СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль нормативно-правовой

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основы законадательства РФ в области образования

Просмотр содержимого документа
«Модуль нормативно-правовой»

40



МОДУЛЬ 1

«НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЯ

Оглавление

1. «Основы законодательства РФ в области образования» 2

1.1. Цель реализации программы 2

1.2. Содержание 2

Тема 1. Основы Законодательства РФ в области образования. 2

Тема 2. Участники образовательного процесса. Права и обязанности участников образовательного процесса. 2

1.3. Задания для самостоятельной работы 3

1.4. Вопросы для самоконтроля: 3

1.5. Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения. 4

1.6. Интернет-ресурсы 4

2.«Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагогических работников». 5

2.1. Цель реализации программы 5

2.2. Содержание 5

Раздел 1. Образовательное право. 5

Раздел 2. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. 5

Раздел 3. Профессиональные стандарты в системе образования. 5

2.3. Задания для самостоятельной работы 6

2.4. Вопросы для самоконтроля 7

2.5. Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения. 7

2.6. Интернет-ресурсы 8

3. «Законодательство в области защиты прав ребенка» 8

3.1. Цель реализации программы 8

3.2. Содержание. 8

Тема 1. Международные нормативно-правовые акты в сфере защиты прав детей. 8

Тема 2. Нормативно-правовые документы Российской Федерации о защите прав детей. 9

3.3. Задания для самостоятельной работы 9

3.4. Вопросы для самоконтроля. 9

3.5. Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения. 10

3.6. Интернет-ресурсы 10

4. Формы аттестации и оценочные материалы по модулю 11


1.«Основы законодательства РФ в области образования»

1.1. Цель реализации программы: изучить нормативно-правовые акты в сфере образования Российской Федерации.

1.2. Содержание Тема 1. Основы Законодательства Российской Федерации в области образования.

Нормативные правовые акты различной юридической силы. Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ, Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепция развития системы дополнительного образования в Российской Федерации. Задачи законодательства РФ в области образования.

Лекция 1.

Система правового регулирования образования сегодня включает в себя значительное число нормативных актов различного уровня и направленности.

Конституция Российской Федерации является высшим нормативным правовым актом Российской Федерации и обладает высшей юридической силой.

Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон) составляет основу образовательного законодательства РФ. Современные условия развития общества и государства требуют, чтобы Закон не только решал проблемы образования как отрасли экономики, но и в целом стал основой развития человеческого потенциала в Российской Федерации.

Данный Закон отражает накопленный опыт правового регулирования образовательной сферы за последние два десятилетия, и призван решить накопившиеся проблемы в системе образования и основных ее элементов.

В Законе на основе положений Конституции РФ и Международной стандартной классификации образования уточняется система уровней образования в Российской Федерации. В Законе закрепляются следующие уровни общего образования: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; и уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»  устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных  Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка, в том числе и право на образование.

Нормативно-правовое обеспечение дополнительного образования детей. Нормативные основы развития дополнительного образования определены Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020, государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Концепцией развития системы дополнительного образования в Российской Федерации, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Дополнительному образованию посвящена гл.10 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Глава определяет цели дополнительного образования детей и взрослых, градацию дополнительных общеобразовательных программ, раскрывает суть дополнительного профессионального образования.

Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации №1726-р от 4.09.2014г., определяет дополнительное образование как суть основу непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Главный ориентир для системы дополнительного образования определен в Указе Президента Российской 4 Федерации от 7 мая 2012г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» – увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75%, причем 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Другие документы, регламентирующие деятельность в системе дополнительного образования:

В образовательное законодательство включены федеральные законы, регулирующие отдельные вопросы функционирования системы образования в целом либо ее отдельных элементов, в том числе кодексы, являющиеся основными источниками отраслей, нормы которых задействованы в правовом регулировании отношений в области образования (Гражданский, Трудовой, Семейный и другие кодексы).


Тема 2. Участники образовательного процесса. Права и обязанности участников образовательного процесса.

Основные понятия федерального законодательства: образование; воспитание; обучение; образовательный процесс; обучающийся; педагогический работник; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; организация, осуществляющая образовательную деятельность; организация, осуществляющая обучение; образовательная организация.  Права и обязанности участников образовательного процесса. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации. Требования к лицам, занимающимся педагогической деятельностью.

Лекция 2.

Образовательный процесс характеризуется как социальное явление с большим количеством участников образовательных отношений.

Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность (п. 31 ст. 2 Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Права и обязанности участников образовательного процесса закреплены во многих нормативно-правовых актах различного уровня и направленности.

Конституция Российской Федерации определяет закрепленные гражданские свободы и права обучающихся как участников образовательных взаимоотношений (ст. 28, 29, 30, 44 Конституции Российской Федерации).

Ст. 34 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регулирует права и меры социальной поддержки обучающихся и воспитанников.

Неотъемлемым элементом правового статуса обучающихся являются их обязанности. В статье 43 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплены обязанности и меры ответственности. Закон отражает обобщение обязанностей и ответственности обучающихся в образовательной сфере, которые составляют один из элементов их специального правового статуса. Законодательство формирует четкие представления для обучающихся их обязанностей в рамках образовательного процесса, и одновременно защите их прав от необоснованного применения к ним мер ответственности (дисциплинарных взысканий).

Статья 44 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

Уголовная ответственность родителей установлена за:

  • за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст.156 УК РФ).

  • ответственность за вовлечение родителями (законными представителями) несовершеннолетних в совершение преступления (ст. 150 УК РФ);

  • систематическое употребление несовершеннолетними спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством, вовлечение в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ).

  • за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание детей (ст. 157 УК РФ).

Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет общие требования к квалификационному уровню лиц, претендующих на реализацию права на занятие педагогической деятельностью.

Закон требует соблюдения нескольких условий:

1) наличие среднего профессиональное или высшего образования;

2) соответствие квалификационным требованиям по конкретной педагогической должности.

Квалификационные требования указываются в квалификационных справочниках по соответствующим должностям педагогических работников, но им на смену приходят профессиональные стандарты в системе образования, которые определяют требования к образованию и обучению,

к опыту практической работы и другие характеристики современного педагога.

Для осуществления педагогической деятельности лицо не должно иметь ограничений, препятствующих к занятию соответствующие преподавательской должности. Ограничения на занятие педагогической деятельности содержит трудовое законодательство.

В соответствии с ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. 

В связи с этим, при устройстве на работу на педагогические должности требуется предоставить справку об отсутствии судимости, выдаваемую соответствующими органами Министерства внутренних дел и отсутствии психических заболеваний. Отдельные категории педагогических работников обязаны ежегодно проходить медицинский осмотр по установленной форме

1.3. Задания для самостоятельной работы

(Задания для самостоятельной работы выполняются в произвольной форме. Проверка и оценивание данных заданий не осуществляется.)

Задание 1. Изучите ст.2, ст.43, ст.44, ст.45 главу 10 Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Задание 2. Изучите ст.5.35, ст. 20.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Задание 3. Изучите методические рекомендации по расчету целевого показателя государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы «охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования

Интернет-источник: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3813

Рассчитайте охват детей программами дополнительного образования Вашей местности (населенного пункта, района по выбору).

Задание 4. Укажите не менее пяти мероприятий, направленных на увеличение охвата детей дополнительным образованием Вашей местности.

Задание 5. Изучите Концепцию развития дополнительного образования детей. Укажите цели и задачи реализации.

Задание 6. Охарактеризуйте не менее пяти основных проблем в сфере детства.

Задание 7. Изучите требования к организации образовательного процесса согласно Постановлению об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

1.4. Вопросы для самоконтроля:
  1. Конституционные гарантии прав на образование в России.

  2. Сущность понятий: образование, обучение, воспитание, организации, осуществляющие образовательную деятельность, участники образовательных отношений.

  3. Права детей в Российской Федерации.

  4. Основные права обучающихся, закреплённые в Федеральном законе «Об образовании в РФ».

  5. Основные обязанности обучающихся (Федеральный закон «Об образовании в РФ»).

  6. Основные права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

  7. Характеристика действий обучающихся и их законных представителей, направленных на защиту прав обучающихся.

  8. Основные права и обязанности педагогических работников.

1.5. Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения.
  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

  3. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  5. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ

  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

  7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

  8. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

  9. Концепция развития системы дополнительного образования в Российской Федерации.

  10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  11. Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  12. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отрасли социальной сферы, направленные на повышения эффективности образования и науки»

  13. Приказ Минобрнауки РФ от 25.10.2013 г. №1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»

1.6. Интернет-ресурсы

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ Министерство образования и науки России

http://www.firo.ru/ Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования»

2.«Нормативно-правовое обеспечение деятельности  педагогических работников».

