СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Экология на каждый день"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной программы: развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельного и оценочного отношения учащихся к окружающей среде и к своему здоровью. Для реализации целей программы ставятся следующие задачи: - формирование целостного представления о природном и социокультурном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям, к собственному здоровью; - обеспечение в процессе развития ребенка: любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности; - воспитание эстетического и нравственного отношение к природе как среде жизнедеятельности человека, культуре общения с ней и людьми. Возрастной диапазон освоения программы: 8 – 13 лет Продолжительность освоения программы: 3 года Программа рассчитана на 576 часов: 1-й год обучения – 144 ч., 2-й год обучения – 216 ч., 3-й год обучения – 216 ч.

Просмотр содержимого документа
«Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей "Экология на каждый день"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей

Ипатовского района Ставропольского края




Рассмотрена на методическом совете

Протокол от «___»___________2015 г.

№ __


Принято на педагогическом совете

Протокол от «___»________2015 г.

№ ___


Утверждаю

Директор МКОУ ДОД ЦДОД

Ипатовского района

__________________В.Д.Гарькуша

Приказ от «___» _________ 2015 г. № ___

Модифицированная общеобразовательная программа дополнительного образования детей

«Экология на каждый день»

Программа рассчитана на 3 года обучения

Возраст учащихся от 8 до 13 лет








Автор:

Аристова Ольга Георгиевна

педагог дополнительного образования

МКОУ ДОД ЦДОД Ипатовского района







г. Ипатово, 2015 год создания программы - 2010



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: эколого-биологическая

Уровень освоения программы: общеразвивающий

Вид программы по целевой установке: научно-исследовательской ориентации

Вид программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная

История человечества неразрывно связана с историей природы. Без понимания сути феномена жизни нам не понять причин противостояния человека и природы, то есть не найти истоков экологического кризиса, а значит, не уйти от катастрофы, грозящей не только человечеству, но и жизни в целом на планете Земля. Много слов говорится о том, что человек должен жить в гармонии с природой. Но что это значит - жить в гармонии? Современный человек уже не похож на своих предков, которые жили по принципам веры, его не соблазнишь красивыми призывами, он требует доказательств и обоснований. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения детей правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию ребят, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Таким образом, актуальность проблем экологического воспитания возрастает. Это вызвано:

- необходимостью повышения экологической культуры человека;

- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как личностнозначимых;

- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Занятия в детском объединении дадут учащимся научно обоснованное понимание взаимоотношений человека и окружающей среды, помогут выработать способность анализировать факты и материалы, выявить причинно-следственные связи, сформировать практические умения учащихся по анализу различных экологических ситуаций.

Отличительные особенности данной программы заключаются в следующем:

1. Использованы интересные методы и формы работы с учащимися (активные методы дистанционного обучения, конференции, соревнования и т.д.);

2. Затрагиваются проблемы, особо волнующие учащихся (экология, района, края, страны) (исследовательская деятельность);

3. Изучено большое количество специальной литературы, подобран материал для проведения практических работ с учетом имеющихся средств для проведения данных работ;

4. Отчетное выступление учащихся в других образовательных учреждениях с целью ознакомления с экологическими проблемами (детские сады, школы).

Цель данной программы: развитие научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически деятельного и оценочного отношения учащихся к окружающей среде и к своему здоровью.

Для реализации целей программы ставятся следующие задачи:

  • формирование целостного представления о природном и социокультурном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ответственного отношения личности и общества к природе, материальным, социальным и духовным ценностям, к собственному здоровью;

  • обеспечение в процессе развития ребенка: любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности;

- воспитание эстетического и нравственного отношение к природе как среде жизнедеятельности человека, культуре общения с ней и людьми.

Возрастной диапазон освоения программы: 8 – 13 лет

Продолжительность освоения программы: 3 года

Программа рассчитана на 576 часов: 1-й год обучения – 144 ч., 2-й год обучения – 216 ч., 3-й год обучения – 216 ч.


Режим занятий: занятия проводятся в группах, первый год обучения по 2 часа два раза в неделю, в год 144 часа; второй год обучения и последующие по 3 часа два раза в неделю, в год 216 часов.

С точки зрения психологов отношение к окружающей среде формируется в процессе взаимодействия эмоциональной, интеллектуальной и волевой сфер психики человека. Только в том случае образуется система психологических установок личности. Следовательно, реализация задач экологического образования требует определенных форм и методов обучения. В своей программе мы отдаем предпочтение таким формам, методам обучения, которые:

  1. стимулируют учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (деловые игры, конференции, беседы, рефераты, диспуты, викторины, компьютерные технологии);

  2. способствуют развитию творческого мышления, умению предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека; методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, а также традиционные методы – беседа, наблюдения, опыт, лабораторные и практические работы;

  3. обеспечивают развитие исследовательских навыков, умений; основ проектного мышления учащихся (проектные работы, проблемный подход к изучению отдельных явлений)

  4. вовлекают учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, изучение и подсчет видового разнообразия, пропаганда экологических знаний - листовки, газеты, видеоролики, лекции, спектакли и пр.)

Учащиеся должны знать:

  • особенности методов наблюдения, эксперимента, мониторинга окружающей среды, количественного учета живых веществ;

  • правила здорового образа жизни;

  • определения основных экологических понятий (экология, экологические системы, факторы среды, лимитирующие факторы, экологический оптиум, благоприятные, неблагоприятные и экстремальные условия, адаптация организмов);

  • о месте человека в экосистеме Земли.

Учащиеся должны уметь:

  • наблюдать за экологическими явлениями, влиянием деятельности человека на экосистемы;

  • описать результат наблюдений, обсуждение полученных фактов;

  • участвовать в оздоровлении окружающей среды;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • решать простейшие экологические задачи.

Виды и этапы аттестации учащихся.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

- текущий, проводится в ходе занятия и закрепляет знания по данной теме.

- итоговый, проводится после завершения всей образовательной программы.

Способы фиксации результатов:

- портфолио объединения.

Ожидаемые результаты.

  1. Повышение уровня экологической грамотности;

  2. Развитие творческих способностей учащихся;

  3. Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения;

  4. Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;

  5. Привлечение внимания и средств администрации города, района к экологическим проблемам города.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной програм­мы – тестирование, научно-исследовательские конференции, выставки, агитационные бригады.









































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


«Крупные катастрофы, уже разорившие и продолжающие разорять современный мир, происходят от нежелания человека считаться с законами природы, от нежелания понять, что голод нельзя утолить, опустошая землю».

Ж. Дорст


п/п

Название курса

кол – во

часов

в том числе

теория

практика

1.

