СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Моделирование структуры урока физической культуры с позиции современного подхода к формированию ЗОЖ»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель написания методической разработки.

 

Методическая разработка написана в помощь молодому преподавателю. Структура урока физической культуры, как и урока вообще, – объект пристального внимания и творческих поисков ученых и специалистов физического воспитания с тех самых времен, когда урок приобрел статус основной формы организации физического воспитания учащихся.

Проблема структуры урока широко освещалась в отечественной литературе. Однако общепризнанного и исчерпывающего определения понятия «структура урока» пока нет ни в дидактике, ни в теории и методике физического воспитания. Это относится и к его составу, и к элементам, которые в своей совокупности составляют саму его структуру. В основу структуры урока входит -  деление урока на три части; при этом взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия. Справедливо и то, что решающей является именно структура деятельности преподавания и обучения.

Понимание урока как ограниченной во времени функциональной единицы процесса обучения, сущность которой заключается в непосредственном дидактическом взаимодействии педагога и коллектива учащихся и в результате которого достигается завершенная, но частичная цель обучения, обусловливает необходимость в еще большем связывании структуры урока с самим процессом обучения. Структура урока в одном случае будет в основном повторять структуру целостного обучения, а в другом - частично отразит данный процесс. За структурные элементы урока нельзя принимать такие его компоненты, как традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д. В качестве структурных элементов урока рассматриваются «шаги», обусловливающие движение к цели, т. е. усвоению его содержания. Содержание этих «шагов», их объем и порядок изменчивы, зависят от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процессов усвоения, состава группы  и методического почерка учителя.

В уроке физической культуры выделены его основные структурные элементы: организация внимания, подготовка организма, изучение нового, повторение, совершенствование, оценка степени усвоения, организация условий, снижение нагрузки, итоги урока и задание на дом.

Наименования этих элементов далеко не совершенны, однако именно из этих основных элементов складывается та или иная часть урока физической культуры. Части урока исторически сформировались как один из важнейших моментов, обусловливающих особенности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Если структура уроков, например, математики, биологии, географии, может иметь одну последовательность (рассказ учителя, требования в форме вопросов воспроизвести учебную информацию учителя, выполнение упражнений по заданному образцу) или другую (демонстрация способов деятельности, их воспроизведение обучающимися, решение задач с применением известного способа, но с некоторыми вариациями в условиях), то на уроках физической культуры такие вариации, резкие перемены в частях урока невозможны.

Части урока физической культуры сформировались в соответствии с логикой развертывания учебно-воспитательного процесса:

  1. постепенное вовлечение учащихся в познавательную деятельность
  2.  достижение требуемого уровня психофизического состояния учащихся;
  3. поддержание достигнутого уровня на протяжении определенного времени урока;
  4. постепенное доведение учащихся к состоянию, близкому к исходному
  5. переключение коллектива  учащихся на очередной вид деятельности в соответствии с режимом учебного процесса.

Здесь требуются четкая структура,  и строгий переход от одной части к другой в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений, навыков и развития двигательных качеств. Это также сопряжено с соблюдением оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока.

Однако части урока формируются из определенных циклов взаимодействия педагога и коллектива учащихся, своеобразных «шагов» движения учебно-воспитательного процесса на уроке.

Данная методическая разработка  представляет модель структуры урока, методические рекомендации  педагогу, три части урока и их содержание, критерий оценки знаний учащихся, выводы.

Содержание

 

 

1.Содержание урока физической культуры

2. Модель структуры урока

3. Части  урока

4. Типология уроков

5. Основные разновидности уроков

6. Модель учебно-педагогического процесса по предмету «Физическая культура»

7. Педагогическая (критерий) оценка урока

8. Заключение.

Просмотр содержимого документа
««Моделирование структуры урока физической культуры с позиции современного подхода к формированию ЗОЖ»»

Қазакстан Республикасы білім және ғылым министрлігі

Шығыс-Қазақстандық облыстық әкімшіліктің біліміның басқарулары

Семей бизнес колледжі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Управление образования Восточно-Казахстанской области

Бизнес колледж г. Семей





















Методическая разработка


«Моделирование структуры урока физической культуры с позиции современного подхода к формированию ЗОЖ»








Рассмотрено и одобрено

на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

Протокол №_____________

от «______»_________2011 года

зав.кафедры ___________________

/Садыкова Г.К./

Преподаватель Физического

воспитания Нечаева Т.Ю.










