СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль № 1. Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модуль № 1. Тип Хордовые. Класс Ланцетники.»

Модуль № 1.

Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

№УЭ

Учебный материал

Цели и задания

УЭ-0

 

Дидактические цели:  изучить общие особенности строения животных, принадлежащих к типу хордовых, а также познакомиться с самыми примитивными хордовыми – ланцетниками.

УЭ-1

Вопросы для кратких письменных ответов.

1. Какие главные отделы тела выделяются у членистоногих?

2. Почему членистоногие получили такое название?

3. Из какого вещества в основном состоит внешний скелет членистоногих?

4. Какого типа у членистоногих кровеносная система?

5. Какие органы дыхания могут быть у членистоногих?

6. Какие классы составляют тип членистоногих?

7. Как эти классы отличаются по числу ходильных ног?

Входной контроль.

Цель: вспомнить, что вы знаете о типе членистоногих.

1. Ознакомьтесь с вопросами, расположенными в колонке учебного материала.

2. В письменной краткой форме ответьте на них. Сами вопросы переписывать не нужно. Укажите только номер вопроса и запишите краткий ответ.

УЭ-2

Параграф № 20, пункт «Общая характеристика».

Незаконченные предложения:

1. Так как через тело хордовых можно провести лишь одну плоскость симметрии, эти животные являются …

2. Их скелет скрыт под покровами тела и поэтому называется …

3. У низших хордовых животных этот скелет представлен прочным осевым стержнем, который носит название …

4. Высшие хордовые животные во взрослом состоянии хорды не имеют, но она у них бывает в состоянии …

5. Хорда у высших хордовых животных заменяется на хрящевой или костный …

6. Мускулатура у хордовых  животных как раз и крепится либо к хорде, либо к …

7. Над хордой у хордовых животных лежит … …

8. Под хордой у хордовых животных лежит … …

9. У высших хордовых животных нервная трубка в передней части превращается в … …

10. Наземные хордовые животные на ранних стадиях своего зародышевого развития имеют жаберные …

11. Кровеносная система у всех хордовых …

12. Тип хордовых животных делится на два подтипа - …  …

 

Цель: изучить общие особенности хордовых животных.

1. Прочитайте учебный материал.

2. Закончите предложения, размещённые в колонке учебного материала.

3. Сами предложения переписывать не нужно. Укажите лишь номер предложения и то, что следует дописать. После этого сделайте устно для себя вывод о том, какие общие признаки характерны для хордовых животных.

4. Если вы думаете, что сможете ответить устно и всё запомнить, то так и сделайте.

5. Для того чтобы убедиться в правильности своих вставленных слов или фраз, посоветуйтесь со своим соседом по парте.

6. После того, когда выполните это задание, обменяйтесь своими тетрадями и проверьте друг друга. Укажите на неточности или ошибки, если вы их обнаружите.

7. Если вы устно выполняли это задание и считаете, что вы его сделали верно, пусть ваш сосед по парте проверит ваш устный ответ и исправит ваши неточности и ошибки. То же самое вы можете сделать и ему.

8. Оцените друг друга по пятибалльной системе. Поставьте эти оценки в накопительную ведомость.

УЭ-3

Параграф № 20, пункт «Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Общая характеристика».

Текст с пропущенными словами или фразами.

Ланцетники – это единственный класс, который относится к подтипу 1) …  Они имеют длину от 1 до 8 см. Форма тела у них напоминает 2) …, отсюда их название. Ротовое отверстие у ланцетников окружено 3) … Ланцетники фильтруют воду, а пищей им служит 4) … У ланцетников нет обособленной головы, а поэтому отсутствует 5) …, поэтому он и относится к определённому подтипу хордовых. У ланцетника нет парных плавников, но имеются непарные - … и … У ланцетников тело покрыто кожей и смазано слизью за счёт работы 6) … клеток. Мышечный слой разделён перегородками на 7) … Внутренний скелет состоит из 8) … Нервная трубка располагается 9) … … У ланцетника имеются клетки, улавливающие свет, поэтому они называются 10) … Ланцетники раздельнополы, оплодотворение у них не внутреннее, а 11) … Из икринок выходят 12) … Ланцетники являются объектом промысла для жителей 13) … …

Цель: изучить самых примитивных хордовых – ланцетников.

