Здоровому образу жизни надо учить, надо формировать культ здоровья, эстетические идеалы физически и духовно здорового человека. Очевидно, что приступать к решению этой задачи следует с изучения собственного здоровья и познания закономерностей его корректировки, укрепления и развития.
Собственный организм для подростков – большая загадка, вызывающая повышенный интерес и требующая пристального внимания. Как сохранить здоровье и укрепить его, какие резервы имеются у нашего организма, как способствовать их реализации – на эти вопросы будет гораздо легче отвечать после моделирования подростком своей «Программы Здоровья».
В процессе самостоятельной, познавательной и практической деятельности учащиеся должны научиться исследовать собственное здоровье, зависящую от него работоспособность, свои адаптационные возможности; правильно взаимодействовать со средой, устанавливать оптимальные социальные контакты.
В реализации программы создаются условия для самостоятельной деятельности учащихся при работе с различными источниками информации, а также для самонаблюдения, наблюдения, анкетирования, самоанализа, обобщения, оформления результатов, общения со специалистами (врач, медицинская сестра, учитель биологии, тренер).
Просмотр содержимого документа
«"Моделирование ПрограммыЗдоровья"»
Мой режим дня
У каждого человека должен быть собственный режим дня.
7.05 – выполнение физических упражнений (зарядка)
7.20 - поход в ванную (умыться, чистить зубы)
7.25 - завтрак
7.40 – собираюсь в школу
8.05 – иду в школу
14.30 – иду домой
14.45 – обед
16.00 – сажусь делать уроки
18.00 – иду гулять
19.00 – прихожу домой с прогулки
19.30 – сажусь смотреть телевизор
20.30 – ужин
21.00 – читаю или работаю за компьютером
22.00 – иду в ванну
22.30 – ложусь спать
23.00 – засыпаю
Чтобы узнать, соответствует ли ваш вес норме, можно воспользоваться принятой всемирной организацией формулой Кетле для расчёта индекса телесной массы. Для этого делим P (кг) на h 2 (м). Самое оптимальное соотношение между ростом и весом отвечает индексу телесной массы равному 21. Если значение индекса превышает это соотношение даже на 1, то вес избыточный.
Цель работы: исследовать осанку и дать гигиеническую оценку её состоянию.
Ход работы: физическое развитие отражается на осанке – привычной позе человека в положении сидя и стоя. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развёрнуты, лопатки прижаты к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника выражены оптимально, соразмерно с его длинной, грудь слегка выпуклая, живот подтянут, ноги вытянуты в тазобедренных и коленных суставах.
Практика: встать к стене, так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались её.
Результат: при нормальной осанке в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Осанку требует считать нормальной, если между стеной и поясницей проходит ладонь. Средствами формирования правильной осанки являются физические упражнения и постоянный самоконтроль за соблюдением правильной позы.
Определение работоспособности по отдышке, где работа лимитируется временем
- Цель работы: познакомить учащихся с формой определения контроля работоспособности, где работа ограничивается временем.
- Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.
- Ход работы: испытуемый осуществляет подъём на 4 этаж за 2 минуты.
- Оценка полученных результатов: если частота сердечных сокращений после подъёма выше 140 ударов в 1 минуту, вы имеете плохую физическую работоспособность.
- Результаты:
У всех учащихся частота сердечных сокращений после подъёма на 4 этаж не превышает нормы, поэтому у всех хорошая работоспособность
- У всех учащихся частота сердечных сокращений после подъёма на 4 этаж не превышает нормы, поэтому у всех хорошая работоспособность
- Положите пострадавшего на спину.
- Расстегните или снимите стесняющую тело одежду.
- Освободите полость рта от рвотных масс, песка, слизи.
- Максимально запрокиньте голову пострадавшего назад.
- Выведите вперёд нижнюю челюсть пострадавшего.
- Сделаёте глубокий вдох и выдохните в рот пострадавшего через платок или марлю. При этом зажмите нос пострадавшего.
- При выдыхании воздуха в нос пострадавшего плотно закройте ему рот.
- Взрослым вдыхайте воздух 12-15 раз в минуту.
- Детям вдувайте воздух 20-20 раз в минуту.
- Маленьким детям вдувайте воздух одновременно в рот и в нос в небольшом объёме.
- Выполняйте указанные действия до восстановления самостоятельного ритмичного дыхания.
- Цель работы: показать зависимость работоспособности сердца от физической нагрузки.
- Оборудование: часы с секундной стрелкой или секундомер.
- Ход работы:
- Средний показатель: 14,6 ударов После приседаний: 120 ударов После 0,5 минут: 80 ударов После 1 минуты: 77 ударов После 1,5 минуты: 75 ударов После 2,5 минут 71 удар
- Средний показатель: 14,6 ударов
- После приседаний: 120 ударов
- После 0,5 минут: 80 ударов
- После 1 минуты: 77 ударов
- После 1,5 минуты: 75 ударов
- После 2,5 минут 71 удар
Отчёт физической работоспособности по отдышке
- Цель работы: познакомиться с формой контроля работоспособности.
- Оборудование: лестница, часы.
- Ход работы:
Оценить полученные результаты из двух аспектов:
- Оценить полученные результаты из двух аспектов:
- Субъективная (отсутствие отдышки) Объективная (контроль пульса)
- Субъективная (отсутствие отдышки)
- Объективная (контроль пульса)
Подсчёт пульса после подъёма с первого на четвёртый этажи.