Экология растений и животных



144


48


96

2.

Экология человека



216


63


153

3.

Экологическая безопасность



216


72


144

Всего

576

183

393

























Первый год обучения

К началу третьего тысячелетия масштабы влияния человека на биосферу резко возросли, в результате меняется климат, загрязняются все жизненные среды, почти 40% территории суши уничтожены естественные экосистемы, на смену которым пришли поля, города, дороги, промышленные ландшафты.

Но влияние человека на биосферу заключается не только в этом. Человек – «биогеографический агент», благодаря ему идет «великое переселение» растений и животных не только из одного района в другой, но и с материка на материк.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения «Экология растений и животных»


п/п

Название темы

кол – во

часов

в том числе

теория

практика


Введение в образовательную область

4

2

2

I

Экология растений

56

20

36

1.

Введение в экологию растений

6

2

4

2.

Растения и абиотическая среда

16

5

11

3.

Растения и биотическая среда

10

5

5

4.

Сезонные и возрастные изменения растений

2

1

1

5.

Жизненные формы растений

4

1

3

6.

Экология растительных сообществ

8

3

5

7.

Охрана растительного мира

8

3

5

8.

Обобщающее занятие: «Цветик - семицветик»

2

0

2

II.

Экология животных

48

16

32

1.

Роль животных в природе

8

3

5

2.

Условия существования животных

12

5

7

3.

Животный мир различных сред жизни

2

1

1

4.

Сезонные изменения в жизни животных

4

1

3

5.

Популяции животных

6

2

4

6.

Зооценозы и типы отношений у животных

6

1

5

7.

Влияние человек на животный мир

8

3

5

8.

Обобщающее занятие: «Эти забавные животные»

2

0

2

III.

Практикум по экологии животных

14

0

14

IV.

Полевой практикум

20

10

10


Итоговое занятие: «В гостях у природы»

2

0

2

Всего

144

48

96



Учащиеся первого года обучения должны знать:

- понятия среды жизни, среды обитания, условий обитания, экологических факторов;

- основные отличия растений от животных;

- морфологические, анатомические и физиологические адаптации растений различных экологических групп по их отношению к свету, теплу, воде, воздуху и почве;

- роль животных в жизни растений;

- формы влияния растений друг на друга;

- роль бактерий и грибов в жизни растений;

- сезонные изменения растений;

- основные периоды жизни и возрастные состояния растений;

- классификацию жизненных форм растений;

- понятие фитоценоза, отличие естественных и искусственных сообществ, видовой состав и строение фитоценозов;

- причины и экологические закономерности сукцессий;

- основные формы охраны растений, значение охраны растительного мира;

- мероприятия по охране растительного мира в своем регионе;

- предмет и задачи курса экологии животных;

- роль животных в образовании горных пород и почвы;

- основные способы добывания пищи животными, значение воды, воздуха в жизни животных, способы терморегуляции у животных, роль света в жизни животных, характеристику жилищ животных;

- животных различных сред жизни и сред обитания и характеристику их адаптаций к жизни в специфических условиях среды;

- приспособленности животных к переживанию неблагоприятных факторов среды;

- понятие ареала и популяции, формы взаимоотношений животных в популяциях, причины колебания численности популяций;

- понятия зооценоза, цепи питания, экологической пирамиды, характеристику основных типов межвидовых отношений у животных;

- меры, направленные на охрану животного мира.


Учащиеся первого года обучения должны уметь:

- определять по внешнему облику среду обитания растений;

- классифицировать экологические факторы, воздействующие на растительный организм;

- определять по морфо-анатомическим особенностям принадлежность растений к той или иной экологической группе по отношению к свету, теплу, воде, воздуху и почве;

- определять возраст растений;

- определять жизненную форму растений;

- пользоваться определителями и по ним определять видовую принадлежность растений (животных);

- описывать строение и структуру фитоценозов;

- работать с гербарными материалами, живыми растениями и Красной книгой;

- характеризовать приспособленности животных к среде обитания;

- определять по внешнему облику среду обитания животного и его жизненную форму;

- составлять пищевые цепи и выстраивать экологические пирамиды;

- решать задачи экологического содержания.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, в год 144 часа.

Форма организации детей на занятии: групповая, подгрупповая.

Формы проведения занятий: занятие – концерт, инструктаж, мультимедийное занятие, занятие – экспедиция, деловая игра, лабораторная работа, исследование, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, проблемное занятие, смотр знаний, турнир, беседа, КВН, лабораторно-практическое занятие.

Форма и способы проверки результата: отзывы родителей и детей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, анкетирование, анализ учебно-воспитательной деятельности.



























СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1-й год обучения

Введение в образовательную область (4 ч.: 2 т., 2 пр.)

Теоретическая часть

Ах! Этот интересный и забавный мир экология!

Практическая часть

Методы экологических исследований «Мастерская экологии»

    1. Экология растений (56 ч.: 20 т., 36 пр.)

Теоретическая часть

  1. Введение в экологию растений (6 ч.: 2 т., 4 пр.)

Предмет экологии растений. Среды жизни. Среда обитания. Условия существования.

Особенности взаимодействия растений со средой обитания.

Практическая часть

Кто где живет.

Связь растений со средой.

Ярмарка знаний: «Без билета по белу свету»

  1. Растения и абиотическая среда. (16 ч.: 5 т., 11 пр.)

Растения и свет.

Разнообразие условий освещения. Экологические группы растений по требованию к условиям освещения.

Вода в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Воздух в жизни растений.

Почва в жизни растений. Экологические группы по отношению к почве.

Практическая часть

Определение влияния интенсивности освещения на фотосинтез.

Изучение морфологических и анатомических особенностей растений разных экологических групп по отношению к свету.

Определение количества воды для комнатных растений разных экологических групп.

Установление важности воздуха в жизни растений.

Разделение растений на экологические группы по отношению к почве.

  1. Растения и биотическая среда. (10 ч.: 5 т., 5 пр.)

Животные и растения. Опыление цветков животными. Распространение животными плодов.

Растения – хищники.

Влияние растений друг на друга.

Грибы и бактерии в жизни растений.

Практическая часть

Кроссворд «Растения-хищники»

Что с чем растет.

Влияние грибов на заболеваемость растений

Ярмарка знаний: «Ты мне, я тебе»


  1. Сезонные и возрастные изменения растений. (2 ч.: 1т., 1 пр.)

Сезонные и возрастные изменения растений.

Практическая часть

Определение возраста растения.

  1. Жизненные формы растений. (2 ч.: 1т., 1 пр.)

Жизненные формы растений.

Практическая часть

Работа с определителем.

