СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель внеурочной деятельности

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит модель внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО второго поколения, реализующаяся в 2014 - 2015 учебном году в МБОУ "Верх-Ануйская ОСШ". В модели прописаны личностные и метапредметные результаты.

Просмотр содержимого документа
«Модель внеурочной деятельности»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя(полная) школа»

Быстроистокского района Алтайского края









«Модель организации

внеурочной деятельности в начальной школе»

Номинация:

«Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»


Составитель: Богомолова

Татьяна Сергеевна,

заместитель директора

по воспитательной работе







с.Верх-Ануйское 2015г.



Внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности МБОУ «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа» в соответствии с ФГОС НОО - создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Внеурочная деятельность школы направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные)

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;

  • улучшить условия для развития ребенка;

  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Принципы организации внеурочной деятельности:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;

  • опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;

  • опора на ценности воспитательной системы школы;

  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

             









Модель организации внеурочной деятельности МБОУ «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа»


психолог

администрация

Педагог - организатор

учителя

Классный руководитель



Кадровое обеспечение

столовая


интернет


Внутренние ресурсы

Внешние ресурсы

стадион


МБОУ «Верх-Ануйская ОСШ»

музей


Спортивный зал


Дом культуры



Компьютерный класс


Сельская библиотека


Оборудованные кабинеты


направления


общеинтелектуальное


библиотека


Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.


Духовно-нравственное

общекультурное

Спортивно-оздоровительное


Экскурсии в театры и музеи, выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся и др.


социальное


тематические классные часы по эстетике внешнего вида, культуре речи;

уроки мужества, конференции, конкурсы, проекты и др.


Акции, проектная деятельность

Секции, Дни здоровья, подвижные игры, «Весёлые старты», соревнования, бесед по ЗОЖ.

динамические паузы и др.








Коллектив школы  стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в  нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования  и т. д.

        Содержательное и методическое  обеспечение занятий  внеурочной деятельностью детей  оформляется следующим образом : утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости.

Для реализации внеурочной деятельности педагоги  могут использовать  Примерные программы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников. Серия «Стандарты второго поколения». Кроме этого,  вправе использовать программы, разработанные педагогами МБОУ «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа» и получившие положительную экспертную оценку различного уровня:

-школьного методического объединения учителей-предметников;

 -педагогического совета школы.

Работа по привлечению  школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков школы, КТД, воспитательные мероприятия. Педагогическому коллективу школы удалось добиться высоких результатов в организации режима дня, среди основных отмечены следующие:

  • оптимизация процесса развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования;

  • снижение учебной нагрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня;

  • объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;

  • поляризация образовательной среды с выделением разноакцентированных пространств, чередование видов деятельности и смена помещений (кабинеты, библиотека, компьютерный класс, спортивный зал, спортивная площадка, музей);

  • создание условий для 2-х разового горячего питания ;

  • медико-психологическое сопровождение учащихся.

Материально-техническое обеспечение


Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену,  кабинеты классов, имеется столовая, в которой организовано  питание, медицинский кабинет, актовый зал.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем  для школьников, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой, кабинет технологии.

         Школа располагает  кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, кабинеты  подключенны  к локальной сети Интернет. В школе есть  мультимедийные  проекторы, экраны, интерактивные доски.

Система воспитательной работы МБОУ «Верх-Ануйская общеобразовательная средняя (полная) школа»

Система воспитательной работы школы (с 1-го по 11-й кл.) выстроена в соответствии со следующими направлениями:

1). Спортивно-оздоровительное:

  • Работа спортивных секций по игровым видам спорта.

  • Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», внутришкольных спортивных соревнований.

  • Проведение бесед по ЗОЖ.

  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток;

  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.

  • Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.

  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

2). Художественно-эстетическое:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, края, страны.

3). Научно-познавательное:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.

4). Гражданско-патриотическое:

Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества.

  • Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян.

  • Тематические классные часы.

  • Подготовка к участию в военно - спортивной игре «Зарница».

  • Подготовка к Вахте на посту №1 у Вечного огня.

  • Участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Бесмертный полк»

5). Общественно-полезное:

  • Проведение субботников.

  • Разведение комнатных цветов.

  • Акция «Посади дерево», «Сотворим красоту своими руками»

6). Проектная деятельность:

  • Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, округа, края.



Интеграция занятий внеурочной деятельности в систему воспитательной работы школы

№ п/п

Направления деятельности

Формы деятельности, название программ внеурочных занятий.

Охват учащихся

1

Игровая


КВН, и т.д.

Динамические паузы, перемены .

1-4 классы

2.

Художественное творчество

Конкурсы рисунков, выставки.

«Сувенир», «Вдохновение»,»Сибириада»

1-4 классы

3.

Спортивно-оздоровительная

Спортивные секции, спартакиады,

дни здоровья, беседы и мероприятия о здоровом образе жизни и др.

«Папа, мама, я - дружная спортивная семья», «Веселые старты»

1-4 классы

4.

Досугово – развлекательная деятельность

Праздники, конкурсы, викторины, фестивали.

1-4 классы

5.

Трудовая деятельность


Трудовые десанты, акции.

1-4 классы

6

Познавательная деятельность

Олимпиады, конференции, предметные недели, курс «Умники и умницы».

1-4 классы

7

Духовно-нравственное

Классные часы, клубные часы «Все цвета, кроме черного», уроки доброты.

    1. классы





Учащиеся

школы



Классные руководители


Медиц.

работник, психолог.




Взаимодействие


Родители




Библиотека, столовая



Педагоги-предметники



Клуб» Витязь»




Разработка учебного плана и плана внеурочной деятельности и создание условий для их реализации.

Соответствие содержания внеурочной деятельности направлениям, зафиксированным в ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность в школе реализуется через:

  • учебный план, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, проводимые в формах, отличных от классно-урочной);

  • образовательные программы дополнительного образования детей;

  • классное руководство (экскурсии, прогулки, праздники, соревнования);

  • деятельность иных педагогических работников (педагога-психолога,) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;

  • инновационную (экспериментальную) деятельность.



Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса (1-4 классы, 2014-2015 уч.г.)

Направление в соответствии

с ФГОС НОО

Наименование объединения

Мотивация выбора программ по направлениям

Духовно-нравственное


«Мое село - моя малая родина»

«Село мое неброское»

Осуществление связи с семьями и историей, формирование традиций

Общеинтеллектуальное

«Зеленый дом»

«Юный исследователь»

Создание условий для непрерывного образования

Художественно -эстетическое

«Умей-ка»

«Бумагопластика»

«Юный художник»

«От жеста к танцу»

Общекультурное

«Юные музееведы»

Спортивно-оздоровительное

«Подвижные игры»

«В здоровом теле – здоровый дух»

«Школа здоровья»

Сохранение и укрепление здоровья детей, преодоление перегрузки

Секции по баскетболу и волейболу

Социальное

акции

Адаптация учащихся в социуме, накопление социального опыта, формирование общественного сознания


Привлечение к организации внеурочной деятельности классных руководителей, психолога расширяет возможности учебного плана (тренинги, социальные акции, экскурсии, ежедневные прогулки и динамические паузы).


Средства выявления потребностей родительской общественности и учащихся.

Для выявления потребностей родителей в конце учебного года проводится родительское собрание, анкетирование (родители выбирают из числа предложенных программ и высказывают собственные пожелания). Данные обрабатываются, моделируется учебный план.

Стоит отметить, что без специально организованной просветительской работы около половины родителей не могут адекватно определить, какие программы необходимы их детям.

Готовность педагогов к реализации программ внеурочной деятельности.

