СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модель внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной деятельности в условиях сельской школы

Просмотр содержимого документа
«Модель внеурочной деятельности»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

" средняя общеобразовательная школа № 10"

С.Покровское Красногвардейский район Ставропольский край








Модель

внеурочной деятельности

физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности в сельской общеобразовательной школе


Разработчик:

Пожидаев В.О. учитель физической культуры








С.Покровское

2017 – 2018 учебный год



Содержание

1. Пояснительная записка.



2. Формы работы по внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности.



3. Планирование внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности.


4. Характеристика физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направлений внеурочной деятельности


5. Взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам формирования у обучающихся основ здорового образа жизни, интереса к занятиям физической культурой.


6. Планируемые результаты освоения обучающимися программ внеурочной деятельности по физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направлений


7. План физкультурно — оздоровительной и спортивно — массовой работы

в МКОУ СОШ №10 с.Покровского


8. Приложение.

















































1. Пояснительная записка.

 

Внеурочная деятельность направлена на создание коллективной творческой среды, в которой каждый может проявить свои способности, приобрести знания и опыт, осознать себя самодостаточным и успешным. Система дополнительного образования является составной частью образовательной программы школы.

В качестве нормативных правовых оснований организации внеурочной деятельности обучающихся МКОУ СОШ №10 в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования выступают следующие документы:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012г. N 273 ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014г №1598;

  • Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

  • письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

  • Устав МКОУ СОШ №10 с.Покровского.

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Физкультурно-спортивная и оздоровительная работа сопутствует всему учебно-воспитательному процессу, пронизывает жизнь и быт нашей школы. Опыт показывает, что это комплексный, системный, длительный процесс, включающий в себя утреннюю зарядку, обязательные физкультурные паузы на уроках, игры на большой перемене, ежедневные спортивные часы во время прогулок. Так же работа спортивных секций, дни здоровья, внутришкольные соревнования по футболу, пионерболу, баскетболу, настольному теннису, волейболу, спортивные театрализованные праздники, спартакиады, туристические походы.


Цель внеурочной деятельности: Спортивно-оздоровительное направление предполагает приобщение обучающихся к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности, а также включение обучающихся в спортивно-зрелищные мероприятия (турниры, марафоны, спортивные праздники, встречи с выдающимися спортсменами и др.).



Основными задачами физического воспитания во внеурочное время являются:

  • укрепление здоровья;

  • закаливание организма, повышение его сопротивляемости к простудным заболеваниям;

  • развитие двигательных качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости) в ходе регулярных занятий физическими упражнениями;

  • вооружение знаниями по теории и методики занятий физической культурой, спортом, гигиене;

  • формирование навыков и привычке регулярных самостоятельных занятий физической культурой и спортом;

  • коррекция и компенсация нарушений физического развития;

  • воспитание интереса к занятиям физической культурой и спортом.



    2. Формы работы по внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности.



(Приложение1) Составной частью физкультурно-оздоровительной работы школы, является утренняя гимнастика. Круглогодичные занятия способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям и усиливают его адаптационные возможности.Температура воздуха не должна быть ниже + 12*С. При более низкой температуре занятия проводятся в помещении, предварительно хорошо проветренном. Обучающиеся занимаются в школьной форме, но надо предложить им расстегнуть ворот рубашки, ослабить пояс.

Продолжительность гимнастики 8 – 10 минут. Она должна состоять из 6 – 10 упражнений различной направленности. А так же соответствовать месту ее проведения, возрасту и подготовленности детей. Упражнения должны быть хорошо знакомы школьникам и иметь общеразвивающий характер. Это может быть ходьба, бег, прыжки на месте, упражнения на равновесие, координацию, дыхание, осанку.

В начале гимнастики упражнения должны быть сравнительно легкими и малоинтенсивными, в середине – интенсивными, а к концу интенсивность и трудность вновь должны быть снижены. При этом воспитывается важная привычка к постоянному соблюдению спортивного режима. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни. Выполнение утренней гигиенической гимнастики совершенно необходимо. Утренняя гимнастика принесёт пользу только тогда, когда она проводится систематически, регулярно. Если школьник будет заниматься утренней зарядкой ежедневно, то это войдёт в его привычку. Польза от такой привычки немалая: во-первых, утренняя зарядка – это своеобразный будильник, который позволяет ученикам стряхнуть сон, мобилизироваться для работы. Во-вторых, физические упражнения благотворно воздействуют на центральную нервную систему и на все вегетативные звенья регуляции движений. В-третьих, активизируется работа системы кровообращения и дыхания, повышается тонус кровеносных сосудов, расправляются лёгкие, улучшается мозговое кровообращение. Положительное влияние систематической утренней гимнастики сказывается на протяжении всего учебного года.

Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между уроками на удлиненных переменах. Задачи данного меропиятия – восполнить дефицит двигательной деятельности детей, приобщить их к общедоступным физическим упражнениям и воспитывать работоспособность.

Игры на удлиненной перемене должны быть предельно простыми. Этим правилом должени руководствоваться готовящий игровую перемену. Максимум детской инициативы, минимум условностей, оценка не по спортивным принципам, а по активности детей – это помогает поддерживать постоянный интерес к игре.

Физпаузы нужно проводить в чистом, хорошо проветренном помещении. Исследования ученых позволили найти оптимальный режим физических нагрузок на большой перемене . Эти нагрузки должны быть на уровне

малой и средней интенсивности, они не должны вызывать переутомления детей. Игры повышенной интенсивности сильно возбуждают учащихся, поэтому их не рекомендуется проводить на удлиненных переменах. После таких игр ребенок нередко приходит на занятие возбужденным, что может снизить работоспособность в первой части урока.

Ниже приведен примерный перечень некоторых игр, которые можно проводить на удлиненных переменах:


Одной из форм физкультурно-оздоровительной работы школы является спортивный час. Спортивный час – это ежедневные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся после учебного дня. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность. Содержание спортивного часа взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. С этой целью во время проведения спортивного часа в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры при прохождении соответствующего раздела программы. Постоянный контакт в работе с учителем физической культуры позволяет воспитателям эффективно решать эту задачу.

Основное время спортивного часа отводится на игры. Ярко выраженная в подвижных играх деятельность различных анализаторов создаёт благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей, увеличение подвижности нервных процессов. Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: учащиеся становятся более закалёнными, усиливается приток кислорода в их организм.

Самостоятельные игры и спортивные развлечения проводятся с целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей школьников, формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

При организации секционной работы важно правильно дозировать физическую нагрузку. Разный уровень физической и умственной подготовленности учащихся требует более точного определения физической нагрузки.

На базе нашей школы систематически проводятся занятия в спортивных секциях по туризму (4 кл.) (Приложение 4) и волейболу (7-10кл (девочки).

Волейбол – это одна из игр, популярных у учеников школы. В процессе занятий у школьников развивается способность, позволяющая им владеть техникой и навыками в игровой обстановке. Задача при проведении занятий волейболом, совершенствовать ряд ценных качеств, таких, как ловкость, быстрота, выносливость. Занятия волейболом так же укрепляют здоровье, воспитывают чувство коллективизма, закаляют волю школьника.

В спортивной жизни школы всё более широкое распространение получают соревнования. Основной задачей внутришкольных соревнований, является обеспечение участия в них учеников, посещающих уроки физической культуры и допущенных к спортивно-массовым мероприятиям врачом. При проведении соревнований задача заключается не в том, чтобы массовость проявлялась количеством учеников как «фон» в спортивном зале, а в том, чтобы даже самый слабый, почувствовал себя непосредственным участником событий. Наличие разнообразных видов соревнований («Весёлые старты», «День бегуна», «Олимпийское многоборье», соревнования по волейболу, баскетболу, настольному теннису и др.) даёт возможность при осуществлении индивидуального подхода вовлекать в них в течение учебного года практически всех учеников школы. Проводится спартакиада по лёгкой атлетике, в которой участвуют все дети. Целью данного мероприятия является диагностика результатов двигательных умений и навыков, которые позволяют проводить мониторинг общей физической подготовки учащихся.

Интерес детей к соревнованиям заметно возрастает, если, организуя их, придерживаться определённых традиций и посвящать их знаменательным датам. В школе к празднику «День защитника Отечества» проводить соревнование «А ну-ка мальчики» и к празднику «Международный женский день – 8 Марта» - соревнование «А ну-ка девочки».

