Просмотр содержимого документа
«Модель преемственности в работе дошкольной и школьной логопедических служб»
МОДЕЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В РАБОТЕ ДОШКОЛЬНОЙ И ШКОЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ СЛУЖБ
Учитель-логопед ГБОУ СОШ №16 Артемьева Виктория Геннадиевна
На начальном этапе, то есть при поступлении в дошкольное образовательное учреждение, учителю-логопеду необходимо своевременно выявить речевые нарушения и провести коррекционную работу, что дает возможность не допустить осложнений перехода ребёнка в учебно-познавательную деятельность и на последующие этапы обучения. Далее, когда дети покидают стены дошкольного учреждения, очень важно выработать единый подход к коррекции развития учащихся учителю-логопеду школы. Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие поможет логопедам дошкольных учреждений, с одной стороны, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе, и познакомиться с направлением и методами коррекционной работы логопедической службы школы, а с другой – наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности и свести их до минимума.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения в системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».
Общая цель непрерывного логопедического воздействия на детей дошкольного и младшего школьного возраста в единой системе преемственности: развитие, сохранение и поддержка речевой индивидуальности ребенка по максимальному развитию его возможностей, устранению имеющихся у него речевых нарушений и профилактике вторичных нарушений.
Непрерывность дошкольной и начальной коррекционно-образовательных программ предполагает достижение следующих коррекционных задач
Задачи логопедического воздействия на дошкольной ступени:
- Выявление причин, характера и структуры речевых нарушений у детей;
- Разработка эффективных дифференцированных методов профилактики и коррекции выявленных речевых нарушений;
- Разработка дифференциальных и индивидуальных программ логопедического воздействия;
- Реализация вопросов логопедической помощи.
Задачи логопедической коррекции на ступени начальной школы:
- Диагностика нарушений устной и письменной речи учащихся;
- Разработка дифференциальных и индивидуальных программ логопедической реабилитации с учетом деятельностного подхода;
- Оказание квалифицированной логопедической реабилитации детям с различными видами речевых нарушений;
- Проведение мониторинга эффективности логопедической работы с целью адекватной корректировки образовательного маршрута.
Для реализации общей цели непрерывного коррекционного (логопедического) воздействия реализуется план работы по осуществлению преемственности в работе учителей – логопедов:
- Составление координационного плана совместной работы учителей – логопедов.
- Целеполагание и постановка задач на данный учебный год.
- Выбор действенных педагогических технологий обучения и успешного сопровождения детей с речевыми нарушениями.
- Осуществление планирования коррекционного воздействия с целью успешного усвоения учебного материала детьми с речевыми нарушениями.
Взаимодействие учителей - логопедов в единой системе осуществляется: - в ознакомлении с анамнезом, планом сопровождения, индивидуальным образовательным маршрутом и речевой картой детей с речевыми нарушениями в ходе работы совещания «Круглого стола»; - в составлении плана работы по устранению речевых нарушений на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии; - в посещении и проведении занятий в рамках программы «Адаптация», участие в родительских собраниях, консультировании будущих первоклассников в единой системе «дошкольное образовательное учреждение – общеобразовательная школа».
Прогнозируемый результат совместной работы учителей - логопедов:
- Прогноз уровня усвоения учебного материала по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с речевыми нарушениями.
- Возможность отслеживания результатов обучения с целью совершенствования коррекционной работы.
- Мягкое прохождение периода адаптации детей с речевыми нарушениями.
- Успешное завершение работы по коррекционным (логопедическим) программам.
Трудности осуществления преемственности
- Нет отработанной системы взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и учителей-логопедов школ.
- Часто дети из одной логопедической группы поступают в разные школы, поэтому сложно проследить динамику их развития и установить контакт со школьными учителями-логопедами.
- Учителя-логопеды школ не опираются на содержание
логопедической работы в ДОУ, а учителя-логопеды ДОУ не учитывают образовательные программы школы.
- Низкий уровень взаимодействия МО учителей-логопедов школ и учителей-логопедов ДОУ по вопросам преемственности.
Предложения для продуктивного взаимодействия учителей-логопедов ДОУ и школы:
- Учителям-логопедам ДОУ и ближайших к ним школ наладить личные контакты с целью обсуждения мероприятий по преемственности в работе, знакомства с организацией и содержанием коррекционной логопедической работы с детьми в ДОУ и школе, обмена опытом и информацией о детях с речевыми нарушениями.
- Учителям-логопедам ДОУ и школ включить в годовой план работы логопедической службы мероприятия по преемственности.
- Организовать взаимодействие учителей-логопедов ДОУ и школ по вопросам преемственности в коррекционной работе в рамках МО.
- Проводить обследование выпускников логопедических групп с использованием речевой диагностики Т.А. Фотековой.
- Совместно проводить индивидуальное и групповое консультирование родителей по результатам речевого обследования.
- Посещение учителями-логопедами школ итоговых логопедических и комплексных занятий, выпускных праздников для воспитанников логопедических групп.
- Выступление на родительском собрании для родителей будущих первоклассников по теме «Речевая готовность ребёнка к обучению в школе».
- Подготовка методических рекомендаций для родителей будущих первоклассников.
- Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).
- Обсуждение учителями-логопедами ДОУ и школ основных направлений коррекционной работы с выпускниками логопедических групп, уточнение индивидуальных особенностей детей.
Учителям-логопедам ДОУ рекомендовано заполнять карточки по выпуску на всех выпускников логопедической группы, поступающих в школу, и подклеивать её в медицинскую карту ребёнка.
Карточка по выпуску позволит:
- своевременно выявить детей, посещавших логопедические группы;
- облегчит обследование;
- поможет составить коррекционно-развивающую программу работы с данным ребёнком (логопед школы должен углублённо обследовать устную и письменную речь всех обучающихся начальных классов до 15 сентября);
- на основе рекомендаций логопеда ДОУ направить ребёнка на консультацию к психологу или другим специалистам;
- дать рекомендации родителям и учителям;
- осуществлять динамическое наблюдение за развитием и обучением ребёнка.
Учителей-логопедов ДОУ и учителей-логопедов школ объединяет одна общая черта – все мы, без исключения, стремимся помочь своим пациентам. Корректируя речь, мы возвращаем ребёнку роскошь человеческого общения, даём ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в школе и нормально развиваться во взрослую жизнь. Успехов нам в коррекционной работе!