СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Моделирование ПрограммыЗдоровья"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здоровому образу жизни надо учить, надо формировать культ здоровья, эстетические идеалы физически и духовно здорового человека. Очевидно, что приступать к решению этой задачи следует с изучения собственного здоровья и познания закономерностей его корректировки, укрепления и развития.

Собственный организм для подростков – большая загадка, вызывающая повышенный интерес и требующая пристального внимания. Как сохранить здоровье и укрепить его, какие резервы имеются у нашего организма, как способствовать их реализации – на эти вопросы будет гораздо легче отвечать после моделирования подростком своей «Программы Здоровья». 

В процессе самостоятельной, познавательной и практической деятельности учащиеся должны научиться исследовать собственное здоровье, зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности; правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты.

В реализации программы создаются условия для самостоятельной деятельности учащихся при работе с различными источниками информации, а также для самонаблюдения, наблюдения, анкетирования, самоанализа, обобщения, оформления результатов, общения со специалистами (врач, медицинская сестра, учитель биологии, тренер).

 

Просмотр содержимого документа
«"Моделирование ПрограммыЗдоровья"»

Мой режим дня  У каждого человека должен быть собственный режим дня. 7.05 – выполнение физических упражнений (зарядка) 7.20 - поход в ванную (умыться, чистить зубы) 7.25 - завтрак 7.40 – собираюсь в школу 8.05 – иду в школу 14.30 – иду домой 14.45 – обед 16.00 – сажусь делать уроки 18.00 – иду гулять 19.00 – прихожу домой с прогулки 19.30 – сажусь смотреть телевизор 20.30 – ужин 21.00 – читаю или работаю за компьютером 22.00 – иду в ванну 22.30 – ложусь спать 23.00 – засыпаю

Мой режим дня

У каждого человека должен быть собственный режим дня.

7.05 – выполнение физических упражнений (зарядка)

7.20 - поход в ванную (умыться, чистить зубы)

7.25 - завтрак

7.40 – собираюсь в школу

8.05 – иду в школу

14.30 – иду домой

14.45 – обед

16.00 – сажусь делать уроки

18.00 – иду гулять

19.00 – прихожу домой с прогулки

19.30 – сажусь смотреть телевизор

20.30 – ужин

21.00 – читаю или работаю за компьютером

22.00 – иду в ванну

22.30 – ложусь спать

23.00 – засыпаю

 Чтобы узнать, соответствует ли ваш вес норме, можно воспользоваться принятой всемирной организацией формулой Кетле для расчёта индекса телесной массы. Для этого делим P (кг) на h 2  (м). Самое оптимальное соотношение между ростом и весом отвечает индексу телесной массы равному 21. Если значение индекса превышает это соотношение даже на 1, то вес избыточный.

Чтобы узнать, соответствует ли ваш вес норме, можно воспользоваться принятой всемирной организацией формулой Кетле для расчёта индекса телесной массы. Для этого делим P (кг) на h 2 (м). Самое оптимальное соотношение между ростом и весом отвечает индексу телесной массы равному 21. Если значение индекса превышает это соотношение даже на 1, то вес избыточный.

Цель работы: исследовать осанку и дать гигиеническую оценку её состоянию. Ход работы: физическое развитие отражается на осанке – привычной позе человека в положении сидя и стоя. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развёрнуты, лопатки прижаты к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника выражены оптимально, соразмерно с его длинной, грудь слегка выпуклая, живот подтянут, ноги вытянуты в тазобедренных и коленных суставах. Практика: встать к стене, так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались её. Результат: при нормальной осанке в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Осанку требует считать нормальной, если между стеной и поясницей проходит ладонь. Средствами формирования правильной осанки являются физические упражнения и постоянный самоконтроль за соблюдением правильной позы.

Цель работы: исследовать осанку и дать гигиеническую оценку её состоянию.

Ход работы: физическое развитие отражается на осанке – привычной позе человека в положении сидя и стоя. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развёрнуты, лопатки прижаты к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника выражены оптимально, соразмерно с его длинной, грудь слегка выпуклая, живот подтянут, ноги вытянуты в тазобедренных и коленных суставах.

