СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модернизация графической подготовки будущего квалифицированных рабочих строительных профилей с использованием сапр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Постановка проблемы. Современный рынок труда требует рабочих-профессионалов новой формации, способных к инновационной деятельности в меняющихся социально-экономических условиях и при значительной интенсификации производства, способных быстро и безошибочно овладевать новейшие технологии, готовых самостоятельно разбираться и грамотно пользоваться разнообразной технической документацией, реализовывать запроектированные конструкции и изделия в точности замыслу их автора. Это вызывает необходимость модернизации существующей системы подготовки квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях СПО в соответствии с современными требованиями практики, требует внесения соответствующих изменений в учебно-воспитательный процесс, в частности, актуализируется уточнение целей обучения, обновление содержания образования, создание и внедрение современных форм и методов обучения, направленных на его интенсификацию, активизацию, дифференциацию, личностную ориентацию, информатизацию и т.д., разработку и изготовление новых дидактических средств, в том числе и на электронных носителях.

Просмотр содержимого документа
«Модернизация графической подготовки будущего квалифицированных рабочих строительных профилей с использованием сапр»

МОДЕРНИЗАЦИЯ графической ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО квалифицированных рабочих строительных профилей С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ САПР

Чебышева Ирина Викторовна,

директор Государственногопрофессионального

образовательного учреждения

«Макеевский строительный центр

профессионально-технического образования

имени Ф.И.Бачурина»

г. Макеевка ДНР


Аннотация: В данной статье раскрыты и проанализированы направления модернизации графической подготовки будущих квалифицированных рабочих строительного профиля с использованием систем автоматизированного проектирования; рассмотрена система комплексной компьютеризации учебного процесса.

Ключевые слова: графическая подготовка, системы автоматизированного проектирования, информатизация образования, информативные компетенции, сквозная программа использования информационных технологий.


Chebysheva Irina

THE MODERNIZATION OF THE GRAPHIC PREPARATION OF FUTURE SKILLED WORKERS OF BUILDING PROFILE WITH THE USE OF COMPUTER-AIDED DESIGN

      This article is revealed and analyzed the direction of the modernization of the graphic preparation of future skilled workers of building profile with the use of computer-aided design; the article is considered the system of complex computerization of educational process.

      Keywords: graphic preparation, informatization of educational system, the system of computer-aided design, informative competence, cross-cutting program using of information technologies.


Постановка проблемы. Современный рынок труда требует рабочих-профессионалов новой формации, способных к инновационной деятельности в меняющихся социально-экономических условиях и при значительной интенсификации производства, способных быстро и безошибочно овладевать новейшие технологии, готовых самостоятельно разбираться и грамотно пользоваться разнообразной технической документацией, реализовывать запроектированные конструкции и изделия в точности замыслу их автора. Это вызывает необходимость модернизации существующей системы подготовки квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях СПО в соответствии с современными требованиями практики, требует внесения соответствующих изменений в учебно-воспитательный процесс, в частности, актуализируется уточнение целей обучения, обновление содержания образования, создание и внедрение современных форм и методов обучения, направленных на его интенсификацию, активизацию, дифференциацию, личностную ориентацию, информатизацию и т.д., разработку и изготовление новых дидактических средств, в том числе и на электронных носителях.

Основным содержанием и назначением нынешнего реформирования профессионального образования в части формирования графически профессиональной компетентности будущего квалифицированного рабочего строительного профиля (БКРСТ) является определение главных направлений модернизации компонентов методической системы графической подготовки студентов СПО, в частности, осовременивание методики преподавания черчения.

Несмотря на то, что одной из обязательных предпосылок обеспечения высокой функциональности современного квалифицированного рабочего строительного профиля является надлежащий уровень его графической подготовки, предусматривает квалифицированную обработку архитектурно-конструкторской и технологической документации, в частности, грамотное чтение чертежей, и точную и безошибочную натурную реализацию намеченного на бумаге.

Графическая подготовка будущего квалифицированного рабочего осуществляется при изучении графических дисциплин и углубляется в процессе применения и совершенствования графических знаний, умений и навыков при выполнении расчетно-графических и практических работ, производственного обучения, подготовки и защиты выпускающей квалификационной работы - везде, где имеет место разработка или обработка графической документации.

Графическая подготовка будущего квалифицированного рабочего является составляющей его профессиональной подготовки и осуществляется с целью достижения высокого качества такой подготовки, высокого уровня профессионализма квалифицированного рабочего.

Графическая подготовка в СПО начинается с изучения черчения, затем, в определенной степени подкрепляется на занятиях по математике (геометрии), развивается, закрепляется и применяется на практике в процессе производственного обучения и прохождения производственной практики. В общем, чертежи составляет основу графической подготовки специалистов технического или строительного направления и относится к числу тех учебных дисциплин, обеспечивающих общеобразовательную, общетехническую и профессионально-ориентированную подготовку квалифицированного рабочего и являются наиболее значимыми для эффективной реализации целостного учебно-воспитательного процесса, конечным результатом которого является формирование социально зрелой личности и компетентного специалиста. В этом проявляется фундаментальный характер графической подготовки в целом и обучения черчению в частности.

