Фёдорова Ольга Михайловна.
Модель технологической подготовки школьников в городской школе Вариант для гимназии.
Особенности образовательной среды
Деление на профили с 9 класса | Углублённое изучение предметов: физика, математика, химия, биология, история, обществознание, русский язык, литература. |
Возможность деления класса на подгруппы | 5- 8 классы делятся по гендерному признаку на подгруппу мальчиков и подгруппу девочек |
Наличие отдельных мастерских | Столярная, слесарная мастерские, мастерские по швейным технологиям и кулинарии. |
Информационное обеспечение введения ФГОС | Электронный журнал, сайт для публикации и размещения детских образовательных продуктов, свободный доступ педагогов и детей к ресурсам сети Интернет, ЦОР, доступ в сеть Интернет из любой точки школьного здания в любое время с использованием технологии Wi-Fi. (для учителей) |
Оснащённость образовательного процесса компьютерами | ПК учителя, доступ в компьютерный класс, использование сети Интернет в образовательном процессе, использование электронных образовательных ресурсов |
Наличие библиотеки | Читальный зал, наличие стационарных компьютеров, принтер, сканер, медиатека. |
Наличие дополнительного образования в образовательной организации | Центр дополнительного образования. |
Социальное окружение | Детский сад, детский дом, спортивная площадка, бассейн, тир, стадион, парковая зона, волжская набережная, поликлиника, почтовое отделение, отделение милиции, пожарная часть, магазины, швейное ателье, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви, пекарня, фитнесцентр |
Социальные партнёры | Творческое объединение, МОУ ДОД «Детская музыкальная школа», Дворец творчества, Технологический колледж. |
Особенности содержания технологической подготовки школьников
Модель реализации нового содержания технологической подготовки в условиях средней школы в 5-9 классах разработана на основе примерной рабочей программы авторского коллектива В.М Казакевича, Г.В. Пичугиной, Г.Ю. Семеновой с учётом требований ПООП ООО.
Предлагаемая модель рассчитана на преподавание предмета «Технология» в 5–9-х классах. В 5-7-х на изучение предмета «Технология» отводится 2 часа в неделю. В 8-м классе по примерной рабочей программе проводится 1 час в неделю. Темы примерной рабочей программы 9-го класса распределены в 8–м классе. В 9 классе по учебному предмету «Технология» организуется внеурочная деятельность в следующих формах:
-выполнение заданий на самостоятельную работу с информацией, при этом формируется навык самостоятельной учебной работы, для учащегося оказывается, открыта большая номенклатура информационных ресурсов, чем это возможно на уроке, задания индивидуализируются по содержанию в рамках одного способа работы с информацией и общего тематического поля;
- проектная деятельность, при этом индивидуальные решения приводят к тому, что учащиеся работают в разном темпе – они сами составляют планы, нуждаются в различном оборудовании, материалах, информации – в зависимости от выбранного способа деятельности, запланированного продукта, поставленной цели;
-выполнение практических заданий, требующих наблюдения за окружающей действительностью или ее преобразования, на уроке учащийся получает модель наблюдения.
-планомерная, комплексная подготовка к конкурсным мероприятиям, соревнованиям, олимпиадам, выставкам технического творчества,
-мастер-классы,
- экскурсии, наблюдения.
Внеурочная деятельность позволяет развивать личностные и мета предметные результаты освоения рабочей программы учебного предмета «Технология».
Особенность данного варианта заключается в сохранении временных рамок для освоения базовых разделов по двум направлениям технологической подготовки: «Индустриальные технологии» для мальчиков и «Технологии ведения дома» для девочек от 20 до 28 часов. Для обеспечения достижения предметных результатов ФГОС ООО всеми учащимися данные технологии изучаются в информационно-ознакомительном режиме: девочки знакомятся с технологиями обработки конструкционных материалов, мальчики – с технологиями обработки текстильных материалов в объёме 2-х часов. Для адаптации примерной рабочей программы к условиям образовательной организации изменена последовательность изучения разделов примерной рабочей программы.
Этнокультурный компонент
В соответствии с Указом Главы РК № 301 от 13.06.2001 г. в содержание программы включены вопросы регионального компонента.
Региональный компонент включает в себя:
5 класс- ознакомление с лесными богатствами Республики Коми, основными породами древесины РК, ознакомление с народными промыслами прикладников, мастеров РК,
металлообрабатывающие предприятия РК, знакомство с системой электроснабжения РК;
6 класс- ознакомление с лесной и деревообрабатывающей промышленностью РК, способами получения пиломатериалов на пилорамах г. Сыктывкара, знакомство с национальным орнаментом, с профессией резчика по дереву, ознакомление с полезными ископаемыми РК (бокситы, металлы)
7 класс- продолжение знакомства с породами древесины РК, знакомство с учебными заведениями по подготовке резчиков по дереву,
8 класс-ознакомление с Жешартским фанерным заводом, с древним искусством народов Коми, значение чистоты обработки металлов в машиностроении (СМЗ), ознакомление с Печорской ГРЭС и Интинской ТЭЦ, ТЭЦ Сыктывкарского ЛПК.
Обучение предмету «Технология» ведут два преподавателя: учитель технологии по направлению «Индустриальные технологии» и учитель технологии по направлению «Технологии ведения дома». Каждый учитель проводит занятия по обозначенной теме с каждой группой отдельно, обмениваясь ими с коллегой.
В тематическом плане для 5-8 классов используются следующие обозначения:
Д - количество часов для девочек
М - количество часов для мальчиков
* - ведёт занятия преподаватель технологий ведения дома
** - ведёт занятия преподаватель индустриальных технологий
- при отсутствии обозначений занятия по темам ведут оба учителя, каждый для своей подгруппы.
