Қазакстан Республикасы білім және ғылым министрлігі
Шығыс-Қазақстандық облыстық әкімшіліктің біліміның басқарулары
Семей бизнес колледжі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управление образования Восточно-Казахстанской области
Бизнес колледж г. Семей

Методическая разработка
«Моделирование структуры урока физической культуры с позиции современного подхода к формированию ЗОЖ»
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры гуманитарных дисциплин Протокол №_____________ от «______»_________2011 года зав.кафедры ___________________ /Садыкова Г.К./ | Преподаватель Физического воспитания Нечаева Т.Ю. |
Семей қаласы – 2011-12 ж
Цель написания методической разработки.
Методическая разработка написана в помощь молодому преподавателю. Структура урока физической культуры, как и урока вообще, – объект пристального внимания и творческих поисков ученых и специалистов физического воспитания с тех самых времен, когда урок приобрел статус основной формы организации физического воспитания учащихся.
Проблема структуры урока широко освещалась в отечественной литературе. Однако общепризнанного и исчерпывающего определения понятия «структура урока» пока нет ни в дидактике, ни в теории и методике физического воспитания. Это относится и к его составу, и к элементам, которые в своей совокупности составляют саму его структуру. В основу структуры урока входит - деление урока на три части; при этом взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия. Справедливо и то, что решающей является именно структура деятельности преподавания и обучения.
Понимание урока как ограниченной во времени функциональной единицы процесса обучения, сущность которой заключается в непосредственном дидактическом взаимодействии педагога и коллектива учащихся и в результате которого достигается завершенная, но частичная цель обучения, обусловливает необходимость в еще большем связывании структуры урока с самим процессом обучения. Структура урока в одном случае будет в основном повторять структуру целостного обучения, а в другом - частично отразит данный процесс. За структурные элементы урока нельзя принимать такие его компоненты, как традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д. В качестве структурных элементов урока рассматриваются «шаги», обусловливающие движение к цели, т. е. усвоению его содержания. Содержание этих «шагов», их объем и порядок изменчивы, зависят от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процессов усвоения, состава группы и методического почерка учителя.
В уроке физической культуры выделены его основные структурные элементы: организация внимания, подготовка организма, изучение нового, повторение, совершенствование, оценка степени усвоения, организация условий, снижение нагрузки, итоги урока и задание на дом.
Наименования этих элементов далеко не совершенны, однако именно из этих основных элементов складывается та или иная часть урока физической культуры. Части урока исторически сформировались как один из важнейших моментов, обусловливающих особенности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Если структура уроков, например, математики, биологии, географии, может иметь одну последовательность (рассказ учителя, требования в форме вопросов воспроизвести учебную информацию учителя, выполнение упражнений по заданному образцу) или другую (демонстрация способов деятельности, их воспроизведение обучающимися, решение задач с применением известного способа, но с некоторыми вариациями в условиях), то на уроках физической культуры такие вариации, резкие перемены в частях урока невозможны.
Части урока физической культуры сформировались в соответствии с логикой развертывания учебно-воспитательного процесса:
постепенное вовлечение учащихся в познавательную деятельность
достижение требуемого уровня психофизического состояния учащихся;
поддержание достигнутого уровня на протяжении определенного времени урока;
постепенное доведение учащихся к состоянию, близкому к исходному
переключение коллектива учащихся на очередной вид деятельности в соответствии с режимом учебного процесса.
Здесь требуются четкая структура, и строгий переход от одной части к другой в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений, навыков и развития двигательных качеств. Это также сопряжено с соблюдением оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока.
Однако части урока формируются из определенных циклов взаимодействия педагога и коллектива учащихся, своеобразных «шагов» движения учебно-воспитательного процесса на уроке.
Данная методическая разработка представляет модель структуры урока, методические рекомендации педагогу, три части урока и их содержание, критерий оценки знаний учащихся, выводы.
Содержание
1.Содержание урока физической культуры
2. Модель структуры урока
3. Части урока
4. Типология уроков
5. Основные разновидности уроков
6. Модель учебно-педагогического процесса по предмету «Физическая культура»
7. Педагогическая (критерий) оценка урока
8. Заключение.
Физическая культура - основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки она проявляется в отношении обучающегося к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в единстве знаний, убеждений, ценностных ориентации и в их практическом воплощении.
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования. Она характеризует свободное, сознательное самоопределение личности, которая на разных этапах жизненного развития из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.