  1. . Клуб всезнаек «Растения вокруг тебя»

  2. . Экология растительных сообществ. (8 ч.: 3 т., 5 пр.)

Естественные и искусственные фитоценозы. Видовой состав.

Строение растительных сообществ.

Экологические сукцессии и их закономерности.

Практическая часть

Определение видового состава естественных и искусственных биоценозов.

Подземная и надземная ярусность предложенного растительного сообщества.

Решение экологических задач.

Ярмарка знаний: «путешествие в страну растительных сообществ»

  1. Охрана растительного мира. (8 ч.: 3 т., 5 пр.)

Редкие и исчезающие растения. Красная книга.

Охраняемые территории и их значение.

Охрана растительного мира Ипатовского района.

Практическая часть

Работа с Красной книгой.

Презентация предприятия, занимающегося охраной растений.

Ярмарка знаний: «По исчезающим тропкам растительности»

  1. Обобщающее занятие: «Цветик-семицветик» (2 ч.: 0 т., 2 пр.)

Экскурсии

Сезонные и возрастные изменения растений.

Жизненные формы растений.

Охрана растительного мира Ипатовского района.

    1. Экология животных (46 ч.: 16 т., 32 пр.)

Теоретическая часть

  1. Роль животных в природе. (8 ч.: 3 т., 5 пр.)

Введение в экологию животных.

Влияние животных на растения. Роль животных в образовании почвы.

Практическая часть

Роль животных в природе.

Наблюдение за животными в природе.

Ярмарка знаний: «Хочу всё знать»

  1. Условия существования животных. (12 ч.: 5 т., 7 пр.)

Среда обитания и условия существования животных.

Пища животных и способы ее добывания.

Вода и воздух в жизни животных.

Роль тепла и света в жизни животных.

Жилища животных.

Практическая часть

Решение экологических задач.

Необходимость воды в жизни животных.

Необходимость воздуха в жизни животных.

Разделение животных по экологическим группам по отношению к температуре.

Распределение животных по «домам».

Ярмарка знаний: «Разговоры о животных»

  1. Животный мир различных сред жизни. (2 ч.: 1т., 1 пр.)

Животный мир различных сред жизни.

Практическая часть

Решение экологических задач

  1. Сезонные изменения в жизни животных. (2 ч.: 1т., 1 пр.)

Практическая часть

Решение экологических задач

  1. Ярмарка знаний: «Что? Где? Когда?» (2 ч.: 0 т., 2 пр.)

  2. Популяции животных. (6 ч.: 2 т., 4 пр.)

Популяции животных.

Взаимоотношения животных в популяциях.

Практическая часть

Животное население ареала.

Построение таблицы взаимоотношений животных в популяциях.

Ярмарка знаний: «Животные разговоры»

  1. Зооценозы и типы отношений у животных. (6 ч.: 1 т., 5 пр.)

Зооценозы и типы отношений у животных.

Практическая часть

Решение экологических задач.

Изучение зооценоза водоема.

Ярмарка знаний: «Зоология в вопросах и ответах»

  1. Влияние человека на животный мир. (8 ч.: 3 т., 5 пр.)

Дикие животные и человек.

Редкие и исчезающие животные и их охрана.

Практическая часть

Одомашнивание животных.

Изготовление книжки-малышки «Редкие и исчезающие животные»

Оформление плаката «Сохраним природу Ипатовского района»

Ярмарка знаний: «По следам неведомых зверей»

  1. Обобщающее занятие: «Эти забавные животные» (2 ч.: 0 т., 2 пр.)

Экскурсии

Охрана животного мира Ипатовского района.

    1. Практикум по экологии животных. (14 ч.: 0 т., 14 пр.)

Изучение приспособлений к среде обитания и способов питания дождевых червей.

Экологические группы насекомых.

Приспособление к среде обитания у рыб.

Адаптации к среде обитания у земноводных.

Адаптации к среде обитания у пресмыкающихся.

Экологические группы птиц.

Экологические группы млекопитающих.

    1. Полевой практикум. (20 ч.: 10 т., 10 пр.)

Экскурсия на водоем.

Экскурсия на луг.

Экскурсия в лес.

Экскурсия в плодовый сад.

Экология животных почвы.

Итоговое занятие: «В гостях у природы» (2 ч.: 0 т., 2 пр.)





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел или тема программы

Форма организации и форма проведения занятия

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактические материалы, техническое оснащение занятия (для обучающихся, для педагога)

Вид и форма контроля, форма предъявления результата.

I.

Введение в образовательную область





1.

Ах! Этот интересный и забавный мир экология!

Форма организации: коллективная

Форма проведения: занятие-концерт

Метод организации: объяснительно-иллюстрационный

Прием: показ

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

2.

Методы экологических исследований «Мастерская экологии»

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: частично-поисковый

Прием: показ, наблюдение

Микроскоп, припоровальные иглы, предметные стекла, препарат лука

Вид контроля – практическая работа,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

II.

Экология растений





1.

Введение в экологию растений





1.1.

Предмет экологии растений. Среды жизни. Среда обитания. Условия существования.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: мультимедийное занятие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

1.2.

Особенности взаимодействия растений со средой обитания.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: занятие-экспедиция

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: исследование

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

1.3.

Без билета по белу свету

Форма организации: групповая

Форма проведения: деловая игра

Метод организации: репродуктивный

Прием: решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

2.

Растения и абиотическая среда.





2.1.

Растения и свет.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: мультимедийное занятие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – кроссворд,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

2.2.

Определение влияния интенсивности освещения на фотосинтез.

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: частично-поисковый

Прием: наблюдение

Комнатные растения, таблица «Интенсивность освещения и его влияние на фотосинтез у комнатных растений»

Вид контроля – лабораторная работа,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

2.3.

Разнообразие условий освещения. Экологические группы растений по требованию к условиям освещения.

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: частично-поисковый

Прием: наблюдение

Комнатные растения,

Таблица «Экологические группы растений по требованию к условиям освещения» таблица «Спектр света»

Вид контроля – лабораторная работа,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

2.4

Изучение морфологических и анатомических особенностей растений разных экологических групп по отношению к свету.

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: частично-поисковый

Прием: наблюдение

Раздаточный материал, отчетная таблица, канцелярский набор

Вид контроля – лабораторная работа,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

2.5.

Вода в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к воде.

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: частично-поисковый

Прием: наблюдение

Комнатные растения, таблица «Экологические группы растений по отношению к воде»

Вид контроля – лабораторная работа,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

2.6.

Воздух в жизни растений.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: экспедиция

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: показ

Мультимедийный комплект, канцелярские принадлежности


Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

2.7.