1. Прочитайте учебный материал.

2. Рассмотрите рисунок 79 «Ланцетник».

3. В колонке учебного материала находится текст с пропущенными словами или фразами. Подумайте над тем, как правильно заполнить эти пропуски. Внимательно следите только за знаками препинания.

4. Сам текст переписывать не нужно. Укажите только номер пропуска и запишите пропущенное слово или фразу.

5. Проверьте друг друга, обменявшись тетрадями.

6. Укажите друг другу на неточности и ошибки.

7. Оцените друг друга.

УЭ-4

Параграф № 20, пункт «Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика».

Альтернативные вопросы.

1. У позвоночных имеется череп (А) или нет (Б)?

2. У черепных имеется позвоночник (А) или нет (Б)?

3. Череп защищает головной (А) или спинной мозг (Б)?

4. Позвоночник защищает головной (А) или спинной мозг (Б)?

5. Головной и спинной мозг у позвоночных образовались из хорды (А) или нервной трубки (Б)?

6. Позвоночник черепных образовался из хорды (А) или нервной трубки (Б)?

7. У позвоночных лучше (А), или хуже (Б), чем у бесчерепных,  развиты органы слуха и зрения?

8. Значительная подвижность позвоночных животных по сравнению с бесчерепными поддерживается в основном благодаря непарным (А) или парным (Б) конечностям?

9. У позвоночных замкнутая (А) или незамкнутая кровеносная (Б) система?

10. У позвоночных имеется сердце (А) или нет (Б)?

11. Дыхание у позвоночных происходит с помощью жабр (А) или лёгких (Б)?

12. У позвоночных во взрослом состоянии имеется хорда (А) или нет (Б)?

13. Позвоночные могут жить только в воде (А) или на суше тоже (Б)?

14. К подтипу позвоночных относятся ланцетники (А) или ракообразные (Б)?

 

Цель: познакомиться с общими особенностями позвоночных животных.

1. Прочитайте учебный материал.

2. Ознакомьтесь с альтернативными вопросами, расположенными в колонке учебного материала. В них уже заложены варианты ответа, обозначенные буквами «А» и «Б».

3. Ответьте на них. Сами вопросы переписывать необязательно. Укажите лишь номер вопроса и правильный вариант ответа. Имейте только в виду, что у одних вопросов может быть один вариант ответа, у других вопросов может быть два варианта, или не быть не одного.

4. Следовательно, ответы на эти вопросы могут выглядеть следующим образом: 1А, 2Б, 3 АБ, 4, 5 Б …

5. Обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями и проверьте друг друга. Обратите внимание на свои ошибки и неточности.

6. Оцените друг друга.

УЭ-5

Задания уровня «А»

1. Известно, что ланцетник наиболее активен в ночное время. Как ему удаётся различать ночь и день? А) с помощью глаз, Б) с помощью уменьшения тока воды вокруг него из-за уменьшения активности других животных, В) путём уменьшения частоты нападения в ночное время со стороны врагов ланцетника, Г) с помощью светочувствительных клеток.

2. Что общего в значении хорды у хордовых животных и хитинового панциря у членистоногих? А) они состоят из одного и того же вещества, Б) благодаря им, все эти животные обладают довольно высокой подвижностью, В) они выполняют роль скелета у этих групп животных, Г) благодаря им,  они преодолевают сопротивление воды.

3. Что общего в питании ланцетников и двустворчатых моллюсков? А) они добывают себе пищу, активно перемещаясь в воде, Б) они фильтруют воду, питаясь планктоном, В) пищевые частицы у этих групп животных вначале попадают в мантийную полость, Г) пищевые частицы у этих групп животных вначале попадают в вводной сифон, а затем в ротовую полость.