Внеурочная работа по физическому воспитанию включает в себя также туристические походы. Туризм расширяет кругозор учащихся, закаляет их физически и морально, учит любить свой край, свою Родину, природу, приучает к самостоятельности, ответственности. Туристические походы также преследуют нравственные и воспитательные цели.

В походе дети учатся быть хорошими товарищами: не перекладывать свои заботы на плечи другого, не отказываться помочь девочке, не бросать друзей в трудной ситуации. Перед походом обсуждается и утверждается кандидатура каждого ребёнка, выявляются его интересы, склонности, умения. Это помогает правильно распределить обязанности в походе, дать конкретные индивидуальные задания.

Чёткая и правильная организация и проведение внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности с учётом особенностей детей содействует в значительной степени формированию здорового, спортивного стиля жизни.

3. Планирование внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности.


Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.


В качестве приложений к плану внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности должна быть индивидуальная карта занятости обучающихся.

Карта занятости обучающихся во внеурочной деятельности заполняется ежегодно по классу и (или) ступени, при необходимости вносятся коррективы в конце первого полугодия.



Направление внеурочной деятельности: спортивно – оздоровительное










Руководитель (организатор)












Формы организации


Классный руководитель

Руководитель клуба (секции)

ОУ дополнительного образования

Воспитатель группы продлённого дня

Педагог (воспитатель) школьного оздоровительного лагеря (каникулярное время)

Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками

Иные формы…

"волейбол»

Иные..

"туризм»

Иные…

Спортивный час

Подвижные игры, игры на свежем воздухе, прогулки…

Количество обучающихся











Сроки разработки и процедуры утверждения плана внеурочной деятельности должны быть аналогичны тем, которые проходит учебный план образовательного учреждения.

Основным преимуществом внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, секций, кружков, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.


4. Характеристика физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направлений внеурочной деятельности


Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.

Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творчество и самостоятельность. Совершенствоваться эти качества будут в ходе организованных занятий по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности, что является неотъемлемой частью образовательного процесса согласно ФГОС НОО. Образовательное учреждение должны предоставлять обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий данного направления. Таким образом, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую, познавательную и физическую активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.


Место проведения

Время проведения

Формы организации

Школа

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками

Вторая половина учебного дня

Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр

Семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Прогулки, совместная со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность

Учреждения дополнительного образования детей

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Детские спортивные секции, кружки

Школьные оздоровительные лагеря

Каникулы

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)

    5. Взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам формирования у обучающихся основ здорового образа жизни, интереса к занятиям физической культурой.

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей.

Первоочередной задачей является – знакомство с детьми во всех отношениях:

  • состояние их здоровья;

  • физическое развитие;

  • особенности поведения, характер, интересы;

  • эмоциональные проявления;

т. е. провести диагностику здоровья, физического и двигательного развития детей.

Перспективный план работы взаимодействия учителя физического воспитания со специалистами школы



Сроки проведения

Специалист

Содержание совместной работы

Сентябрь

Медицинская сестра

  1. Заполнение листков здоровья.

Октябрь

Психолог

Соц. педагог

  1. Консультирование по вопросам разработки методик обучения с учётом психологических требований.

Сентябрь

Классный руководитель

  1. Постоянное взаимодействие по поводу поведения и прилежания учащихся.

  2. Обследование уровня двигательной активности и физической подготовленности учащихся.

Сентябрь

Зам. директора по воспитательной работе

  1. Составление плана физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня.

В течение года

Учитель физической культуры

  1. Наличие спортивной формы на уроках физического воспитания.


В течение года

Учителя – предметники

Учитель физической культуры

        1. Помощь в подборе физминуток на уроке.

        2. Закрепление изученного материала на уроках физического воспитания.

По мере необходимости

Психолог

Соц. Педагог

  1. Оказание консультативной помощи учителю по поводу проблем обучения, поведения, взаимодействия учащихся.



Декабрь

Классный руководитель

Учитель физической культуры

  1. Связь с родителями в преподаваемом классе через классного руководителя.

  2. Выступление учителя физического воспитания на родительском собрании.

Январь

Психолог

Учителя – предметники

1.Разработка игр и упражнений на снятие психоэмоционального напряжения.

    2. Разработка игр и упражнений на использование выразительных жестов, мимики и жестов.