2.1. Цель реализации программы: изучить особенности нормативно-правового обеспечения деятельности педагогических работников, в т.ч. педагога дополнительного образования.

2.2. Содержание Раздел 1. Образовательное право. Тема 1. Образовательное право как группа норм, регулирующая образовательные отношения.

Участники образовательных правоотношений. Нормативно-правовые акты, классификация. Общественные отношения в сфере образования. Педагогические отношения.

Лекция 1.

Образовательное право – группа норм, регулирующая образовательные отношения, отношения по воспитанию и обучению, которые требуют особого правового режима.

Общественные отношения в сфере образования – отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении образовательных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей – являются предметом правового регулирования образовательным правом.

Педагогические отношения - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на создание и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике.
    Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются образовательным правом.

Образовательные отношения – отношения по воспитанию и обучению (их называют ещё педагогические отношения); конституционные; трудовые; управленческие; имущественные; социальные; земельные; финансовые; семейные и др.

Трудовые отношения возникают между образовательной организацией (работодателем) и работником.  Управленческие отношения  между образовательной организацией и органом государственного управления образованием, местным органом самоуправления. Имущественные отношения  между работниками образовательных организаций, между работодателем и работником, между образовательными и другими организациями, гражданами. Социальные отношения – между педагогическими работниками и государством, между обучающимися (их законными представителями) и государством по установлению социальных льгот, пособий, пенсий.

Образовательное право представлено как система нормативных правовых актов, регулирующие вышеуказанные отношения. Под нормативным правовым актом (НПА) понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
 Правовые акты могут быть нормативными (НПА) – ими устанавливаются нормы права, и ненормативными или индивидуальными. Ненормативные правовые акты часто называют актами применения права. 

По юридической силе нормативные правовые акты делятся на следующие группы:  

1. Федеральные нормативные правовые акты.

2. Нормативные правовые акты субъектов РФ.
3.Нормативные правовые акты местных органов самоуправления, регулирующие образовательные правоотношения.

4. Нормативные правовые акты образовательных организаций.

Субъектами, участниками образовательных правоотношений, являются физические лица – граждане, иностранцы, лица без гражданства как участники правоотношений и юридические лица – образовательные организации, органы управления образованием, местные органы самоуправления и т. д.

Образовательные правоотношения имеют материальное и юридическое содержание. Материальное содержание – общественное отношение, которое закрепляется государством, или фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Юридическим содержанием образовательных правоотношений являются субъективные права и обязанности его участников.

Раздел 2. Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования. Тема 1. Нормативное регулирование профессиональной деятельности педагогов.

Право на педагогическую деятельность. Продолжительность рабочего времени педагогических работников. Отпуск педагогов.

Лекция 2.

Нормативно-правовое регулирование труда педагогических работников осуществляется гл. 52 ТК РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а на локальном уровне актами, объединяющими общие и специальные нормы правового регулирования каждого образовательной организации, являются Устав и Коллективный договор.

В соответствии с  ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется ст. 46 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности, конкретизированы в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов, служащих, причем не только к квалификации и стажу работы, но и к профилю полученной специальности. По мере введения профессиональных стандартов в системе образования единые квалификационные справочники должностей руководителей, специалистов, служащих будут отменяться, а требования к педагогическим работникам указаны в профессиональных стандартах.

Между тем некоторые граждане, проходящие по образовательному цензу, не смогут работать педагогами. Согласно ст. 331 ТК РФ имеются ряд ограничений на занятие педагогической деятельностью.

Ст.21 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует вопросы образовательной деятельности лиц, имеющих право на ее ведение, и общие требования к ее осуществлению.

Ст.47 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет права и обязанности педагогических работников в образовательной сфере, а также гарантии их реализации.

Ст.48 Федерального Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрывает суть обязанностей и ответственности педагогических работников.

Трудовые отношения педагогического работника с образовательной организацией осуществляются на основании трудового договора, правила заключения которого установлены гл. 10, 11 ТК РФ. Содержание трудового договора определено ст. 57 ТК РФ.

 Продолжительность рабочего времени педагогических работников установлена ст. 91 ТК РФ. Продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для педагогов предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ). Периоды каникул обучающихся, не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками преподавателей, являются рабочим временем.

