СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульная программа раздела "Тепловые явления"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульная программа раздела "Тепловые явления"

Просмотр содержимого документа
«Модульная программа раздела "Тепловые явления"»

Голубь Елена Викторовна

Идентификатор: 102-884-677

Модульная программа «Тепловые явления»

Дидактическая цель:

- обеспечить знакомство учащихся с основными понятиями, законами, формулами блока;

- развивать навыки применения формул расчёта количеств теплоты для различных тепловых процессов, при составлении уравнения теплового баланса;

- воспитывать ответственность за результат своего труда.

Учащиеся должны научиться:

- отличать тепловые явления от других явлений;

- описывать тепловые процессы, происходящие при изменении температуры;

- рассчитывать количество теплоты, выделяемое или поглощаемое телом в результате теплопередачи;

- составлять и решать уравнение теплового баланса.




Модуль, название

М1

«Тепловое движение. Температура»

М2

«Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»

М3

«Теплопроводность»

М4

«Конвекция»

М5

«Излучение»

М6

«Особенности различных способов теплопередачи в природе и технике»

М7

«Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоёмкость»


Дидактическая цель модуля

Познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых про­цессов, с тепловым движением как особом виде движения.


Ввести понятие внутренней энергии как суммы кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия.

Рассмотреть способы изменения внутренней энергии.

Познакомить учащихся с видами теплообмена. Научить их объяснять тепловые явления на основании молекулярно-кинетической теории.


Познакомить учащихся с одним из видов теплообмена - конвекция. Научить их объяснять явления на основании молекулярно-кинетической теории.


Познакомить учащихся с одним из видов теплообмена - излучение. Рассмотреть проявление излучения в природе.


Углубить знания учащихся о видах теплообмена и их роли в природе и технике. Рассмотреть примеры использования видов теплообмена в раз­личных областях человеческой деятельности.


Ввести понятие количества теплоты, изучить единицы её измерения. Ввести и выяснить физический смысл удельной теплоемкости.


Учебные элементы,

название,

ЧДЦ


УЭ1


Понятие теплового явления. Отличительная особенность.

Понятие внутренней энергии.

Понятие «теплопроводность»

Понятие «конвекция».

Понятие «излучение»

Роль различных видов теплообмена в природе, технике.

Понятие «количество теплоты».


УЭ2

Температура – величина, характеризующая тепловое состояние тел. Измерение температуры.

Зависимость внутренней энергии от массы тела и агрегатного состояния.

Примеры

теплопроводности

различных веществ.

Виды конвекции.

Виды излучения.

Использование различных видов теплообмена в быту.

Зависимость количества теплоты от массы тела, разности температур тел, рода вещества.


УЭ3

Тепловое движение.

Способы изменения внутренней энергии.

Примеры использования различной

теплопроводности

веществ в природе, быту, в технике.

Применение конвекции в быту.

Проявление излучения в природе.

Выходной контроль.

Обозначение, единицы измерения количества теплоты.


УЭ4

Температура – мера средней кинетической энергии.

Понятие «теплопередача».

Виды теплопередач.

Выходной контроль.

Проявление конвекции в природе.

Выходной контроль.

Рефлексия.

Понятие «удельная теплоёмкость вещества», обозначение, её единица измерения.


УЭ5

Выходной контроль.

Выходной контроль.

Рефлексия.

Выходной контроль.

Рефлексия.


Выходной контроль.


УЭ6

Рефлексия.

Рефлексия.


Рефлексия.



Рефлексия.




Модуль, название

М8

Лабораторная работа: «Исследование изменения со временем температуры остывания воды».

М9

Расчёт количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого при охлаждении. Лабораторная работа: «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

М10

Лабораторная работа: «Измерение удельной теплоёмкости твёрдого тела».

М11

Энергия топлива. Удельная теплота сгорания топлива.

М12

Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. Удельная теплота плавления.

М13

Семинар «Решение задач».

М14

Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации.


Дидактическая цель модуля

Исследовать изменение со временем температуры остывающей воды.


Определить способы расчета количества теплоты при нагревании тел или выделяемой им при охлаждении.


Экспериментально определить удельную теплоемкость металлическо­го цилиндра.