Февраль

Медицинская сестра

  1. Разработка и организация информационной работы по формированию ЗОЖ с родителями.

В течение года

Учитель физической культуры

  1. Оказание методической помощи по вопросам физического воспитания.

Май

Учитель физической культуры

  1. Выступление на родительском собрании на тему: «Двигательный режим в летний период».





6. Планируемые результаты освоения обучающимися

программ внеурочной деятельности по физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направлений

 

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.


Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к занятию физической культуры и познанию, ценностно-смысловые установкишкольников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт физкультурно-спортивной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе спортивно-оздоровительной программы в школе.

Личностными результатами ( приложение 3) программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

1. Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программ внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Регулятивные УУД:

1. Определять и формулировать цель деятельности на занятиях.

2. Работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться совместно с учителем и другими учениками .

4. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться на спортивной площадке, в игре, понимать свою роль в команде .

2. Добывать новые знания: находить ответы в сложившейся ситуации используя, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

3. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего колленктива.

3. Коммуникативные УУД:

1.Умение донести свою позицию до других.

2. Слушать и понимать позицию других.

3. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).



Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программ будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья и физической активности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.






























Приложение 2


Методические разработки для проведения физических упражнений

в помощь классным руководителям


Гимнастика до учебных занятий

Примерные комплексы гимнастики до занятий


Комплекс 1


  1. Исходное положение (И.п.) – основная стойка, руки на пояс. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра (30 – 40 шагов). Дыхание свободное.

  1. И.п. – ноги врозь. Согнуть руки в стороны, пальцы в кулак, прогнуться – вдох. Вернуться в исходное положение, разжать пальцы – выдох. Темп медленный. Повторить 3 – раза.

  1. И.п. – основная стойка. Наклон вперед, коснуться пальцами носков ног – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох. Повторить 5 – 6 раз.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вниз. Наклоны влево – вправо. Дыхание свободное. Повторить 6 – 7 раз в каждую сторону.

  1. И.п. – основная стойка. Присесть, коснуться пальцами пола – выдох. Вернуться в исходное положение – вдох. Повторить 4 – 5 раз.

  1. И.п. – стойка ноги врозь. Руки вверх, прогнуться – вдох. Вернуться в и.п. – выдох. Темп медленный. Повторить 6 – 8 раз.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед. Кисти сжать в кулаки, затем разжать. Темп медленный. Повторить 15 – 20 раз.


Комплекс 2


  1. И.п. – основная стойка. Ходьба на месте в течение 30 сек. Соблюдать правильную осанку. Дыхание свободное.

  1. И.п. – стойка ноги врозь. Медленно поднять руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. Расслабьте мышцы, вернуться в и.п. – выдох. Темп медленный. Повторить 3 – 4 раза.

  1. И.п. – основная стойка. Присесть, обхватить руками колени, голову вниз – выдох. Вернуться в и.п. – вдох. Повторить 4 – 5 раз.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вправо и влево. Дыхание свободное. Повторить 4 – 5 раз.

  1. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед, пальцы сжаты в кулаки. Наклоны вперед (имитация движения рубки дров). Дыхание свободное. Повторить 5 – 6 раз.

  1. И.п. – основная стойка. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10 – 15 раз в каждую сторону.

  1. И.п. – основная стойка. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см. Переводить глаза с дальнего предмета (например: двери, доски) на палец и обратно. Выполнять медленно в течение 30 – 40 секунд.


Физические минутки и физкультурные паузы

во время уроков

Примерный комплекс физминутки


  • Ходьба на месте с энергичными свободными движениями рук (30 – 60 секунд).

  1. И. п. – основная стойка. 1 – руки вперед, 2 – руки в стороны, 3 – руки вверх, подняться на носки и потянуться,4 – опуститься на пятки, руки вниз, вернуться в и.п.

  1. И. п. – стойка –ноги врозь, руки на поясе. 1 – наклон влево, 2 - вернуться в и.п., 3 – наклон вправо, 4 – вернуться в и.п.

  1. И. п. – стойка – ноги врозь, руки в стороны. 1 – наклон к левой ноге, руками коснуться носка левой ноги, 2 – вернуться в и.п., 3 – 4 – то же, что на счет 1 – 2, но наклон к правой ноге.