4. С чем может быть связано то, что метание икры у ланцетников происходит ночью? А) встрече самцов и самок всегда мешает свет, Б) сперматозоиды погибают от света и не происходит оплодотворение икры, В) они беззащитны и имеют много врагов, поэтому выбирают такое время суток, когда им и их икре меньше всего угрожает опасность; Г) днём самцы не могут найти самок, так как у них нет глаз.

5. В чём заключается отличие скелета высших и низших хордовых? А) у низших он занимает меньший удельный вес по сравнению со всей остальной массой тела, а у высших почти вся масса тела приходится на скелет; Б) у низших он представлен только хордой, а у высших хорда заменена на костный или хрящевой скелет; В) у низших нет скелета парных конечностей, а у высших он имеется; Г) у низших нет позвоночника, а лишь череп, у высших же имеется и позвоночник и череп.

Задание уровня «В»

Распределите классы животного мира по типам: Простейшие (А), Кишечнополостные (Б), Губки (В), Иглокожие (Г), Членистоногие (Д), Хордовые (Е).

Классы: 1) Ланцетники, 2) Инфузории, 3) Насекомые, 4) Круглоротые, 5), Морские звёзды 6) Жгутиконосцы, 7) Гидроидные, 8),Голотурии,  9) Сцифоидные, 10) Стеклянные, 11) Коралловые полипы, 12) Споровики, 13) Корненожки, 14) Пресмыкающиеся, 15) Хрящевые рыбы, 16) Радиолярии, 17) Костные рыбы, 18) Солнечники, 19) Известковые, 20) Птицы, 21) Паукообразные, 22) Млекопитающие, 23)  Морские лилии, 24) Ракообразные, 25), Обыкновенные 26) Морские ежи, 27) Земноводные, 28) Офиуры.

Задание уровня «С»

Сравните ланцетников, как самых примитивных хордовых животных, с беспозвоночными животными и прежде всего с членистоногими, и выявите самые главные отличия между ними. Постройте свой ответ по следующему плану:

1.        Месторасположение скелета.

2.        Строение скелета

3.        Что является опорой для крепления мускулатуры?

4.        Тип кровеносной системы

5.        Способы передвижения

Выходной контроль.

Цель: выяснить, насколько успешно вы усвоили данный учебный модуль.

1. Внимательно прочитайте тестовые задания, расположенные в колонке учебного материала.

2. В заданиях уровня «А» из предложенных четырёх вариантов выбираете один правильный, например: 1А, 2Г…

3. В задании уровня «В» перечислены различные классы животного мира. Вам их нужно распределить по группам или точнее по типам. Названия классов и типов записывать не нужно. Классы пронумерованы цифрами, а типы буквенными обозначениями. Ответы, таким образом, могут выглядеть так: А) 1,2,3,4;

Б) 5,6,7,8;

В) 9,10,11 …

4. В задании уровня «С» нужно написать мини-сочинение на заданную тему.

5. Домашнее задание: параграф № 20 до пункта «Класс Круглоротые». Проверьте себя также дома, ответив на вопросы 1,2,3 в конце этого па



















Модуль № 2.

Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные.

№УЭ

Учебный материал

Цели и задания

УЭ-0

 

Дидактические цели: изучить общие особенности надкласса рыб, познакомиться с их классификацией и отличительными особенностями.

УЭ-1

Вопросы для кратких письменных ответов.

1. К какому подтипу животных относятся ланцетники?

2. Чем у ланцетников представлен скелет?

3. Что у ланцетников находится над хордой?

4. Что у ланцетников находится под хордой?

5. Какой образ жизни предпочитают ланцетники – дневной или ночной?

6. Чем ланцетники питаются?

7. Чем у ланцетников окружено ротовое отверстие?

Входной контроль.

Цель: вспомнить, что вы знаете о ланцетниках, как группе, относящейся к тому же типу, что и рыбы.

1. Ознакомьтесь с вопросами, расположенными в колонке учебного материала.