Семей қаласы – 2011-12 ж

Цель написания методической разработки.


Методическая разработка написана в помощь молодому преподавателю. Структура урока физической культуры, как и урока вообще, – объект пристального внимания и творческих поисков ученых и специалистов физического воспитания с тех самых времен, когда урок приобрел статус основной формы организации физического воспитания учащихся.

Проблема структуры урока широко освещалась в отечественной литературе. Однако общепризнанного и исчерпывающего определения понятия «структура урока» пока нет ни в дидактике, ни в теории и методике физического воспитания. Это относится и к его составу, и к элементам, которые в своей совокупности составляют саму его структуру. В основу структуры урока входит - деление урока на три части; при этом взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия. Справедливо и то, что решающей является именно структура деятельности преподавания и обучения.

Понимание урока как ограниченной во времени функциональной единицы процесса обучения, сущность которой заключается в непосредственном дидактическом взаимодействии педагога и коллектива учащихся и в результате которого достигается завершенная, но частичная цель обучения, обусловливает необходимость в еще большем связывании структуры урока с самим процессом обучения. Структура урока в одном случае будет в основном повторять структуру целостного обучения, а в другом - частично отразит данный процесс. За структурные элементы урока нельзя принимать такие его компоненты, как традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д. В качестве структурных элементов урока рассматриваются «шаги», обусловливающие движение к цели, т. е. усвоению его содержания. Содержание этих «шагов», их объем и порядок изменчивы, зависят от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процессов усвоения, состава группы и методического почерка учителя.

В уроке физической культуры выделены его основные структурные элементы: организация внимания, подготовка организма, изучение нового, повторение, совершенствование, оценка степени усвоения, организация условий, снижение нагрузки, итоги урока и задание на дом.

Наименования этих элементов далеко не совершенны, однако именно из этих основных элементов складывается та или иная часть урока физической культуры. Части урока исторически сформировались как один из важнейших моментов, обусловливающих особенности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Если структура уроков, например, математики, биологии, географии, может иметь одну последовательность (рассказ учителя, требования в форме вопросов воспроизвести учебную информацию учителя, выполнение упражнений по заданному образцу) или другую (демонстрация способов деятельности, их воспроизведение обучающимися, решение задач с применением известного способа, но с некоторыми вариациями в условиях), то на уроках физической культуры такие вариации, резкие перемены в частях урока невозможны.

Части урока физической культуры сформировались в соответствии с логикой развертывания учебно-воспитательного процесса:

  1. постепенное вовлечение учащихся в познавательную деятельность

  2. достижение требуемого уровня психофизического состояния учащихся;

  3. поддержание достигнутого уровня на протяжении определенного времени урока;

  4. постепенное доведение учащихся к состоянию, близкому к исходному

  5. переключение коллектива учащихся на очередной вид деятельности в соответствии с режимом учебного процесса.

Здесь требуются четкая структура, и строгий переход от одной части к другой в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений, навыков и развития двигательных качеств. Это также сопряжено с соблюдением оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока.

Однако части урока формируются из определенных циклов взаимодействия педагога и коллектива учащихся, своеобразных «шагов» движения учебно-воспитательного процесса на уроке.

Данная методическая разработка представляет модель структуры урока, методические рекомендации педагогу, три части урока и их содержание, критерий оценки знаний учащихся, выводы.

Содержание



1.Содержание урока физической культуры

2. Модель структуры урока

3. Части урока

4. Типология уроков

5. Основные разновидности уроков

6. Модель учебно-педагогического процесса по предмету «Физическая культура»

7. Педагогическая (критерий) оценка урока

8. Заключение.






































Физическая культура - основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении обучающегося к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физического воспитания, основанной на каком-либо одном, на­иболее существенном признаке их сходства и различия. Это обусловле­но тем, что каждый урок обладает одновременно несколькими харак­терными признаками и с одинаковым основанием может быть включен в разные классификации, составные, например, и по признаку пред­метного содержания, и по признаку преимущественной дидактической направленности уроков.

В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каж­дый из которых включает в себя однородные по функциональной на­правленности более мелкие элементы этого содержания:

1.   Учебный материал, представленный конкретным составом физи­ческих упражнений и связанных с ними знаний. Будучи объектом изучения, физические упражнения выражают специфику образо­вательной сущности урока физического воспитания, его предмет­ное содержание.