  1. И.п. – основная стойка. Прыжки на месте на носках с переходом на ходьбу.

Каждое упражнение следует повторять 6 – 12 раз. Дыхание произвольное. Темп зависит от подготовленности учащихся.

Физкультурные минутки для снятия утомления

с плечевого пояса


  1. Исходное положение (и.п.) – стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить 3 – 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, наклонив голову вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.

  1. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 – 2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3 – 4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.

  1. И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.


Физкультурные минутки для снятия напряжения

с мышц туловища


  1. И.п. – стойка: ноги врозь, руки за голову. 1 – 3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4 – 6 – то же в другую сторону; 7 – 8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

  1. И.п. – стойка ноги врозь. 1 – 2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая – вдоль тела вверх; 3 – 4 – и.п.; 5 – 8 – то же в другую сторону. Повторить 5 –6 раз. Темп средний.


Упражнение «Колокольчик»

Упражнение на укрепление мышц шеи и головы. Тренировка голоса. Наклоны вправо, влево, вверх, вниз. Упражнение выполнять, прилагая усилия, чтобы способствовать развитию мышечного аппарата шеи, головы, плеч и спины.

Ветерок голову клонит,

Колокольчик сон твой гонит.

Ты головку вверх подкинь,

И пропой дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.


Физкультурные минутки для улучшения

мозгового кровообращения


  1. И.п. – основная стойка. На счет «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова отведена назад. На счет «два» локти подаются вперед, голова наклонена вперед. На счет «три» руки расслабленно опускаются вниз, на счет «четыре» – принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе повторяется 4 – 6 раз.

  1. И.п. – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п.. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.

  1. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п. Повторить 4 - 5 раз. Темп медленный.

  1. И.п. – стойка «ноги врозь, кисти в кулаках». 1- мах левой рукой назад, правой вверх. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками руки назад. Упражнение повторяется 6 – 8 раз в среднем темпе.

  1. Выполняется, сидя на стуле. 1 – отвести голову назад. 2 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Упражнение повторить 4 – 6 раз в медленном темпе.


Физкультурные минутки

на уроках письма


  1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и.п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и.п. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

  1. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

  1. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка: ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

  1. Упражнения для мобилизации внимания. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх; 6 – левую руку вверх; 7 – 8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку на плечо; 10 – опустить правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку на пояс; 13 – 14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4 – 6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2 – 3 – средний; 1 – 2 – медленный.


Гимнастика для рук


. Во время физкультурной минуты учащиеся выполняют 4 – 5 упражнений и заканчивают обязательно расслаблением кистей рук. Описанные ниже упражнения не только послужат активным отдыхом для утомленных пальцев, но и увеличат их подвижность и силу. Каждое упражнение повторяется в течение музыкальной фразы или 5 – 6 раз подряд под счет учителя.

  1. И. п.: руки согнуты в локтях на весу. Пальцы рук с силой сжать в кулак и разжать.

  1. И. п. – то же. Вращение каждым пальцем. Пальцы левой руки вращаются против часовой стрелки, пальцы правой руки – по часовой стрелке.

  1. И. п. – то же. Вращение кистей рук вправо и влево. Правая кисть вращается влево, левая – вправо.

  1. И. п. – то же. Круговое вращение рук в локтевых суставах перед собой - к себе и от себя.

  1. И. п. – руки ладонями вперед, пальцы сомкнуты. Отвести большие пальцы в сторону и поочередно, начиная с указательного пальца, присоединить к ним все остальные пальцы. Отвести в сторону мизинцы и поочередно присоединить к ним все остальные пальцы.

  1. И. п. – пальцы рук в «замке». Прижать руки к груди, развернуть ладонями вперед, потянуться руками вперед.

  1. И. п. – пальцы рук сцеплены в «замок». Свободное движение пальцев в «замке».

Расслабить кисти рук. Встряхнуть ими произвольно или в такт музыки.


Упражнения для снятия утомления




  1. Сложить ладони перед грудью пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы груди и плеч. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 1- 15 секунд.

  1. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно – так, чтобы было приятно, 10 – 15 секунд.

  1. Растереть ладонями уши – вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15 – 20 секунд).

  1. «Ворона». Произносить «ка-а-а-ар», при этом стараясь поднять как

можно выше мягкое нёбо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать

сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее!