В настоящее время не существует общепринятой классификации уроков физического воспитания, основанной на каком-либо одном, наиболее существенном признаке их сходства и различия. Это обусловлено тем, что каждый урок обладает одновременно несколькими характерными признаками и с одинаковым основанием может быть включен в разные классификации, составные, например, и по признаку предметного содержания, и по признаку преимущественной дидактической направленности уроков.
В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:
1. Учебный материал, представленный конкретным составом физических упражнений и связанных с ними знаний. Будучи объектом изучения, физические упражнения выражают специфику образовательной сущности урока физического воспитания, его предметное содержание.
2. Организационно – управленческая и контролирующая деятельность педагога:
- постановка задач урока, объяснение учебных заданий, показ образцов практических действий.
- оказание помощи и страховки, замечания и указания корректирующего характера;
- действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря;
- руководство обучающимися на месте выполнения учебных заданий - расположение, порядок выполнения, перемещения;
- организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников - наблюдения, оценка и учет успеваемости;
- изложение домашнего задания и подведение итогов урока.
Методические рекомендации: Реализация каждого из элементов деятельности педагога сопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся и решением оздоровительных задач.
3. Учебно-познавательная деятельность учеников:
- восприятие и осмысливание дидактических задач;
- мысленное составление и последующая реализация проекта решения конкретных задач;
- саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий.
Методические рекомендации: Результаты учебно-познавательной деятельности обучающихся, служат главным критерием оценки качества проведения урока.
Модель структуры урока – это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структура урока обеспечивает внутреннюю функциональную связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продуктивность их взаимодействия в решении намеченных задач.
Таким образом, основными структурными единицами урока являются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних.
Внешние проявления отражают содержательно-организационную сущность учебно-воспитательного процесса и визуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учебной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обучения, воспитания и организация занимающихся.
Одной из отличительных черт современного урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности, занимающихся к усвоению учебного материала. Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока. Модель структуры урока – это ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.
Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала. Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяется последовательность его изучения и методические приёмы обучения. Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.
Методические рекомендации: Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.
После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятия.
Таким образом, в построении каждого урока различаются три части:
1. Первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной:
Вводная часть – 20 -25 мин.
Задачи: организовать учащихся, объяснить задачи урока, подготовить организм занимающихся к предстоящей физической нагрузке и выполнению упражнений.
Содержание: элементы строя, гимнастические перестроения, ходьба в сочетании с
дополнительными движениями рук, ног, туловища; бег, прыжки, общеразвивающие и
танцевальные упражнения, игры.
2. Вторая часть – направленная на выполнение основных задач урока, условно называется основной:
Основная часть – 60 - 65 мин.
Задачи: решение основных задач урока – изучение нового, повторение с целью совершенствования в выполнении пройденного материала, овладение учащимися двигательными умениями и навыками, развитие быстроты, ловкости, решительности, смелости.
Содержание: ОРУ без предметов и с предметами, танцевальные упражнения, ходьба, бег, метания, прыжки, лазанье и перелазание, висы, акробатические упражнения, равновесие, игры с большой подвижностью и др. В основную часть урока может быть включён любой материал из программы данного раздела (легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, гимнастика, национальные игры, туризм ).
3. Третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.
Заключительная часть – 5-10 мин.
Задачи: обеспечит постепенный переход от напряжения и возбуждения, вызванных занятиями во второй части урока, к относительно спокойному состоянию; подвести итоги урока, дать задание на дом, организованно перейти к новым действиям (организованный уход из зала).
Содержание: построение, ходьба, ходьба с песней, ритмические и танцевальные упражнения, дыхательные упражнения, спокойные игры, заключительное слово учителя, задание на дом.
Методические рекомендации: Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.
Овладение физическими упражнениями требует организации активной деятельности учащихся в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этих закономерностей обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей (вводно-подготовительной, основной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структурными единицами. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.
Вводно-подготовительная часть урока обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности учащихся в основной части.
Задачи и содержание:
1. Начальная организация учащихся (построение, рапорт о готовности к занятиям, строевые упражнения на месте).
2. Создание целевой установки (сообщение задач урока).
3. Обеспечение благоприятного психического и эмоционального состояния (выполнение упражнений фронтально, с использованием мелкого инвентаря или игрового метода).
4. Общее разогревание, постепенное втягивание и умеренная активизация функций организма (выполнение усвоенных ранее или поддающихся быстрому овладению несложных физических упражнений, различных сочетаний ходьбы, бега, подскоков с постепенно возрастающей, но умеренной нагрузкой).