2.   Организационно – управленческая и контролирующая деятель­ность педагога:

- постановка задач урока, объяснение учебных за­даний, показ образцов практических действий.

- оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера;

- действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору ин­вентаря;

- руководство обучающимися на месте выполнения учеб­ных заданий - расположение, порядок выполнения, перемещения;

- организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников - наблюдения, оценка и учет успеваемости;

- изложение домашнего задания и подведение итогов урока.

Методические рекомендации: Реализация каждого из эле­ментов деятельности педагога сопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся и решением оздорови­тельных задач.

3. Учебно-познавательная деятельность учеников:

- восприятие и осмысливание дидактических задач;

- мысленное составление и последующая реализация проекта решения конкретных задач;

- саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий.

Методические рекомендации: Результаты учебно-познавательной деятель­ности обучающихся, служат главным критерием оценки качес­тва проведения урока.

Модель структуры урока – это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элемен­тов его содержания. Структура урока обеспечивает внутреннюю функцио­нальную связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продук­тивность их взаимодействия в решении намеченных задач.

Таким образом, основными структурными единицами урока явля­ются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних.

Внешние проявления отражают содержатель­но-организационную сущность учебно-воспитательного процесса и ви­зуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учеб­ной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обу­чения, воспитания и организация занимающихся.

Одной из отличительных черт современного урока физкультуры яв­ляется вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных воз­можностей и уровня готовности, занимающихся к усвоению учебного материала. Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока. Модель структуры урока – это ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.
Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала. Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяется последовательность его изучения и методические приёмы обучения. Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.

Методические рекомендации: Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.
После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятия.

Таким образом, в построении каждого урока различаются три части:

1. Первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной:

Вводная часть – 20 -25 мин.

Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить организм занимающихся к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений.

Содержание: элементы строя, гимнастические перестроения, ходьба в сочетании с

дополнительными движениями рук, ног, туловища; бег, прыжки, общеразвивающие и

танцевальные упражнения, игры.

2. Вторая часть – направленная на выполнение основных задач урока, условно называется основной:

Основная часть – 60 - 65 мин.

Задачи: решение основных задач урока – изучение нового, повторение с целью совершенствования в выполнении пройденного материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, смелости.
Содержание: ОРУ без предметов и с предметами, танцевальные упражнения, ходьба, бег, метания, прыжки, лазанье и перелазание, висы, акробатические упражнения, равновесие, игры с большой подвижностью и др. В основную часть урока может быть включён любой материал из программы данного раздела (легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, гимнастика, национальные игры, туризм ).

3. Третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.

Заключительная часть – 5-10 мин.

Задачи: обеспечит постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями во второй части урока, к относительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать задание на дом, организованно перейти к новым действиям (организованный уход из зала).
Содержание: построение, ходьба, ходьба с песней, ритмические и танцевальные упражнения, дыхательные упражнения, спокойные игры, заключительное слово учителя, задание на дом.

Методические рекомендации: Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

Овладение физическими упражнениями требует организации актив­ной деятельности учащихся в соответствии с определенными психоло­гическими и физиологическими закономерностями. Учет этих законо­мерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функцио­нально связанных составных частей (вводно-подготовительной, основ­ной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структур­ными единицами. Последовательность расположения этих частей от­ражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.

Вводно-подготовительная часть урока обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности учащихся в основной части.

За­дачи и содержание:

1.   Начальная организация учащихся (построение, рапорт о го­товности к занятиям, строевые упражнения на месте).

2.   Создание целевой установки (сообщение задач урока).

3.   Обеспечение благоприятного психического и эмоционального со­стояния (выполнение упражнений фронтально, с использованием мелкого инвентаря или игрового метода).

4.   Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активи­зация функций организма (выполнение усвоенных ранее или под­дающихся быстрому овладению несложных физических упражне­ний, различных сочетаний ходьбы, бега, подскоков с постепенно возрастающей, но умеренной нагрузкой).

5.   Обеспечение решения специфических задач основной части уро­ка (подводящие и подготовительные упражнения к основной части урока).