(10 – 15 раз).

  1. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз).


Физическая минутка изометрическая



  1. Сидя на стуле, взяться руками за сиденье и с силой потянуть вверх. Сосчитать до 6, опустить руки.

  1. Надавливать ступнями ног на пол.

  1. С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.

  1. Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давление.

Бодрость за одну минуту


  1. Руки. Быстро потрите друг о друга пальцами ладони (5 сек).

  1. Щеки. Быстро потрите щеки вверх-вниз (5 сек).

  1. Уши. Потрите уши (5 сек).

  1. Голова. Побарабаньте кончиками пальцев по голове (5 сек).

  1. Плечи. Сожмите руки в кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья (5 сек).

  1. Шея. Осторожно погладьте шею спереди ниже кадыка (5 сек). Затем погладьте шею сзади, с боков, сверху вниз (5 сек).

  1. Затылок. Нажмите на затылочную впадину, сосчитайте до трех, отпустите и погладьте (5 сек).

  1. Ноги. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни до паха (5 сек).

Если вы, заканчивая самомассаж, чувствуете, что по телу разлилась приятная теплота, цель достигнута. Всего 60 секунд и вы включили основные системы организма на полные обороты.


Игры и упражнения для

укрепления здоровья детей

Примерный комплекс упражнений для формирования

правильной осанки


  1. И.п.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Опускание головы, чтобы образовался двойной подбородок – вдох, с исходного положения – выдох (можно говорить «да-да»).

  1. И. п.: стоя, руки на поясе. Пятки вместе, носки врозь. Покачивание головы в стороны – вдох, и.п. – выдох (поворачивать как можно дальше).

  1. И. п.: руки вдаль тела, голову держать прямо, подбородок слегка опущен к груди, живот подтянут. Поднять руки вверх, ладонями внутрь. Поднять голову вверх и посмотреть на потолок. Вытянуться, поднявшись на носки, - вдох, и. п. – выдох.

  1. И. п.: ноги на ширине плеч, напряжены. Руки поднять вверх, пальцы сжать в кулак. Наклониться, не сгибая в коленях ноги, дотронуться до пола руками –выдох, выпрямиться – вдох.

  1. И. п.: ноги врозь, руки впереди на уровне груди, живот подтянуть. Наклон, к носку левой ноги дотронуться правой рукой – выдох, и.п. – вдох (то же с другой рукой).

  1. И. п.: руки вдоль тела, голова – прямо, подбородок к груди, живот подтянуть. Руки вверх, встать на носки, подтянуться. Приседания с развернутыми в стороны коленями. Корпус прямой – выдох, подъем – вдох.

  1. И. п.: стоя, руки на бедрах, ноги вместе, носки врозь, живот подтянуть. Прыгнуть – ноги в стороны, прыгнуть – ноги вместе.

8. И. п.: стоя, руки на бедрах, ноги вместе, носки врозь, живот подтянуть. Прыгнуть – ноги врозь, руки в стороны, второй прыжок – ноги вместе, колени согнуты, приземление на носки, руки вдоль тела.

Упражнения для глаз


  1. Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.

  1. Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.

  1. Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево. Закрыть глаза.

  1. Посмотреть прямо, направо, прямо, налево и т.д. Закрыть глаза.

  1. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.

  1. Медленно вращать глазами по кругу вправо, закрыть глаза; влево, закрыть глаза.

  1. Попеременно посмотреть на кончик своего носа, затем на предмет вдали.

  1. Попеременно посмотреть на кончик своего пальца, расположенного на расстоянии 30 – 35 см, затем на предмет вдали.

  1. Попеременно сосредоточить взгляд на каком-нибудь предмете (видеть его четкое изображение)

  1. Крепко зажмурить глаза, а затем несколько раз быстро поморгать.


Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения


Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.


Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом». «Трава» –

За окном у нас видна.

Вдаль теперь ты посмотри.

Что ты видишь там в дали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз –

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

(Дети закрывают глаза ладонями, держат так их до тех пор, пока не почувствуют глазами тепло от рук.)

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно глазки открывать!

С целью профилактики появления близорукости и ее прогрессирования используются такие специальные упражнения для глаз.


  1. И.п. – сидя. Крепко зажмурить глаза (3 – 5 сек), затем открыть на 3 – 5 сек. Повторить 5 – 7 раз.

