Номер учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: познакомится с различными видами нуклеиновых кислот и их функциями | Внимательно прочитайте цель урока |
УЭ-1 | Цель: Выяснить особенности строения ДНК. I. Выполнить следующие задания: Вставьте пропущенные слова: Сложные углеводы, белки, … относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот – … и … | Работайте самостоятельно в тетради. Смотри учебник §1.6, с.29. Правильный ответ за задание №1 – 3 балла, за задание №2 – 1 балл |
| 2. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Аналогично существует связь между третьим и одним из приведенных понятий. Найдите это понятие. Белок: полипептид; Нуклеиновые кислоты: полисахарид; полиамид полинуклеотид поливинилхлорид. |
| 3 . Рассмотрите рисунок. Найдите вещества, которые входят в состав нуклеотидов ДНК и РНК (рис. А, 1 – 3). Сколько типов нуклеотидов встречаются в молекулах ДНК? В тетради выпишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК (рис. Б, 1-4)
1 А
2
3 | __ Общая схема нуклеотида Б 2.
4. |
3 Типы нуклеотидов | Работайте в паре. См. учебник ,§1.6, с.29-31, рис. 9, 10, 11. Максимальное число баллов за 3 задание – 8 баллов. |
| 4. Молекулы ДНК состоят из четырех типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется? | Учебник, §1.6, с.30. правильный ответ – 1 балл |
| 5. В основе строения молекулы ДНК лежит принцип комплементарности. Используя этот принцип, на предложенной одной цепи молекулы ДНК, постройте вторую цепь: А – А – Т – Г – Ц – Ц – Т – Г – А | Учебник, §1.6, с.30. правильный ответ – 3 балла |
| 6. Что собой представляет вторичная структура ДНК? Какие связи ее поддерживают? | Учебник, §1.6, с.30. правильный ответ – 2 балла |
| II. Выполните тестовое задание. Каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК? Рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин; Фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза; Остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин. 2. Мономерами нуклеиновых кислот является: 1) аминокислоты, 2) глюкоза, 3) глицерин, 4) нуклеотиды. 3. Вторичная структура ДНК поддерживается за счет водородных связей между: 1) соседними нуклеотидами; 2) комплементарными основаниями в двух цепях; 3) остаткам фосфорной кислоты в составе цепей. 4. В клетке ДНК содержится в: 1) в ядре и митохондриях; 2) только в ядре; 3) ядре и цитоплазме. 5. Какова функция ДНК в клетке: 1) хранение и передача наследственных свойств; 2) перенос аминокислот на рибосомы; Ускорение химических реакций. Правильные ответы: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1, 5 – 1 | Работайте индивидуально. За каждый правильный ответ - 1 балл. Итого 5 баллов. Максимальное количество балов по УЭ-1 – 21 балл. |
УЭ-2 | Цель: ознакомится с особенностями строения рибонуклеиновых кислот (РНК), их видами и функциями; уметь сравнивать строение молекул ДНК И РНК. | |
| Выполните следующие задания: 1 Рассмотрите рисунок. Назовите вещества, входящие в состав нуклеотидов РНК (1 – 3); какие типы нуклеотидов встречаются в молекулах РНК (1 – 4) 3 2 Общая схема нуклеотида 2. 3. 4. Типы нуклеотидов. | Работайте индивидуально. |
| Заполните таблицу Основные виды РНК | Вид РНК | Функции | 1. 2. 3. | | | Работайте в паре. Учебник, §1.6, с.32. правильный ответ – 6 баллов |
| Выявите сходство и различие в строении молекул ДНК и РНК, заполните таблицу. Признаки сравнения | ДНК | РНК | Структура молекулы | | | Количество цепей | | | Моносахариды в нуклеотидах | | | Локализация в клетке (размещение) | | | Функции | | | | Работайте в паре. Учебник, §1.6, с.29 -32. правильный ответ – 10 баллов |
| Обсудите и оцените свою работу | Максимальное количество баллов за УЭ-2 – 23 балла. |
УЭ-3 | Цель: выделить особенности строения АТФ и ознакомиться с ее функциями. | |
| Обозначьте на рисунке составные части молекулы АТФ, подпишите их. О О О ║ ║ ║ О – Р – О – Р – О – Р - ОН | | | ОН ОН ОН 2 1 3 | Работай те индивидуально. Текст учебника §1.7, с.33 – 34, рис12, с 33. Правильный ответ – 3 балла. |
| Чем отличается АТФ от обычных нуклеотидов? | Текст учебника §1.7, с.33, правильный ответ – 2 балла. |
| Молекулы АТФ содержат богатые энергией связи. Как называются эти связи? Какое количество энергии освобождается при разрыве одной или двух молекул АТФ? | Работайте индивидуально. Текст учебника §1.7, с.33 – 34 , Правильный ответ – 3 балла. |
| Какую функцию выполняет АТФ в клетке? | Текст учебника §1.7, с.34, Правильный ответ – 2 балла. |
| Обсудите результаты работы. Оцените свою работу. | Работайте в паре. Максимальное число баллов поУЭ-3 10 баллов. |
УЭ -4 | Цель: ознакомиться с другими органическими соединениями клетки. Выполните следующие задания: закончите фразы. а) Вещества, необходимые в малых количествах для нормальной жизнедеятельности, называются … б) Недостаток или избыток витаминов является причиной … | Работайте индивидуально. Текст учебника §1.7, с. 34 , Правильный ответ – 2 балла. |
| Заполните схему по классификации витаминов.
Витамины В С РР А Д Е К | Текст учебника §1.7, с. 34 Правильный ответ – 2 балла. |
| Ответьте на вопросы. Какова роль витаминов в организме? Почему некоторые ферменты активны только в присутствии витаминов? Почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма? | Текст учебника §1.7, с. 34 §1.8, с. 36 Правильный ответ – 6 балла. |
| Оцените свою работу. | Максимальное количество баллов поУЭ-4 – 10 баллов. |
| Оцените свою работу. Если Вы набрали итоговое количество баллов 56 – 64 балла, то Ваша оценка – «5»; Если 48 – 55 баллов, оценка «4»; Если 35 – 47 баллов, оценка «3»; Если меньше 35 баллов, оценка – «2». | Ваша оценка. Сдайте тетради на проверку. |
| Домашнее задание. §§1.6, 17, 1.8; проработайте термины, указанные в конце параграфов. | |