СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль "Кровь. Плазма и форменные элементы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функции крови.

Состав и свойства плазмы

Форменные элементы

Просмотр содержимого документа
«Модуль "Кровь. Плазма и форменные элементы"»

9



























































Тема: Кровь. Плазма и Форменные элементы крови.


Цель урока:

    1. Познавательный аспект.

А. Формирование специальных знаний.

    • Сформировать знание строения клеток крови.

    • Сформировать знание функций клеток крови.

    • Сформировать знания о количестве основных клеток в крови.

Б. Развитие умений, которые были сформированы ранее.

    • Развить знания о крови в целом.

    • Развить умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями крови.

    • Развить знания о заболеваниях крови.

    • Развить знания о диагностике заболеваний, влияющих на картину крови.

    • Развить умение анализировать и оценивать факторы риска для здоровья.

В. Формирование общих умений.

    • Формировать умение контролировать ход своей деятельности при работе с текстом и таблицей по тексту.

    • Формировать умение работать во времени на всех этапах урока.

    • Формировать научное мировоззрение.


2.Развивающий аспект.

      • Обогатить словарный запас студента следующими терминами и понятиями:

эритроцит, гемоглобин, лейкоцит, лимфоцит, фагоцитоз, тромбоцит, анемия.

      • Развивать умение сравнивать на примере сравнения клеток крови.

      • Развивать умение систематизировать при работе с текстом и таблицей.

      • Развивать навыки самостоятельной работы на всех этапах работы.


3. Воспитательный аспект.

Продолжить работу над формированием системы нравственных ценностей:

  • честности как высшей нравственной ценности

  • умения критично оценивать результаты

  • сознательного отношения к дисциплине и самостоятельности.

  • уважения друг к другу.



Тип урока: Урок закрепления знаний, полученных на лекции, изучения и первичного закрепления новых знаний.



Оборудование: Технологические (модульные) карты у каждого учащегося для самостоятельной работы, бланки анализа крови, компьютер, проектор,

презентация по теме « Клетки крови».









Структура урока-модуля.


ОМ-1 Организация начала урока.

ОМ-2 Подготовка к закреплению знаний, полученных на лекции и подготовка к усвоению новых знаний.

УЭ-0 Интегрирующая цель для студента

УЭ-1 Задания по теме «Кровь. Плазма и форменные элементы».

ОМ-3 Закрепление знаний, полученных на лекции и усвоение новых знаний.

УЭ-1 Просмотр призентации «Клетки крови»

УЭ-2 Составление таблицы «Клетки крови»

УЭ-3 Прослушивание информации учителя, чтение текстового материала и заполнение колонки в таблице «Диагностика заболеваний по анализу крови»

ОМ-4 Первичное закрепление, контроль и самопроверка.

УЭ-1 Тесты части А

УЭ-2 Тесты части В

ОМ-5 Подведение итогов урока, рефлексия.

ОМ-6 Информация о домашнем задании.





Модуль



ОМ-1

ОМ-2

ОМ-3

ОМ-4

ОМ-5

ОМ-6








УЭ-1



УЭ-0

УЭ-2

УЭ-3



УЭ-2



УЭ-1

УЭ-1













№№

уч.эл.

Учебный материал с указанием заданий.

Рекомендации

по выполнению.

Оценка.

ОМ-1


ОМ-2


УЭ-О

Организация начала урока.


Интегрирующая цель урока: В результате работы с учебными элементами модуля вы должны знать названия, строение, функции клеток крови, их примерное количество.

Уметь различать клетки крови, устанавливать связь между строением и функциями этих клеток. Уметь трактовать анализ крови.


2мин

12:00 – 12:02


УЭ -1

Входной контроль.

Цель: Выяснить исходный уровень знаний по теме.


Задание 1 . Ответьте на вопросы.



Задание 2: Выберите правильный ответ (тесты прилагаются)




Задание 3: Заполните таблицу



Кровь












Задание 4. Вставьте пропущенные слова (текст прилагается)

_________________________________________________________________________________




Контроль. Проверьте правильность выполнения заданий , прочитав ответы

на экране. Исправьте ошибки.



Теперь вы готовы к усвоению новых знаний!

Успеха!

















Внимание!

На выполнение этого этапа вам отводится

10 мин.


12:02 -12:17


ОМ-3


УЭ-1


Цель: закрепить знания, полученные на лекции и подготовиться к усвоению новых знаний.

Цель: знать признаки различных клеток крови, уметь их сравнивать .

Задание 1: Изучите презентацию.


Лейкоцитарная формула – рассмотреть и заполнить немую таблицу.





12:17 – 12:37


Внимание!

На призентацию

и таблицу вам отводится

20мин.