Практика: встать к стене, так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались её.

Результат: при нормальной осанке в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Осанку требует считать нормальной, если между стеной и поясницей проходит ладонь. Средствами формирования правильной осанки являются физические упражнения и постоянный самоконтроль за соблюдением правильной позы.

Определение работоспособности по отдышке, где работа лимитируется временем Цель работы: познакомить учащихся с формой определения контроля работоспособности, где работа ограничивается временем. Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой. Ход работы: испытуемый осуществляет подъём на 4 этаж за 2 минуты. Оценка полученных результатов: если частота сердечных сокращений после подъёма выше 140 ударов в 1 минуту, вы имеете плохую физическую работоспособность. Результаты: У всех учащихся частота сердечных сокращений после подъёма на 4 этаж не превышает нормы, поэтому у всех хорошая работоспособность У всех учащихся частота сердечных сокращений после подъёма на 4 этаж не превышает нормы, поэтому у всех хорошая работоспособность

Определение работоспособности по отдышке, где работа лимитируется временем

  • Цель работы: познакомить учащихся с формой определения контроля работоспособности, где работа ограничивается временем.
  • Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
  • Ход работы: испытуемый осуществляет подъём на 4 этаж за 2 минуты.
  • Оценка полученных результатов: если частота сердечных сокращений после подъёма выше 140 ударов в 1 минуту, вы имеете плохую физическую работоспособность.
  • Результаты:

У всех учащихся частота сердечных сокращений после подъёма на 4 этаж не превышает нормы, поэтому у всех хорошая работоспособность

  • У всех учащихся частота сердечных сокращений после подъёма на 4 этаж не превышает нормы, поэтому у всех хорошая работоспособность
Положите пострадавшего на спину. Расстегните или снимите стесняющую тело одежду. Освободите полость рта от рвотных масс, песка, слизи. Максимально запрокиньте голову пострадавшего назад. Выведите вперёд нижнюю челюсть пострадавшего. Сделаёте глубокий вдох и выдохните в рот пострадавшего через платок или марлю. При этом зажмите нос пострадавшего. При выдыхании воздуха в нос пострадавшего плотно закройте ему рот. Взрослым вдыхайте воздух 12-15 раз в минуту. Детям вдувайте воздух 20-20 раз в минуту. Маленьким детям вдувайте воздух одновременно в рот и в нос в небольшом объёме. Выполняйте указанные действия до восстановления самостоятельного ритмичного дыхания.
  • Положите пострадавшего на спину.
  • Расстегните или снимите стесняющую тело одежду.
  • Освободите полость рта от рвотных масс, песка, слизи.
  • Максимально запрокиньте голову пострадавшего назад.
  • Выведите вперёд нижнюю челюсть пострадавшего.
  • Сделаёте глубокий вдох и выдохните в рот пострадавшего через платок или марлю. При этом зажмите нос пострадавшего.
  • При выдыхании воздуха в нос пострадавшего плотно закройте ему рот.
  • Взрослым вдыхайте воздух 12-15 раз в минуту.
  • Детям вдувайте воздух 20-20 раз в минуту.
  • Маленьким детям вдувайте воздух одновременно в рот и в нос в небольшом объёме.
  • Выполняйте указанные действия до восстановления самостоятельного ритмичного дыхания.
Цель работы: показать зависимость работоспособности сердца от физической нагрузки. Оборудование: часы с секундной стрелкой или секундомер. Ход работы: Средний показатель: 14,6 ударов После приседаний: 120 ударов После 0,5 минут: 80 ударов После 1 минуты: 77 ударов После 1,5 минуты: 75 ударов После 2,5 минут 71 удар Средний показатель: 14,6 ударов После приседаний: 120 ударов После 0,5 минут: 80 ударов После 1 минуты: 77 ударов После 1,5 минуты: 75 ударов После 2,5 минут 71 удар Вывод: сердце в норме.
  • Цель работы: показать зависимость работоспособности сердца от физической нагрузки.
  • Оборудование: часы с секундной стрелкой или секундомер.
  • Ход работы:
  • Средний показатель: 14,6 ударов После приседаний: 120 ударов После 0,5 минут: 80 ударов После 1 минуты: 77 ударов После 1,5 минуты: 75 ударов После 2,5 минут 71 удар
  • Средний показатель: 14,6 ударов
  • После приседаний: 120 ударов
  • После 0,5 минут: 80 ударов
  • После 1 минуты: 77 ударов
  • После 1,5 минуты: 75 ударов
  • После 2,5 минут 71 удар
  • Вывод: сердце в норме.
Отчёт физической работоспособности по отдышке Цель работы: познакомиться с формой контроля работоспособности. Оборудование: лестница, часы. Ход работы: Оценить полученные результаты из двух аспектов: Оценить полученные результаты из двух аспектов: Субъективная (отсутствие отдышки) Объективная (контроль пульса) Субъективная (отсутствие отдышки) Объективная (контроль пульса) Подсчёт пульса после подъёма с первого на четвёртый этажи. Подсчёт пульса после подъёма с первого на четвёртый этажи. Оценка физической работоспособности: Частота пульса Ниже 100 От 100 до 130 От 130 до 150 От 150 и выше Оценка состояния Отличая Хорошая Посредственная Плохая