В системе профессиональной подготовки БКРСП графическая подготовка выступает базисом для изучения всех предметов профессионально-ориентированного цикла и для успешного освоения новой техники и технологий. Такая подготовка имеет целью решить следующие задачи: сформировать у студентов СПО целостное представление о предмете, развитии науки, техники и всего общества в целом; научить графическому языку (понимание конструкторской документации) способствовать пониманию теоретических основ будущей профессии; помочь в общем развитии интеллекта молодого человека.

Черчение также является одним из общепрофессональных учебных предметов, при изучении которого закладывается фундамент профессиональной подготовки молодого рабочего путем формирования у него графических понятий (знаний) и соответствующих умений и навыков как составляющих графической грамотности личности. Последнее является одним из важнейших показателей профессиональной готовности рабочего, ведь в условиях современного производства. Графические документы (чертежи, эскизы, схемы, планы и т.д.) стали преобладающими носителями информации об объектах и предметах труда, а умение без посторонней помощи их грамотно читать и, в при необходимости, разрабатывать, стали решающими факторами по обеспечению максимальной эффективности производственных процессов и качества создаваемых изделий.

Итак, целью обучения черчению будущего квалифицированного рабочего технического или строительного профиля является формирование у студентов основ графической грамотности и профессионально-графической компетентности. [1]

Выше уже отмечалось, что одной из актуальных проблем современной ПТО является определить направления модернизации компонентов методической системы графической подготовки квалифицированного рабочего, в частности, обновить методику преподавания черчения в ПТУ. С другой стороны, повышенные требования к графической подготовки современных рабочих также актуализируют усовершенствования методики обучения черчению, к содержательной части которой входят графические понятия. Современные технологии разработки графической конструкторской документации сочетают как "ручные" методы и средства графических построений, так и компьютерные. Это требует определенной модернизации содержания и методики черчения, в частности, интеграции в методическую систему этого предмета и активного применения в учебном процессе современных аппаратных и программных средств компьютерной графики и определенных компьютерных графически-информационных технологий, а именно систем автоматизированного проектирования. [1]

Сейчас в современном обществе создается ситуация, когда без умения пользоваться компьютером, информационными технологиями становится сложно не только найти работу, но и ориентироваться в современном мире.

Применение ИКТ предполагает, прежде всего, обеспечение среднего профессионального образования (СПО) соответствующими средствами информатизации и гибкой информационной базой по всем предметам в виде электронных учебников и учебных пособий, ППС, учебно-методических разработок в электронном виде, электронных лабораторных практикумов и тому подобное.

Компьютеризация учебного процесса возможна только в процессе совместной работы администрации, преподавателей и ученых, специализирующихся на разработке программ обучения. Реализация этих целей будет варьироваться от одного учебного заведения в другое учебное заведение, от одной учебной программы к другой, от преподавателя к преподавателю, от одного года обучения к другому. Но важно отметить, что все эти вариации будут происходить в рамках общих целей, рассматриваемых в определенной последовательности, что позволит каждому студенту из года в год пополнять свои знания и формировать новые практические навыки работы с компьютером на основе ранее полученного опыта. Поэтому компьютерная деятельность на уроке способствует развитию у студентов повышенного интереса к изучению предметов.

Выделим основные направления применения компьютерной техники на уроках: подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы); мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудио-, видеозаписи реальных лекций, учебные видеоролики, компьютерные модели электротехнических экспериментов) интерактивное обучение в индивидуальном режиме; проведения компьютерных лабораторных работ; обработка студентами экспериментальных данных (построение таблиц, графиков, создание отчетов) контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий; использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов, выполнения чертежа с помощью САПР.

В определенной степени эта задача решается в процессе изучения информатики и информационных технологий. Однако необходимые умения и навыки в процессе изучения информатики и компьютерной техники отрабатываются в основном на репродуктивном уровне, который обеспечивает необходимые базовые знания, навыки и интеллектуальные способности, которые определяются стандартами именно в этой предметной области. На продуктивном уровне эти навыки должны формироваться на дисциплинах профессионального и специального цикла. Соответственно возникает педагогическая проблема реализации непрерывной компьютерной подготовки студентов в течение всего периода обучения.

Эффективность формирования информационных компетенций в определенной степени зависит от обеспечения процесса профессиональной подготовки средствами информационных технологий. В теории и практике профессионально-технического образования выделяются следующие направления использования информационных технологий для формирования профессиональных умений: решение профессионально ориентированных задач в процессе обучения информатики и информационных технологий на младших курсах; применение информационных технологий обработки информации в процессе обучения дисциплинам специального и профессионального циклов на старших курсах.