Внедрение программ внеурочной деятельности значительно обогатило систему воспитательной работы школы. Финансирование внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО дает возможность внедрить новые программы и привлечь к проведению внеурочных занятий не только учителей начальных классов, но и учителей-предметников.

Должностные инструкции работников МБОУ «Верх-Ануйская ОСШ» приведены в соответствие с ФГОС и единым справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников»;

Разработан план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы в связи с введением и реализацией ФГОС.







Категории учителей работающих по ФГОС





Таким образом, можно сделать вывод по итогам реализации кадрового обеспечения:

  • данные позволяют говорить о высокой готовности педагогического коллектива к реализации программ внеурочной деятельности.

  • подготовлена необходимая документальная база организации повышения квалификации педагогических работников.

Расписание внеурочной деятельности

В учреждении создано расписание, позволяющее эффективно организовать работу:

Название


Руководитель


Класс


День


Время


1

«Зеленый дом»

Салмина Н.Б

2

Вторник

Четверг

13.00

13.55

2

«Бумагопластика»


Салмина Н.Б


2

Среда


13.00


3

«От жеста к танцу»


Моор Т.А


1


Пятница


13.55


4


«Юный художник»


Богомолова Т.С


3-4


Вторник

Среда

15.00


5

«В здоровом теле-здоровый дух»


Шварц Р.В


2-4

Понедельник, среда

16.00

6

«От жеста к танцу»

Моор Т.А

2

среда

13.55

7

«Село мое неброское»

Новикова Т.Ф.

1

вторник

13.00

8

«Умей-ка»

Новикова Т.Ф.

1

среда

12.05

9

«Музееведы»

Десятова Н.А

4

пятница

13.00

10

«От жеста к танцу»

Моор Т.А

4

вторник

14.00

11

«Школа здоровья»

Шварц Р.В.

3-4

среда

13.00

12

«Лего-конструирование»

Часовских Н.В.

4

четверг

16.00

13

«Мое село –малая моя Родина»

Моор Т.Н

3

Вторник пятница

13.55

14

«От жеста к танцу»

Моор Т.А

3

Среда

15.00

Образовательные программы по внеурочной деятельности составляются в соответствии с Положением МБОУ «Верх-Ануйская ОСШ» о программе дополнительного образования и имеют следующую структуру: пояснительная записка, содержание курса, требования к результатам, формы контроля, тематическое планирование, учебно-методическое обеспечение.

Формы представления результатов внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (в рамках внеурочной деятельности - метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

  • использование таких форм оценки, как проекты, карты достижений, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

  • использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.






Информационная поддержка занятости учащихся во внеурочной деятельности:

Задачи

Мероприятия

Создать систему информирования учащихся, родителей и педагогов о возможности участия в мероприятиях города и школы.

Оформление информационного стенда

Родительские собрания

Создать систему информирования родителей.

Размещение материалов на информационных стендах.

Оформление расписания на сайте школы.

Создать систему информирования учащихся и взрослых о достижениях учащихся.

Размещение копий благодарностей и грамот на информационных стендах

Оформление стенда «Наши достижения».

Размещение на сайте школы.

Продолжить работу над сайтом школы в Интернете.

Работа над созданием сайта.

Размещение мобильной информации на сайте школы.


Мониторинг эффективности внеурочной деятельности.

Эффективность внеурочной деятельности и дополнительного образования зависит от качества программы по её модернизации и развитию и уровня управления этой программой. Управление реализацией программой осуществляется через планирование, контроль и корректировку действий. Управление любой инновационной деятельностью идёт по следующим направлениям:

- организация работы с кадрами;

- организация работы с ученическим коллективом;

- организация работы с родителями, общественными организациями, социальными партнёрами;

- мониторинг эффективности инновационных процессов.

Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.

Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:

  • рост социальной активности обучающихся;

  • рост мотивации к активной познавательной деятельности;

  • уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;

  • качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);

  • удовлетворенность учащихся и родителей жиз­недеятельно­стью школы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!