  1. И.п. – сидя. Моргать быстро в течение 20 – 30 сек. Упражнение улучшает кровообращение.

  1. И.п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко в течение 1 – 2 сек. Повторить 3 – 4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

  1. И.п. – сидя. Закрытые веки массировать пальцем легкими круговыми движениями в течение 20 –30 век. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

  1. И.п. – стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 сек, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 сек, опустить палец. Повторить 5 – 6 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

  1. И.п. – сидя. Смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4 – 6 раз.


    Упражнение для рук


Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.


Наши пальчики трудились,

Хорошо писали.

Они так старались,

А теперь устали.

Мы немного отдохнем,

С силой кулачки сожмем.

Пальцы разжимаем

И опять сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Можно ими помахать.

В чистый ручеек руки опускаем,

И усталость с пальчиков

Мы водой снимаем.

(Дети имитируют мытье рук. Следующие слова произносятся на выдохе.)

Спасибо, водица,

За новые силы,

Теперь мы напишем

Все буквы красиво.


Упражнение для формирования правильного дыхания


Правильное дыхание – носовое, при котором вдох должен быть короче выдоха в два раза.


Писать «корова» нелегко.

Дает корова молоко,

Мы слышим громкое «му-му».

Вдох – носом. На выдохе:

Мы за коровой последим,

Подышим носом, помычим:

«М-м-м-м-м».

Вдох – носом. На выдохе:

Тебе, корова, помогу:

Я травки для тебя нарву.

Ты будешь нас благодарить

И молоком парным поить.


Релаксационные упражнения


Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности.

Цель проведения релаксации – снятие напряжения, возможность дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к лучшему усвоению материала.

1-й этап. Сядьте удобно и расслабьтесь.

2-й этап. Осмотрите все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и покоя. Желательно при этом закрыть глаза.

3-й этап. Ощутите приятное тепло, удовольствие, покой, комфорт от расслабленного тела.


«Сожми кулачок»

Вы держите в руках что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулаки все крепче и крепче… и крепче, уже побелели косточки. Кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушел, и вы разжимаете кулаки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают…


«Чудесная полянка»

Представьте себе полянку, на которой растет мягкая трава-мурава, вы лежите на ней как на перине, над вами склоняет головку полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков, ваши глаза закрыты, и вы чувствуете, как нежные лучи солнца гладят ваши лоб, щеки, дотрагиваются до ваших губ и рисуют улыбку… вам хорошо, приятно… А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.


«Любимый цветок»

Закройте глаза и представьте, что вы – цветок, который еще не еще не распустился. Но вот лепестки начинает раскрываться, цветок

медленно-медленно распускается… и совсем раскрылся. Представьте свой любимый цветок. Мысленно возьмите его в руки. Нежно прикоснитесь к его лепесткам. Почувствуйте запах. Представьте себе, как приятно его видеть. Его лепестки тянутся к солнцу. И вы потянулись, потянулись…Откройте глаза… Встряхните руками. Потянитесь еще раз. Вы отлично отдохнули.


«Страшилки»

Ученики рисуют на альбомном листе бумаги то, чего они очень-очень боятся. Заранее не обсуждается, что они будут рисовать. Дается время на обдумывание и исполнение (примерно 5 минут). После того как «страшилки» готовы, дети показывают их своей группе. Затем группой дети идут на улицу, где сжигают их. В это время ребята смотрят на пламя и представляют, что их «страшилки» навсегда улетели от них вместе с дымом.


Минуты вхождения в день



    Утренний настрой на работу.


Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь

И при этом, не стесняясь,

Слово «здравствуй» говорю,

С кем встречаюсь по утру.

Всем здоровья я желаю,

Никого не обижаю.

Хватит места на земле

Людям всем, животным, мне.

Чтоб земля моя цвела,

Я желаю всем добра.


Утренний настрой на оздоровление.


Я проснулась, я здорова,

И к работе я готова.

Голова моя светла,

Отдохнула до утра.

Мышцы стали все сильнее,

Каждый орган – здоровее.

Нервы крепкие – стальные,

Как пружинки заводные.

Ноги – руки – все в движенье –

Вот и снято напряженье.

Влево – вправо повернусь,

Солнцу низко поклонюсь:

«Здравствуй, матушка-природа!

