Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку руководящих и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Управлению образованием Асбестовского городского округа,
в 2023/2024 учебном году
МБОУ «СОШ №1 им М. Горького»
Наименование тематики, вида методической разработки:
Модуль «Атлетические единоборства» урок самбо
Тема работы:
«Приёмы самостраховки. Приемы борьбы стоя (задняя подножка) Упражнения для выведения из равновесия. Учебная схватка»
Форма представления в финальном этапе:
Мастер - класс
Автор: Семейкин Алексей Геннадьевич,
учитель физической культуры,
высшая квалификационная категория,
тел. 8(909)015-21-62.
Асбестовский городской округ
2023/2024 учебный год.
Пояснительная записка.
Актуальность темы исследования.
Сегодня проблема физического развития и физической подготовленности учащихся основной школы как никогда является актуальной. Дело в том, что современные условия, в которых растет и развивается молодое поколения отличаются ухудшением экологической обстановки, а также различного рода негативными изменениям, затрагивающими повседневную жизнь. Все это отражается на здоровье детей и подростков, в частности на снижении их физической подготовленности.
Ряд исследователей, занимающихся изучением особенностей физического состояния современных детей и подростков, к числу которых относятся Г.П. Антонова, В.К. Бальсевич, В.П. Климин, ВП. Сердюк и другие, отмечают, что сильнейшему негативному влиянию подвергаются именно дети школьного возраста, поскольку в этом возрастном периоде происходит наиболее активный процесс формирования основных систем организма. Если физическая форма в юношеском возрасте, показатели здоровья отличаются от нормальных показателей, соответствующих этому возрасту, то качество здоровья такого взрослого человека в будущем рискует быть с низкими показателями.
В условиях перехода на ФГОС цель школьного образования по физической культуре – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Для реализации первостепенной задачи физического образования возникла необходимость пересмотреть традиционные подходы к проведению занятий по физической культуре в образовательных учреждениях, в частности, в школе. Именно поэтому уже сегодня стандартными программами предусматривается введение в программу физического воспитания элементов различного рода единоборств, к числу которых относится Самбо. При введении уроков борьбы и, в частности, Самбо появляется возможность творчески использовать программу физической культуре в школе. Актуальность выбранной темы состоит в том, что САМБО — не только вид спортивного единоборства и система противодействия противнику без применения оружия, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности будущего поколения. Занятия самбо формируют твёрдый характер, стойкость и выносливость, способствуют выработке самодисциплины и развитию качеств, необходимых для достижения жизненных целей.
Более того, это позволяет повысить физическую подготовленность школьников, которые являются будущими воинами и защитниками Родины. Это обусловлено тем, что единоборства отличаются своеобразной системой движений, которая позволяет владеть телом как гармонически единым организмом, а также способствует развитию физических качеств и выступает в качестве эффективного средства контроля физической и функциональной подготовленности.
Самбо представляет собой комплекс физических упражнений, в которых сочетаются общефизическая и специальная подготовка во взаимодействии с психологическими установками, которые предполагают реализацию через систему физической культуры высших ценностей, самосовершенствования как физическое, так и духовное. Более того практика единоборств как физкультурно-оздоровительная система насчитывает достаточно много лет.
Овладев техникой самбо, спортсмен получает навыки, которые, вероятно, необходимы каждому для того, чтобы в случае необходимости защитить самого себя и тех, кто нуждается в защите. Но Самбо наделяет не только чисто физическими качествами. Воспитание воли, уверенности в себе, умения побеждать страх, усталость, а порой и боль с тем, чтобы противостоять даже заведомо сильному противнику, — это его психологическое воздействие. И еще — умение ориентироваться в опасной, мгновенно изменяющейся ситуации [1, c. 34].
У такого единоборства как Самбо нет существенных ограничений, именно поэтому элементы Самбо логично включаются в теорию и практику физического воспитания детей и подростков. Стоит обратить внимание на то, что заимствование элементов Самбо не должно носить механический характер, а только выборочный, предполагающий предпочтение наиболее удачных приемов, методов достижения целей, совершенствования движений в функциональном и психологическом плане.
