Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
| УТВЕРЖДАЮ |
| Директор ГПОУ ЯНАО НПК _____________/Е.Л. Левашова/ |
| Приказ от 05.06.2017 г. № 56-од |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФК.00 Адаптивная Физическая культура
по специальности 16675 «Повар»
Надым, 2018
Программа разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины ФК 00 «Адаптивная физическая культура» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 года, Регистрационный номер рецензии 383 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259) и в соответствии с рабочим учебным планом основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 16675 «Повар»
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Н.А.Ветошкин, преподаватель физической культуры первой квалификационной категории ГПОУ ЯНАО «НПК»
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО гуманитарного цикла
Протокол № 9
от «24»мая 2017 г.
Председатель УМО:
_____________ (И.Н.Елагина)
ОДОБРЕНА
Методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 5
от «31» мая 2017 г.
Председатель МС:
_______________(Е.В. Головань)
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
| 3 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Адаптивная физическая культура»
| 6 |
условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» | 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФК 00. «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ФК 00. Адаптивная физическая культура является частью ППКРС и предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих адаптивную образовательную программу при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО технического профиля 16675 «Повар»
Новизна данной программы заключается:
с элементами бега, метания, прыжков, бросания и ловли мячей; на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки, силы, ловкости и точности движений;
в использовании современных инновационных технологий (здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированная технология, информационно-коммуникативные технологии, технология дифференцированного физкультурного образования);
методов физкультурно-оздоровительного образования (Е.М. Голикова);
в применении здоровье сберегающих технологий (Н.П. Вайман, Н.И. Жерко);
включена вариативность за счёт учёта гендерных особенностей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
Учебная дисциплина «Адаптивная физическая культура» является базовой и относится к общеобразовательному циклу технического профиля.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Физическое развитие детей с ограниченными возможностями, по-средством занятий адаптивной физкультурой.
Задачи предмета:
коррекционно-оздоровительные:
оставшихся (сохранных) физических качеств и способностей, и духовных сил, обеспечивающих доступную учебную и бытовую трудоспособность студентов, а в дальнейшем профилактику остаточного здоровья, необходимого для какого-либо вида трудовой деятельности;
коррекция соматических нарушений: осанки, плоскостопия и других деформаций телосложения;
коррекция координационных способностей: согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировки в пространстве, равновесия и др.
коррекция нарушений физической подготовленности ограничивающих двигательную активность;
коррекция техники основных движений (пространственных, временных, динамических, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании и др.)
образовательные:
формирование положительной мотивации, устойчивого интереса и потребности к физкультурной деятельности;
формирование знаний и умений самостоятельного использования средств физической культуры в целях профилактики сопутствующих заболеваний и самосовершенствования;
расширить двигательный опыт (навык) студентов с проблемами в состоянии здоровья и развития, посредством использования освоенных физических упражнений в разнообразных формах двигательной активности, привить студентам с проблемами в состоянии здоровья и развития основ адаптивного физкультурного образования, которое направлено на формирование знаний и двигательных умений.
воспитательные:
воспитание адекватной оценки собственных физических и психических возможностей, преодоление комплексов неуверенности, неполноценности;
воспитание осознанного и активного отношения к телесному здоровью, систематическим занятиям физическими упражнениями, мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений
В результате освоения предмета студент с ограниченными возможностями здоровья должен знать:
Личностные результаты
У обучающегося должны быть сформированы:
- морально-волевые качества: целеустремленность, воля, дисциплинированность, исполнительность;
- способность адаптироваться к социуму;
- потребность в здоровом образе жизни.
Метапредметные результаты
Обучающийся должен:
Регулятивные:
- владеть основными физическими качествами: силой, быстротой, выносливостью, координацией;
- уметь адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной дея-тельности.
Коммуникативные:
- обладать коммуникативными навыками общения.
Познавательные:
- проявлять инициативу в спортивно-оздоровительных мероприятиях.