5. Обеспечение решения специфических задач основной части урока (подводящие и подготовительные упражнения к основной части урока).
Методические рекомендации. Хорошая организация учащихся – необходимое условие полноценного проведения урока. По звонку на урок учащиеся должны быть построены. После построения физорг, в присутствии учителя подаёт команды «Равняйсь!», «Смирно!». После команды «Смирно!» учитель приветствует учащихся. Также рапорт может быть подан в письменном виде. С этого организационного момента должен начинаться каждый урок.
Вводная часть урока может начинаться с поворотов, ходьбы, расчёта, со свободных действий учащихся, с упражнений типа заданий и игр. Это зависит от плана урока и эмоционального состояния учащихся (например, после контрольной работы или эмоционального урока лучше применить игры или упражнения типа заданий, и наоборот, если учащиеся пришли на урок слишком спокойными, с ними можно сразу изучать новый материал – элементы строя и перестроения).
В начале вводной части учитель знакомит учащихся с задачами урока. Учитель включает в урок упражнения, которые необходимы для проведения вводной части в соответствии с задачами и содержанием урока. Упражнения подбираются такие, которые в сумме обеспечивали бы разностороннее влияние на организм. Они должны быть достаточно знакомы учащимся, чтобы не затрачивать много времени на их разучивание. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) применяются как средства общей подготовки и как подводящие к тем видам, которые будут изучаться в основной части. Подводящие упражнения обычно проводятся в конце вводной части урока.
Игры во вводной части урока применяются, как правило, организующие, с элементами строя, не вызывающие резкого возбуждения. Частично вводная часть может быть использована для изучения нового материала, состоящего из элементов строя и гимнастических перестроений.
Методические рекомендации. Если уроки проводятся на площадке в прохладную погоду, то перед учителем возникает задача хорошо «разогреть» организм. В этом случае увеличивается количество ОРУ, темп выполнения предлагается более быстрый и времени на вводную часть урока затрачивается несколько больше. Во вводную часть уроков лыжной подготовки , как правило, входят: построение учащихся, организованный переход и передвижение на лыжах к месту занятий, ОРУ, «разогревание» организма учащихся путём проведения игр или произвольного передвижения на лыжах.
Основная часть урока предназначена для углубленного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, предусмотренных учебной программой и планом урока:
а) общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствование функциональных возможностей организма;
б) обучение технике упражнений в целях развития способности управлять движениями собственного тела;
в) формирование специальных знаний;
г) развитие основных и специальных двигательных качеств;
д) воспитание нравственных, интеллектуальных и волевых качеств.
Содержание этой части урока определяется учебным материалом программы.
Резкой границы между вводной и основной частью урока нет. Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной. Самоназвание, хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока. В основную часть урока можно включить любой программный материал. ОРУ применяются здесь как для достижения умеренного физиологического эффекта, так и для подготовки к другим основным видам упражнений. Упражнения с предметами и для осанки могут быть включены для решения частной задачи – овладения этими видами движений.
Различные виды ходьбы и бега, прыжков, метаний, упражнения в лазанье, равновесии, висах, акробатические упражнения, переползание вводятся в основную часть урока для решения конкретных педагогических задач, а также с целью значительного физиологического воздействия.
Методические рекомендации. На уроках всегда проводятся подвижные (спортивные) игры. Они обычно включаются в основную часть урока. Часто игры становятся средством решения одной из конкретных задач основной части урока, а иногда занимают по времени почти всю основную часть, и изучение их становится единственной конкретной задачей урока.
Для разностороннего воздействия на учащихся и усвоения ими возможно большего количества движений в основную часть урока включается от двух до четырёх видов физических упражнений. В основной части уроков лыжной подготовки имеет место передвижение на лыжах, спуски и подъёмы на склонах, игры на лыжах.
Большое значение имеет правильное расположение практического материала внутри основной части. В начале основной части изучается новый материал и упражнения, требующие наибольшего внимания и точности выполнения. Упражнения, связанные со значительной нагрузкой на организм, проводятся после упражнений с меньшей нагрузкой. Тем самым осуществляется принцип постепенного нарастания нагрузки. Совершенствование пройденного материала проводится после изучения нового. Если новый материал не включается в основную часть урока, то совершенствование пройденного начинается с менее знакомых упражнений.
