СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие соединения клетки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный модуль объденяет две темы "Главы 1. Молекулярный уровень". Ученик учится  вести самостоятельный поиск информации по учебнику о сходстве и различие в строении молекул ДНК и РНК, работая с учебно-методической картой. За основу взято пособие О.А. Пепеляевой и И.В. Сунцовой. Универсальные поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2011. - 464с. 

Просмотр содержимого документа
«Модуль. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие соединения клетки.»

Тема. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие соединения клетки.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: познакомится с различными видами нуклеиновых кислот и их функциями

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: Выяснить особенности строения ДНК.

I. Выполнить следующие задания:

  1. Вставьте пропущенные слова:

Сложные углеводы, белки, … относят к группе биополимеров. Различают два типа нуклеиновых кислот – … и …

Работайте самостоятельно в тетради. Смотри учебник §1.6, с.29. Правильный ответ за задание №1 – 3 балла, за задание №2 – 1 балл


2. Между первым и вторым понятием существует определенная связь. Аналогично существует связь между третьим и одним из приведенных понятий. Найдите это понятие.

Белок: полипептид;

Нуклеиновые кислоты:

  1. полисахарид;

  2. полиамид

  3. полинуклеотид

  4. поливинилхлорид.


3 . Рассмотрите рисунок. Найдите вещества, которые входят в состав нуклеотидов ДНК и РНК (рис. А, 1 – 3). Сколько типов нуклеотидов встречаются в молекулах ДНК? В тетради выпишите соответствующие буквенные обозначения для ДНК (рис. Б, 1-4)

1

А


2

3

| __


Общая схема нуклеотида



Б

  1. 2.

4.

|


3

Типы нуклеотидов

Работайте в паре. См. учебник ,§1.6, с.29-31, рис. 9, 10, 11. Максимальное число баллов за 3 задание – 8 баллов.



















4. Молекулы ДНК состоят из четырех типов нуклеотидов, однако многообразие молекул ДНК бесконечно. Чем это объясняется?

Учебник, §1.6, с.30. правильный ответ – 1 балл


5. В основе строения молекулы ДНК лежит принцип комплементарности. Используя этот принцип, на предложенной одной цепи молекулы ДНК, постройте вторую цепь:

А – А – Т – Г – Ц – Ц – Т – Г – А

Учебник, §1.6, с.30. правильный ответ – 3 балла


6. Что собой представляет вторичная структура ДНК? Какие связи ее поддерживают?

Учебник, §1.6, с.30. правильный ответ – 2 балла


II. Выполните тестовое задание.

  1. Каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК?

  1. Рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин;

  2. Фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза;

  3. Остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин.

2. Мономерами нуклеиновых кислот является:

1) аминокислоты, 2) глюкоза,

3) глицерин, 4) нуклеотиды.

3. Вторичная структура ДНК поддерживается за счет водородных связей между:

1) соседними нуклеотидами; 2) комплементарными основаниями в двух цепях;

3) остаткам фосфорной кислоты в составе цепей.

4. В клетке ДНК содержится в:

1) в ядре и митохондриях; 2) только в ядре;

3) ядре и цитоплазме.

5. Какова функция ДНК в клетке:

1) хранение и передача наследственных свойств;

2) перенос аминокислот на рибосомы;

Ускорение химических реакций.

Правильные ответы: 1 – 2, 2 – 4, 3 – 2, 4 – 1, 5 – 1

Работайте индивидуально. За каждый правильный ответ - 1 балл. Итого 5 баллов.















Максимальное количество балов по УЭ-1 – 21 балл.


УЭ-2

Цель: ознакомится с особенностями строения рибонуклеиновых кислот (РНК), их видами и функциями; уметь сравнивать строение молекул ДНК И РНК.



  1. Выполните следующие задания:

1

  1. Рассмотрите рисунок. Назовите вещества, входящие в состав нуклеотидов РНК (1 – 3); какие типы нуклеотидов встречаются в молекулах РНК (1 – 4)


3

2




Общая схема нуклеотида

  1. 2.




  1. 3. 4.



Типы нуклеотидов.

Работайте индивидуально.


  1. Заполните таблицу

Основные виды РНК

Вид РНК

Функции

1.

2.

3.



Работайте в паре. Учебник, §1.6, с.32. правильный ответ – 6 баллов


  1. Выявите сходство и различие в строении молекул ДНК и РНК, заполните таблицу.

Признаки сравнения

ДНК

РНК

Структура молекулы



Количество цепей



Моносахариды в нуклеотидах



Локализация в клетке (размещение)



Функции




Работайте в паре. Учебник, §1.6, с.29 -32. правильный ответ – 10 баллов


  1. Обсудите и оцените свою работу

Максимальное количество баллов за УЭ-2 – 23 балла.

УЭ-3

Цель: выделить особенности строения АТФ и ознакомиться с ее функциями.



  1. Обозначьте на рисунке составные части молекулы АТФ, подпишите их.


О О О

║ ║ ║

О – Р – О – Р – О – Р - ОН

| | |

ОН ОН ОН

2

1 3

Работай те индивидуально. Текст учебника §1.7, с.33 – 34, рис12, с 33.

Правильный ответ – 3 балла.


  1. Чем отличается АТФ от обычных нуклеотидов?

Текст учебника §1.7, с.33, правильный ответ – 2 балла.

  1. Молекулы АТФ содержат богатые энергией связи. Как называются эти связи? Какое количество энергии освобождается при разрыве одной или двух молекул АТФ?

Работайте индивидуально. Текст учебника §1.7, с.33 – 34 ,

Правильный ответ – 3 балла.


  1. Какую функцию выполняет АТФ в клетке?

Текст учебника §1.7, с.34, Правильный ответ – 2 балла.


  1. Обсудите результаты работы. Оцените свою работу.

Работайте в паре. Максимальное число баллов поУЭ-3 10 баллов.

УЭ -4


Цель: ознакомиться с другими органическими соединениями клетки.

  1. Выполните следующие задания:

  1. закончите фразы.

а) Вещества, необходимые в малых количествах для нормальной жизнедеятельности, называются …

б) Недостаток или избыток витаминов является причиной …

Работайте индивидуально. Текст учебника §1.7, с. 34 ,

Правильный ответ – 2 балла.


  1. Заполните схему по классификации витаминов.

Витамины








В С РР А Д Е К

Текст учебника §1.7, с. 34

Правильный ответ – 2 балла.


  1. Ответьте на вопросы.

Какова роль витаминов в организме? Почему некоторые ферменты активны только в присутствии витаминов? Почему недостаток витаминов может вызвать нарушения в процессах жизнедеятельности организма?

Текст учебника §1.7, с. 34

§1.8, с. 36 Правильный ответ – 6 балла.


  1. Оцените свою работу.

Максимальное количество баллов поУЭ-4 – 10 баллов.


Оцените свою работу.

Если Вы набрали итоговое количество баллов 56 – 64 балла, то Ваша оценка – «5»;

Если 48 – 55 баллов, оценка «4»;

Если 35 – 47 баллов, оценка «3»;

Если меньше 35 баллов, оценка – «2».

Ваша оценка. Сдайте тетради на проверку.


Домашнее задание. §§1.6, 17, 1.8; проработайте термины, указанные в конце параграфов.