Предметные результаты
Обучающийся должен знать:
- правила игры и судейства различных видов спорта и спортивных дисциплин;
- комплекс упражнений на быстроту, выносливость, силу и ловкость;
уметь:
- применять правила судейства на занятиях адаптивной физкультурой;
- самостоятельно выполнять разминку для различных видов спорта и спортивных дисциплин;
- выполнять самостоятельно упражнения на быстроту, выносливость, силу и ловкость.
владеть:
- навыками выполнения комплекса упражнений на быстроту, выносливость, силу и ловкость.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины для технического уровня:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 196часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 98 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 98 час.
Увеличением учебной нагрузки для технического уровня обучающихся послужило: снижение двигательной активности обучающихся, развитие хронических заболеваний, прогрессирование физических дефектов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ФК. 00 АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 196 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 98 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 98 |
в том числе: домашнее задание (разработка гимнастических комплексов упражнений): | |
- Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса. - Упражнения на тонизацию и активную работу плечевым поясом. - Упражнения на согласованность работы рук и ног. - Силовые упражнения на мышцы плечевого пояса. - Дыхательные упражнения. - Упражнения на координацию. - Упражнения на мышцы брюшного пресса. - Упражнения на гибкость. Элементы спортивных игр - футбол; -волейбол. -баскетбол -бадминтон | |
Промежуточная аттестация в форме : зачета(1,2.3,4семестр) | 4 |
| 24-24 32-32 22-22 20-20 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФК.00 АДАПТИВНАЯ Физическая культура
Наименование раздела и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 семестр |
Практические занятия - 24 часа Самостоятельная учебная нагрузка – 24 ч. Зачет 1час |
Раздел 1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | | 10 | |
| Практические занятия: 1.Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование. 2.Бег 100 м 3. Бег по прямой с различной скоростью. 4. Равномерный бег на дистанцию: 2000м (девушки) и 3000м (юноши). 5.Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; 6.Метание гранаты весом 500г (девушки) и 700г (юноши); Сдача контрольных нормативов по л/атлетике Учебно-методическая: Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению | 10 | |
Самостоятельная работа обучающихся по темам: - Комплексы упражнений по легкой атлетике - Комплекс упражнений на развитие гибкости - Комплекс упражнений ОФП. | 10 | |
Раздел 2. Оздоровительная и корригирующая гимнастика | | 14 | |
| Техника безопасности при занятиях гимнастикой и акробатикой Практические занятия: Общеразвивающие упражнения. Упражнения в висах и упорах на перекладине. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты) Опорный прыжок. Сдача контрольных нормативов по гимнастике. Учебно-методическая: Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья. Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру). Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности. | 14 | |
Самостоятельная работа обучающихся по темам, в том числе: Разработка гимнастических комплексов упражнений: - комплекс утренней гимнастики - комплекс упражнений с гантелями | 14 | |
2 семестр |
Практические занятия - 32 часа Самостоятельная учебная нагрузка – 32ч. Зачет 1час |
Раздел 2. Оздоровительная и корригирующая гимнастика | | 20 | |
| Техника безопасности при занятиях гимнастикой и акробатикой Практические занятия: 1.Общеразвивающие упражнения. 2.Специальные упражнения с предметами. 3.Акробатические упражнения. 4.коррегирующие упражнения Сдача контрольных нормативов по гимнастике. Учебно-методическая: Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья. Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру). Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности. | 5 5 5 5 3 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся по темам, в том числе: Разработка гимнастических комплексов упражнений: - комплекс утренней гимнастики - комплекс упражнений с гантелями | 20 | |
Раздел 3 Спортивные игры | | 14 | |
| Практические занятия: 1.Баскетбол. Ведение мяча 2.Обучение техники передвижения по площадке (баскетбол) 3.Обучение техники штрафных бросков. Двухсторонняя игра (баскетбол) 4.Волейбол. Обучение техники приема, передачи мяча 5.Обучение технике игры (волейбол). ОФП Учебно-методическая: Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся по темам: - Комплекс упражнений на укрепление мышц ног - Комплекс упражнений на грудные мышцы - Техника игры баскетбол, волейбол, футбол | 14 | |
Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся | 56 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 56 | |
Максимальная учебная нагрузка обучающихся (1-2 семестр) | 112 | |
Наименование раздела и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная (внеаудиторная) работа, практические занятия обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
3 семестр |
Практические занятия - 22 часа Самостоятельная учебная нагрузка – 22 ч. Зачет 1час |
Раздел 1. Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | | 10 | |
| Практические занятия: 1.Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование. 2.Бег 100 м 3. Бег по прямой с различной скоростью. 4. Равномерный бег на дистанцию: 2000м (девушки) и 3000м (юноши). 5.Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; 6.Метание гранаты весом 500г (девушки) и 700г (юноши); Сдача контрольных нормативов по л/атлетике Учебно-методическая: Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению | 10 | |
Самостоятельная работа обучающихся по темам: - Комплексы упражнений по легкой атлетике - Комплекс упражнений на развитие гибкости - Комплекс упражнений ОФП. | 10 | |
Раздел 2. Оздоровительная и корригирующая гимнастика | | 12 | |
| Техника безопасности при занятиях гимнастикой и акробатикой Практические занятия: Общеразвивающие упражнения. Упражнения в висах и упорах на перекладине. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты) Опорный прыжок. Сдача контрольных нормативов по гимнастике. Учебно-методическая: Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья. Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру). Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности. | 12 | |
Самостоятельная работа обучающихся по темам, в том числе: Разработка гимнастических комплексов упражнений: - комплекс утренней гимнастики - комплекс упражнений с гантелями | 12 | |
4 семестр |
Практические занятия - 20 часа Самостоятельная учебная нагрузка – 20ч. Зачет 1час |
Раздел 2. Оздоровительная и корригирующая гимнастика | | 14 | |
| Техника безопасности при занятиях гимнастикой и акробатикой Практические занятия: 1.Общеразвивающие упражнения. 2.Специальные упражнения с предметами. 3.Акробатические упражнения. 4.коррегирующие упражнения Сдача контрольных нормативов по гимнастике. Учебно-методическая: Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальная карта здоровья. Определение уровня здоровья (по Э.Н. Вайнеру). Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности. | 3 3 2 4 1 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся по темам, в том числе: Разработка гимнастических комплексов упражнений: - комплекс утренней гимнастики - комплекс упражнений с гантелями | 14 | |
Раздел 3 Спортивные игры | | 6 | |
| Практические занятия: 1.Баскетбол. Ведение мяча 2.Обучение техники передвижения по площадке (баскетбол) 3.Обучение техники штрафных бросков. Двухсторонняя игра (баскетбол) 4.Волейбол. Обучение техники приема, передачи мяча 5.Обучение технике игры (волейбол). ОФП Учебно-методическая: Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения | 6 | |
Самостоятельная работа обучающихся по темам: - Комплекс упражнений на укрепление мышц ног - Комплекс упражнений на грудные мышцы - Техника игры баскетбол, волейбол, футбол | 6 | |
Обязательная аудиторная нагрузка обучающихся | 42 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 42 | |
Максимальная учебная нагрузка обучающихся (3-4 семестр) | 84 | |
3.условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины ФК.00 АДАПТИВНАЯ Физическая культура 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация дисциплины требует наличия спортивного зала, спортивного стадиона.
Оборудование спортивный зал: баскетбольная, волейбольная, мини-футбольная площадки, раздевалка(женская), раздевалка (мужская), кладовая комната, гимнастическое оборудование.
Оснащение спортивного зала: баскетбольные щиты, волейбольные стойки, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, маты гимнастические, гантели, тренажеры (механические), блины, общим весом -200 кг, гири, баскетбольные мячи, волейбольные мячи, футбольные мячи, скакалки, обручи гимнастические, ворота для игры в футбол, гранаты 500гр.,700гр., теннисный стол, теннисные ракетки, шахматы, конь, козел, эстафетные палочки, параллельные брусья, рулетка, секундомер.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бегидова, Т. П. Основы адаптивной физической культуры [Текст] : учеб. пособие / Т. П. Бегидова. – М. : ФиС, 2014. 192 с.
2. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры, и характеристика её основных видов [Текст]. В 2 т. Т. 2 / С. П. Евсеев. – М. : Изд. центр «Советский Спорт» 2013. 448 с.3
3. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2014.
4. Физическая реабилитация. Учебник. Под ред. проф. С.Н. Попова. Издание второе.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.
5.В.И.Лях. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура1-16. классы / В.И.Лях. – М: «Просвещение» 2016
7.Матвеев А.П. Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. Физическая культура1-11 классы. Организационно- методические основы преподавания /А.П.Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: «Дрофа», 2015.
Дополнительные источники:
1. Барчуков И.С. Физическая культура: учебник для студентов учреждений ВПО / И. С. Барчуков; под общ. ред. Н. И. Маликова. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – 525, [1] с.: ил., табл. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат) (Учебник).
2. Бишаева А.А., Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учебное пособие / А.А. Бишаева.- М.: КноРус, 2017. – 299 с. – (Для бакалавров).
3. Физкультура. 5-11 классы: календарно-тематическое планирование по трехчасовой программе / авт.-сост. В. И. Виченко. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2014. – 254 с.: табл.- (Соответствует ФГОС) (В помощь преподавателю).
4. Хрущев С. В. Физическая культура детей с заболеваниями органов дыхания: Учебное пособие для студентов вузов / С. В. Хрущев, О. И. Симонова. – М.: АСАDEMIA, 20013. – 303, [1] с.: ил., табл. – (Высшее профессиональное образование. Медицина).
Интернет – ресурсы
1.Министерство спорта Российской Федерации (Электронный ресурс) .- Режим доступа http;www.minsport.gov.ru
2.Физкультура в школе(Электронный ресурс) . – Режим доступа http;www.fizkulturavshkole.ru
3.Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту (Электронный ресурс) . Режим доступа: htt://lib.sportedu.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контрольная оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и нормативов.
Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Система оценки результативности занятий и требований к освоению студентами с ограниченными возможностями здоровья предмета «Физическая культура» имеют свою специфику. Их содержание разработано с учетом возможностей студентов и целей занятий адаптивной физической культурой.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физический культуре студентов, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкую их мотивацию к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях студента, которые обязательно должны быть замечены преподавателем и сообщены занимающемуся, выставляется положительная отметка. Положительная оценка (зачет) должна быть выставлена также студенту, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания преподавателя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной, корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры и другими разделами программного материала. Студенты, освобожденные от практических занятий по дисциплине, защищают реферативную работу по рекомендованной тематике. Если работа получила положительную оценку, то студенту зачитывается освоение текущего раздела учебной программы и делается соответствующая запись в зачетной книжке. Студенты, имеющие временное освобождение от практических занятий и выполнившие необходимые задания и требования, получают «зачет» по дисциплине за текущий семестр.
Контрольно-зачетные тесты и требования для оценки индивидуального уровня физической и функциональной подготовленности студентов с ограниченными возможностями здоровья1
№п/п | Содержание | Форма оценки | Сроки |
1 | Теоретический курс (согласно программы) | Зачет | 1-4 сем. |
2 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях (девушки) | Балл | 1-4 сем. |
3 | Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (юноши) | Балл | 1-4 сем. |
4 | Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены | Балл | 1-4 сем. |
5 | Подтягивание на перекладине (юноши) | Балл | 1-4 сем. |
6 | Наклон вперед из положения сидя на полу (расстояние в см от кончиков пальцев до поверхности опоры (гибкость). | Балл | 1-4 сем. |
7 | Подтягивание на низкой перекладине из положения лёжа на спине (девушки) | Зачет | 1-4 сем. |
8 | Составление комплекса упражнений утренней гимнастики | Зачет | 1-4 сем. |
9 | Проведение комплекса упражнений утренней гимнастики | Зачет | 1-4 сем. |