УЭ-2


Цель: знать различия клеток крови, уметь группировать по предложенным параметрам


Задание 2: Заполните таблицу, пользуясь предложенными параметрами.

Ячейки заполняйте горизонтально (по строчкам), распределяя параметры сразу по всем трём сравниваемым клеткам крови.

Работайте прямо в модульной карте; ответ пишите цифрами.













Доделайте таблицу дома: впишите параметры словами.




Форменные элементы крови.


1. Название клеток.

1.1. Тромбоциты

1.2. Лейкоциты

1.3. Эритроциты

2. Внешний вид.







3. Наличие ядра

в зрелой клетке.




4. Содержание

в 1 мм3 крови.





5. Продолжительность

жизни





6. Функция

клеток крови.






7. Место образования

в организме.








8. Характерные

свойства.







9. Разнообразие во

внутреннем строении.






10. Способность к

самостоятельному выходу

из кровеносных сосудов.






Параметры для таблицы.


2. Внешний вид.


2.1. Похожи на двояковогнутый диск;

2.2. Разнообразные по форме клетки;

2.3. Мелкие округлые или удлинённые клетки.

3. Наличие ядра в зрелой клетке.

3.1.Имеют ядро . 3.2. Не имеют ядра.

4. Содержание в 1 мм3 крови.

4.1. 200-300 тыс. клеток.

4.2. Около 5 млн. клеток.

4.3. 4-9 тыс. клеток

5. Продолжительность жизни.

5.1. Около 120 суток.

5.2. 5-10 дней.

5.3 От нескольких часов до нескольких лет.

6. Функция клеток крови.

6.1. Участвуют в иммунитете.

    1. Участвуют в свёртывании крови.

    2. Участвуют в переносе газов.

7. Место образования в организме.

7.1. Развитие начинается из стволовых клеток костного мозга, а в дальнейшем некоторые дозревают в лимфатической системе.

7.2. Развитие начинается из стволовых клеток костного мозга путём отщепления участка цитоплазмы от крупных клеток.

7.3. Развитие начинается из стволовых клеток костного мозга, где ядерная клетка теряет ядро и далее переходит в кровяное русло.

8. Характерные свойства.

8.1. Способны к активному самостоятельному движению, напоминающему движение амёбы.

8.2. Способны приклеиваться к повреждённой сосудистой стенке.

8.3. Содержат белки, участвующие в определении группы крови, а сами клетки обладают большой эластичностью.

9. Разнообразие во внутреннем строении.

9.1. Отсутствует, все клетки сходны по строению.

9.2. Имеется, их делят на две группы – зернистые и незернистые.

10. . Способность к самостоятельному выходу из кровеносных сосудов.

10.1. Клетки не способны выходить из системы сосудов.

10.2. Клетки легко покидают сосуды и вновь в них возвращаются.


№№

уч.эл



Учебный материал с указанием заданий.

Рекомендации

по выполнению.

Оценка.



Контроль. Проверьте правильность заполнения таблицы, исправьте ошибки.


На проверку

3мин.

12:37 -12:40


УЭ-3


Цель. Дополнить полученные знания по теме. Знать, какую информацию о заболеваниях или отклонениях в здоровье человека может дать анализ крови.

Уметь интерпретировать анализ крови.


Задание . Заполните последнюю колонку таблицы, прослушав информацию

учителя, внимательно прочитав текст.


(текст прилагается), изучив содержание слайдов, демонстрируемых на экране.



Диагностика заболеваний по анализу крови.


Название элемента

крови

Норма

(в мм3)

Возможные отклонения от нормы

О чём свидетельствует указанное отклонение


Гемоглобин

Эритроциты


12-16 г%

4-5 млн


6 г%

2,65 млн



Лейкоциты


4-9 тыс

12 тыс



Тромбоциты


180-320 тыс

150 тыс



Задание2. В анализе крови (на специальном бланке) выделите маркером те параметры, которые вы изучили на уроке.



Контроль. Проверьте свою работу, сравнив её с правильными ответами на экране. Исправьте ошибки.









Посмотрите анализы и выберите один из верных.


Внимание!

На текст

вам отводится

20мин.

12:40 – 13:05


№№

уч.эл.

Учебный материал с указанием заданий.

Рекомендации

по выполнению.

Оценка.

ОМ-4



УЭ-1




























































УЭ-2

Выходной контроль.

Цель: Закрепить знания по изучаемой теме: выполнить тесты и исправить ошибки.


Цель: Оценить полноту усвоения изученного материала.

Часть А.

Задание : Выполните тестовое задание с выбором одного верного ответа из четырёх.

Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов; определив правильный ответ, занесите его в бланк ответов № 1.

Бланк ответов №1.