В зависимости от должности или специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определены  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 года № 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогов определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами. (Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536
"Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность")

На основании ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам полагается ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска определена в Постановлении Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках", в котором так же удалось сохранить удлиненные оплачиваемые отпуска для большинства работников, для которых они предусматривались ранее.

Педагогические работники имеют ряд социальных гарантий, которые указаны в Постановлении Центрального совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 10 декабря 2015 г. N 2-2
"О ситуации с реализацией указов Президента Российской Федерации от 2012 года в части повышения оплаты труда педагогических работников, мер по сохранению уровня социальных гарантий работников образования и студентов с учетом формирования федерального бюджета на 2016 год и дальнейших действиях Профсоюза".


Тема 2. Прием на работу и прекращение трудового договора с работниками образовательных организаций.

Порядок приема на работу работников образовательных организаций. Общие основания прекращения трудового договора. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками. Порядок прекращение трудового договора с педагогическими работниками.

Лекция 3.

Прием на работу - это процедура, предполагающая достижение работником и работодателем соглашения о возникновении между ними трудовых отношений и надлежащее оформление данного факта. В указанной процедуре можно выделить следующие этапы:

1. Подготовительные процедуры, состоящие, как правило, в размещении объявления о наличии вакансии, проведении предварительных переговоров о трудоустройстве соискателя и др. Указанный этап нормативно не урегулирован и носит для работодателя факультативно-произвольный характер.

2. Проверка документов, необходимых для приема на работу:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (временное удостоверение личности гражданина РФ по форме № 2-П, выдаваемое по его желанию на срок оформления паспорта);

2) документы об образовании;

3) трудовая книжка;

4) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС);

5) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу (в частности, военный билет для лиц мужского пола);

6) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;

7) документ о прохождении медицинского осмотра;

3. Принятие решения об оформлении трудовых отношений либо об отказе в приеме на работу.

4. Оформление согласия работника на обработку его персональных данных. Обязательность получения от работника указанного документа устанавливается Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
"О персональных данных"

5. Ознакомление работника (до подписания трудового договора) под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, иными локальными актами непосредственно связанными с будущей трудовой деятельностью работника.

6. Подготовка, определение условий и подписание трудового договора, а также должностной инструкции работника;

7. Издание приказа о приеме на работу. Приказ объявляется работнику под роспись в 3-хдневный срок со дня фактического начала работы.

8. Внесение в трудовую книжку, а также в Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них в недельный срок со дня приема на работу соответствующей записи. При заключении трудового договора впервые трудовая книжка оформляется работодателем. Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней.

9. Оформление личной карточки работника.

10. Направление в 2-х недельный срок со дня приема на работу в военкомат по месту воинского учета (орган местного самоуправления, если в данном поселении отсутствует военкомат) сведений о лицах, подлежащих воинскому учету и принятию на работу.

11.Подача в ПФР необходимых документов для оформления свидетельства пенсионного страхования (при отсутствии у работника такового).


Общие основания прекращения трудового договора регламентированы ст. 77 ТК РФ.

Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическими работниками обоснованы статьёй 336 ТК РФ.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя ( ст. 81 ТК РФ) возможно при совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.


Тема 3. Эффективный контракт.

Нормативная база. Основные характеристики эффективного контракта. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. Задачи, этапы и сфера действия Программы. Система оплаты труда педагогических работников.

Лекция 4.

Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.

Нормативная база эффективного контракта в сфере образования определена рядом документов:

  • Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы»

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2013 г. N 138 «Об утверждении и организации выполнения плана мероприятий по реализации «дорожных карт» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышений эффективности здравоохранения, образования и науки, социального обслуживания населения в 2013-2018 годах в федеральных государственных учреждениях, подведомственных Минтруду России».

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02 "О разработке показателей эффективности"

  • Постановление Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»

  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.04.2013 №167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»

  • Приказ Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта

Основные характеристики эффективного контракта:

  • конкретность (в т.ч. недопустимость двойного толкования)

  • наличие целевых показателей эффективности профессиональной деятельности

  • минимальный набор объективных оценочных критериев результативной работы

  • учёт различий в сложности выполняемых трудовых функций

  • сопряжение оптимальных объёмно-количественных и наилучших качественных параметров выполнения служебных обязанностей

  • стимулирующая оплата труда (установление взаимосвязи между повышением зарплаты и достижением конкретизированных количественных и качественных трудовых показателей)

  • устранение субъективизма

  • исключение избыточных контрольных функций руководства учреждения

  • ярко выраженное дополнительное мотивирование на профессиональный успех.