2. В краткой письменной форме ответьте на них. Сами вопросы переписывать не нужно. Укажите лишь номер вопроса и запишите краткий ответ.

3. Проверьте и оцените друг друга.

УЭ-2

Параграф № 20, пункт «Класс Круглоротые. Общая характеристика».

Альтернативные вопросы.

1. Круглоротые – это самые примитивные (А), или самые сложноустроенные (Б) современные позвоночные животные?

2. К этому классу относятся миноги (А), или миксины (Б)?

3. У круглоротых имеется костная ткань в скелете (А), или она отсутствует (Б)?

4. У взрослых особей круглоротых имеется хорда (А), или она отсутствует (Б)?

5. У круглоротых круглый рот (А), или имеет форму присасывательной воронки (Б)?

6. Круглоротые имеют зубы и язык (А) или нет (Б)?

7. Круглоротые имеют челюсти и конечности (А), или они отсутствуют (Б)?

8. Чем представлены у круглоротых органы зрения – светочувствительными клетками (А), или глазами (Б)?

9. Чем у круглоротых представлены органы обоняния – одной ноздрёй (А), или двумя (Б)?

10. Круглоротые передвигаются с помощью конечностей (А), или совершая червеобразные движения (Б)?

11. Круглоротые предпочитают вести открытый (А), или скрытый (Б) образ жизни?

12. Миксины охотятся на беспозвоночных и рыб (А), или являются их паразитами (Б)?

13. Большинство миног охотятся на рыб (А), или являются их паразитами (Б)?

14. Круглоротые беспозвоночные (А), или бесчерепные (Б) животные?

15. Личинка миног – пескоройка - похожа на взрослую особь (А), или нет (Б)?

Цель: изучить главные особенности класса круглоротых.

1. Прочитайте учебный материал.

2. Рассмотрите рисунок 80 «Морская минога и миксина» и рисунок 81 «Ротовая присоска миноги».

3. Ознакомьтесь с альтернативными вопросами в колонке учебного материала. В них уже заложены варианты ответов, обозначенные буквами «А» и «Б».

4. Ответьте на них. Сами вопросы переписывать необязательно. Укажите только номер вопроса и тот вариант, который вы выбираете.

5. Имейте в виду, что у одной группы вопросов может быть один вариант ответа, у другой группы – либо два варианта, либо ни одного. Ответы, таким образом, будут выглядеть так: 1А, 2Б, 3АБ, 4, 5Б …

6. Проверьте и оцените друг друга. Обратите внимания на те ошибки и недочёты, которые вы допустили в своих ответах.

7. После ответа на альтернативные вопросы попытайтесь перечислить главные признаки круглоротых.

УЭ-3

Цель: познакомиться с многообразием хрящевых рыб.

1. Просмотрите учебный материал, изложенный в параграфе № 22 учебника.

2. Рассмотрите рисунок 86 «Акулы», рисунок 88 «Акула-молот», рисунок 89 «Скаты» и рисунок 90 «Химера европейская».

3. Закончите следующие предложения:

А) К хрящевым рыбам относятся следующие отряды …

Б) Скелет у хрящевых рыб не костный, а …

В) У хрящевых рыб нет жаберных …

Г) По бокам тела располагаются жаберные …

Д) У хрящевых рыб нет плавательного …

Е) Самой маленькой акулой, обитающей в Мексиканском заливе, является …

Ё) Самой большой акулой является …

Ж) У акул горизонтально расположены следующие плавники..

З) Верхняя лопасть хвостового плавника длиннее …

И) Парные плавники акулы обеспечивают движение …

К) Хвостовой плавник акулы  обеспечивает движение …

Л) Самым крупным скатом является …

М) Грудные плавники у скатов являются …

Н) Хвостовой плавник у скатов имеет вид …

О) Придонный образ жизни скатов привёл к тому, что их тело стало …

П) У химерообразных мощный передний отдел, переходящий в тонкий …

3. В колонке учебного материала рассмотрите рисунок, на котором изображены различные виды хрящевых рыб. Они обозначены номерами. В тетради запишите эти номера, а напротив напишите названия этих рыб.