- Подсчёт пульса после подъёма с первого на четвёртый этажи.
- Оценка физической работоспособности:
Частота пульса
Ниже 100
От 100 до 130
От 130 до 150
От 150 и выше
Оценка состояния
Отличая
Хорошая
Посредственная
Плохая
- 8.00 – подъём!
- 8.10 – утренняя зарядка для укрепления здоровья
- 8.40 – прохладный душ для бодрости сил
- 9.00 – завтрак съешь сам (овощи, фрукты и другие свежие продукты)
- 9.30 – легкая уборка своей комнаты
- 10.00 – в перевыве между делами можно съесть яблоко.
- 10.10 – проветрить комнату, умыться (помыть руки после уборки)
- 10.20 – заняться запланированными делами на этот день
- 12.20 – обед раздели с другом (полноценный обед)
- 12.50 – после вкусного обеда можно и поспать
- 13.30 – смыть с себя остатки сна (под краном)
- 13.40 – погрызть свежую морковку для глаз, или выпить морковный сок.
- 14.00 – пойти погулять (в парк, или просто по улицам своего района. Главное – подышать свежим воздухом)
- 15.00 – не забыть помыть руки после улицы
- 15.15 – свободное время для простых дел или размышлений
- 17.00 – можно почитать книжку и выпить черничный сок, например.
- 17.30 – ужин отдай врагу (умеренный ужин без перегрузок для желудка)
- 18.10 – отдохнуть
- 18.50 – подумать о смысле жизни, вспомнить, что что-то не успел и никогда не расстраиваться из-за пустяков
- 19.40 – принять душ, чтобы смыть с себя остатки дня
- 20.10 – проверить комнату перед сном.
- 20.40 – выпить чашечку кефира.
- 21.00 – отбой!
Тест. Цените ли вы своё здоровье?
- Регулярно ли вы делаете зарядку?
- Правильный ли у вас режим питания?
- Доставляет ли вам удовольствие учёба?
- Страдаете ли вы от какого-либо хронического заболевания?
- Используете ли вы хотя бы один выходной день для занятий спортом?
- Как вы предпочитаете проводить каникулы? (открытый ответ)
- Есть ли у вас вредные привычки? Пробовали ли вы избавиться от них?
- Есть ли что-то, что постоянно раздражает вас в школе или дома?
- Есть ли у вас чувство юмора?
Ответ – да/нет (кроме 6 вопроса)
Определение наличия плоскостопия.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Подготовка к работе: встать мокрыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обвести карандашом.
Порядок работы:
- Измерить ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах. Измерить ширину отпечатка стопы в её средней части. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части разделить на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразить в процентах.
- Измерить ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.
- Измерить ширину отпечатка стопы в её средней части.
- Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части разделить на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразить в процентах.
Оборудование: стул, линейка (стул можно заменить ступенькой лестницы).
- Порядок работы: взять линейку и встать на стул. Не сгибая ног, согнуть корпус в пояснице. Измерить расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.
- Порядок работы: взять линейку и встать на стул.
- Не сгибая ног, согнуть корпус в пояснице.
- Измерить расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем стула.
Цель: познакомиться с современным контролем работоспособности.
Оборудование: стул, часы с секундной стрелкой.
Ход работы:
- Встать на стул одной ногой Встать на стул другой ногой Опустить одну ногу Опустить другую ногу Подсчитать пульс (за 30 секунд 3 раза):
- Встать на стул одной ногой
- Встать на стул другой ногой
- Опустить одну ногу
- Опустить другую ногу
- Подсчитать пульс (за 30 секунд 3 раза):
От 60 до 90
От 120 до 150
От 180 до 210
- От 60 до 90 От 120 до 150 От 180 до 210
- От 60 до 90 От 120 до 150 От 180 до 210
- От 60 до 90 От 120 до 150 От 180 до 210
- От 60 до 90 От 120 до 150 От 180 до 210
- Результат рассчитать по формуле: Т * 100 : (Р 1 + Р 2 + Р 3 )*2
- Результат рассчитать по формуле: Т * 100 : (Р 1 + Р 2 + Р 3 )*2
Р 1 – частота пульса за 30-90 секунд.
Р 2 – частота пульса за 120-150 секунд.
Р 3 – частота пульса за 180-210 секунд.
Т – выполнение теста.
- Р 1 – частота пульса за 30-90 секунд. Р 2 – частота пульса за 120-150 секунд. Р 3 – частота пульса за 180-210 секунд. Т – выполнение теста.
- Р 1 – частота пульса за 30-90 секунд. Р 2 – частота пульса за 120-150 секунд. Р 3 – частота пульса за 180-210 секунд. Т – выполнение теста.
- Р 1 = 31 Р 2 = 38 Р 3 = 35 3,5 * 100 ^ 104 * 2 = 1,7 ( отличная)
- Р 1 = 31
- Р 2 = 38
- Р 3 = 35
- 3,5 * 100 ^ 104 * 2 = 1,7 ( отличная)
- Оценка работоспособности:
Коэффициент
Ниже 0,5
0,51 – 0,6
0,61 – 0,7
0,71 – 0,8
0,81 – 0,9
0,91 – 1 и выше
Оценка
Очень плохая
Плохая
Достаточная
Хорошая
Очень хорошая
Отличная