При введении эффективного контракта предусматривается оформление дополнительного соглашения к действующему трудовому договору (уведомление не позднее, чем за 2 месяца) или заключение соответствующего нового трудового договора. Если в трудовом договоре отсутствовали условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, необходимо их включить в дополнительное соглашение.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее - Программа). Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений и рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений.



Реализация Программы осуществляется:

  • в отношении федеральных государственных учреждений - Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, а также федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей учреждений;

  • в отношении государственных учреждений субъектов Российской Федерации – в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации;

  • в отношении муниципальных учреждений - в порядке, установленном решениями органов местного самоуправления.

Ожидаемые результаты реализации Программы.

  • Реализация мероприятий Программы позволит:

  • повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ)

  • внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)

  • повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ)

  • повысить качество оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в социальной сфере

  • создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.

Системы оплаты труда работников учреждений должны быть дифференцированной с учетом выполненной работы различной сложности.

Установление оплаты труда происходит с учетом качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и от эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.

На современном этапе модернизации образования происходит совершенствование установления окладов (должностных окладов), тарифных ставок.

В целях повышения качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) совершенствуется система стимулирующих выплат педагогическим работникам. В образовательных организациях происходит увязка повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества, оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Структура заработной платы

  • базовая часть (должностной оклад);

  • компенсирующая часть (доплата за совмещение, сверхурочные работы и др.);

  • стимулирующая часть (надбавки за качество работы, премии и др.).

Таким образом, зарплата работника образовательной организации будет зависеть не от номинального пребывания на рабочем месте, а от реальной полезности для учреждения и эффективности его деятельности (трудового участия - вклада в выполнение государственного или муниципального задания по объёму и качеству).



Раздел 3. Профессиональные стандарты в системе образования. Тема 1. Профессиональные стандарты в сфере образования, утвержденные Приказом Минтруда России.

Профессиональный стандарт. Квалификация работника. Профессиональные стандарты в сфере образования. 

Лекция 5.

Профессиональные стандарты – документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях трудовой деятельности. Профессиональные стандарты начали разрабатываться в России в середине 1990-х гг. Инициаторами их создания выступили представители бизнес-сообщества. В рамках реализации Соглашения о взаимодействии между Миниобрнауки России и Российским союзом промышленников и предпринимателей разработанные и утвержденные профессиональные стандарты рекомендовано использовать при создании соответствующих государственных образовательных стандартов и профессиональных образовательных программ. С учетом значительной доли государственных структур и организаций с государственным участием в российской экономике в 2012 году принято политическое решение об активном вхождении государства в процесс развития национальной системы квалификаций.

Профессиональные стандарты в нашей стране разрабатываются в соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 7.05. 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Координирует разработку профессиональных стандартов Минтруд России, и его основная цель – планомерно внедрять профессиональные стандарты во все области экономики.

Согласно гл. 31 ст. 195.1.  ТК РФ Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

В профессиональном стандарте описаны трудовые функции по определенному виду деятельности, а также требования к знаниям, навыкам и опыту работы специалистов, выполняющих эти функции.


В сфере образования утверждены 4 профессиональных стандарта:

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Приказ Минтруда России N 544н от 18.10.2013 г.

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Приказ Минтруда России N 514н от 24.07.2015 г.

Педагог дополнительного образования детей и взрослых.

Приказ Минтруда России N 613н от 08.09.2015 г.

Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.

Приказ Минтруда России N 608н от 08.09.2015 г.



По мере массового внедрения профессиональных стандартов единые тарифно-квалификационные справочники будут отменяться.

В работе над содержанием профессионального стандарта педагога приняли участие заслуженные педагоги, ведущие представители экспертного сообщества. Рабочую группу по разработке концепции и содержания профессионального стандарта педагога возглавил Е.А. Ямбург, директор Центра образования № 109 города Москвы, член Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых

договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем

оплаты труда с 01.01.2017 года.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584
"Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" регулирует особенности применения профстандартов государственными или муниципальными учреждениями.


Тема 2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», общие положения.

Функции, область применения профессионального стандарта. Цель применения профессионального стандарта педагога. Структура профессионального стандарта педагога.

Лекция 6.

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога). Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).

Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.

Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции,  уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.

Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др.