Методические рекомендации. Хорошая организация учащихся – необходимое условие полноценного проведения урока. По звонку на урок учащиеся должны быть построены. После построения физорг, в присутствии учителя подаёт команды «Равняйсь!», «Смирно!». После команды «Смирно!» учитель приветствует учащихся. Также рапорт может быть подан в письменном виде. С этого организационного момента должен начинаться каждый урок.
Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчёта, со свободных действий учащихся, с упражнений типа заданий и игр. Это зависит от плана урока и эмоционального состояния учащихся (например, после контрольной работы или эмоционального урока лучше применить игры или упражнения типа заданий, и наоборот, если учащиеся пришли на урок слишком спокойными, с ними можно сразу изучать новый материал – элементы строя и перестроения).
В начале вводной части учитель знакомит учащихся с задачами урока. Учитель включает в урок упражнения, которые необходимы для проведения вводной части в соответствии с задачами и содержанием урока. Упражнения подбираются такие, которые в сумме обеспечивали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы учащимся, чтобы не затрачивать много времени на их разучивание. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) применяются как средства общей подготовки и как подводящие к тем видам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычно проводятся в конце вводной части урока.

Игры во вводной части урока применяются, как правило, организующие, с элементами строя, не вызывающие резкого возбуждения. Частично вводная часть может быть использована для изучения нового материала, состоящего из элементов строя и гимнастических перестроений.
Методические рекомендации. Если уроки проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает задача хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается количество ОРУ, темп выполнения предлагается более быстрый и времени на вводную часть урока затрачивается несколько больше. Во вводную часть уроков лыжной подготовки , как правило, входят: построение учащихся, организованный переход и передвижение на лыжах к месту занятий, ОРУ, «разогревание» организма учащихся путём проведения игр или произвольного передвижения на лыжах.

Основная часть урока предназначена для углубленного решения об­разовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмот­ренных учебной программой и планом урока:

а) общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функци­ональных возможностей организма;

б) обучение технике упражнений в целях развития способности управлять движениями собственного тела;

в) формирование специальных знаний;

г) развитие основных и специ­альных двигательных качеств;

д) воспитание нравственных, интеллек­туальных и волевых качеств.

Содержание этой части урока определяет­ся учебным материалом программы.

Резкой границы между вводной и основной частью урока нет. Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной. Самоназвание, хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока. В основную часть урока можно включить любой программный материал. ОРУ применяются здесь как для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений. Упражнения с предметами и для осанки могут быть включены для решения частной задачи – овладения этими видами движений.
Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражнения в лазанье, равновесии, висах, акробатические упражнения, переползание вводятся в основную часть урока для решения конкретных педагогических задач, а также с целью значительного физиологического воздействия.

Методические рекомендации. На уроках всегда проводятся подвижные (спортивные) игры. Они обычно включаются в основную часть урока. Часто игры становятся средством решения одной из конкретных задач основной части урока, а иногда занимают по времени почти всю основную часть, и изучение их становится единственной конкретной задачей урока.
Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырёх видов физических упражнений. В основной части уроков лыжной подготовки имеет место передвижение на лыжах, спуски и подъёмы на склонах, игры на лыжах.

Большое значение имеет правильное расположение практического материала внутри основной части. В начале основной части изучается новый материал и упражнения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения. Упражнения, связанные со значительной нагрузкой на организм, проводятся после упражнений с меньшей нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастания нагрузки. Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый материал не включается в основную часть урока, то совершенствование пройденного начинается с менее знакомых упражнений.
Методические рекомендации. Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части урока практикуется усложнение условий выполнения упражнений. Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональное состояние учащихся (прежде всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтобы повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отразилось на выполнении технически трудных и точных движений. На уроках физической культуры регулярно учитывается степень усвоения учащимися пройденного материала. По большинству видов физических упражнений это делается в основной части урока. При этом вначале осуществляется подготовка к выполнению упражнений, а затем проводится учёт знаний, умений и навыков.

Заключительная часть урока имеет целью приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состоя­ние и создание установки на эту деятельность.

Типичные задачи и со­держание:

а) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передви­жений с постепенным снижением темпа, упражнения на расслабление мышц и осанку);

б) регулирование эмоционального состояния (успока­ивающие подвижные игры, упражнения на внимание);

в) подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой результатов деятель­ности занимающихся;

г) сообщение домашнего задания.

Правильно проведённая основная часть урока вызывает у учащихся некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания. Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм учащихся необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока. Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путём применения простых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр. В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, делает замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом. Заканчивается урок организованным уходом учащихся из зала (с площадки).