задания

А1

А2

А3

А4

А5

Оценка

ответ


3



2

2


2


3




А1. Одной из причин анемии может быть:

      1. жизнь в горах

      2. повышенное содержание эритроцитов

      3. недостаток железа в пище

      4. недостаток сахара

А2. В ходе воспаления гибнут клетки, которые осуществляют защиту организма от болезнетворных бактерий; смесь таких погибших клеток образует гной. К какой группе форменных элементов крови относят эти клетки?

  1. эритроциты

  2. лейкоциты

  3. кровяные пластинки

  4. В-лимфоциты

А3. Симптомом заболевания может служить содержание в 1 мм3 крови:

1) 5 млн эритроцитов

2) 14 тыс. лейкоцитов

3) 7 тыс. лейкоцитов

4) 300 тыс. тромбоцитов



А4. Белок, придающий крови красный цвет и образующий нестойкие соединения с кислородом и углекислым газом:

  1. фибриноген

  2. гемоглобин

  3. протромбин

  4. адреналин

А5. Какие из этих клеток способны к фагоцитозу?

        1. тромбоциты

  1. эритроциты

  2. лейкоциты

  3. ни один из них



Контроль. Проверьте свою работу, сравнив бланк ответов №1 с правильными ответами на экране. Неправильные ответы зачёркивайте крестиком (Х); подсчитайте количество ошибок и оцените свою работу.

Оценку поставьте в последнем столбце бланка №1. Исправьте ошибки и проанализируйте их.



Цель. Оценить полноту усвоения изученного материала.

Часть В.

Задание : Выполните задания части В. Ответы к заданиям этой части записываются в виде последовательности букв в бланк ответов № 2.

Бланк ответов № 2.


задания

В 1

В 2

Оценка

Ответ

ВАВБАВ

АВЕЖ





В 1. При выполнении этого задания к каждой позиции, данной в левом столбце, надо подобрать соответствующую из правого столбца и вписать полученный ответ в таблицу.


Установите соответствие между форменными элементами крови и их функцией и свойствами.

Функции и свойства

Форменные элементы

  1. ядерные клетки

  2. транспорт кислорода

  3. борются с бактериями

  4. участвуют в свёртывании крови

  5. красные кровяные тельца

  6. могут самостоятельно передвигаться

А) эритроциты

Б) тромбоциты

В) лейкоциты



Впишите в таблицу буквы, действуйте по образцу.

1

2

3

4

5

6

В

А

В

Б

А

В

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №2(в колонку В1).


В 2. Укажите позиции, являющиеся верными.

Буквы, соответствующие выбранным позициям, запишите в алфавитном порядке без знаков препинания.

    1. У человека зрелые эритроциты представляют собой безъядерные клетки двояковогнутой формы.

Б. Гемоглобин определяют с помощью прибора Т.П.Панченкова.

    1. Пол человека можно определить по нейтрофилам.

Г. Уменьшение количества лейкоцитов свидетельствует об анемии.

Д. Клетки крови образуются в селезёнке.

Е. Эритроциты содержат гемоглобин.

Ж. Процесс переваривания чужеродных частиц лейкоцитами называется

фагоцитозом.

З. Гной – это скопление погибших тромбоцитов.

И. СОЭ определяют с помощью гемометра А.Сали.

Ответ: ____АВЕЖ_______________________

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов №2(в колонку В2).


Контроль. Проверьте свою работу, сравнив бланк ответов №2 с правильными ответами на экране.

Оценку поставьте в последнем столбце бланка №2.

Исправьте ошибки и проанализируйте их.












«5»без ошибок

«4»1-2 ошибки

«3»3 ошибки

«2» более 3 ошибок.


.


ВНИМАНИЕ!

На выполнение этого этапа вам отводится

5 мин.

13:10 -13:15


По истечении этого времени работу заканчивайте,

В пустых клеточках ставьте крестики.































Проанализиро-

вать можно дома.










«5»без ошибок

«4»1-2 ошибки

«3»3 ошибки

«2» более 3 ошибок.





ВНИМАНИЕ!

На выполнение этого этапа вам отводится

15 мин.



13:15 – 13:30



































Это можно сделать дома.

ОМ-5

Подведение итогов урока.

        1. Прочитайте цель урока.

        2. Достигли ли вы цели урока?

        3. Оцените свою работу на уроке, подчеркнув соответствующее слово: «отлично», «хорошо», «плохо».

4 мин

13:30 -13:34

ОМ-6

Домашнее задание: Проработайте материал модуля ещё раз, таблицу дополните словами, выучите содержание таблицы, исправьте ошибки и проанализируйте их, сделайте другой вариант тестов.


1мин

13:34 – 13:35