Методические рекомендации. Для совершенствования двигательных навыков и воспитания волевых качеств в основной части урока практикуется усложнение условий выполнения упражнений. Упражнения, которые быстро и сильно повышают эмоциональное состояние учащихся (прежде всего игры), проводятся в конце основной части урока. Это делается для того, чтобы повышенное эмоциональное состояние учащихся, вызванное играми, не отразилось на выполнении технически трудных и точных движений. На уроках физической культуры регулярно учитывается степень усвоения учащимися пройденного материала. По большинству видов физических упражнений это делается в основной части урока. При этом вначале осуществляется подготовка к выполнению упражнений, а затем проводится учёт знаний, умений и навыков.
Заключительная часть урока имеет целью приведение организма в оптимальное для последующей деятельности функциональное состояние и создание установки на эту деятельность.
Типичные задачи и содержание:
а) снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (различные варианты передвижений с постепенным снижением темпа, упражнения на расслабление мышц и осанку);
б) регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, упражнения на внимание);
в) подведение итогов урока с оценкой учителем и самооценкой результатов деятельности занимающихся;
г) сообщение домашнего задания.
Правильно проведённая основная часть урока вызывает у учащихся некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания. Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм учащихся необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока. Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путём применения простых построений, ходьбы, ритмических и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр. В конце урока учащиеся выстраиваются, учитель подводит итоги, указывает на положительные стороны и недостатки, делает замечания отдельным учащимся и повторяет задание на дом. Заканчивается урок организованным уходом учащихся из зала (с площадки).

Одним из вариантов является классификация, основанная на нескольких взаимоподчиненных признаках, позволяющих представить все многообразие уроков физического воспитания в определенной иерархии. Наиболее общая типология уроков в этой классификации построена с учетом направленности физического воспитания (см. «Основные направления советской системы физического воспитания»):
I. Уроки общего физического воспитания, используемые в целях обеспечения базы здоровья, общего физического образования, разностороннего физического развития, а также для решения частных задач в других направлениях физического воспитания. Подобные уроки используются чаще всего в физическом воспитании учащихся или взрослого контингента занимающихся, не специализирующихся в каком-либо виде физических упражнений. Их содержание строится на основе комплексирования самых разнообразных средств физического воспитания, включая естественные силы природы и гигиенические факторы.
II. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью, имеющие целью обеспечение физической готовности к овладению различными видами трудовой и оборонной деятельности. Их содержание определяется характером конкретных профессий и предполагаемых влияний факторов окружающей среды.
III. Уроки физического воспитания со спортивной направленностью, обеспечивающие специализацию в избранном виде упражнений и готовность к участию в соревнованиях для достижения максимальных результатов в конкретном виде спорта.
IV. Уроки лечебной физической культуры, представляющие физкультурно- реабилитационное направление физического воспитания, применяются для восстановления нарушенных в результате травмы или заболевания форм и функций организма. Их содержание обусловлено характером нарушений восстановительных процессов, связью с другими средствами лечения.
В границах каждой из охарактеризованных групп выделяют подгруппы уроков, различаемых по частным признакам. Например, по признаку преимущественного использования конкретных видов упражнений в рамках общего физического воспитания различают уроки гимнастические, игровые, легкоатлетические и др., а также комплексные, включающие элементы гимнастики, легкой атлетики, игр и других видов упражнений. Далее выделяют уроки с еще более узким предметным содержанием: основной или снарядовой гимнастики, акробатических упражнений, подвижных игр, баскетбольных упражнений и т.д. В рамках спортивной подготовки выделяют по предметному содержанию уроки спортивной гимнастики, легкой атлетики, баскетбола и т.д., а также тренировочные уроки бегуна, метателя и т.п. Уроки физического воспитания с профессиональной направленностью классифицируются по роду профессий и воинских специальностей, а уроки лечебной физической культуры – по роду заболеваний.
По признаку преимущественной направленности на решение оздоровительных, воспитательных или образовательных задач различают четыре разновидности уроков:
1. Уроки комбинированные, в которых примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания. Наиболее часто такие уроки применяются в процессе общего физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью могут проводиться в двух вариантах: первый — развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй – восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности. Те и другие, естественно, способствуют общему выздоровлению.