Разработчиком профстандарта педагога является Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109,  а ответственной  организацией-разработчиком — Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего   профессионального образования города Москвы «Московский городской  психолого-педагогический университет».

Профессиональный стандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями,  осуществляющими образовательную деятельность, по оказанию образовательные услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего  общего образования.


Тема 3. Содержание профессионального стандарта педагога.

Обобщенные трудовые функции. Обучение, воспитательная работа, личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности, профессиональные компетенции педагога начальной школы, профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя).

Лекция 7.

В структуру утвержденного профессионального стандарта педагога входит четыре уровня образования дошкольное, начальное, основное и среднее основное образование), модули предметного обучения по математике и русскому языку, описание трудовых функций или функциональной карты вида профессиональной деятельности в традиционной триединой цели обучения, воспитания и развития, а также требований к образованию и обучению педагога, его опыта и условий допуска к работе. Все эти компоненты документа направлены на достижение поставленной цели: «оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)».

В профстандарте учитываются современные реалии российского образования, а по замыслу разработчиков и международные нормы. Это повышение статуса непрерывного образования, «установка обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиаформате», применение разнообразных форм, методов и средств ИКТ в организации целостного образовательного процесса.

Профстандарт впервые нормативно закрепляет основные и специальные педагогические характеристики квалификации работающего педагога, создающие основу для его постоянного саморазвития и непрерывного обучения.

Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции,  уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляется обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. В соответствии с законом, сегодня любая школа вправе реализовывать программы дошкольного образования. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.

Профессиональный стандарт предполагает формирование пяти новых профессиональных компетенций у педагога:

  • работа с одаренными учащимися;

  • работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;

  • преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;

  • работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;

  • работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.


Тема 4. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых. Структура, содержание, трудовые функции.

Основная цель профессиональной деятельности. Требования к образованию и обучению. Структура профстандарта. Характеристика обобщенной трудовой функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам».

Лекция №8.

Требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы педагога указаны в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых, утвержденном Приказом Минтруда России N 613н от 08.09.2015 г.

 Ответственная организация-разработчик профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых - ФГАУ "Федеральный институт развития образования" (ФГАУ "ФИРО"), город Москва, директор Асмолов Александр Григорьевич. Наименования организаций-разработчиков, прявших участие в разработке стандарта: АНО "Национальное агентство развития квалификаций", город Москва; АНО "Центр развития образования и сертификации персонала "Универсум", город Челябинск; ОГОУ ДПО "Иркутский институт повышения квалификации работников образования", город Иркутск; ФГБОУ ДПО "Институт развития дополнительного профессионального образования", город Москва.

Основная цель вида профессиональной деятельности, согласно профстандарту - организация деятельности обучающихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения обучающимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.

В профессиональном стандарте выделяют три обобщенные трудовые функции:

  1. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам.

Определяет профессиональную деятельность следующих должностей: педагог дополнительного образования, старший педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель

  1. Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ характеризует профессиональную деятельность методиста организации дополнительного образования.

  2. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ раскрывает суть профессиональной деятельности педагога-организатора.

Каждая трудовая функция определяет конкретные трудовые действия, необходимые умения, знания для осуществления эффективной профессиональной деятельности.

Для педагога дополнительного образования детей и взрослых определены 5 трудовых функций:

1. Организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы.

2. Организация досуговой деятельности обучающихся.

3. Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания.

4. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы.

5. Разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.


2.3. Задания для самостоятельной работы

(Задания для самостоятельной работы выполняются в произвольной форме. Проверка и оценивание данных заданий не осуществляется.)

Задание 1. Изучите гл.7 учебник В.И. Шкатулла. Образовательное право России. Второе издание.- М.: Юстицинформ, 2016 г.

Задание 2. Изучите главу 20 учебник В.И. Шкатулла. Образовательное право России. Второе издание.- М.: Юстицинформ, 2015 г.

Задание 3. Изучите Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 года № 1601.

Задание 4. Изучите Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2016 г №775 «О внесении изменения в приложение N 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

Задание 5. Изучите Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Задание 6. Изучите Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

Задание 7. Изучите главы Трудового кодекса РФ, регламентирующие профессиональную деятельность педагогических работников №10, №11, №52.

Задание 8. Изучите профессиональный стандарт в сфере образования «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Охарактеризуйте структуру стандарта. Укажите основные функции.

