Моде́рн (от фр.moderne — современный) — художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, наиболее распространённое в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). В различных странах стиль имел разные названия: во Франции — «ар-нуво» (фр.art nouveau, букв. «новое искусство») или «fin de siècle» (фр. «конец века»); в Англии — «современный стиль» (англ. modern style); в Германии — «югендстиль» (нем.Jugendstil — «молодой стиль» — по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend); в Австрии, Чехословакии и Польше — «сецессион» (нем.Secession — «отделение, обособление»); в Шотландии — «стиль Глазго» (англ.Glasgow style); в Бельгии — «стиль двадцати» (от наименования «Общества двадцати», созданного в 1884); в Италии — «либерти» («стиль Либерти»); в Испании — «модернизмо» (исп.modernismo); в Нидерландах — «Nieuwe Kunst»; в Швейцарии — «еловый стиль» (style sapin); в США — «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани); в России — «модерн».
Просмотр содержимого документа
«Модерн претендовал на роль наследника всех художественных традиций прошлых эпох.»
Модерн
Art Nouveali
Jugent still
Термином "Ар Нуво" обозначают элегантный, многожанровый стиль, процветающий с начала 1880-х годов вплоть до первой мировой войны.
Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция.
Новый стиль возник почти одновременно во многих европейских странах и получил разные названия. Чаще всего употреблялись термины " модерн " (современный) и " Ар Нуво " ( в переводе с французского "l'art nouveau" буквально "новое искусство").
Во Франции - термины "метро", "стиль Гимара" - по имени архитектора Гектора Гимара, автора уникального дизайна входов в парижский метрополитен.
Использовались также термины "стиль 1900 года", "стиль линий", "стиль волн", "студио" и даже такие насмешливые названия как "вермишель", "угорь" и др.
В Германии -"Югендстиль", в Италии - "цветочный стиль" или "Либерти", В Австрии - «сецессион». В Бельгии - "стиль Орта", по имени архитектора Виктора Орта.
Стилистическая особенность - отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий.
Стилевая оригинальность - орнаментальная волнистость линий природных форм растительного и животного мира.
Линии напоминают танцующие, волнистые арабески, с органической энергией и жизненной силой растений.
Яркими примерами стиля «модерн» стали:
Густав Климт
Уильям Моррис
Альфонс Муха
Густав Эйфель
Данте Габриель Россетти
Гектор Гимара
Виктор Орта
Генри Ван де Вильде
Густав Климт ( Gustav Klimt)
(1862-1918)
Австрийский живописец и график, главный представитель венского модерна.
Родился 14 июля 1862 года в Баумгартене (возле Вены) в многодетной семье.
В 14 лет поступает в художественно -ремесленное училище в Вене.
В 1883 вместе с братом открыл мастерскую стенной росписи, которая выполняла фрески и театральные занавесы.
В 1891 году Густав Климт становится членом «Союза изобразительных искусств».
В 1895 году Климт декорирует залы в театре замка Эстерхаз в Венгрии.
В 1897 вместе с Йозефом Марией Ольбрихом, Йозефом Хофманом и другими создал венский «Сецессион», который объединил силы художников, противостоящих официальному искусству и направлению историзма.
С 1898 проходят выставки «Сецессиона». В эти годы Климт развивается как экспрессионист, отличается орнаментальным изображением форм, которые наполнены мозаикой.
В период с 1900-1917:
- пишет множество картин
- проводит выставки
- работает над фресками в разных дворцах
- получает почётные звания и медали
6 февраля 1918 г . Густав Климт умирает от сердечного удара, оставляя многочисленные незаконченные работы.
Для Климта характерна символическая тематика, часто с отпечатком эротизма.
Рафинированный, эстетский и очень индивидуальный стиль, в котором доминировал вкус к орнаментализации .
Уильям Моррис ( William Morries )
(1834-1896)
Английский поэт, художник, мастер, проектировщик, социальный реформатор и священник.
Моррис глубоко интересовался ритуалами и архитектурой Средневековья.
Наибольшее влечение Морриса пошло из произведений Джона Раскина
В 1856 году он был отдан учится архитектуре. В то время Моррис присоединился к братству Прерафаэлитов, и через поддержку Д. Г. Россетти начал писать.