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью, дифференцируемые в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью. Они подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидактических задач, что характерно, прежде всего, для школьного урока физической культуры, в котором при единстве оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности ведущими все же являются задачи обучения:
1) вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, изучения нового раздела программы, серии уроков. Главным на этих уроках является ознакомление учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, нормативными требованиями, а также выявление способности класса и отдельных учеников, степени готовности их к усвоению нового материала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выполнение учащимися практических заданий (обычно групповых), дающих представление об их подготовленности;
2) уроки изучения нового материала. Основная задача – ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями с выделением главного, требующего особого внимания. Это осуществляется особым путем показа и демонстрации в сочетании с методами слова, обязательным практическим опробованием двигательных действий
в целом или по частям на основе восстановления ранее усвоенных знаний и умений;
3) уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления пройденного в усложненных условиях (введение лимита времени, изменение внешних условий и т.п.) или специального воспитания физических качеств с помощью усвоенных упражнений. Задачи обучения ставятся предельно конкретно с акцентом на совершенствование отдельных компонентов техники. Повышаются интенсивность выполнения упражнений и моторная плотность уроков. Широко используются групповой и индивидуальный способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, задания творческого характера по выбору вариантов решения двигательных задач. Вводно-подготовительная часть урока сокращается по времени, а заключительная требует относительно больших затрат времени на восстановление;
4) контрольные (проверочные, учетные, оценочные) уроки предназначены для выявления поэтапных и конечных результатов и оценки качеств учебной работы по теме или разделу программы.
В уроках создаются оптимальные условия для демонстрации каждым учащимся собственных достижений: специальная разминка, опробование снарядов и мест выполнения упражнений, пробные попытки и т.п. Предварительно учащихся знакомят с критериями оценки, а после выполнения контрольного задания аргументируют выставляемую оценку и разъясняют пути повышения успеваемости.
Смешанные уроки содержат примерно в равной пропорции элементы уроков других типов. Разноплановость образовательных задач обусловливает своеобразие размещения учебного материала в таких уроках. Например, помимо вводно-подготовительной части урока часто используются дополнительные разминки в основной части непосредственно перед решением очередной задачи; обучение новому материалу или выполнение упражнения на оценку должны предшествовать закреплению пройденного; развитие равновесия, быстроты и ловкости планируется до заданий, по развитию силы и выносливости.
Знание типологии уроков позволяет учителю выбрать ту организацию урока, которая в наибольшей мере соответствует поставленным задачам.
Модель учебно-педагогического процесса по предмету «Физическая культура»

Педагогическая (критерий) оценка урока
Педагогическая оценка урока
а) сопоставление и оценка средств и методов, применяемых для решения поставленных задач;
б) эффективность применения средств и методов;
в) усвоение учащимися учебного материала;
г) индивидуализация требований.
Критерии оценок по предмету Физическая культура
Балл «5» ставится за такие знания, когда:
а) ученик обнаруживает усвоение всего объема программного материала,
б) выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется при выполнении технических приемов и тактических действий по раздела ФК
в) свободно применяет полученные знания на практике,
г) не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, выполняет технические действия уверенно и правильно.
Балл «4» ставится, когда:
а) ученик знает весь изученный материал.
б) выполняет технические приемы и тактические действия без особых затруднений.
в) умеет применять полученные знания на практике.
г) в технических приемах и тактических действиях не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью преподавателя.
Знания, оцениваемые баллами «5» и «4», как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, высоким уровнем развития физических качеств, двигательных умений и навыков.
Оценка «3» ставится за знания, когда:
а) ученик обнаруживает усвоение основного материала, но испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих методических указаний со стороны учителя
б) предпочитает выполнять тактические действия и технические приемы не вызывающие затруднения.
в) допускает ошибки в выполнении тактических действий и технических приемов, имеющих более сложную координацию.
Знания, оцениваемые баллом «3» зачастую находятся на уровне представлений, сочетающихся с частичным воспроизведением
Балл «2» ставится,
а) когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть материала не усвоена, а в технических приемах и тактических действиях допускаются грубые ошибки
б) отказ от выполнения практических умений и навыков
Балл «1» ставится за полное незнание учеником пройденного материала
Критерии оценки успеваемости по технике владения двигательными действиями
Критерии успеваемости по технике владения двигательными действиями таковы:
оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко;
оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений;
оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущены одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению;
оценка «2» — двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
Критерии умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность могут быть следующими:
оценка «5» — учащийся; демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленных на развитие конкретного физического качества, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики, может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применять в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его;
оценка «4»— имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности;
оценка «3» — учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации комплексов упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, удовлетворительно контролирует ход и итоги выполнения задания;
оценка «2» — учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной деятельности.