Отчёт физической работоспособности по отдышке

  • Цель работы: познакомиться с формой контроля работоспособности.
  • Оборудование: лестница, часы.
  • Ход работы:

Оценить полученные результаты из двух аспектов:

  • Оценить полученные результаты из двух аспектов:
  • Субъективная (отсутствие отдышки) Объективная (контроль пульса)
  • Субъективная (отсутствие отдышки)
  • Объективная (контроль пульса)

Подсчёт пульса после подъёма с первого на четвёртый этажи.

  • Подсчёт пульса после подъёма с первого на четвёртый этажи.
  • Оценка физической работоспособности:

Частота пульса

Ниже 100

От 100 до 130

От 130 до 150

От 150 и выше

Оценка состояния

Отличая

Хорошая

Посредственная

Плохая

8.00 – подъём! 8.10 – утренняя зарядка для укрепления здоровья 8.40 – прохладный душ для бодрости сил 9.00 – завтрак съешь сам (овощи, фрукты и другие свежие продукты) 9.30 – легкая уборка своей комнаты 10.00 – в перевыве между делами можно съесть яблоко. 10.10 – проветрить комнату, умыться (помыть руки после уборки) 10.20 – заняться запланированными делами на этот день 12.20 – обед раздели с другом (полноценный обед) 12.50 – после вкусного обеда можно и поспать 13.30 – смыть с себя остатки сна (под краном)
  • 8.00 – подъём!
  • 8.10 – утренняя зарядка для укрепления здоровья
  • 8.40 – прохладный душ для бодрости сил
  • 9.00 – завтрак съешь сам (овощи, фрукты и другие свежие продукты)
  • 9.30 – легкая уборка своей комнаты
  • 10.00 – в перевыве между делами можно съесть яблоко.
  • 10.10 – проветрить комнату, умыться (помыть руки после уборки)
  • 10.20 – заняться запланированными делами на этот день
  • 12.20 – обед раздели с другом (полноценный обед)
  • 12.50 – после вкусного обеда можно и поспать
  • 13.30 – смыть с себя остатки сна (под краном)
13.40 – погрызть свежую морковку для глаз, или выпить морковный сок. 14.00 – пойти погулять (в парк, или просто по улицам своего района. Главное – подышать свежим воздухом) 15.00 – не забыть помыть руки после улицы 15.15 – свободное время для простых дел или размышлений 17.00 – можно почитать книжку и выпить черничный сок, например. 17.30 – ужин отдай врагу (умеренный ужин без перегрузок для желудка) 18.10 – отдохнуть 18.50 – подумать о смысле жизни, вспомнить, что что-то не успел и никогда не расстраиваться из-за пустяков 19.40 – принять душ, чтобы смыть с себя остатки дня 20.10 – проверить комнату перед сном. 20.40 – выпить чашечку кефира. 21.00 – отбой!
  • 13.40 – погрызть свежую морковку для глаз, или выпить морковный сок.
  • 14.00 – пойти погулять (в парк, или просто по улицам своего района. Главное – подышать свежим воздухом)
  • 15.00 – не забыть помыть руки после улицы
  • 15.15 – свободное время для простых дел или размышлений
  • 17.00 – можно почитать книжку и выпить черничный сок, например.
  • 17.30 – ужин отдай врагу (умеренный ужин без перегрузок для желудка)
  • 18.10 – отдохнуть
  • 18.50 – подумать о смысле жизни, вспомнить, что что-то не успел и никогда не расстраиваться из-за пустяков
  • 19.40 – принять душ, чтобы смыть с себя остатки дня
  • 20.10 – проверить комнату перед сном.
  • 20.40 – выпить чашечку кефира.
  • 21.00 – отбой!
Тест. Цените ли вы своё здоровье? Регулярно ли вы делаете зарядку? Правильный ли у вас режим питания? Доставляет ли вам удовольствие учёба? Страдаете ли вы от какого-либо хронического заболевания? Используете ли вы хотя бы один выходной день для занятий спортом? Как вы предпочитаете проводить каникулы? (открытый ответ) Есть ли у вас вредные привычки? Пробовали ли вы избавиться от них? Есть ли что-то, что постоянно раздражает вас в школе или дома? Есть ли у вас чувство юмора?  Ответ – да/нет  (кроме 6 вопроса)