Задание 9. Изучите профессиональный стандарт в сфере образования «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Укажите не менее пяти профессиональных компетенций педагога, которые необходимы для организации совместной учебно-воспитательной деятельности детей и взрослых.
Задание 10. Изучите Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584

Задание 9. Изучите главы №1, №2, № 3 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ

2.4. Вопросы для самоконтроля:
  1. Кто имеет право на педагогическую деятельность?

  2. Какова продолжительность рабочего времени педагогических работников?

  3. Каковы особенности предоставления отпуска педагогам?

  4. В каких случаях, помимо общих оснований, может быть расторгнут трудовой договор?

  5.  Какие отношения регулирует коллективный договор?

  6. Основные характеристики эффективного контракта.

  7. Области применения профессиональных стандартов в системе образования.

  8. Разработчики профстандартов «Педагог», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  9. Требования к образованию педагогических работников.

  10. Система оплаты труда работников образовательной организации.

2.5. Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения.

1. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель).

2. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

3. Трудовой кодекс РФ.

4. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584
«Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

9. Федеральный Закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ.

2.6. Интернет-ресурсы:

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ Министерство образования и науки России

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/3813Методические рекомендации по расчету целевого показателя государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы «охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования

http://base.garant.ru/12125268/ Трудовой кодекс РФ

http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/archive.php Профессиональные стандарты в системе образования

3. «Законодательство в области защиты прав ребенка»

3.1. Цель реализации программы: изучить международные и российские нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка.

3.2. Содержание. Тема 1. Международные нормативно-правовые акты в сфере защиты прав детей.

Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних. Защита прав несовершеннолетних. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних. Международные нормативно-правовые документы и акты. Основные направления политики государств в области защиты прав детей.

Лекция 1.

Нормативно-правовые акты в сфере защиты прав детей представлены следующими документами:

Высшей юридической силой обладают  международные правовые акты.

Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы:

Международная хартия физического воспитания и спорта была принята генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 21 ноября 1978 г. 

Декларация принципов терпимости была утверждена в 1995 году. Международный день, посвящённый терпимости ежегодно отмечается 16 ноября. Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.

В числе международных нормативно-правовых документов и актов, регулирующих защиту прав детей,  следует выделить следующие:

  1. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (1986 г.)

  2. Декларация о праве на развитие (1986 г.)

  3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)

  4. Руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (ЭР-РИЯДСКИЕ руководящие принципы) (1990 г.)

  5. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам (1992 г.)

  6. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению

наихудших форм детского труда (Конвенция 182) (2003 г.)

Тема 2. Нормативно-правовые документы Российской Федерации о защите прав детей.

Правовое обеспечение в области защиты прав детей. Нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере защиты прав детей. Права и обязанности семьи и отдельных ее членов, права детей. Цели государственной политики в интересах детей. Подзаконные акты, отражающие защиту прав детей. Принципы государственной политики в интересах детей.

Лекция 2.

Проблема прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать правовое обеспечение в области защиты прав.

Под правами человека принято понимать совокупность правил, характеризующих правовой статус человека; неотъемлемую принадлежность человека с момента рождения, основное понятие естественного и любого права в общем: права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо. 

Правовое обеспечение в области защиты прав детей – это совокупность законов и иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти России и органов власти субъектов Российской Федерации.

В Российской Федерации приняты ряд подзаконных актов, которые отражают защиту прав детей. К подзаконным актам относятся:

  1. Указы Президента Российской Федерации: в системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются только на основе существующего законодательства и в его развитие;

  2. Постановления Правительства Российской Федерации: Правительство издает постановления на основе Конституции РФ, федеральных законов, Указов Президента. Постановления принимаются Правительством Российской Федерации только в пределах своей компетенции;

  3. Ведомственные нормативно-правовые акты: к данной группе относятся приказы, инструкции, постановления, уставы, распоряжения, правила и т.д. Отдельные из этих нормативно-правовых актов могут распространяться на всех граждан, например, инструкции Министерства финансов, Министерства труда и социального развития и др.;

  4. Внутриорганизационные нормативно-правовые акты издаются организациями, предприятиями, учреждениями для регулирования своих внутренних отношений и распространяются на членов данных организаций. Могут быть в форме приказов, распоряжений.

Первостепенным правовым актом в нашей стране является принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, провозглашает приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепляет положение о том, что материнство, детство и семья находятся под защитой государства, которое гарантирует соблюдение прав детей, их развитие, образование и воспитание. В Конституции Российской Федерации ряд положений, относящихся к охране детства, содержится в главе 2 об основных правах и свободах человека и гражданина.