Наряду с вышесказанным стоит обратить внимание на то, что наиболее уязвимым в плане физического развития и физической подготовленности является подростковый возраст, выпадающий на промежуток от 16 до 17 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте предпочтение отдается интеллектуальной работе (которая необходима для сдачи ЕГЭ, а также дальнейшего определения с профессиональной деятельностью) и предпочтением пассивного отдыха активному.
Урок в 10 классе, модуль «Атлетические единоборства», урок № 7 в теме.
Тема урока: «Приёмы самостраховки. Приемы борьбы стоя (задняя подножка) Упражнения для выведения из равновесия. Учебная схватка».
Цель: Создать условия для усвоения и закрепления навыков выполнения броска «задняя подножка» (различные варианты исполнения) обучающимися 10-го класса на уроке физической культуры.
Формы и методы: учебно-тренировочная борьба, повторный метод тренировки, метод варьирования условий борьбы.
Основные термины и понятия: страховка, самостраховка, борьба в стойке, борьба лежа, броски, удержание, «угроза», «вызов», «маскировка», «маневрирование», «силовое давление».
Планируемые результаты:
Обучающиеся достигнут понимания и умения оперативно в соответствии с остротой ситуацией в момент борьбы принимать рациональное решение, используя свои технические и физические возможности; научатся применять «тактику борьбы» в различных условиях борьбы, в соревновательных условиях.
Задачи урока:
1. Закрепить навык выведения из равновесия и бросок.
2. Закрепить навык выполнения броска «задняя подножка» (задняя подножка с захватом ноги снаружи, комбинация (блок-удар-бросок).
3. Проверить знания и умения по разделу «Самбо».
4. Закрепить у обучающихся понимание о значимости приобретённой способности адекватно реагировать на вызов из вне. Повысить функциональные возможности организма.
Физиологические:
Содействовать развитию физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости) и координационных способностей.
Воспитательные:
1. Закрепить в сознании понимания важности взаимопомощи, самостоятельности принятия решений.
2. Мотивировать для развития нравственно-волевых качеств личности.
3. Осознанно относиться к выполнению упражнений, нацеливаясь на успех и победу.
4. Инициировать понимание необходимости и обязательности развития физических качеств человека.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные универсальные учебные действия:
1. Формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
2. Научить ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «настоящий друг».
3. Формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
4. Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Познавательные учебные действия:
1. Умение объяснить свой двигательный опыт и технику выполнения разучиваемых упражнений и заданий.
2. Осознанно относиться к освоению универсальных умений, связанных с выполнением упражнений по Самбо.
3. Понимать важность выполнения строевых упражнений, разученных ранее.
4. Учиться игровым заданиям и играм на основе борьбы Самбо.
5. Наблюдать, анализировать и делать самостоятельные простые выводы.
Регулятивные учебные действия:
1. Содействовать развитию быстроты реакции, координации движений, ловкости, силы.
2. Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата и правильной осанки.
3. Развивать творчество, инициативу в двигательных действиях.
4. Прививать интерес к здоровому образу жизни.
5. Способствовать повышению общего функционального состояния организма.
6. Развивать творчество, инициативу в двигательных действиях.
Коммуникативные учебные действия:
1. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в совместной двигательной деятельности.
2. Прививать детям стойкий интерес к спортивным единоборствам, поддерживать в них жизненный оптимизм и здоровый соревновательный дух, поощрять творчество и разнообразную двигательную деятельность.
3. Участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения: поточный, фронтальный, групповой, индивидуальный.