Тест. Цените ли вы своё здоровье?

  • Регулярно ли вы делаете зарядку?
  • Правильный ли у вас режим питания?
  • Доставляет ли вам удовольствие учёба?
  • Страдаете ли вы от какого-либо хронического заболевания?
  • Используете ли вы хотя бы один выходной день для занятий спортом?
  • Как вы предпочитаете проводить каникулы? (открытый ответ)
  • Есть ли у вас вредные привычки? Пробовали ли вы избавиться от них?
  • Есть ли что-то, что постоянно раздражает вас в школе или дома?
  • Есть ли у вас чувство юмора?

Ответ – да/нет (кроме 6 вопроса)

Определение наличия плоскостопия.  Оборудование: лист бумаги, карандаш.  Подготовка к работе: встать мокрыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обвести карандашом.  Порядок работы: Измерить ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах. Измерить ширину отпечатка стопы в её средней части. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части разделить на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразить в процентах. Измерить ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах. Измерить ширину отпечатка стопы в её средней части. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части разделить на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразить в процентах.

Определение наличия плоскостопия.

Оборудование: лист бумаги, карандаш.

Подготовка к работе: встать мокрыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обвести карандашом.

Порядок работы:

  • Измерить ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах. Измерить ширину отпечатка стопы в её средней части. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части разделить на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразить в процентах.
  • Измерить ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.
  • Измерить ширину отпечатка стопы в её средней части.
  • Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части разделить на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразить в процентах.
 Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы). Порядок работы: взять линейку и встать на стул. Не сгибая ног, согнуть корпус в пояснице. Измерить расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула. Порядок работы: взять линейку и встать на стул. Не сгибая ног, согнуть корпус в пояснице. Измерить расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.

Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).