Одним из вариантов является классификация, основанная на несколь­ких взаимоподчиненных признаках, позволяющих представить все мно­гообразие уроков физического воспитания в определенной иерархии. Наиболее общая типология уроков в этой классификации построена с учетом направленности физического воспитания (см. «Основные направ­ления советской системы физического воспитания»):

I.  Уроки общего физического воспитания, используемые в целях обес­печения базы здоровья, общего физического образования, разно­стороннего физического развития, а также для решения частных задач в других направлениях физического воспитания. Подобные уроки используются чаще всего в физическом воспитании учащихся или взрослого контингента занимающихся, не специализирую­щихся в каком-либо виде физических упражнений. Их содержа­ние строится на основе комплексирования самых разнообразных средств физического воспитания, включая естественные силы при­роды и гигиенические факторы.

II. Уроки физического воспитания с профессиональной направленнос­тью, имеющие целью обеспечение физической готовности к овла­дению различными видами трудовой и оборонной деятельности. Их содержание определяется характером конкретных профессий и предполагаемых влияний факторов окружающей среды.

III.  Уроки физического воспитания со спортивной направленностью, обеспечивающие специализацию в избранном виде упражнений и готовность к участию в соревнованиях для достижения максималь­ных результатов в конкретном виде спорта.

IV.  Уроки лечебной физической культуры, представляющие физкультурно- реабилитационное направление физического воспитания, применяются для восстановления нарушенных в результате трав­мы или заболевания форм и функций организма. Их содержание обусловлено характером нарушений восстановительных процес­сов, связью с другими средствами лечения.

В границах каждой из охарактеризованных групп выделяют под­группы уроков, различаемых по частным признакам. Например, по признаку преимущественного использования конкрет­ных видов упражнений в рамках общего физического воспитания раз­личают уроки гимнастические, игровые, легкоатлетические и др., а так­же комплексные, включающие элементы гимнастики, легкой атлетики, игр и других видов упражнений. Далее выделяют уроки с еще более уз­ким предметным содержанием: основной или снарядовой гимнастики, акробатических упражнений, подвижных игр, баскетбольных упражне­ний и т.д. В рамках спортивной подготовки выделяют по предметному содержанию уроки спортивной гимнастики, легкой атлетики, баскетбо­ла и т.д., а также тренировочные уроки бегуна, метателя и т.п. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью класси­фицируются по роду профессий и воинских специальностей, а уроки ле­чебной физической культуры – по роду заболеваний.

По признаку преимущественной направленности на решение оздо­ровительных, воспитательных или образовательных задач различают четыре разновидности уроков:

1.  Уроки комбинированные, в которых примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. На­иболее часто такие уроки применяются в процессе общего физичес­кого воспитания.

2.  Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью мо­гут проводиться в двух вариантах: первый — развивающие (форми­рующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй – восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направ­ленные на восстановление сил и работоспособности. Те и другие, естественно, способствуют общему выздоровлению.

3.  Уроки с преимущественно воспитательной направленностью, диф­ференцируемые в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.

4.  Уроки с преимущественно образовательной направленностью. Они подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидакти­ческих задач, что характерно, прежде всего, для школьного урока физической культуры, в котором при единстве оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности ведущими все же являются задачи обучения:

1)  вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, изу­чения нового раздела программы, серии уроков. Главным на этих уроках является ознакомление учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, норматив­ными требованиями, а также выявление способности класса и от­дельных учеников, степени готовности их к усвоению нового ма­териала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выполнение уча­щимися практических заданий (обычно групповых), дающих пред­ставление об их подготовленности;

2)   уроки изучения нового материала. Основная задача – ознакомле­ние учащихся с новыми двигательными действиями с выделением главного, требующего особого внимания. Это осуществляется осо­бым путем показа и демонстрации в сочетании с методами слова, обязательным практическим опробованием двигательных действий

в целом или по частям на основе восстановления ранее усвоенных знаний и умений;

3)   уроки совершенствования применяются для углубленного изуче­ния и закрепления пройденного в усложненных условиях (введе­ние лимита времени, изменение внешних условий и т.п.) или спе­циального воспитания физических качеств с помощью усвоенных упражнений. Задачи обучения ставятся предельно конкретно с ак­центом на совершенствование отдельных компонентов техники. Повышаются интенсивность выполнения упражнений и моторная плотность уроков. Широко используются групповой и индивиду­альный способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, задания творческого характера по выбору вариантов ре­шения двигательных задач. Вводно-подготовительная часть урока сокращается по времени, а заключительная требует относительно больших затрат времени на восстановление;

4)   контрольные (проверочные, учетные, оценочные) уроки предназна­чены для выявления поэтапных и конечных результатов и оценки качеств учебной работы по теме или разделу программы.