10 | Составление комплекса упражнений с учётом особенностей заболевания занимающихся | Зачет | 1-4 сем. |
11 | Составление комплекса производственной гимнастики с учётом особенностей будущей профессии | Зачет | 1-4 сем. |
| Контрольные функциональные пробы и тесты |
12 | Функциональная проба (тест Руфье) | Оценка | 1-4 сем. |
13 | Ортостатическая функциональная проба | Оценка | 1-4 сем. |
14 | Проба Штанге, проба Генчи | Оценка | 1-4 сем. |
Тестовые задания по теоретическому и практическому разделу предмета для студентов, временно освобожденных от практических занятий (менее 1 семестра)
Семестр | Теоретический раздел | Методико-практический раздел |
I | 1. Физическая культура как часть общечеловеческой культуры. Компоненты физической культуры. 2. Основы здорового образа жизни. 3. ЛФК в домашних условиях. 4. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма. 4.1 Костная система и ее функции. 4.2 Мышечная система и ее функции 4.3 Механизмы мышечного сокращения. | «Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ)». Составить письменно комплекс УГГ |
II | 1.Физиологические системы организма: 1.1. Кровеносная система. 1.2. Сердечнососудистая система. 1.3. Дыхательная система. 1.4. Нервная система. 2. Физическая подготовка. 3. Средства физической культуры в регулировании физической работоспособности. 4. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. | «Оценка физического развития»: -антропометрические измерения; - антропометрические индексы; - функциональные пробы |
III | 1.Индивидуальный выбор оздоровительных систем физических упражнений. 2. Особенности воздействия различных систем физических упражнений на организм человека. Общие представления о механизмах оздоровительного воздействия физических упражнений. 3. Планирование индивидуальных занятий оздоровительной и коррекционной направленности. | Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений. |
IY | 1. Наука о механизмах болезней и здоровья. 2. Средства для повышения иммунитета. 3. Влияние массажа на различные системы организма. 4. Методика составления индивидуальных оздоровительных программ. | 1.Методика проведения массажных приемов. Правила проведения самомассажа. 2. Составить индивидуальную оздоровительную программу. |
Y | 1Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом системы физических упражнений для регулярных занятий. 2.Краткая психофизиологическая характеристика основных систем физических упражнений. 3. Самоконтроль занимающихся за выполнением физических упражнений. | 1. Методика оценки уровня функционального и физического состояния организма. Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки функционального состояния, физической подготовленности и физического развития организма с учетом данных врачебного контроля и самоконтроля. 2. Методика проведения комплексов упражнений, применяемых при различных заболеваниях. Выявление и устранение ошибок в технике выполнения упражнений. |
YI | 1.Профессионально-прикладная физическая подготовка студента. 2.Физическая культура в профессиональной деятельности бакалавра и специалиста. | 1. Методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально- прикладной физической подготовки. 2. Методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда. |
Приложение 1
Проба Руфье - переносимость динамической нагрузки; коэффициент выносливости
Представляет собой нагрузочный комплекс, предназначенный для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке.
Согласно методике Руфье, физическая нагрузка составляет 30 глубоких приседаний за 45 сек. У испытуемого, находящегося в положении лёжа на спине в течение 5 мин, определяют ЧСС за 15 сек (P1); затем испытуемый выполняет 30 приседаний за 45 сек. После окончания нагрузки испытуемый вновь ложится, и у него подсчитывается ЧСС за первые 15 сек (Р2) и далее за последние 15 сек (Р3) первой минуты периода восстановления. Оценку работоспособности сердца производят по формуле:
Индекс Руфье = 4х( Р1+Р2+Р3) – 200
10
В данной формуле сумма трёх измерений ЧСС умножается на 4, чтобы привести её величину к минуте. Цифра 200 является тройной суммой (по количеству замеров) среднего значения ЧСС у молодых людей (66,7×3=200). Полученное значение в числителе делится на 10 для удобства сравнения.
Оценка показателя сердечной деятельности (ПСД) по результатам проб Руфье
0,1-5,0 – отлично 5,1-10,0 – хорошо 10,1-15,0 – удовлетворительно 15,1 и выше – плохо
В случае необходимости отслеживания динамики результатов данной пробы её следует проводить в одних и тех же условиях с учётом: времени суток, предварительной нагрузки, приёма пищи.