УЭ-4

Цель: изучить многообразие костных рыб.

1. Прочитайте учебный материал, изложенный в параграфе № 23.

2. Рассмотрите рисунок 91 «Осетрообразные», рисунок 92 «Сельдеобразные», рисунок 93 «Лососеобразные», рисунок 94 «Карпообразные», рисунок 95 «Окунеобразные», рисунок 96 «Двоякодышащие рыбы» и рисунок 97 «Кистепёрая рыба латимерия».

3. Закончите следующие предложения:

А) Осетрообразные похожи на хрящевых рыб тем, что у них не только костный скелет, но и …

Б) В течение всей жизни у осетрообразных сохраняется …

В) Голова у осетрообразных начинается с уплощённого …

Г) Челюсти у осетрообразных лишены …

Д) По бокам тела и на хребте располагаются пять рядов крупных … …

Е) Хвостовой плавник у осетрообразных как и у акул …

Ё) В отличие от акул  у осетрообразных имеется плавательный…

Ж) Отряды сельдеобразных, лососеобразных и карпообразных похожи между собой и формой тела и строением парных и непарных …

З) Характерной особенностью окунеобразных является наличие двух  спинных спинных плавников с …

И) Двоякодышащие рыбы при отсутствии воды могут переходить с жаберного дыхания на …

3. В колонке учебного материала рассмотрите рисунок, на котором изображены различные виды костных рыб. Они обозначены номерами. В тетради запишите эти номера, а напротив напишите названия этих рыб.

 

УЭ-5

 

Цель: научиться по внешнему виду и по названию видов костных рыб определять их принадлежность к различным отрядам этого класса.

1. Ещё раз рассмотрите следующие рисунки: рисунок 91 «Осетрообразные», рисунок 92 «Сельдеобразные», рисунок 93 «Лососеобразные», рисунок 94 «Карпообразные», рисунок 95 «Окунеобразные», рисунок 96 «Двоякодышащие рыбы» и рисунок 97 «Кистепёрая рыба латимерия».

2. В колонке учебного материала находится рисунок с разными видами костных рыб. Они подписаны. Распределите эти виды по следующим отрядам:

А) Отряд Осетрообразные:

Б) Отряд Сельдеобразные:

В) Отряд Лососеобразные:

Г) Отряд карпообразные:

Д) Отряд окунеобразные:

3. Сами виды ещё раз записывать не нужно. Они обозначены номерами. Перенесите к себе в тетрадь только эти номера. Названия отрядов тоже записывать необязательно. Результат выполнения этого задания может выглядеть следующим образом: А) 1,2,3; Б) 4,5,6 …

 

УЭ-6

Задание уровня «А»: Как по внешнему строению можно отличить окунеобразных от других отрядов костных рыб? А) по вытянутой форме тела; Б) по строению парных плавников; В) по наличию двух спинных плавников с острыми колючками; Г) по наличию жаберных крышек.

Задание уровня «В»: 1) миноги, 2) осетрообразные, 3) скаты, 4) химерообразные, 5) окунеобразные, 6) карпообразные, 7) акулы, 8) лососеобразные, 9) миксины.

Задание уровня «С»: По каким признакам отличаются между собой костные и хрящевые рыбы?

Выходной контроль.

Цель: выяснить, насколько успешно вы усвоили данный учебный модуль.

1. Внимательно прочитайте тестовые задания, расположенные в колонке учебного материала.

2. В заданиях уровня «А» из предложенных четырёх вариантов выбираете один правильный, например: 1А, 2Г…

3. В задании уровня «В» перечислены различные отряды рыб, обозначенные цифрами. Вам их нужно распределить по трём классам рыб: А) круглоротым, Б) костным, В) хрящевым.

4. В задании уровня «С» нужно написать мини-сочинение на заданную тему.

5. Домашнее задание: параграфы № 20, 22, 23. Проверьте себя также дома, ответив на вопросы в конце этих параграфов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!