Тематический план
№ п\п | Разделы и темы программы | Количество часов по классам |
5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Основы производства | 2 | 2 | 4 | 2 |
2 | Общая технология | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Техника | 4 | 4 | 2 | 2 |
4 | Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | 30 | 30 | 30 | 6 |
| Виды конструкционных материалов и их свойства. Чертёж, эскиз и технический рисунок | 2 | | | |
| Виды и особенности свойств текстильных материалов | 2 | | | |
| Технологии механической обработки и соединения деталей из различных конструкционных материалов | 2** | 20** | | | |
| Особенности ручной обработки текстильных материалов и кожи | 20* | 2* | | | |
| Технологии машинной обработки конструкционных материалов | | 2** | 28** | 2** | 22** | |
| Технологии машинной обработки текстильных материалов | | 28* | 2* | 22* | 2* | |
5 | Технологии обработки пищевых продуктов | 8 | 8 | 8 | 4 |
| Основы рационального питания | 1* | | | |
| Бутерброды и горячие напитки | 2* | | | |
| Блюда из яиц | 2* | | | |
| Технологии обработки овощей и фруктов | 2* | | | |
| Технологии обработки круп и макаронных изделий. Приготовление из них блюд | | 1* | | |
| Технологии обработки рыбы и морепродуктов | | 2* | | |
| Технологии обработки мясных продуктов | | 2* | | |
| Технология приготовления первых блюд | | 2* | | |
| Технологии приготовления блюд из молока и молочных продуктов | | | 2* | |
| Технология приготовления мучных изделий | | | 3* | |
| Технология приготовления сладких блюд | | | 2* | |
| Технология сервировки стола. Правила этикета | 1* | 1* | 1* | |
| Системы рационального питания и кулинария | | | | 2* |
| Современная индустрия обработки продуктов питания | | | | 2* |
6 | Технологии получения, преобразования и использования энергии | 2 | 2 | 4 | 8 |
| Работа и энергия. Виды энергии | 1** | | | |
| Механическая энергия | 1** | | | |
| Тепловая энергия | | | | 2** |
| Электрическая энергия. Энергия магнитного и электромагнитного полей | | | 2** | 2** |
| Электрические цепи. Электромонтажные и сборочные технологии | | 2** | 2** | |
| Бытовые электроинструменты | | | | 2** |
| 7. Химическая энергия | | | | 2** |
7 | Технологии получения, обработки и использования информации | 4 | 4 | 4 | 2 |
| Информация и её виды | 4 | | | |
| Способы отображения информации | | 4 | | |
| Технологии получения информации | | | 2 | |
| Технологии записи и хранения информации | | | | 2 |
| Коммуникационные технологии и связь | | | 2 | |
8 | Технологии растениеводства | 6 | 6 | 6 | 2 |
| Характеристика и классификация культурных растений | 2** | | | |
| Общая технология выращивания культурных растений | 2** | | | |
| Технологи посева и посадки культурных растений | | 2** | 2** | |
| Технологии ухода за растениями, сбора и хранения урожая | | 2** | 2** | |
| Технологии использования дикорастущих растений | 2** | 2** | | |
| Технологии флористики и ландшафтного дизайна | | | 2 | 1* |
| Биотехнологии | | | | 1* |
9 | Технологии животноводства | 2 | 2 | 2 | 2 |
| Животные как объект технологий. Виды и характеристики животных в хозяйственной деятельности людей | 2 | | | |
| Содержание домашних животных | | 2 | | |
| 4. Разведение животных | | | | 2* |
10 | Социально-экономические технологии | 4 | 4 | 4 | 2 |
11 | Методы и средства творческой исследовательской и проектной деятельности | 4 | 4 | 4 | 2 |
| ИТОГО | 68 | 68 | 68 | 34 |
Особенности содержания и организации внеурочной деятельности
Краткосрочные курсы дополнительного образования (мастер-классы), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта труда в проекте обучающегося может проводиться в рамках внеурочной деятельности как класс открытых студий. Дети имеют возможность приходить на занятия любого курса. О проведении занятий сообщается заранее на информационном стенде. К проведению мастер-классов можно привлекать учащихся, владеющих той мили иной технологией.
Пример тематики занятий
Раздел программы | Название курса | Кол-во часов | Мастер класс (класс открытых студий) | Кол-во часов |
Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов | Умелые ручки | 17 | Работа с нетрадиционными материалами | 2 |
Роспись по дереву | 2 |
Мастерица | 17 | Бисероплетение | 2 |
Игрушки из помпонов. | 2 |
Работа с нетрадиционными материалами | 2 |
Квилтинг | 2 |
Макраме | 2 |
Вышивка | 2 |
Декупаж | 2 |
Квиллинг | 2 |
Методы и средства творческой и проектной деятельности | Проектная деятельность | 17 | Дизайн при проектировании | 2 |
Подготовка к олимпиаде | 17 | Тренинг уверенности в себе | 2 |
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ ПО «ТЕХНОЛОГИИ»
УЧИТЕЛЬ-Фёдорова О.М
5 класс.
1.Отходы древесины и их рациональное использование.
2.Истоки и современное развитие деревянной игрушки.
3.Полезные вещи для дома своими руками.
6 класс.
Традиции и праздники. Дизайн праздничного сувенира.
Памятники рабочим профессиям.
Развивающие игрушки.
7 класс.
Технологии по переработке отходов.
О чём говорят товарные знаки.
Головоломки из различных материалов.
8 класс.
Умный дом. Новейшие технологии для реальной жизни.
Семейный бюджет и бюджет школьника.
Изделия декоративно прикладного творчества нашего региона.