Приложение 2
Пробы с задержкой дыхания (Штанге и Генча)
Позволяют судить о функциональном состоянии всей кислородтранспортной системы, поскольку зависят от удельной ЖЕЛ, состояния сердечно-сосудистой системы, кислородной ёмкости крови. Последняя, в свою очередь, зависит от содержания гемоглобина и устойчивости ЦНС к гипоксии. Проводятся пробы в двух вариантах: проба Штанге и проба Генча:
Проба Штанге – задержка дыхания на вдохе (сек). Перед задержкой дыхания испытуемый делает три вдоха на ¾ от полного (три неполных вдоха). Затем выполняется максимально глубокий вдох, и дыхание задерживается. На нос надевается зажим, либо испытуемый сам зажимает его пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру;
Проба Генча – задержка дыхания на выдохе (сек). Перед задержкой дыхания испытуемый выполняет три глубоких выдоха (испытание на выдохе трёх глубоких дыханий). После третьего выдоха дыхание задерживается, на нос надевается зажим, либо испытуемый сам зажимает его пальцами. Время задержки регистрируется по секундомеру.
Ориентировочные показатели проб Штанге и Генча
(по А.И.Пустозёрову, А.Г. Гостеву, 2008)
пробы | проба ШТАНГЕ (сек) | проба ГЕНЧА (сек) |
оценка | юноши | девушки | юноши | девушки |
отлично | 60 и более | 50 и более | 40 и более | 30 и более |
хорошо | 50-59 | 40-49 | 30-39 | 20-29 |
удовлетворительно | 40-49 | 30-39 | 20-29 | 15-19 |
неудовлетворительно | менее 40 | менее 30 | менее 20 | менее 15 |
Время задержки дыхания в обеих пробах уменьшается у людей с нарушениями в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, при психофизическом перенапряжении, при возбуждении ЦНС кофеином и алкоголем.
Приложение 3
Ортостатическая проба - служит для характеристики функциональной полноценности рефлекторных механизмов регуляции гемодинамики и оценки возбудимости центров симпатической иннервации.
У обследуемого после 5-минутного пребывания в положении лежа регистрируют частоту сердечных сокращений. Затем по команде обследуемый спокойно (без рывков) занимает положение стоя. Пульс подсчитывается на 1-й и 3-й минуте пребывания в вертикальном положении, кровяное давление определяется на 3-й и 5-й минуте. Оценка пробы может осуществляться только по пульсу или по пульсу и артериальному давлению.
Оценка ортостатической пробы |
Показатели | Переносимость пробы |
хорошая | удовлетворительная | неудовлетворительная |
Частота сердечных сокращений | Учащение не более чем на 11 уд. | Учащение на 12-18 уд. | Учащение на 19 уд. и более |
Систолическое давление | Повышается | Не меняется | Снижается в пределах 5—10 мм рт. ст. |
Диастолическое давление | Повышается | Не изменяется или несколько повышается | Повышается |
Пульсовое давление | Повышается | Не изменяется | Снижается |
Вегетативные реакции | Отсутствуют | Потливость | Потливость, шум в ушах |
Возбудимость центров симпатической иннервации определяется по степени учащения пульса (СУП), а полноценность вегетативной регуляции по времени стабилизации пульса. В норме (у молодых лиц) пульс возвращается к исходным значениям на 3 минуте. Критерии оценки возбудимости симпатических звеньев по индексу СУП
Возбудимость | Степень учащения пульса % |
Нормальная:
| |
Слабая
| До 9,1
|
Средняя
| 9,2-18,4
|
Живая | 18,5-27,7 |
Повышенная:
| |
Слабая
| 27,8-36,9
|
Заметная
| 37,0-46,2
|
Значительная
| 46,3-55,4
|
Резкая
| 55,5-64,6
|
Очень резкая | 64,7 и более |
1 Практические тесты-задания выполняют только студенты, не имеющие противопоказаний к выполнению движений и упражнений данного вида. У студентов, не имеющих противопоказаний, отслеживается динамика результатов по семестрам. Количество тестов в каждом семестре – 5.
0