  • Порядок работы: взять линейку и встать на стул. Не сгибая ног, согнуть корпус в пояснице. Измерить расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.
  • Порядок работы: взять линейку и встать на стул.
  • Не сгибая ног, согнуть корпус в пояснице.
  • Измерить расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.
Цель: познакомиться с современным контролем работоспособности. Оборудование: стул, часы с секундной стрелкой. Ход работы: Встать на стул одной ногой Встать на стул другой ногой Опустить одну ногу Опустить другую ногу Подсчитать пульс (за 30 секунд 3 раза): Встать на стул одной ногой Встать на стул другой ногой Опустить одну ногу Опустить другую ногу Подсчитать пульс (за 30 секунд 3 раза):    От 60 до 90    От 120 до 150    От 180 до 210    От 60 до 90    От 120 до 150    От 180 до 210    От 60 до 90    От 120 до 150    От 180 до 210    От 60 до 90    От 120 до 150    От 180 до 210    От 60 до 90    От 120 до 150    От 180 до 210 Результат рассчитать по формуле: Т * 100 : (Р 1 + Р 2 + Р 3 )*2 Результат рассчитать по формуле: Т * 100 : (Р 1 + Р 2 + Р 3 )*2 Р 1 – частота пульса за 30-90 секунд. Р 2 – частота пульса за 120-150 секунд. Р 3 – частота пульса за 180-210 секунд. Т – выполнение теста. Р 1 – частота пульса за 30-90 секунд. Р 2 – частота пульса за 120-150 секунд. Р 3 – частота пульса за 180-210 секунд. Т – выполнение теста. Р 1 – частота пульса за 30-90 секунд. Р 2 – частота пульса за 120-150 секунд. Р 3 – частота пульса за 180-210 секунд. Т – выполнение теста.

Цель: познакомиться с современным контролем работоспособности.

Оборудование: стул, часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

  • Встать на стул одной ногой Встать на стул другой ногой Опустить одну ногу Опустить другую ногу Подсчитать пульс (за 30 секунд 3 раза):
  • Встать на стул одной ногой
  • Встать на стул другой ногой
  • Опустить одну ногу
  • Опустить другую ногу
  • Подсчитать пульс (за 30 секунд 3 раза):

От 60 до 90

От 120 до 150

От 180 до 210

  • От 60 до 90 От 120 до 150 От 180 до 210
  • От 60 до 90 От 120 до 150 От 180 до 210
  • От 60 до 90 От 120 до 150 От 180 до 210
  • От 60 до 90 От 120 до 150 От 180 до 210
  • Результат рассчитать по формуле: Т * 100 : (Р 1 + Р 2 + Р 3 )*2
  • Результат рассчитать по формуле: Т * 100 : (Р 1 + Р 2 + Р 3 )*2

Р 1 – частота пульса за 30-90 секунд.

Р 2 – частота пульса за 120-150 секунд.

Р 3 – частота пульса за 180-210 секунд.

Т – выполнение теста.

  • Р 1 – частота пульса за 30-90 секунд. Р 2 – частота пульса за 120-150 секунд. Р 3 – частота пульса за 180-210 секунд. Т – выполнение теста.
  • Р 1 – частота пульса за 30-90 секунд. Р 2 – частота пульса за 120-150 секунд. Р 3 – частота пульса за 180-210 секунд. Т – выполнение теста.
Мой результат: Р 1 = 31 Р 2  = 38 Р 3  = 35 3,5 * 100 ^ 104 * 2 = 1,7 ( отличная) Р 1 = 31 Р 2  = 38 Р 3  = 35 3,5 * 100 ^ 104 * 2 = 1,7 ( отличная) Оценка работоспособности:  Коэффициент Ниже 0,5 0,51 – 0,6 0,61 – 0,7 0,71 – 0,8 0,81 – 0,9 0,91 – 1 и выше Оценка Очень плохая Плохая Достаточная Хорошая Очень хорошая Отличная
  • Мой результат:
  • Р 1 = 31 Р 2 = 38 Р 3 = 35 3,5 * 100 ^ 104 * 2 = 1,7 ( отличная)
  • Р 1 = 31
  • Р 2 = 38
  • Р 3 = 35
  • 3,5 * 100 ^ 104 * 2 = 1,7 ( отличная)
  • Оценка работоспособности:

Коэффициент

Ниже 0,5

0,51 – 0,6

0,61 – 0,7

0,71 – 0,8

0,81 – 0,9

0,91 – 1 и выше

Оценка

Очень плохая

Плохая

Достаточная

Хорошая

Очень хорошая

Отличная