Почва в жизни растений. Экологические группы по отношению к почве.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: исследование

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: показ

Мультимедийный комплект, канцелярские принадлежности


Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

2.8.

Солнце, воздух и вода

Форма организации: групповая

Форма проведения: деловая игра

Метод организации: репродуктивный

Прием: решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

3.

Растения и биотическая среда.





3.1.

Животные и растения. Опыление цветков животными. Распространение животными плодов.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: пресс-конференция

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – ребусы,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

3.2.

Растения – хищники

Форма организации: коллективная

Форма проведения: экспедиция

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – кроссворд,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

3.3.

Влияние растений друг на друга.

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: частично-поисковый

Прием: наблюдение

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

3.4.

Грибы и бактерии в жизни растений.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: мультимедийное занятие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: конкурс

Мультимедийный комплект, канцелярский набор


3.5.

Ты мне, я тебе.

Форма организации: групповая

Форма проведения: деловая игра

Метод организации: репродуктивный

Прием: решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

4.

Сезонные и возрастные изменения растений.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: экскурсия

Метод организации: частично-поисковый

Прием: исследование

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – практическая работа,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

5.

Жизненные формы растений.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: экскурсия

Метод организации: частично-поисковый

Прием: исследование

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – практическая работа,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

6.

Вокруг тебя растения

Форма организации: групповая

Форма проведения: деловая игра

Метод организации: репродуктивный

Прием: решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

7.

Экология растительных сообществ.





7.1.

Естественные и искусственные фитоценозы. Видовой состав.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: экспедиция

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – кроссворд,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

7.2.

Строение растительных сообществ.

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: частично-поисковый

Прием: наблюдение

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

7.3.

Экологические сукцессии и их закономерности.

Форма организации: групповая

Форма проведения: деловая игра

Метод организации: частитчно-поисковый

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийный комплект

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

7.4.

Путешествие в страну растительных сообществ

Форма организации: групповая

Форма проведения: деловая игра

Метод организации: репродуктивный

Прием: решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

8.

Охрана растительного мира.





8.1.

Редкие и исчезающие растения. Красная книга.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: пресс-конференция

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – ребусы,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

8.2.

Охраняемые территории и их значение.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: путешествие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – кроссворд,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

8.3.

Охрана растительного мира Ипатовского района.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: экскурсия

Метод организации: частично-поисковый

Прием: исследование

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – практическая работа,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

8.4.

По исчезающим тропкам растительности.

Форма организации: групповая

Форма проведения: деловая игра

Метод организации: репродуктивный

Прием: решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

9.

Цветик-семицветик.

Форма организации: фронтальная

Форма проведения: смотр знаний

Метод организации: репродуктивный

Прием: упражнения

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – контрольное занятие,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

III.

Экология животных.





1.

Роль животных в природе.





1.1.

Введение в экология животных.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: мультимедийное занятие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

1.2.

Роль животных в природе.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: мультимедийное занятие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

1.3.

Влияние животных на растения. Роль животных в образовании почвы.

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: частично-поисковый

Прием: наблюдение

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

1.4.

Хочу всё знать.

Форма организации: групповая

Форма проведения: деловая игра

Метод организации: репродуктивный

Прием: решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

2.

Условия существования животных.





2.1.

Среда обитания и условия существования животных.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: мультимедийное занятие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

2.2.

Пища животных и способы ее добывания у животных.

Форма организации: коллективная- групповая

Форма проведения: турнир

Метод организации: частично-поисковый

Прием: анализ

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – конкурс,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

2.3.

Вода и воздух в жизни животных.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: мультимедийное занятие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

2.4.

Роль тепла и света в жизни животных.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: мультимедийное занятие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

2.5.

Жилища животных.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: экспедиция

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – кроссворд,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

2.6.

Разговоры о животных.

Форма организации: групповая

Форма проведения: деловая игра

Метод организации: репродуктивный

Прием: решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

3.

Животный мир различных сред жизни.

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: частично-поисковый

Прием: наблюдение

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

4.

Сезонные изменения в жизни животных.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: рассказ

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: диалог

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

5.

Что? Где? Когда?

Форма организации: групповая

Форма проведения: деловая игра

Метод организации: репродуктивный

Прием: решение проблемных ситуаций

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

6.

Популяции животных.





6.1.

Популяции животных.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: мультимедийное занятие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

6.2.

Взаимоотношения животных в популяциях.

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: частично-поисковый

Прием: наблюдение

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – устный опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

6.3.

Животные разговоры.

Форма организации: групповая

Форма проведения: КВН

Метод организации: репродуктивный

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал

Вид контроля – отзыв,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

7.

Зооценозы и типы отношений у животных.





7.1.

Зооценозы и типы отношений у животных.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: пресс-конференция

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – лабораторная работа,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

7.2.

Изучение зооценоза водоема.

Форма организации: групповая

Форма проведения: исследование

Метод организации: репродуктивный

Прием: наблюдение

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – лабораторная работа,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

7.3.

Зоология в вопросах и ответах.

Форма организации: фронтальная

Форма проведения: семинар

Метод организации: репродуктивный

Прием: беседа

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

8.

Влияние человека на животный мир.





8.1.

Дикие животные и человек.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: экспедиция

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – презентация творческих работ,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

8.2.

Редкие и исчезающие животные и их охрана.

Форма организации: коллективная

Форма проведения: мультимедийное занятие

Метод организации: объяснительно-иллюстративный

Прием: игра

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

8.3.

Охрана животного мира Ипатовского района.

Форма организации: групповая

Форма проведения: экскурсия

Метод организации: частично-поисковый

Прием: наблюдение

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

8.4.

По следам неведомых зверей.

Форма организации: фронтальная

Форма проведения: семинар

Метод организации: репродуктивный

Прием: беседа

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – опрос,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

9.

Эти забавные животные.

Форма организации: фронтальная

Форма проведения: семинар

Метод организации: репродуктивный

Прием: беседа

блокнот, ручка

Вид контроля – смотр знаний,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

10.

Практикум по экологии животных.

Форма организации: в парах

Форма проведения: лабораторно-практические занятия

Метод организации: репродуктивный

Прием: лабораторные работы

Мультимедийный комплект, блокнот, ручка

Вид контроля – зачет,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

11.

Полевой практикум.

Форма организации: в парах

Форма проведения: экскурсия

Метод организации: частично-поисковый

Прием: беседа

блокнот, ручка

Вид контроля – зачет,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

12.

В гостях у природы.

Форма организации: коллективно-групповой

Форма проведения: ролевая игра

Метод организации: репродуктивный

Прием: игра

блокнот, ручка

Вид контроля – открытое занятие для родителей,

Форма предъявления результата – записи в блокнот








Второй год обучения.