Начиная с 1993 г. принято более 250 нормативных правовых актов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности семьи и детей и нацеленных на усиление мер их социальной защиты.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Принятие Гражданского кодекса РФ (1994 г.), Семейного кодекса РФ (1995 г.), Уголовного кодекса РФ (1996 г.) расширяет арсенал средств и способов защиты прав детей. В Семейном кодексе РФ имеется специальная глава 11 «Права несовершеннолетних детей», расширены полномочия не только законных представителей детей, но и самих несовершеннолетних в реализации своих прав. В Уголовном кодексе РФ глава 14 посвящена уголовной ответственности несовершеннолетних, где приоритетным является не наказание несовершеннолетнего, а профилактика правонарушающего поведения детей и подростков, их перевоспитания.

Особенно важное значение  имеет принятие в РФ следующих нормативно-правовых актов, в которых отражена защита прав детей:

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

  • Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Права и обязанности семьи и отдельных ее членов широко рассматриваются в Семейном Кодексе Российской Федерации. Среди прав детей, рассматриваемых в Семейном Кодексе, следует отметить следующие:

  • Право ребенка жить и воспитываться в семье;

  • Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;

  • Право ребенка на защиту;

  • Право ребенка выражать свое мнение;

  • Право ребенка на имя, отчество и фамилию;

  • Имущественные права ребенка.

3.3. Задания для самостоятельной работы

(Задания для самостоятельной работы выполняются в произвольной форме. Проверка и оценивание данных заданий не осуществляется.)

Задание 1. Изучите международные нормативно-правовые акты и документы в области защиты прав ребенка (Приложение 1).

Задание 2. Изучите нормативно-правовые документы РФ о защите прав детей.

  • Конституция РФ (гл.2)

  • Семейный кодекс РФ (раздел IV, VI)

  • Уголовный кодекс РФ (глава 4 ст. 19,20)

  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст.1-9, ст.14-15)

  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ст.3, ст.6-9)

  • Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (гл.1, 4)

Задание 3. Изучите правовые аспекты защиты детей в семье (Приложение 2).

3.4. Вопросы для самоконтроля.
  1. Структура законодательства в части защиты прав несовершеннолетних. Понятие и законодательная регламентация правового статуса несовершеннолетних.

  2. Международные нормативно-правовые документы и акты. 

  3. Основные направления политики государств в области защиты прав детей.

  4. Сущность правового обеспечение в области защиты прав детей.

  5. Перечень нормативно-правовые акты Российской Федерации в сфере защиты прав детей.

  6. Права детей.

  7. Цели государственной политики в интересах детей.

  8. Подзаконные акты, отражающие защиту прав детей.

  9. Принципы государственной политики в интересах детей.

  10. Защита прав несовершеннолетних.

3.5. Нормативно-правовые документы для самостоятельного изучения.
  1. Декларация прав ребенка.

  2. Международная хартия физического воспитания и спорта.

  3. Декларация о праве на развитие.

  4. Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях.

  5. Конвенция ООН о правах ребенка.

  6. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

  7. Руководящие принципы организации объединенных наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (ЭР-РИЯДСКИЕ руководящие принципы).

  8. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим меньшинствам.

  9. Декларация принципов терпимости.

  10. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению

наихудших форм детского труда.

  1. Конституция РФ.

  2. Семейный кодекс РФ.

  3. Гражданский кодекс РФ.

  4. Уголовный кодекс РФ.

  5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  6. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

  7. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  8. Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

3.6. Интернет-ресурсы
  1. Конституция РФ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

  2. Семейный кодекс РФ http://base.garant.ru/10105807/

  3. Уголовный кодекс РФ http://www.garant.ru/doc/main/

  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/

  5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» http://base.garant.ru/12116087/

  6. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» http://base.garant.ru/10135206/

  7. Федеральный закон от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_76459/

4. Формы аттестации и оценочные материалы по модулю


Форма контроля


Виды оценочных материалов


Зачет

Зачет в форме теста


Критерии оценивания:

- от 30 до 60 % правильных ответов теста – оценка «удовлетворительно»;

- от 60 до 90 % правильных ответов теста – оценка «хорошо»;

- от 90 % правильных ответов теста – оценка «отлично».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!