Мы с тобой одного рода,

Друг без друга жить не сможем,

И друг другу мы поможем.

Мы – частички, ты и я.

Это значит, мы семья!»


    Зарядка


Рано утром все проснулись,

Хорошенько потянулись.

Спинки дружно все прогнули –

Вот и мышцы отдохнули.

Нашей матушке-землице

В пояс надо поклониться.

Повернулись вправо, влево –

Стало гибким наше тело.

Поднимаемся все выше –

Выше дома, крыши выше.

Руки к солнцу потянули,

Опустили и встряхнули.

Носом воздух мы вдыхаем

И на месте пошагаем.

И, как мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

Мы пойдем, ребята, в лес.

Там в лесу полно чудес.

Грибы будем собирать

И в корзинку отправлять.

Подберезовик – берем,

Опенок ложный – обойдем.

В красной шапке, красавец,

Полезай скорей в ларец!

Мухомор не надо брать,

Лучше дальше нам шагать.

В лесу зайца увидали,

Вместе с зайкой поскакали –

Прыг-скок, прыг-скок…

Пойдем с пятки на носок.

Не шумите, тише, тише,

Мелким шагом, будто мыши.

Под кустами пробежали,

На полянку мы попали.

И, как бабочки попляшем,

Плавно ручками помашем.

Мы размялись хорошо,

Завтра повторим еще.

Ты мой друг, и я твой друг –

Встанем все в большущий круг,

Всем здоровья пожелаем

И учиться начинаем

Физкультурные паузы


Физические упражнения и подвижные игры

на удлиненных переменах


«Пустое место»

Играющие становятся в круг на расстоянии шага один от другого, лицом в круг, руки за спиной. Водящий бежит за кругом, дотрагивается рукой до кого-либо и бежит в обратную сторону. Тот, до кого дотронулся водящий, бежит ему навстречу, стремясь быстрее занять пустое место. Встречаясь на пути, играющие приветствуют друг друга. Водит тот, кто не успел занять пустое место.


«Быстро по местам»

Играющие строятся в колонну, вытягивают руки вперед, слегка касаясь ими плеч стоящих впереди. По команде «Убежали!» все разбегаются в разные стороны. По команде «Быстро по местам!» все должны занять исходное положение, положив руки на плечи стоящим впереди.

Проигрывает тот, кто занял место последним.


«Прыгающие воробышки»

Чертится круг диаметром 4 – 6 м. Выбирается водящий – «кошка», который встает или приседает в середине круга. Остальные играющие – «воробьи» – находятся вне круга. По команде учителя воробьи начинают впрыгивать в круг и выпрыгивать из него. Кошка должна поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный приседает или садится в центре круга. Когда кошка поймает 3 – 4 воробьев, выбирается новая кошка из пойманных.

Кошка, сумевшая быстрее других поймать установленное число воробьев, побеждает.


«Зайцы в огород»

Чертятся два круга: наружный диаметром 6 – 8 м, внутренний 3 – 4 м. Водящий – «сторож» встает в малый круг – «огород». Остальные играющие «зайцы» – размещаются вне большого круга. По сигналу зайцы начинают

прыгать на двух ногах то в огород, то обратно. Сторож, не выходя за пределы большого круга, старается поймать зайцев, коснувшись их рукой.

Пойманные зайцы отходят в сторону. После того как будет поймано несколько зайцев, выбирается новый сторож и игра начинается сначала.


«Космонавты»

На площадке чертят 5 8 больших кругов – «ракетодромов». Внутри каждого ракетодрома рисуют 2 – 5 кружков – «ракет». Общее количество ракет должно быть на 5 – 8 меньше числа играющих. Играющие становятся в круг в центре зала.

По сигналу играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам,

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

«Опоздавшим места нет».

После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места на любой ракете. Оставшиеся без места идут в центр зала.




Приложение 3 «Формы достижения личностных результатов во внеурочной деятельности»


Уровень

результатов


Внеурочная

деятельность


Приобретение знаний, умений, навыков.


Формирование ценностного отношения к социальной реальности


Получение опыта самостоятельного общественного действия


Спортивно-оздоровительная


Внеурочные занятия в школе и спортивных секций, беседы о ЗОЖ.







Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции, конкурсы, праздники







Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!