Экология человека интересуется проблемами здоровья, образа жизни, поведения, состояния окружающей среды. При ее изучении необходимо опираться на объективные, проверенные данные, которые получены в хорде доказательных и грамотно проведенных исследований.

В последние годы число таких исследований значительно возросло.

Активное освоение экстремальных по условиям жизни людей районов, усиление негативных последствий промышленного и сельскохозяйственного загрязнения, расширение контактов человека с природой во внерабочее время резко обострили интерес к изучению влияния окружающей среды на практически здорового человека, к вопросам управления окружающей средой.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-й год обучения «Экология человека»

п/п

Название темы

кол – во

часов

в том числе

теория

практика


Введение в образовательную область

3

3

0

I.

Экология человека

210

60

150

1.

Введение в экологию человека

21

6

15

2.

Природная среда и здоровье человека

33

6

27

3.

Воздействие человека на окружающую среду

36

6

30

4.

Социальная среда и человек

57

24

33

5.

Факторы сохранения и укрепления здоровья человека

18

6

12

6.

Практикум по экологии человека

45

9

36

Итоговое занятие: «Роль человека на Земле и проблемы среды»

3

0

3

Всего

216

63

153

















Учащиеся второго года обучения должны знать:

- предмет и задачи экологии человека, основные компоненты среды человека, классификацию адаптивных факторов, разновидности адаптаций человека;

- влияние природной среды на здоровье человека;

- влияние физического и химического загрязнения среды на здоровье человека;

- факторы социальной среды и их влияние на здоровье человека;

- факторы сохранения и укрепления здоровья человека, составляющие здорового образа жизни.

Учащиеся второго года обучения должны уметь:

- давать санитарно-гигиеническую оценку различным объектам;

- объяснять механизмы возникновения у человека адаптаций к среде обитания;

- оценивать экологическое состояние различных объектов и выявлять экологически опасные для здоровья человека вещества и факторы;

- пользоваться таблицами калорийности продуктов и составлять дневной рацион;

- следовать нравственным нормам поведения во взаимоотношениях с другими людьми.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа, в год 216 часов.

Форма организации детей на занятии: коллективная, групповая.

Формы проведения занятий: ролевая игра, инструктаж, мультимедийное занятие, занятие – экспедиция, деловая игра, лабораторная работа, исследование, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, проблемное занятие, смотр знаний, турнир, беседа, КВН, лабораторно-практическое занятие.

Форма и способы проверки результата: отзывы родителей и детей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, анкетирование, анализ учебно-воспитательной деятельности.





















СОДЕРДАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

2-й год обучения

Введение в образовательную область (3 ч.: 3 т., 0 пр.)

Теоретическая часть

Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации.

Практическая часть

Человек в природе

  1. Экология человека. (210 ч.: 60 т., 150 пр.)

  1. Введение в экологию человека. (21 ч.: 6т., 15 пр.)

Угроза глобальных антропогенных изменений в окружающей среде.

Проблемы рационального природопользования.

Природный и общественный компоненты среды.

Адаптационные факторы. Адаптации человека.

Практическая часть

Возможные устранения последствий антропогенного влияния человека на окружающую среду.

Составление правил природопользования.

Человечество.

Составление картины взаимодействия человека со средой.

Различия в человеке по характеру места жительства.

Механизмы приспособления организма человека к среде.

Ярмарка знаний: «Мир вокруг тебя»

  1. Природная среда и здоровье человека. (33 ч.: 6 т., 27 пр.)

Атмосфера и здоровье.

Гидросфера и здоровье человека.

Литосфера и здоровье человека.

Почва и здоровье человека.

Практическая часть

Определение степени загрязнения воздуха.

Составление календаря здоровья по отношению к погоде.

Биоиндикация состояния пресного водоема.

Решение экологических задач.

Мониторинг состояния почвы.

Живые существа и их воздействие на здоровье человека.

Инфекция повсюду.

Чистюля.

Человек в экстремальных ситуациях.

Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты.

Ярмарка знаний: «Человек и природа»

  1. Воздействие человека на окружающую среду. (36 ч.: 6 т., 30 пр.)

Физическое загрязнение среды, его источники и здоровье человека.

Химическое загрязнение среды.

Фитонциды и их влияние на здоровье человека.

Практическая часть

Выявление физического загрязнения среды. Составление списка.

Подсчет объема мусора и поиск возможных путей решения проблемы бытовых отходов.

Несанкционированные свалки и выбросы в городе.

Защитим этот мир

Шум – одна из форм физического загрязнения среды жизни

Анализ водной вытяжки из почв

Транспорт, его влияние на окружающую среду

Берегись автомобиля

Экологическая оценка состояния воздушной среды

Ярмарка знаний: «У человека одна жизнь»

  1. Социальная среда и человека. (57 ч.: 24 т., 33 пр.)

Предмет социальной экологии, её отношение к другим наукам.

Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты.

Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения: рост численности населения, ресурсный кризис.

Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения: возрастные агрессивности среды, изменение генофонда.

Поведение человека. Уровни регуляции поведения человека.

Потребности как источники личности человека. Характеристика экологических потребностей.

Адаптация человека к естественной и социальной среде.

Своеобразие поведения в естественной и социальной среде.

Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.

Экология жизненной среды: социально-бытовая среда.

Экология жизненной среды: трудовая среда.

Экология жизненной среды: рекреационная среда.

Практическая часть

Решение экологических задач

Составление социального паспорта

Уровни регуляции поведения человека.

Составление схемы основных экологических потребностей

Гигиенические нормы.

Социальные среды жизни человека

Психологический тренинг

Человек и ноосфера.

Человек и космос.

Ярмарка знаний: «Человек в обществе природы»

  1. Факторы сохранения и укрепления здоровья человека. (18 ч.: 6 т., 12 пр.)

Здоровье человека и здоровый образ жизни.

Факторы, формирующие здоровье и разрушающие его.

Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.

Практическая часть

Первая медицинская помощь при ранениях и травмах.

Парад вредных привычек.

Мы живем не для того чтобы есть, а едим для того чтобы жить! (Режим питания).

6. Практикум по экологии человека. (45 ч.: 9 т., 36 пр.)

Оценка состояния физического здоровья.

Оценка состояния опорно-двигательного аппарата.

Оценка состояния сердечно-сосудистой системы.

Оценка состояния дыхательного аппарата.

Оценка состояния пищеварительной системы.

Оценка состояния кожи.

Познай самого себя.

Экскурсии

Инфекция повсюду.

Шумы на улицах города.