В уроках создаются оптимальные условия для демонстрации каж­дым учащимся собственных достижений: специальная разминка, опро­бование снарядов и мест выполнения упражнений, пробные попытки и т.п. Предварительно учащихся знакомят с критериями оценки, а пос­ле выполнения контрольного задания аргументируют выставляемую оценку и разъясняют пути повышения успеваемости.

Смешанные уроки содержат примерно в равной пропорции элемен­ты уроков других типов. Разноплановость образовательных задач обус­ловливает своеобразие размещения учебного материала в таких уро­ках. Например, помимо вводно-подготовительной части урока часто используются дополнительные разминки в основной части непосредс­твенно перед решением очередной задачи; обучение новому материа­лу или выполнение упражнения на оценку должны предшествовать за­креплению пройденного; развитие равновесия, быстроты и ловкости планируется до заданий, по развитию силы и выносливости.

Знание типологии уроков позволяет учителю выбрать ту организацию урока, которая в наибольшей мере соответствует поставленным задачам.


Модель учебно-педагогического процесса по предмету «Физическая культура»



Педагогическая (критерий) оценка урока


Педагогическая оценка урока

а) сопоставление и оценка средств и методов, применяемых для решения поставленных задач;

б) эффектив­ность применения средств и методов;

в) усвоение учащимися учебного материала;

г) индивидуализация требований.

Критерии оценок по предмету Физическая культура

Балл «5» ставится за такие знания, когда:

а) ученик обнаруживает усвоение всего объема программного ма­териала,

б) выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при выполнении технических приемов и тактических действий по раздела ФК

в) свободно применяет полученные знания на практике,

г) не допускает ошибок в воспро­изведении изученного материала, выполняет технические действия уверенно и правильно.

Балл «4» ставится, когда:

а) ученик знает весь изу­ченный материал.

б) выполняет технические приемы и тактические действия без особых затруднений.

в) умеет применять полученные знания на практике.

г) в технических приемах и тактических действиях не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью преподавателя.

Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как прави­ло, характеризуются высоким понятийным уровнем, высоким уровнем развития физических качеств, двигательных умений и навыков.

Оценка «3» ставится за знания, когда:

а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испы­тывает затруднение при его самостоятельном воспроиз­ведении и требует дополнительных и уточняющих методических указаний со стороны учителя

б) предпочитает выполнять тактические действия и технические приемы не вызывающие затруднения.

в) допускает ошибки в выполнении тактических действий и технических приемов, имеющих более сложную координацию.

Знания, оцениваемые баллом «3» зачастую находятся на уровне представлений, сочетающихся с частичным воспроизведением

Балл «2» ставится,

а) когда у ученика имеются отдель­ные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена, а в технических приемах и тактических действиях допускаются грубые ошибки

б) отказ от выполнения практических умений и навыков

Балл «1» ставится за полное незнание учеником пройденного ма­териала

Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями

Критерии успеваемости по технике владения двигательными действиями таковы:

оценка «5» — двигательное действие выполнено пра­вильно (заданным способом), точно в надлежа­щем темпе, легко и четко;

оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая ско­ванность движений;

оценка «3» — двигательное дей­ствие выполнено в основном правильно, но допущены одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напря­женному выполнению;

оценка «2» — двигательное дей­ствие выполнено неправильно, с грубыми ошиб­ками, неуверенно, нечетко.

Критерии умений осуществлять физ­культурно-оздоровительную деятельность могут быть следующими:

оценка «5» — учащийся; демонстри­рует полный и разнообразный комплекс упраж­нений, направленных на развитие конкретного физического качества, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применять в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его;

оценка «4»— имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности;

оценка «3» — учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демон­страции комплексов упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подбо­ре инвентаря, удовлетворительно контролирует ход и итоги выполнения задания;

оценка «2» — учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности.

Критериями оценки по физической культуре, должны выступать и каче­ственные, и количественные показатели.

