СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование в графическом редакторе. Цепная ядерная рееакция

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дает возможность смоделировать цепную ядерную реакцию. 

Просмотр содержимого документа
«Моделирование в графическом редакторе. Цепная ядерная рееакция»

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ. Цепная ядерная реакция

ТЕМА:

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ. Цепная ядерная реакция.


Цели урока по физике:

Сформировать у учащихся представление о цепной ядерной реакции, выяснить условие ее протекания.

Цель урока по информатике:

Научить проводить моделирование в соответствии с рас­смотренными на теоретических уроках этапами модели­рования;


Ход урока

I. Проверка домашнего задания, повторение

Информатика

- Что такое модель,

- Что называется моделированием,

Вспомним основные этапы моделиро­вания

Расскажите об основных технологических приемах работы в среде графи­ческого редактора.


Физика

  • Из чего состоит ядро?

  • Какую массу имеют нейтроны? Каков заряд нейтрона?

  • Каков состав ядра натрия Na?

  • Как проявляют себя ядерные силы?

  • Что произошло бы, если действовали одни кулоновские силы?

  • Сколько нейтронов содержит изотоп урана ? Чему равно число протонов в ядре?

  • Что можно сказать про заряды протона и электрона?

  • Чем отличается химический элемент и его изотоп?

  1. Новый материал

Физик

Цепная реакция деления ядер урана

В 1940 г. Г.И. Флеров и В. Петржак обнаружили самопроизвольное (спон­танное) деление ядер урана.

В 1938 г. О. Ган и Ф. Штрассман открыли: ядра урана при бомбардировке его нейтронами образуют другие элементы. А объяснение этому явлению было дано в 1939 г. австрийским физиком Л. Майтнером и английским физи­ком О. Фришем:

(Бомбардировка нейтронами дает U, который распадается на цезий и рубидий)

Позже обнаружили, что при бомбардировке нейтронами U образуются 80 различных ядер. Наиболее вероятное деление оказалось:

Этот процесс происходит с выделением энергии 200 МэВ = 3,2 • 10-11Дж. Энергия выделяется в виде:

а) Ек осколков  2,6 • 10-11 Дж.

б) Ек нейтронов  0,1• 10-11 Дж.

в) -излучения  0,5 • 10-11 Дж.

г)  -излучения


Задание: Внимательно прочитайте текст «Механизм деления» и смоделируйте цепную реакцию в среде графического редактора.

Механизм деления

Н. Бор предложил капельную модель ядра атома. Она дает представление о ядре как о положительно заряженной капле жидкости. Ядро, поглотившее нейтрон, находится в возбужденном состоянии и подобно капле ртути при толчке начинает колебаться, изменяя свою форму. Когда энергия возбуждения станет больше энергии связи, то за счет кулоновских сил ядро разорвется на две части, которые разлетятся в противоположные стороны. Таким образом, кинетическая энергия новых ядер обусловливается кулоновскими силами.

Цепная реакция деления ядер урана - это реакция, в которой частицы (нейтроны), вызывающие эту реакцию, образуются в процессе деления ядра. Для осуществления цепной реакции пригодны лишь ядра . Естественный уран состоит из (0,7%), (97,3%). Ядра делятся как быстрыми, так и медленными нейтронами - только быстрыми с энергией 1МэВ. Нейтронов с такой энергией при делении 60%, но только один из пяти
производит деление.

Цепную реакцию чистого изотопа осуществить медленными нейт-ронами невозможно. Для ее течения необходимо, чтобы коэффициент раз-множения к нейтронов был  1. В этом случае число нейтронов n увеличи-вается или остается постоянным и цепная реакция протекает. При к 1 число п убывает и цепная реакция невозможна.

Коэффициент размножения увеличивается при захвате медленных п яд-ром или быстрых п ядрами и с последующим делением. Уменьшается при захвате нейтрона ядром без последующего деления, при вылете нейтрона из делящегося вещества, при захвате нейтрона продуктами деления, замедлителями и конструктивными элементами установки.

С целью уменьшения вылета п и увеличивают масса урана. Количество распавшихся ядер пропорционально массе урана, которая растет быстрее, чем площадь его поверхности, если форма урана с критической массой шарообразна.

Минимальное значение массы урана, при которой возможна цепная реакция, называется критической массой. В зависимости от устройства установок и типа горючего критическая масса изменяется от 250 г до сотен килограммов.

Существуют два вида ядерных реакций: неуправляемая цепная реакция и управляемая цепная реакция.

Информатик

I этап. Постановка задачи

ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ

Построения в графическом редакторе и на листе бумаги несколько отличаются, потому что компьютерные инструменты не совсем идентичны привычным, повседневным. Нам необходимо смоделировать цепную реакцию имея графические примитивы.

ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Создать наглядное изображение цепной реакции.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

Исходные геометрические объекты (окружности разных диаметров, стрелки) задаются в левом верхнем углу рабочего поля. Для построений используются их копии.

II этап. Разработка модели

Ядро, поглотившее нейтрон, в перевозбужденном состоянии за счет кулоновских сил разорвется на две части, которые разлетятся в противоположные стороны, при этом излучаются 2-3 нейтрона.

III этап. Компьютерный эксперимент

Построение модели цепной реакции

IV этап. Анализ результатов

Если результаты тестирования отрицательные, увеличить точность выполнения построения.


Домашнее задание

По физике: Прочитать и выучить материал параграфа 67;

По информатике: В графическом редакторе составить модель расцветки ткани для детских пеленок.

5