Итоговое занятие: «Роль человека на Земле и проблемы среды»(3ч.: 0т., 3пр.)




























МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел или тема программы

Форма организации и форма проведения занятия

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактические материалы, техническое оснащение занятия (для обучающихся, для педагога)

Вид и форма контроля, форма предъявления результата.

1.

Введение в экологию человека

Форма организации - коллективная;

Форма проведения – мультимедийное занятие

Метод организации - объяснительно-иллюстративный;

Прием организации - беседа.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

2.

Природная среда и здоровье человека

Форма организации - коллективно-групповая;

Форма проведения – деловая игра

Метод организации - объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый

Прием организации - игра.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля –смотр знаний,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

3.

Воздействие человека на окружающую среду

Форма организации - коллективно-групповая;

Форма проведения – деловая игра

Метод организации - объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый

Прием организации - игра.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля –смотр знаний,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

4.

Социальная среда и человек

Форма организации - в парах;

Форма проведения – деловая игра

Метод организации - объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый

Прием организации - игра, тренинг

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля –смотр знаний,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

5.

Факторы сохранения и укрепления здоровья человека

Форма организации - коллективно-групповая;

Форма проведения – деловая игра

Метод организации - объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый

Прием организации - игра.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля –смотр знаний,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

6.

Практикум по экологии человека

Форма организации - индивидуальная;

Форма проведения – лабораторно-практические занятия

Метод организации - частично-поисковый, репродуктивный

Прием организации - лабораторные работы.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля –зачет,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

7.

Роль человека на Земле и проблемы среды

Форма организации - коллективно-групповая;

Форма проведения – деловая игра

Метод организации - репродуктивный

Прием организации - игра.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля –смотр знаний,

Форма предъявления результата - записи в блокнот





Третий год обучения

Экология, как междисциплинарная наука, позволяющая узнать закономерности взаимодействия живых систем разного иерархического уровня со средой их обитания, на сегодняшней день только усилила свою значимость. Именно раскрытие законов связей, на которых основана устойчивость жизни, позволяет людям изменить и организовать свои отношения с природой и увидеть, по каким принципам необходимо развивать и использовать свои ум, знания и способности, свою возможность использования многообразных технических средств. Для организации экологически грамотного хозяйствования на Земле необходимы разносторонние, многообразные знания, включая локальные и заканчивая общепланетарными.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-й год обучения «Экологическая безопасность»

п/п

Название темы

кол – во

часов

в том числе

теория

практика


Введение в образовательную область

3

1

2

I

Экологическое право

57

25

32


Обобщающее занятие: Помни это каждый сын, знай любой ребенок!

3

0

3

II.

Опасные промышленные отходы

21

7

14


Обобщающее занятие: «Жизнь вокруг тебя»

3

0

3

III.

Радиация.

42

13

29


Обобщающее занятие: «Никто не застрахован, но…! »

3

0

3

IV.

Техногенные поражения и экологическая безопасность

15

7

8


Обобщающее занятие: «Человечество»

3

0

3

V.

Медико-экологические последствия катастроф

33

17

16


Обобщающее занятие: «Опасность можно предупредить»

3

0

3

VI.

Химическая зависимость человека

42

7

35


Обобщающее занятие: «Живи и здравствуй!»

3

0

3

Итоговое занятие: «Возможно ли устойчивое развитие человечества и природы?»

3

0

3

Всего:

216

77

139






Учащиеся третьего года обучения должны знать:

- понятие экологического права;

- историю правового регулирования экологических отношений;

- нормы экологического права;

- Федеральный закон «об окружающей среде»;

- принцип экологического страхования;

- нормирование качества окружающей среды;

- требования в области охраны окружающей среды;

- охрана окружающей природной среды;

- основные понятия и сведения об отходах, причинах их образования и движения;

- понятие радиации и ее источники;

- действие радиации на человека;

- виды излучений;

- дозы радиального облучения;

- классификация экологических катастроф и их распространение;

- ликвидацию последствий катастроф;

- понятие химической зависимости и методы борьбы с ней.



Учащиеся третьего года обучения должны уметь:

- применять Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

- проводить экологическую экспертизу;

- проводить экологический мониторинг;

- выдвигать требования в области охраны окружающей среды;

- выявлять экологические правонарушения;

- определять вид опасного отхода и его класс опасности для окружающей среды;

- составлять медико-экологическую характеристику своей страны, своего региона, района.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа, в год 216 часа.

Форма организации детей на занятии: групповая, подгрупповая.

Формы проведения занятий: ролевая игра, инструктаж, мультимедийное занятие, занятие – экспедиция, деловая игра, лабораторная работа, исследование, пресс-конференция, путешествие, экскурсия, проблемное занятие, смотр знаний, турнир, беседа, КВН, лабораторно-практическое занятие.

Форма и способы проверки результата: отзывы родителей и детей об отношениях к занятиям, наблюдение педагога, анкетирование, анализ учебно-воспитательной деятельности.






СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

3-й год обучения

Введение в образовательную область (3 ч.: 1 т., 2 пр.)

Всё должно куда-то деваться и ничего не дается даром.

  1. Экологическое право. (57 ч.: 25 т., 32 пр.)

Теоретическая часть

Понятие экологического права. Предмет и метод регулирования.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Зоны чрезвычайных экологических ситуаций и зоны экологического бедствия.

Война – губительный для биосферы фактор.

Экологическое страхование.

Экологическая экспертиза.

Экологический контроль.

Экологический мониторинг.

Экологический мониторинг: Водные проблемы человечества.

Экологический мониторинг: Воздушные проблемы человечества.

Экологическое образование.

Экологические правонарушения.

Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей среды.

Практическая часть

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Правила поведения в природе.

Ничего на свете лучше нету…

Вокруг тебя мир.

Экскурсии

Балка Чемрек.

Водные проблемы человечества.

Воздушные проблемы человечества.

Обобщающее занятие: Помни это каждый сын, знай любой ребенок!

  1. Опасные промышленные отходы. (21 ч.: 7 т., 14 пр.)

Теоретическая часть

Правовое регулирование и государственная политика по обращению с отходами.

Материалы, предоставляемые на государственную экологическую экспертизу (получение лицензии)

Практическая часть

Определение вида опасного отхода и его класса опасности для окружающей среды.

Нам в этом мире жить.

Экскурсии

Потребитель это тот, кто всюду мусор создает.

Очистные сооружения нашего города.

Обобщающее занятие: «Жизнь вокруг тебя»


  1. Радиация. (42 ч.: 13 т., 29 пр.)

Теоретическая часть

Радиация и жизнь.

Естественные источники радиации.

