«МОДЕРН»
В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ:
(1860 – 1939)
АЛЬФОНС МАРИЯ МУХА
АЛЬФОНС МУХА
Чешский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «модерн».
Родился в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника. Родословная Мухи по линии отца — это родословная потомственных виноградарей. В детстве Муха увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи
По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Все свое свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. В 1879 Муха был замечен и приглашен в Вену в качестве художника театральных декораций. Начиная с 1880 года Муха постоянно меняет место работы — то подрабатывает театральным декоратором, то маляром, а то и вовсе рисует портреты на улицах Брно и Вены. Но основным видом деятельности художника в тот период все же была роспись стен и потолков в богатых домах .
«Живопись» « из серии «Искусство»
После пожара в «Рингтеатре» в 1881, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясен, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов, где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Восхищенный его творчеством граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенскойакадемии изящных искусств. В Мюнхене Муха увлекся декоративно-прикладным искусством. Он освоил технику литографии, которая впоследствии стала едва ли не главным его пристрастием.
После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 переезжает в Париж и поступает в Академию Однако в 1889 граф из-за финансовых трудностей прекратил спонсировать обучение Мухи, и Муха остается без средств к существованию. Ему приходится бросить занятия серьёзной живописью и зарабатывать изготовлением рекламных плакатов, афиш, иллюстраций в книгах и журналах, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. В этом нельзя видеть только отрицательную сторону, потому что работа над небольшими заказами выработала у художника те навыки дизайна, которые потом ему очень пригодились. Тем не менее денег эти заказы приносили немного. На протяжении пяти лет художника преследовали финансовые проблемы. Он голодал, жил в долг, а кроме того, долго и тяжело болел. Осенняя погода приносила простуду. В тот период основной заработок Мухе приносили иллюстрации, которые он выполнял для популярных журналов. Помимо этого он время от времени подрабатывал, давая частные уроки живописи. Воспоминания друзей Мухи рисуют в этот период образ Мухи, как неунывающего оптимиста, умевшего «держать удары», галантного кавалера, вежливого и уравновешенного человека.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. ». Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. Саре Бернар настолько понравился творческий метод Мухи, что она подписала с художником контракт на шесть лет, в течение которых Муха рисовал не только театральные афиши к спектаклям с участием актрисы, но и работал над костюмами и декорациями к ним .
Жисмонда.
Рекламный плакат
для Сары Бернар. 1894.
Дама с камелиями.
Рекламный плакат
для Сары Бернар. 1896
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках, игральных картах. Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров.
«Поэзия» из серии «Искусства»
В 1895 Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии, Художественная галерея «Салон ста» была организована в 1893 году и находилась в помещении художественного журнала «La Plume», активно проводившего идеи стиля Арт Нуво. Задачей галереи было не только декларирование нового стиля, но также «демократизация» изобразительного искусства, получившего название «искусство для дома». В следующем году «Салон ста» заказал Альфонсу Мухе плакат для его первой собственной выставки! Эта работа является прекрасным примером символического живописного языка художника. Юная девушка, представляющая собой, очевидно, символ изобразительного искусства, показана держащей в руке кисть и рисовальную доску. На ней изображены символы, которые один из современных художнику критиков определил так: «… сердце, которому глупость угрожает чертополохом, гениальность — тернами и любовь — цветами». В плакате присутствует и аллюзия на происхождение Мухи — обрамлённая маргаритками шляпка девушки является распространённым мотивом народного искусства Моравии.
СЕМЬЯ
- Немало украшений по эскизам Мухи было сделано и для невесты, а затем и супруги художника — Марии Хитиловой, которую художник и его друзья звали Марушкой. Хитилова была соотечественницей Мухи. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
- Мария Хитилова стала постоянной натурщицей Мухи, и на многих картинах легко угадываются её черты
Портрет жены художника Марушки. 1917
Дочери художника - Ярослава и Джири. 1919 год
- В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности
Портрет дочери Ярославы. 1930
Оригинальных украшений по эскизам Альфонса Мухи в мире сохранилось немного. Самым известным из них является золотой браслет в виде змеи, разукрашенный эмалью и драгоценными камнями. Предназначен он был для великой французской актрисы Сары Бернар.
Художник оставил сборник своих эскизов, изданный в 1902 году в Париже под названием
Documents decoratis.
В 1931 году Муха создал витраж для новой архиепископской часовни в Соборе святого Вита в Праге. В 1938 году он начал работу над триптихом «Век разума», «Век мудрости» и «Век любви», который ему не удалось закончить.
Витраж в соборе св. Вита. 1931
Идеи, выраженные в произведениях Альфонса Мухи, часто носят характер символический и универсальный, возвышенный и облагораживающий. Символизм для Мухи был гораздо более значимым явлением, чем новый стиль в искусстве. Не случайно большинство работ художника носят обобщённые названия, похожие скорее на философские категории, чем на обычные «комментарии» автора.
Летом 1936 года в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Альфонса Мухи, где экспонировались и ранние его плакаты, и картины из цикла «Славянский эпос». К концу его жизни интерес к нему был потерян: в Чехословакии 30-х годов его творчество считалось и устаревшим (период расцвета функционализма), и чрезмерно националистическим. Патриотизм художника был настолько известным, что власти гитлеровской Германии включили его в список врагов рейха. После захвата Праги в марте 1939 г. гестапо несколько раз арестовывало престарелого художника и подвергало допросам, в результате чего он заболел пневмонией и скончался 14 июля 1939. Альфонс Муха похоронен на национальном кладбище-пантеоне в Вышеграде.