В 1858 году он издал свой первый сборник стихов «Защита Геневры и Другие Поэмы».
В 1861 г. он открыл фирму декораторов, известную как «Моррис и Компания», которая, искала вдохновения в средневековом стиле и средневековых декоративных искусств.
Моррис сыграл важную роль в развитии частного книгопечатания, основав свое собственное издательство Kelmscott Press .
До сих пор в лондонском доме У.Морриса в Уэлтемстоу , и в его в его поместье в Оксфордшире , хранится его коллекция работ.
Альфонс Муха( Alphonse Mucha )
( 1860-1939 )
Чешский художник, декоратор и дизайнер.
Прославился афишами для Сары Бернар и рекламными плакатами.
Сегодня его работы и стиль очень популярны и вдохновляют дизайнеров.
Многие его называют визуализатором модерна.
Родился в г. Иванчице (Моравия) 24 июля 1860 года.
В 1885 г. Альфонс Муха поступил в Мюнхенскую Академию Художеств сразу на третий курс и после двух лет занятий отправился завершать свое образование в Париж, в Художественное Училище Жюльена.
Первого успеха достиг в 1894 году, выполнив литографию афиши Сары Бернар и Театра Ренессанс.
Одна за другой проходили его выставки, появлялись восторженные отзывы в печати.
14 июля 1939 года великого художника не стало.
Его работы остаются эталоном изящества и красоты, а выставки литографий собирают множество посетителей, его стиль не перестают копировать современные мастера.
Муха создал стиль "art nouveau", который стал воплощением его эпохи.
ДантеГабриэльРосетти ( Dante Gabriel Rossetti )
(1828-1882)
Итальянский поэт и художник.
Происходил из большой семьи, где все занимались литературой.
С 1841 года он учился в Академии живописи Генри Сасса в Блумсбари, а в 1846 поступил в класс античного искусства при Королевской академии.
Изучал живопись с Милле и Хантом. В 1848 г. с ними и еще 4 художниками основал "Прерафаэлитское братство".
"Beata Beatrix" (Лондон, галерея Тейт)
До конца своих дней Д. Г. Россетти оставался до известной степени дилетантом в области живописи.
Творчество Россетти оказало огромное влияние на многих английских художников конца XIX - начала ХХв.
Густав Эйфель ( Gustave Eiffeli )
(1832- 1923)
Французский инженер, родился в 1832 году в Бургундии.
Образование- Политехническая и Центральная школах.
Изучал воздействие природных сил на сооружения, для чего создал аэродинамическую лабораторию.
Строил железные дороги, мосты, виадуки, вокзалы.
Он был инженером Панамского общества и поставщиком для него машин, приготовлявшихся на его машиностроительном заводе в Леваллоа Перре (близ Парижа).
Всесветную славу Эйфель приобрел постройкой в Париже к выставке 1889 г. башни, принадлежащей к удивительным техническим сооружениям XIX в.
Эйфелева башня воздвигнута на Марсовом поле, против Йенского моста; по высоте (300 м.).
Вся башня сделана из железа и состоит из трех этажей. Нижний этаж представляет пирамиду, образуемую 4-мя колоннами.
На башню ведут лестницы (1792 ступени) и подъемная машина.
Общий вес башни около 9 млн. кг.
Сооружение башни продолжалось с 28 января 1887 г. до 31 марта 1889 г. и обошлось в 6,5 млн. франков. Эйфелева башня принадлежала акционерному обществу; в 1909 г. она стала собственностью государства.
Мoдepн пepeocмыcливaл и cтилизoвaл чepты иcкyccтвa paзныx эпox, и выpaбoтaл coбcтвeнныe xyд. пpиeмы, ocнoвaнныe на пpинципax acиммeтpии, opнaмeнтaльнocти и дeкopaтивнocти.
Объекты cтилизaции мoдepнa - пpиpoдныe фopмы. Этим oбъяcняeтcя интepec к pacтитeльным opнaмeнтaм в пpoизвeдeнияx мoдepнa и caмa иx кoмпoзициoннaя cтpyктypa - oбилиe кpивoлинeйныx oчepтaний и нepoвныx кoнтypoв