Источники, созданные человеком.

Электроприборы в жизни человека.

Растения – индикаторы состояния среды. Таинственные растения.

Действие радиации на человека.

Понятие приемлемого риска.

Практическая часть

Электроприборы в жизни человека.

Телевизор – мой друг и враг.

Поставь электроприборы сам!

Влияние магнитного излучения мобильного телефона на здоровье человека.

Последствия техногенных катастроф для организма человека.

Экскурсии

Повсюду опасность!

Обобщающее занятие: «Никто не застрахован, но…! »

  1. Техногенные поражения и экологическая безопасность.

(15 ч.: 7 т., 8 пр.)

Теоретическая часть

Техногенные поражения.

Загрязнение среды и здоровье людей.

Экологическая безопасность.

Практическая часть

Загрязнение среды и здоровье людей.

Оценка экологического риска.

Обобщающее занятие: «Экологическая безопасность и будущее человека»

  1. Медико-экологические последствия. (33 ч.: 17 т., 16 пр.)

Теоретическая часть

Краткий исторический очерк

Распространение катастроф

Классификация катастроф

Ликвидация последствий катастроф

Землетрясения

Извержения вулканов

Наводнения и цунами

Циклоны и торнадо

Оползни, сели, лавины

Практическая часть

Распространение катастроф

Классификация катастроф

Ликвидация последствий катастроф

Надо принимать меры!

Обобщающее занятие: «Опасность можно предупредить»

  1. Химическая зависимость человека. (42 ч.: 7 т., 35 пр.)

Теоретическая часть

Твой образ жизни

Алкоголизм

Табакокурение

Наркомания

Практическая часть

Чума молодежи

Суд над сигаретой

Наркотики – это страшно

Мы поколение XXI века!

Скажем НЕТ химической зависимости

Экологический суд над человеком

Гроза здоровья человечества

Обобщающее занятие: «Живи и здравствуй!»

Итоговое занятие: Возможно ли устойчивое развитие человечества и природы? (3 ч.: 0 т., 3 пр.)

























МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



Раздел или тема программы


Форма организации и форма проведения занятия

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактические материалы, техническое оснащение занятия (для обучающихся, для педагога)

Вид и форма

контроля, форма предъявления результата.


Введение в образовательную область

Форма организации - фронтальная;

Форма проведения – интеллектуальная игра

Метод организации - объяснительно-иллюстративный;

Прием организации - игра.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -опрос,

Форма предъявления результата - записи в блокнот

I.

Экологическое право

Форма организации - фронтальная;

Форма проведения – лекция, дискуссия

Метод организации - объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный

Прием организации - диалог, беседа, решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – изготовление буклетов, листовок, видеороликов, презентаций


Обобщающее занятие: Помни это каждый сын, знай любой ребенок!

Форма организации - индивидуальная;

Форма проведения – тестирование

Метод организации -

репродуктивный

Прием организации - решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

II.

Опасные промышленные отходы

Форма организации - фронтальная;

Форма проведения – лекция, дискуссия

Метод организации - объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный

Прием организации - диалог, беседа, решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – изготовление буклетов, листовок, видеороликов, презентаций


Обобщающее занятие: «Жизнь вокруг тебя»

Форма организации - индивидуальная;

Форма проведения – тестирование

Метод организации -

репродуктивный

Прием организации - решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

III

Радиация.

Форма организации - фронтальная;

Форма проведения – лекция, дискуссия

Метод организации - объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный

Прием организации - диалог, беседа, решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – изготовление буклетов, листовок, видеороликов, презентаций


Обобщающее занятие: «Никто не застрахован, но…! »

Форма организации - индивидуальная;

Форма проведения – тестирование

Метод организации -

репродуктивный

Прием организации - решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

IV

Техногенные поражения и экологическая безопасность

Форма организации - фронтальная;

Форма проведения – лекция, дискуссия

Метод организации - объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный

Прием организации - диалог, беседа, решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – изготовление буклетов, листовок, видеороликов, презентаций


Обобщающее занятие: «Человечество»

Форма организации - индивидуальная;

Форма проведения – тестирование

Метод организации -

репродуктивный

Прием организации - решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

V

Медико-экологические последствия катастроф

Форма организации - фронтальная;

Форма проведения – лекция, дискуссия

Метод организации - объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный

Прием организации - диалог, беседа, решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – изготовление буклетов, листовок, видеороликов, презентаций


Обобщающее занятие: «Опасность можно предупредить»

Форма организации - индивидуальная;

Форма проведения – тестирование

Метод организации -

репродуктивный

Прием организации - решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

VI

Химическая зависимость человека

Форма организации - фронтальная;

Форма проведения – лекция, дискуссия

Метод организации - объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный

Прием организации - диалог, беседа, решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – изготовление буклетов, листовок, видеороликов, презентаций


Обобщающее занятие: «Живи и здравствуй!»

Форма организации - индивидуальная;

Форма проведения – тестирование

Метод организации -

репродуктивный

Прием организации - решение проблемных ситуаций.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля -зачет,

Форма предъявления результата – записи в блокнот


Возможно ли устойчивое развитие человечества и природы?

Форма организации - коллективно-групповая;

Форма проведения – ролевая игра

Метод организации -

репродуктивный

Прием организации - игра.

Дидактические карточки, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные и программные средства

Вид контроля –коллективная рефлексия,

Форма предъявления результата – записи в блокнот

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для педагога

  1. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин.

Экология. 9 класс. Издательский дом «Дрофа», М.: 1995 г.

  1. О.К. Костко

Экология для средней школы, пособие для средней школы, лицеев, гимназий, «Аквариум», М.: 1997 г.

  1. Практические занятия по экологии, «Просвещение», М.: 1998 г. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов. Основы экологии, Учебник, Просвещение, М.: 1997 г.

  2. Экология Ставропольского края: Учебник для 9-11 классов общеобразовательных школ Ставропольского края. – Ставрополь: Сервисшкола, 2000.

  3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

  4. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов

Основы экологии, Учебник, Просвещение, М.: 1997 г.

  1. Биология в вопросах и ответах. – М.: МИРОС. «Междунар. отношения», 1994 г.

  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», М.:2003г.

  1. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. – М.: МНЭПЦ, 1993 г.

10. Б.Сергеев. Жизнь лесных дебрей. Молодая гвардия; Москва; 1988 г.

Еремеева Е.Ю. Растения: справочник школьника. Литера, 2005 г.

11. Головкин Б.Н., Мазуренко М.Т., Черныш И. В. Загадочные растения:

детская энциклопедия. АСТ, 2006 г.

12. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: Растения, бактерии, грибы,

лишайники, животные: 6-7 классы: Вопросы, задания, задачи.

13. Былова А.М., Шорина Н.И.Экология растений 6 класс. Учебное

пособие. Вентана- Граф, 2010 г.

14. Горская Н.А. Биология: Экология растений. Рабочая тетрадь для 6

класса общеобразовательных учреждений. Вентана-Граф, 2005 г.

15. Бабенко В.Г., Алексеев В.Н., Белова О.В. Растения, животные: мифы и

легенды. Мир энциклопедий, 2007 г.

16. Бондарева О.Б., Гончарова Е.Ю. Экзотические растения. Мир книги,

2010 г

17. Шустова И.Б. Азбука: Растения России. Мир природы, Дрофа, 2008 г.

18. Шинкаренко И.В. Исчезающий мир: рассказы о редких и исчезающих

животных и растениях. Аркаим, 2004 г.

19. Ушакова О.Д. Красная книга России. Растения. Словарик-справочник

школьника. Литера, 2009 г.

20. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. Академия,

2001г.

21. Ровира П. животные нашей планеты. Лабиринт Пресс, 2008 г.

22. Уолтерз М, Джонсон Д. Животные. Большая детская энциклопедия.

Астрель, 2008 г.

23. Герасимов В.М. Беспозвоночные, изучение их в школе. – М.:

Просвещение, 1978 г.

24. Догель В.А. Зоология. – М.: Высшая школа, 1984 г.

25. Лункевич В.С. Занимательная биология. М.: Наука, 1962 г.

26. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1981 г.

27. Акимушкин И.И. Мир животных.- М.: Просвещение, 1994 г.

28. Брем А. Жизнь животных. Т. «Рыбы». – М.: Эксмо, 2004 г.

29. Константинов В.М. Зоология позвоночных. – М.: Академия, 2000 г.

30. Банников. А.Г. Очерки по биологии земноводных. – М.: Учпедгиз,

1956 г.

31. Дмитриев Ю.Д. Чему верить, что проверить. – М.: Детская литература,

1967 г.

32. Сергеев Б.Ф. Удивительное об амфибиях. – М.: Знание, 1971 г.

33. Степанчук Н.А. Практикум по экологии. Учитель, 2009 г.

34. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология: природа-человек-

техника. М.: Юнити, 2001 г.

35. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. С.-Петербург.:

Петрос, 1999 г.

36. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Академия,

2000 г.

37. Бубнов А.Г. Опасные промышленные отходы. Иваново, 2004 г.

38. Перевод с английского Ю.А. Банниковой. Радиация. Дозы, эффекты,

риск. М.: Мир, 1990 г.

39. Кулакова О.С. Шпаргалка по экологическому праву. М.: Аллель,

2000г.

40. Газеты для детей и подростков «Зеленый портфель»,

41. Веселая биология на уроках и праздниках. И.Д. Агеева. Методическое

пособие Творческий центр «Сфера». – М.: 2004 г

42. Энциклопедия для детей биология. – М.: Аванта+, 1999 г.
















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ для обучающихся и родителей


  1. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин.

Экология. 9 класс. Издательский дом «Дрофа», М.: 1995 г.

  1. Экология Ставропольского края: Учебник для 9-11 классов общеобразовательных школ Ставропольского края. – Ставрополь: Сервисшкола, 2000.

  2. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

  3. Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М. Константинов

Основы экологии, Учебник, Просвещение, М.: 1997 г.

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник

Биология. Введение в общую биологию и экологию. «Дрофа», М.:2003г.

  1. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. – М.: МНЭПЦ, 1993 г.

10. Б.Сергеев. Жизнь лесных дебрей. Молодая гвардия; Москва; 1988 г.

Еремеева Е.Ю. Растения: справочник школьника. Литера, 2005 г.

11. Головкин Б.Н., Мазуренко М.Т., Черныш И. В. Загадочные растения:

детская энциклопедия. АСТ, 2006 г.

12. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология: Растения, бактерии, грибы,

лишайники, животные: 6-7 классы: Вопросы, задания, задачи.

13. Былова А.М., Шорина Н.И.Экология растений 6 класс. Учебное

пособие. Вентана- Граф, 2010 г.

14. Бабенко В.Г., Алексеев В.Н., Белова О.В. Растения, животные: мифы и

легенды. Мир энциклопедий, 2007 г.

15. Бондарева О.Б., Гончарова Е.Ю. Экзотические растения. Мир книги,

2010 г

16. Шустова И.Б. Азбука: Растения России. Мир природы, Дрофа, 2008 г.

17. Шинкаренко И.В. Исчезающий мир: рассказы о редких и исчезающих

животных и растениях. Аркаим, 2004 г.

18. Ушакова О.Д. Красная книга России. Растения. Словарик-справочник

школьника. Литера, 2009 г.

19. Потапов И.В. Зоология с основами экологии животных. Академия,

2001г.

20. Ровира П. животные нашей планеты. Лабиринт Пресс, 2008 г.

21. Уолтерз М, Джонсон Д. Животные. Большая детская энциклопедия.

Астрель, 2008 г.

22. Герасимов В.М. Беспозвоночные, изучение их в школе. – М.:

Просвещение, 1978 г.

23. Догель В.А. Зоология. – М.: Высшая школа, 1984 г.

24. Лункевич В.С. Занимательная биология. М.: Наука, 1962 г.

25. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1981 г.

26. Акимушкин И.И. Мир животных.- М.: Просвещение, 1994 г.

27. Брем А. Жизнь животных. Т. «Рыбы». – М.: Эксмо, 2004 г.

28. Константинов В.М. Зоология позвоночных. – М.: Академия, 2000 г.

29. Банников. А.Г. Очерки по биологии земноводных. – М.: Учпедгиз,

1956 г.

30. Дмитриев Ю.Д. Чему верить, что проверить. – М.: Детская литература,

1967 г.

31. Сергеев Б.Ф. Удивительное об амфибиях. – М.: Знание, 1971 г.

32. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология: природа-человек-

техника. М.: Юнити, 2001 г.

33. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. С.-Петербург.:

Петрос, 1999 г.

34. Ситаров В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. М.: Академия,

2000 г.

35. Бубнов А.Г. Опасные промышленные отходы. Иваново, 2004 г.

36. Перевод с английского Ю.А. Банниковой. Радиация. Дозы, эффекты,

риск. М.: Мир, 1990 г.

37. Кулакова О.С. Шпаргалка по экологическому праву. М.: Аллель,

2000г.

38. Энциклопедия для детей биология. – М.: Аванта+, 1999 г.


























13