ШАГИ | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению учебного материала |
Шаг 0 | Интегрирующая цель: Познакомиться с особенностями строения и функционирования двумембранных органелл клетки – митохондриями, пластидами и ядром | Внимательно прочитайте цель урока |
Шаг 1 | ЦЕЛЬ: Познакомиться с особенностями строения и функций полуавтономных органелл клетки. I. Выполните задания 1 А. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки на нем изображена.  Б. В соответствии с указанными цифрами запиши названия компонентов органеллы: 1. - ? 2. - ? 3. - ? 4. - ? 5. - ? В. Какие функции выполняет эта органелла в клетке? | См. учебник А. А. Каменского пар.2.5 с. 53 -54 Максимальное количество баллов за правильный ответ – 7 баллов. |
2. А. Рассмотрите рисунок и определите какая органелла на нем изображена?  Б. Запиши названия компонентов органеллы, кроме тех которые уже указаны. В. На какие группы делятся пластиды 1. - ? 2. -? 3. - ?   Какого вида пластид нет на рисунках? | См учебник и рисунки параграф 2.5 с. 54 -55 Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ за задание №2 А – 1 балл, 2 Б – 4 балла, 2В – 3 балла. |
| 3. Установите соответствие между группами пластид и выполняемыми ими функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую во втором столбце. Выпишите полученный ответ в таблицу. 1) фотосинтез 2) накопление запасного крахмала 3) окраска лепестков, плодов и осенних листьев А – хромопласты Б – хлоропласты В - лейкопласты | Правильный ответ – 3 балла |
4.Выполните тестовое задание 4.1 Компонентами клеток каких организмов являются пластиды (грибов; бактерий; растений; животных)? 4.2 Благодаря каким особенностям пластиды и митохондрии являются полуавтономными органеллами (имеют собственную ДНК; внутренняя среда отграничена мембраной; характерны для эукариотических клеток) 4.3 Какой признак не является общим для пластид и митохондрий (двойная мембрана; наличие собственной ДНК и рибосом; способность к делению; характерны как для клеток растений, так и для животных) | Параграф 2.5 с. 53 – 55 За каждый правильный ответ – 1 балл. |
II.Обсудите результаты работы | Работайте в парах |
III. Оцените свою работу | Работайте индивидуально. Максимальная оценка за работу по ШАГу 1 – 21 балл |
ШАГ 2 | Цель: Познакомиться с самой крупной органеллой эукариотической клетки ядром и его содержимым. I.Выполните задания. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки изображена на нем? Какие структуры ядра изображены? Для ответа используйте следующие понятия : ядерная мембрана наружная, внутренняя ядерная мембрана, кариоплазма, хроматин, ядерные поры.  | Учебник параграф 2.3 с. 46 – 47, рис 20 с. 47 Работайте индивидуально. Правильный ответ оценивается 7 баллами. |
| 2.Что представляет собой ядрышко? Каковы его функции? | Параграф 2.3 с. 48 – 49 Правильный ответ – 2 балла |
3. Что представляет собой хромосома и чем она отличается от хроматина? Из каких веществ построена хромосома? В каком случае используется термин «хроматин», а в каком – «хромосома»? | Параграф 2.3 с. 46 -47 Правильный ответ – 4 балла. |
4.В какой части клетки располагаются хромосомы? |
5. Какие клетки называются соматическими? Какой набор хромосом в соматических клетках? Как его обозначают? | Параграф 2.3 с. 47 – 48 Правильный ответ на задания 5 – 7 оценивается в 9 баллов |
6. Какой набор хромосом в половых клетках? |
7. Заполните таблицу: Число хромосом в соматических и половых клетках |
Название организма | Число хромосом в клетках |
половых | соматических |
1. Человек | 23 | |
2. Дрозофила | 4 | |
3. Коза | 30 | |
4. Клевер красный | 7 | |
| Работайте вместе с классом |
II. Обсудите результаты своей работы. |
III. Оцените свою работу. | Максимальное количество баллов за работу по ШАГу 2 – 22 балла |
ШАГ 3 | Цель: Ознакомиться с особенностями строения прокариотической клетки, сравнить клетки прокариот и эукариот | |
I. Выполните здания: 1. Среди животных организмов различают прокариоты? В чем их главное отличие? | Параграф 2.3 с. 46 Правильный ответ – 1 балл |
2. Сравните особенности строения клеток прокариот и эукариот. Для этого заполните таблицу, обозначив в ней знаком «+» органеллы, которые имеются в клетках этих организмов. | Работайте в паре Параграф 2.7 с. 58 – 60 Правильный ответ – 8 баллов |
| Строение клеток прокариот и эукариот. | Правильный ответ – 9баллов |
Органеллы клетки | прокариоты | эукариоты |
1. Плазматическая мембрана 2. Цитоплазма 3. Ядро с ядерной мембраной 4. Кольцевая ДНК 5.Митохондрии 6. ЭПС 7.Рибосомы 8 Аппарат Гольджи | | |
3. Заполните схему, используя приведенные ниже слова: |
Формы жизни |
Клеточные | Неклеточные |
1. | 1. | 1. |
2. | 2. | |
3. | | |
Слова для справок: эукариоты, прокариоты, вирусы, бактерии, цианобактерии, вирусы растений, животные, грибы | |
I. Обсудите результаты своей работы. | |
II. Оцените свою работу. | Работайте в паре. Максимальное количество баллов по ШАГу 3 – 18 баллов |
ШАГ 4 | Цель: выявить отличительные особенности растительной и животной клетки. Выполните лабораторную работу «Рассматривание клеток растений и животных» Ответьте на вопрос Клетка растительного или животного организма представлена на рисунке  Сделайте вывод: О чем свидетельствует сходство и различие в строении прокариот и эукариот? | Работайте в паре по инструкции, приведенной в л/р № 2, оцените свою работу у учителя. |
ШАГ 5 | Подведение итогов урока. Прочитайте цели урока. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? Оцените свою работу на уроке: Если вы набрали итоговое количество баллов от 53 до 61, то ваша оценка – «5»; если 42 -52, то оценка - «4»; если 31 – 41, то оценка – «3»; если менее 30 баллов – оценка «2». Определите домашнее задание Если вы получили оценку «5», вам предлагается приготовить презентацию на темы «Двумембранные органоиды клетки», «Одномембранные органоиды клетки» Если вы испытывали затруднения, допускали ошибки – прочитайте текст параграфов 2.3, 2.5,2.7, поработайте с терминами и вопросами, приведенными в конце параграфов или поработайте еще по учебно-тематической карте. Творческое задание Биологические задачи: 1. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему клетки составляет: в печени – 18.4%, в поджелудочной железе - 7,9%, в сердце – 35,8%. Объясните причину такой разницы в содержании митохондрий в клетках. 2. В растительных клетках встречаются 3 вида пластид. Назовите эти пластиды. Расшифруйте схему, изображающую взаимный переход одних видов пластид в другие: IIвид – Iвид – IIIвид. | Индивидуально. Ваша оценка . Сдайте тетради на проверку. |