СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок: «Двумембранные органеллы клетки. Клеточные разновидности» (9 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке комплексно рассматриваются двумембранные органоиды клетки на основе самостоятельной работы учащихся по плану.

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок: «Двумембранные органеллы клетки. Клеточные разновидности» (9 класс)»

Модульный урок: «Двумембранные органеллы клетки. Клеточные разновидности» (9 класс)

ШАГИ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

Шаг 0

Интегрирующая цель: Познакомиться с особенностями строения и функционирования двумембранных органелл клетки – митохондриями, пластидами и ядром

Внимательно прочитайте цель урока

Шаг 1

ЦЕЛЬ: Познакомиться с особенностями строения и функций полуавтономных органелл клетки.

I. Выполните задания

1 А. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки на нем изображена.


Б. В соответствии с указанными цифрами запиши названия компонентов органеллы:

1. - ?

2. - ?


3. - ?

4. - ?

5. - ?






В. Какие функции выполняет эта органелла в клетке?


См. учебник А. А. Каменского пар.2.5 с. 53 -54


Максимальное количество баллов за правильный ответ – 7 баллов.

2. А. Рассмотрите рисунок и определите какая

органелла на нем изображена?

Б. Запиши названия компонентов органеллы, кроме тех которые уже указаны.

В. На какие группы делятся пластиды

1. - ?

2. -?

3. - ?



Какого вида пластид нет на рисунках?

См учебник и рисунки параграф 2.5 с. 54 -55

Работайте индивидуально в тетради.

Правильный ответ за задание №2 А – 1 балл, 2 Б – 4 балла, 2В – 3 балла.


3. Установите соответствие между группами пластид и выполняемыми ими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую во втором столбце.

Выпишите полученный ответ в таблицу.

1) фотосинтез

2) накопление запасного крахмала

3) окраска лепестков, плодов и осенних листьев

А – хромопласты

Б – хлоропласты

В - лейкопласты

Правильный ответ – 3 балла

4.Выполните тестовое задание

4.1 Компонентами клеток каких организмов являются пластиды (грибов; бактерий; растений; животных)?

4.2 Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуавтономными органеллами (имеют собственную ДНК; внутренняя среда отграничена мембраной; характерны для эукариотических клеток)

4.3 Какой признак не является общим для пластид и митохондрий (двойная мембрана; наличие собственной ДНК и рибосом; способность к делению; характерны как для клеток растений, так и для животных)


Параграф 2.5 с. 53 – 55

За каждый правильный ответ – 1 балл.

II.Обсудите результаты работы

Работайте в парах

III. Оцените свою работу

Работайте индивидуально.

Максимальная оценка за работу по ШАГу 1 – 21 балл

ШАГ 2

Цель: Познакомиться с самой крупной органеллой эукариотической клетки ядром и его содержимым.

I.Выполните задания.

Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки изображена на нем?

Какие структуры ядра изображены?

Для ответа используйте следующие понятия : ядерная мембрана наружная, внутренняя ядерная мембрана, кариоплазма, хроматин, ядерные поры.



Учебник параграф 2.3 с. 46 – 47, рис 20 с. 47

Работайте индивидуально.

Правильный ответ оценивается 7 баллами.


2.Что представляет собой ядрышко? Каковы его функции?

Параграф 2.3 с. 48 – 49

Правильный ответ – 2 балла

3. Что представляет собой хромосома и чем она отличается от хроматина? Из каких веществ построена хромосома? В каком случае используется термин «хроматин», а в каком – «хромосома»?

Параграф 2.3 с. 46 -47

Правильный ответ – 4 балла.

4.В какой части клетки располагаются хромосомы?

5. Какие клетки называются соматическими? Какой набор хромосом в соматических клетках? Как его обозначают?

Параграф 2.3 с. 47 – 48

Правильный ответ на задания 5 – 7 оценивается в 9 баллов

6. Какой набор хромосом в половых клетках?

7. Заполните таблицу:

Число хромосом в соматических и половых клетках

Название организма

Число хромосом в клетках

половых

соматических

1. Человек

23


2. Дрозофила

4


3. Коза

30


4. Клевер красный

7



Работайте вместе с классом

II. Обсудите результаты своей работы.

III. Оцените свою работу.

Максимальное количество баллов за работу по ШАГу 2 – 22 балла

ШАГ 3

Цель: Ознакомиться с особенностями строения прокариотической клетки, сравнить клетки прокариот и эукариот


I. Выполните здания:

1. Среди животных организмов различают прокариоты? В чем их главное отличие?

Параграф 2.3 с. 46

Правильный ответ – 1 балл

2. Сравните особенности строения клеток прокариот и эукариот. Для этого заполните таблицу, обозначив в ней знаком «+» органеллы, которые имеются в клетках этих организмов.

Работайте в паре

Параграф 2.7 с. 58 – 60

Правильный ответ – 8 баллов


Строение клеток прокариот и эукариот.

Правильный ответ – 9баллов

Органеллы клетки

прокариоты

эукариоты

1. Плазматическая мембрана

2. Цитоплазма

3. Ядро с ядерной мембраной

4. Кольцевая ДНК

5.Митохондрии

6. ЭПС

7.Рибосомы

8 Аппарат Гольджи



3. Заполните схему, используя приведенные ниже слова:

Формы жизни

Клеточные

Неклеточные

1.

1.

1.

2.

2.


3.



Слова для справок: эукариоты, прокариоты, вирусы, бактерии, цианобактерии, вирусы растений, животные, грибы


I. Обсудите результаты своей работы.


II. Оцените свою работу.

Работайте в паре.

Максимальное количество баллов по ШАГу 3 – 18 баллов

ШАГ 4

Цель: выявить отличительные особенности растительной и животной клетки.

Выполните лабораторную работу «Рассматривание клеток растений и животных»

Ответьте на вопрос

Клетка растительного или животного организма представлена на рисунке

Сделайте вывод: О чем свидетельствует сходство и различие в строении прокариот и эукариот?


Работайте в паре по инструкции, приведенной в л/р № 2, оцените свою работу у учителя.

ШАГ 5

Подведение итогов урока.

Прочитайте цели урока.

Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

Оцените свою работу на уроке:

Если вы набрали итоговое количество баллов от 53 до 61, то ваша оценка – «5»; если 42 -52, то оценка - «4»; если 31 – 41, то оценка – «3»; если менее 30 баллов – оценка «2».

Определите домашнее задание

Если вы получили оценку «5», вам предлагается приготовить презентацию на темы «Двумембранные органоиды клетки», «Одномембранные органоиды клетки»

Если вы испытывали затруднения, допускали ошибки – прочитайте текст параграфов 2.3, 2.5,2.7, поработайте с терминами и вопросами, приведенными в конце параграфов или поработайте еще по учебно-тематической карте.

Творческое задание

Биологические задачи:

1. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени – 18.4%, в поджелудочной железе - 7,9%, в сердце – 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках.

2. В растительных клетках встречаются 3 вида пластид. Назовите эти пластиды. Расшифруйте схему, изображающую взаимный переход одних видов пластид в другие: IIвид – Iвид – IIIвид.

Индивидуально.


Ваша оценка .


Сдайте тетради на проверку.