Сформировать понятие об энергии топлива. Рассмотреть физические основы горения веществ. Обеспечить понимание учащимися физической сути удельной теплоты сгорания топлива.


Изучить физические особенности в строении и свойствах различных веществ.

Ввести понятие удельной теплоты плавления, определить способ расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации тел.


Отработать

практические

навыки при решении задач на расчёт количеств теплоты.


Дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; рассмотреть энергетические изменения в процессах парообразования и конденсации.

Познакомить учащихся с явлением кипения. Научить объяснять процесс кипения на основании молекулярно-кинетической теории, Рассмотреть физические особенности кипения.


Учебные элементы,

название,

ЧДЦ


УЭ1


Приборы и материалы: сосуд с горячей водой, стакан, термометр.


Ввести формулу расчёта количества теплоты, необходимого для нагревания или выделяемого пи охлаждении.

Определить ход выполнения работы.


Понятие «энергия топлива».

Переход вещества из твёрдого состояния в жидкое и наоборот.

Повторить изученные формулы расчёта количеств теплоты.

Испарение и конденсация.


УЭ2

Определить ход работы.


Понятие «удельная теплоёмкость твёрдого тела», обозначение, единица измерения.

По полученным данным произвести расчёт удельной теплоёмкости цилиндра.

Понятие «удельная теплота сгорания топлива».

Температура плавления и кристаллизации.

Решение качественных задач.

Кипение. Удельная теплота парообразования.


УЭ3

По полученным данным постройте график из­менения температуры с течением времени.


Определить ход выполнения лабораторной работы.

Сравнить её с табличной величиной. Сделать вывод.

Рассмотреть закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

График плавления и кристаллизации.

Решение количествен-ных задач на применение изученных формул.

Формула расчёта количества теплоты, необходимой для парообразования и выделяемой при конденсации.


УЭ4

Техника безопасности при работе с термометром.

Произвести расчёт количества теплоты, получаемое более холодным телом и отдаваемое более нагретым телом. Сделать вывод.

Выходной контроль.

Формула расчёта количества теплоты при полном сгорании топлива.

Удельная теплота плавления веществ. Расчёт количества теплоты, необходимое для плавления и выделяемое при кристаллизации.

Решение комбинирован-

ных задач.

Выходной контроль.


УЭ5

Выходной контроль.

Выходной контроль.

Рефлексия.

Выходной контроль.

Выходной контроль.

Выходной контроль.

Рефлексия.


УЭ6

Рефлексия.

Рефлексия.


Рефлексия.

Рефлексия.

Рефлексия.



















Модуль, название

М15

Семинар «Решение задач».

М16

Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

М17

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

М18

Паровая турбина. КПД тепловых двигателей.

М19

Обобщение и контроль

знаний по теме.

Дидактическая цель модуля

Систематизировать знания по теме

М1-14. Сформировать навыки расчёта количества теплоты при изменении агрегатного состояния.


Ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха. Измерение влажности воздуха.

Рассмотреть закон сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях.

Устройство и действие ДВС и его практическое применение.

Познакомить учащихся с устройством и действием паровых турбин, их применение в технике. Ввести понятие КПД тепловых двигателей.


Систематизация знаний, самооценка и самоконтроль. Коррекция ошибок при решении задач на применение формул расчёта количеств теплоты.


Учебные элементы,

название,

ЧДЦ


УЭ1


Заполнение таблицы.

Понятие «абсолютная влажность воздуха»

Тепловые двигатели и их виды.

Устройство и действие паровых турбин.

Индивидуальные, разноуровневые задания с целью выявления усвоения материала

М 1-18


УЭ2

Контроль за умением применять формулы расчёта количеств теплоты.

Понятие «относительная влажность воздуха»

Устройство и действие ДВС.

Применение ДВС в технике.

Применение паровых турбин.

Выходной контроль.


УЭ3

Составление уравнения теплового баланса.

Способы измерения влажности воздуха.

Выходной контроль.

Изобретение паровоза и автомобиля.

Рефлексия.


УЭ4

Выходной контроль.

Практическая важность учёта влажности воздуха.

Рефлексия.

Влияние тепловых двигателей на окружающую среду.

Подведение итогов.


УЭ5

Рефлексия.

Выходной контроль.


Выходной контроль.


УЭ6


Рефлексия.


Рефлексия.



6