Критериями оценки по физической культуре, должны выступать и качественные, и количественные показатели.
Качественным показателем успеваемости является степень овладения программным материалом — знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Данные составляющие учебной программы — один из основных в оценке успеваемости по физической культуре. Но в свете современной концепции физического воспитания учащихся этого мало, поскольку они не учитывают важнейшие, стороны физической культуры личности ученика — систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями, ведение здорового образа жизни. Более широкий подход к качественным критериям оценки успеваемости, когда, наряду с овладением программным материалом, в равной мере учитываются эти показатели, на наш взгляд, будет более продуктивно способствовать приобщению каждого ученика к ценностям физической культуры, а физическая культура из обязательного предмета превратится в необходимую составляющую образа жизни.
К количественным показателям успеваемости относится уровень физической подготовленности, складывающийся обычно из показателей развития основных физических качеств (способностей): силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации и их сочетаний (силовой выносливости, скоростно-силовых качеств и т. п.). Эти показатели определяются результатами выполнения учебных нормативов программы, разработанных на основании измерения уровней (высокий, средний, низкий) развития физических качеств в больших группах учащихся соответствующего возраста и пола. Количественные показатели, с одной стороны, как бы объективизируют и упрощают определение оценки (отметки) успеваемости по физической культуре, а с другой стороны, о чем уже шла речь в начале статьи, ведут к односторонности оценки, игнорированию многих вышеназванных качественных критериев оценки успеваемости. Поэтому количественные показатели должны быть лишь одним из слагаемых общей (всесторонней) оценки успеваемости по физической культуре в сочетании с глубоким качественным анализом результатов деятельности, достижений и недостатков конкретного ученика. Точные количественные показатели важны, прежде всего, для объективного контроля за ходом физического развития, подготовленности учащегося, состояния его здоровья. И одни они не могут определять оценку успеваемости по физической культуре. Отметка по физической культуре за выполнение нормативов по физической подготовленности будет выполнять стимулирующую и воспитательную роль только в том случае, если будут оцениваться показатели физической подготовленности, достигнутые учеником не в данный момент, а за определенное, довольно длительное время. Иначе говоря, ориентироваться надо не на наличный уровень развития физических качеств, а на темп (динамику) изменения их за заданный период!
Методические рекомендации: Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание два показателя: выполнение нормативов комплексной программы по физическому воспитанию на отметки «5», «4», «3» и реальное улучшение (сдвиги) подготовленности обучающегося в соответствующих показателях за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях физических качеств учителю необходимо принимать во внимание особенности развития этих качеств, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень у конкретного ученика. При прогнозировании прироста скоростных способностей, которые являются более консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности и силовой выносливости темпы прироста могут быть значительно выше. При оценке темпов прироста на отметки «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае предсказание этих темпов осуществить невозможно.
Методические рекомендации: При тестировании балльные оценки не применяют. Ведь тесты определяют не учебные успехи -обучающихся, а их способности (функциональные возможности организма), природные задатки (поэтому применяют оценки «высокий уровень физического развития», «средний», «низкий»). Тестирование в основном призвано показать, по каким направлениям педагогу необходимо работать с тем или иным учеником. Отметка должна оценивать продвижение учащихся в овладении учебной программой, а не свидетельствовать об их способностях, тем более что нередко менее способные ребята могут достичь значительных успехов не за счет природных физических задатков, а при помощи усиленной работы, усердия.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях. За исключением, тех видов двигательных действий и нормативов, которые им противопоказаны по состоянию здоровья. Оценка успеваемости — балльная.
Учащиеся специальной медицинской труппы оцениваются по выполнению ими доступных двигательных действий, овладению учебным разделом «Основы знаний», умениями, осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. В зависимости от посещаемости занятий им ставится «зачтено» (учащийся посетил 60—70% занятий) или «не зачтено».
Заключение
Цель подготовительной части - посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося. Систематическое выполнение строевых упражнений направлено на формирование правильной осанки, двигательной культуры. Правильный подбор упражнений в движении, ходьбе, беге способствует улучшению работы органов дыхания, кровообращения, обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата.
В основной части урока с наибольшей эффективностью должны быть использованы оборудование, инвентарь, технические средства, чем достигается постоянная занятость учащихся, высокая плотность урока. В ней учитель решает одну задачу по изучению нового материала и две-три задачи на закрепление пройденного.
Заключительная часть урока предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, дается домашнее задание.