Непрерывная систематическая информационная подготовка будущих специалистов - это построение содержания и структуры учебно-воспитательного процесса в соответствии с задачами и основных компонентов информационной компетентности специалиста строительного профиля. Основой непрерывной компьютерной подготовки студентов к использованию информационных технологий в будущей профессиональной деятельности является обдуманная система комплексной компьютеризации учебного процесса. Она может быть реализована путем внедрения сквозной программы использования информационных технологий в течение всего периода обучения. В этой программе конкретизируются общие положения требований по базовой и специальной подготовки студентов в области использования компьютерной техники и информационных технологий, а также регламентируется использование компьютеров в фундаментальных, общественных и профессионально ориентированных дисциплинах с целью обеспечения непрерывности и преемственности в компьютерной подготовке будущих квалифицированных рабочих.

Базовая подготовка студентов для использования компьютеров и информационных технологий призвана активизировать и углубить знания, полученные в результате допрофессиональной подготовки. На 1-2 курсах изучаются дисциплины «Информатика». На этом этапе ученикам предоставляются представление о теоретических основах обработки информации с помощью компьютера, эксплуатационные свойства персональных компьютеров; прививаются навыки пользования такими приложениями, как текстовый редактор, табличный процессор, система управления базами данных.

При изучении математики программа компьютерной графики требует от учащихся знаний основ геометрической постройки: деление отрезка, построение перпендикулярных и параллельных прямых и тому подобное. Ученики должны уметь осуществлять измерения и разделение углов разделение окружности на равные части и построение правильных вписанных многоугольников, определять центр круга и дуги.

Более детальное обучение учеников специальным информационным технологиям проводится в курсе «Информационные технологии». Он направлен на практическое использование ПЭВМ в будущей профессиональной деятельности, ознакомление с коммуникационными технологиями и тенденциями современного прикладного программирования. Кроме того информационные технологии используются в процессе обучения другим дисциплинам эпизодически, при необходимости (контроль знаний, расчетные задачи, поиск информации в Интернет, оформления рефератов, курсовых и исследовательских работ и т.п.).

На уроках черчения компьютер может использоваться с различными функциями и целями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся; средство обучения (выполнение чертежей с помощью систем автоматизированного проектирования) источник информации; тренинговое устройство или средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии урока, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Программный курс компьютерной графики «САПР в профессиональной деятельности КРСП» целесообразно читать студентам, которые обладают навыками работы с компьютером, предусмотренными дисциплинами «Информатика» и «Информационные технологии» студенты должны знать назначение основных устройств компьютера, уметь пользоваться манипуляторами, устройствами ввода и хранения информации - принтером, плоттером, накопителями на магнитных дисках, ориентироваться в общих положениях об операционных системах (ОС), в том числе о среде функционирования САПР. Студенты должны уметь работать с файловой структурой и надстройками имеющихся ОС, с текстовыми редакторами, уметь строить графические примитивы с использованием языков программирования.

Начальные сведения о САПР студенты могут получить из раздела информатики «Деловые применения ЭВМ» наряду с изучением систем подготовки текстов, графических редакторов, компьютерно-издательских систем, табличных процессоров и систем управления базами данных.

В подготовке квалифицированных рабочих особое значение имеет согласование теории и практики. Ярким проявлением этого связь спецтехнологии и производственного обучения с применением комплексных учебных работ по компьютерной графике. Задача мастера производственного обучения - научить студентов выполнять работы, характерные для их профессии, с использованием знаний, полученных из образовательного курса «САПР в профессиональной деятельности КРСП». Применение на уроках производственного обучения иллюстративного материала - как электронного, так и печатного, - подготовленного с помощью САПР, позволяет передать студентам значительный объем сведений по чтению и выполнению графической документации, позволяет наглядно демонстрировать процесс составления чертежей с использованием записанных на файле фрагментов чертежа, уметь применять имитационные модели кинематики и динамики простых механизмов и систем управления, осуществить моделирование маршрутно-операционных технологических процессов и тому подобное. Таким образом расширяется и углубляется политехническое мировоззрение студентов, формируется их знакомство с научными основами и организационно-экономическими принципами современного производства. Студенты знакомятся с элементами графической грамотности, элементами техники и конструирования. В соответствии с программой производственного обучения студенты могут готовить дидактический материал для кабинетов и лабораторий, выполнять эскизы для оформления методических пособий и изготавливать инструменты, прессование, сувениры, технические игрушки моделей, механизмов, которые можно реализовать в процессе производственной деятельности.

Выводы. Системы автоматизированного проектирования предполагается применять не только при изучении указанных предметов. После овладения студентами начальными навыками работы в среде САПР, в дальнейшем САПР можно использовать во время производственной практики, выполнении курсовых работ и для подготовки проектно-графической части выпускающей квалификационной работы при составлении Государственной квалификационной аттестации - как конечный результат и общий итог всей подготовки в СПО.


Список использованных источников

  1. Дорошенко Н.И. Формирование системы графических понятий у будущих квалифицированных рабочих строительной отрасли: Автореф. Дис..канд. пед .. наук: 13.00.04.- М .: Институт педагогического образования и образования взрослых АПН Украины, 2011.-23с.