников в единой системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».

 Прогнозируемый результат совместной работы учителей - логопедов:  Прогноз уровня усвоения учебного материала по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с речевыми нарушениями.  Возможность отслеживания результатов обучения с целью совершенствования коррекционной работы.  Мягкое прохождение периода адаптации детей с речевыми нарушениями.  Успешное завершение работы по коррекционным (логопедическим) программам.  

Прогнозируемый результат совместной работы учителей - логопедов:

  • Прогноз уровня усвоения учебного материала по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с речевыми нарушениями.
  • Возможность отслеживания результатов обучения с целью совершенствования коррекционной работы.
  • Мягкое прохождение периода адаптации детей с речевыми нарушениями.
  • Успешное завершение работы по коррекционным (логопедическим) программам.

 

Трудности осуществления преемственности   Нет отработанной системы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и учителей-логопедов школ. Часто дети из одной логопедической группы поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами. Учителя-логопеды школ не опираются на содержание  логопедической работы в ДОУ, а учителя-логопеды ДОУ не учитывают образовательные программы школы. Низкий уровень взаимодействия МО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ по вопросам преемственности.

Трудности осуществления преемственности  

  • Нет отработанной системы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и учителей-логопедов школ.
  • Часто дети из одной логопедической группы поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами.
  • Учителя-логопеды школ не опираются на содержание

логопедической работы в ДОУ, а учителя-логопеды ДОУ не учитывают образовательные программы школы.

  • Низкий уровень взаимодействия МО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ по вопросам преемственности.
Предложения для продуктивного взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и школы: Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в ДОУ и школе, обмена опытом и информацией о детях с речевыми нарушениями. Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности. Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО.

Предложения для продуктивного взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и школы:

  • Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в ДОУ и школе, обмена опытом и информацией о детях с речевыми нарушениями.
  • Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
  • Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО.
Проводить обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т.А. Фотековой. Совместно проводить индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования. Посещение учителями-логопедами школ итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических групп. Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая готовность ребёнка к обучению в школе». Подготовка методических рекомендаций для родителей будущих первоклассников. Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе). Обсуждение учителями-логопедами ДОУ и школ основных направлений коррекционной работы с выпускниками логопедических групп, уточнение индивидуальных особенностей детей.
  • Проводить обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т.А. Фотековой.
  • Совместно проводить индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования.
  • Посещение учителями-логопедами школ итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических групп.
  • Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая готовность ребёнка к обучению в школе».
  • Подготовка методических рекомендаций для родителей будущих первоклассников.
  • Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).
  • Обсуждение учителями-логопедами ДОУ и школ основных направлений коррекционной работы с выпускниками логопедических групп, уточнение индивидуальных особенностей детей.
 Учителям-логопедам ДОУ рекомендовано заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка. Карточка по выпуску позволит: своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы; облегчит обследование; поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен углублённо обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 15 сентября); на основе рекомендаций логопеда ДОУ направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам; дать рекомендации родителям и учителям; осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.

Учителям-логопедам ДОУ рекомендовано заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка.

Карточка по выпуску позволит:

  • своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы;
  • облегчит обследование;
  • поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен углублённо обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 15 сентября);
  • на основе рекомендаций логопеда ДОУ направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам;
  • дать рекомендации родителям и учителям;
  • осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.
 Учителей-логопедов ДОУ и учителей-логопедов школ объединяет одна общая черта – все мы, без исключения, стремимся помочь своим пациентам. Корректируя речь, мы возвращаем ребёнку роскошь человеческого общения, даём ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в школе и нормально развиваться во взрослую жизнь. Успехов нам в коррекционной работе!

Учителей-логопедов ДОУ и учителей-логопедов школ объединяет одна общая черта – все мы, без исключения, стремимся помочь своим пациентам. Корректируя речь, мы возвращаем ребёнку роскошь человеческого общения, даём ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в школе и нормально развиваться во взрослую жизнь. Успехов нам в коррекционной работе!