Место проведения: спортзал
Инвентарь и оборудование: гимнастические маты
Форма одежды: спортивная
Ход урока:
Части урока | Содержание | Время | Методические указания |
Подготовительная (10 минут) | 1. Построение, приветствие, сообщение темы, типа, цели урока. Строевые упражнения (повороты на месте направо, налево, кругом; перестроения в две шеренги и обратно). 2.Разминка. ОРУ в движении. 2.1. Ходьба на носках, пятках, на внутреннем и наружных сводах стопы, в полуприседе, ходьба «гусиным шагом», спортивная ходьба; 2.2. Бег; 2.3. Бег приставными шагами правым (левым) боком; 2.4.Бег спиной вперед; 2.5. Бег с поворотом на 360*; 2.6. Бег с высоким подниманием бедра; 2.7. Бег с захлестыванием голени; 2.8. Бег крестным шагом; 2.9. Ходьба с восстановлением дыхания; ходьба: вращение кистей рук в замке, круговые вращения предплечья (к себе и от себя), круговые движения плечами на каждый шаг вперёд, назад, вкручивание на каждый шаг, встречные махи, махи ногами касание рук, наклон на каждый шаг | 1 мин 1 мин 8мин | Построение в шеренгу, проверка готовности к уроку: наличие спортивной формы, состояния здоровья. Провожу комплекс ОРУ и ОФП Соблюдать дистанцию, обеспечить безопасное выполнения упражнения. Последовательность, интенсивность и дозировка выполнения упражнений по команде учителя. Движение группы осуществляется по периметру зала, способ выполнения упражнений одновременный. Добиваться максимальной амплитуды движений, следить за дыханием. |
Основная (25 минут) | Проверить знания и умения по разделу «Самбо». 1.Выполнение кувырка правым, левым плечом вперёд с само страховкой (перекат по спине по диагонали вперёд с выполнением хлопка рукой по ковру); 2.Выполнение кувырка в падении назад с само страховкой (при выполнении переката назад сделать хлопок руками по ковру); 3.Выполнение нескольких кувырков слитно, чередуя кувырок вперёд и назад (выполнять кувырки в группировке); 4. Выполнение кувырков вперёд из положения стоя или на коленях в паре держась с партнёром за руки с самостраховкой; 5. Длинный кувырок через предмет, партнера. 6. Выполнение колеса. 7. Сидя в группировке, напарник падает на спину в страховку 8. Прыжки друг через партнера 9. Самостраховка: падение вперед с опорой на руки. Последовательность упражнений: - в упоре лежа сгибание и разгибание рук; - в упоре лежа на пальцах сгибание и разгибание рук; - из положения на коленях, руки назад падение вперед прогнувшись с опорой на руки; - из положения стоя, ноги расставлены широко, падение вперед с опорой на руки; - тоже, но с небольшого прыжка. 9. Приемы борьбы «стоя»: Задняя подножка Благоприятные условия: - противник выставляет вперед ногу и тянет атакующего. - противник стоит на атакуемой ноге. Подготовка. Резким рывком вынудить противника перенести вес на атакуемую ногу, для сохранения равновесия он наклоняется назад и уменьшает устойчивость в направлении броска. Проведение приема. Атакующий ставит ступню сзади, между ногами противника, упираясь в его подколенный сгиб своим подколенным сгибом. Выпрямляя ногу и отталкиваясь ею от ковра, атакующий сгибает ближнюю ногу противника и увлекает его на себя вперед и в сторону. При падении противника на спину необходимо сделать шаг вперед другой ногой, поддержать его и смягчить падение. Учебная схватка на выполнение броска задняя подножка, задняя подножка с захватом ноги снаружи Комбинация на основе задней подножки. Самостоятельно с полу сопротивлением. | 3 мин 3 мин 3 мин 3 мин 3 мин 10 мин | В сдачу норм ГТО по разделу самбо входят различные виды страховки. Баллы ставятся за правильность исполнения. Добиваться правильности выполнения задания. Исправлять характерные ошибки: откидывание головы назад; выполнение хлопка ребром ладони. Контролировать правильность выполнения и соблюдение правил безопасности. Голова прижата к груди При падении ученики не должны касаться грудью ковра, при этом необходимо сгибать руки, амортизируя удар. Падение на выпрямленные руки запрещается. Приемы борьбы “стоя”: выведение из равновесия рывком с захватом руки и шеи. Благоприятные условия: противник неправильно перемещает ноги или становится в низкую стойку (скрещивает ноги, далеко отставляет одну ногу, очень широко расставляет ноги, сильно разворачивает плечи относительно плоскости таза, переносит вес тела на одну ногу, опирается руками на атакующего). Упражнения для выведения из равновесия. Подготовка к броску. Благоприятные условия: - противник выставляет вперед ногу и тянет атакующего. - противник стоит на атакуемой ноге. Контролирую правильное выполнение подхода выведения из равновесия и подведение к броску. Контролирую правильность выполнения и соблюдение правил безопасности. |
Заключительная (5 минут) | 1.Упражнения на восстановление дыхания. Упражнения на расслабление, комплекс стретчинг-упражнений. 2. Построение и подведение итогов урока. | 3 мин 2 мин | Упражнения выполняются в движении (лёгким бегом), шагом (восстановление дыхания). Самооценка выполненной работы, план исправления ошибок. Выделяю лучших. Указываю на общие технические ошибки допущенных в процессе урока. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо. Учебное пособие. Красноярск, 1998.
2. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология. - М.: Высшее образование, 2006. - 192 с.
3. Бальсевич В.К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - C. 50 - 53.
4. Белова О.А. Возрастная анатомия и физиология: Учебное пособие / О.А. Белова; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2011. – 172
Приложение.
Спорт в нашей стране стал важным фактором воспитания; он помогает наиболее полно проявить способности, рационально использовать и развить физические и нравственные возможности, воспитать и закалить волю. Проблема физического воспитания детей является наиболее актуальной в настоящее время.
Самбо — относительно молодой, но довольно популярный и интенсивно развивающийся вид спортивного единоборства. Основанием технического арсенала самбо служит комплекс наиболее эффективных приёмов защиты и нападения, отобранных из различных видов боевых искусств и национальной борьбы многих народов мира. Число приёмов в арсенале самбо непрерывно прирастает по мере развития этого вида спортивного единоборства.
Поиск путей дальнейшего совершенствования уровня развития физических качеств школьников различных возрастных групп был и остается одной из актуальнейших задач современной науки в области физического воспитания.
Использование одних и тех же физических упражнений, тренировочных заданий и игр приводит к появлению монотонности и, как следствие, пропаже интереса у занимающихся к их выполнению, что, в конечном счете, неизменно сказывается на итоговых результатах. Следовательно, учителям физической культуры постоянно необходимо осуществлять поиск путей по поддержанию активности и снятия психологической напряженности и монотонности у занимающихся во время выполнения различных учебно-тренировочных заданий. Одним из путей для решения этих задач, на мой взгляд, может стать использование элементов самбо, подвижных игр с элементами единоборств на уроках физической культуры в основной и средней школе и внесение в эти уроки, по мере роста уровня физической подготовленности, различных усложнений.
Более двадцати лет провожу и популяризирую уроки борьбы в школе, городе. Авторская программа по борьбе защищена как образовательный продукт на курсах повышения ФГОС. Регулярно даю открытые уроки, и мастер-классы по урокам борьбы с элементами единоборств. Вначале это были только уроки с юношами 10-11 классов. Программа была рассчитана на десять часов. Но и девушки стали проявлять интерес к самообороне и мне пришлось добавлять к борцовским приемам простейшие приемы самообороны. В программу входили освобождение от захватов, чуть позже защита от ударов ножом, палкой. В настоящее время наша школа участвует во Всероссийском проекте «Самбо в школу». Мною апробирована и используется программа подвижных игр с элементами единоборств до десяти часов в среднем и старшем звене. После проведенного мастер-класса коллеги стали использовать подвижные игры с элементами борьбы и единоборств на своих уроках.
Проект «Самбо – в школу» один из крупнейших образовательно-спортивных проектов, ориентированный на продвижения в школах Российской Федерации спорта «Самбо» и системы самозащиты, как основы здоровья и безопасности школьников, их национального единства, успешности и конкурентоспособности.