Качественным показателем успеваемости яв­ляется степень овладения программным мате­риалом — знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздорови­тельной и спортивной деятельности. Данные со­ставляющие учебной программы — один из основных в оценке успеваемости по физической культуре. Но в свете современной концепции фи­зического воспитания учащихся этого мало, по­скольку они не учитывают важнейшие, стороны физической культуры личности ученика — систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жиз­ни. Более широкий подход к качественным критериям оценки успеваемости, когда, наряду с овладением программным материалом, в равной мере учитываются эти показатели, на наш взгляд, будет более продуктивно способствовать приоб­щению каждого ученика к ценностям физиче­ской культуры, а физическая культура из обяза­тельного предмета превратится в необходимую составляющую образа жизни.

К количественным показателям успеваемости относится уровень физической подготовленно­сти, складывающийся обычно из показателей развития основных физических качеств (спо­собностей): силы, быстроты, выносливости, гиб­кости, координации и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т. п.). Эти показатели определяются результатами выполнения учебных нормативов программы, разработанных на основании измерения уровней (высокий, средний, низкий) развития физических качеств в больших группах учащихся соответству­ющего возраста и пола. Количественные показа­тели, с одной стороны, как бы объективизируют и упрощают определение оценки (отметки) успеваемости по физической культуре, а с другой стороны, о чем уже шла речь в начале статьи, ведут к односторонности оценки, игнорированию многих вышеназванных качественных критериев оценки успеваемости. Поэтому количественные показатели должны быть лишь одним из слагае­мых общей (всесторонней) оценки успеваемости по физической культуре в сочетании с глубоким качественным анализом результатов деятельно­сти, достижений и недостатков конкретного ученика. Точные количественные показатели важны, прежде всего, для объективного контроля за ходом физического развития, подготовленно­сти учащегося, состояния его здоровья. И одни они не могут определять оценку успеваемости по физической культуре. Отметка по физической культуре за выполнение нормативов по физиче­ской подготовленности будет выполнять стиму­лирующую и воспитательную роль только в том случае, если будут оцениваться показатели физической подготовленности, достигнутые уче­ником не в данный момент, а за определенное, довольно длительное время. Иначе говоря, ориентироваться надо не на наличный уровень развития физических качеств, а на темп (динами­ку) изменения их за заданный период!

Методические рекомендации: Оценивая уровень физической подготовленно­сти, следует принимать во внимание два показа­теля: выполнение нормативов комплексной программы по физическому воспитанию на отметки «5», «4», «3» и реальное улучшение (сдвиги) подготовленности обучающегося в соответству­ющих показателях за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях физических качеств учителю необходимо прини­мать во внимание особенности развития этих качеств, динамику их изменения у детей опреде­ленного возраста, исходный уровень у конкрет­ного ученика. При прогнозировании прироста скоростных способностей, которые являются более консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в бе­ге умеренной интенсивности и силовой выносли­вости темпы прироста могут быть значительно выше. При оценке темпов прироста на отметки «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каж­дом конкретном случае предсказание этих темпов осуществить невозможно.

Методические рекомендации: При тестировании балльные оценки не применяют. Ведь тесты определяют не учебные успехи -обучающихся, а их способности (функциональные возможности организма), природные задат­ки (поэтому применяют оценки «высокий уровень физического развития», «средний», «низкий»). Тестирование в основном призвано показать, по каким направлениям педагогу необходимо рабо­тать с тем или иным учеником. Отметка должна оценивать продвижение учащихся в овладении учебной программой, а не свидетельствовать об их способностях, тем более что нередко менее способные ребята могут достичь значительных успехов не за счет природных физических задатков, а при помощи усиленной работы, усердия.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцени­ваются на общих основаниях. За исключением, тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Оценка успеваемости — балльная.

Учащиеся специальной медицинской труппы оцениваются по выполнению ими доступных двигательных действий, овладению учебным разделом «Основы знаний», умениями, осуще­ствлять физкультурно-оздоровительную деяте­льность. В зависимости от посещаемости заня­тий им ставится «зачтено» (учащийся посетил 60—70% занятий) или «не зачтено».


Заключение


Цель подготовительной части - посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося. Систематическое выполнение строевых упражнений направлено на формирование правильной осанки, двигательной культуры. Правильный подбор упражнений в движении, ходьбе, беге способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.

В основной части урока с наибольшей эффективностью должны быть использованы оборудование, инвентарь, технические средства, чем достигается постоянная занятость учащихся, высокая плотность урока. В ней учитель решает одну задачу по изучению нового материала и две-три задачи на закрепление пройденного.

Заключительная часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, дается домашнее задание.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!