СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок "Происхождение человека".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульный урок: «Происхождение человека» - 9 класс.

 

 Задачи урока:

Образовательные:         

  • сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека;
  • организовать теоретическое исследование нового материала по изучению эволюции приматов и стадий развития человека, работая в парах;

Развивающие:

  • продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
  • развивать умение работать со схемами, рисунками и текстом учебника.
  • умение сравнивать (на примере стадий эволюции человека);
  • умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем;

Воспитательные:

  • развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
  • развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле;
  • воспитывать культуру умственного труда.

Обязательное оборудование: Технологическая карта урока: «Происхождение человека», лист контроля, учебник: Биология. Общие закономерности.9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений /С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. -7-у изд., стереотип. - М.:Дрофа,2008.-288с.: ил.

  ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (МОДУЛЬ) УРОКА: «  ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА» – 9 класс.

 

Номер

Учебного

элемента

 

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ С УКАЗАНИЕМ  ЗАДАНИЕМ

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ – О

Интегрирующая цель: изучить происхождение человека

Внимательно прочитать цель урока

УЭ - 1

ЦЕЛЬ: определить исходный уровень знаний по теме:

«Происхождение человека»

I.   Запишите в тетради дату и название учебной  

     темы.

II. Выполните текстовое задание. Внимательно

     прочитайте каждый вопрос и варианты

     ответов, определите правильный ответ, и

     соответствующую ему букву, выпишите в     тетрадь.

                                      ТЕСТ

  1. Наука, изучающая происхождение человека:

а) цитология;

б) генетика;

в) антропология;

  1. Человек разумный относится к подотряду:

а) человекоподобных;

б) обезьяноподобных;

в) приматов;

  1. В связи с прямохождением у человека появляется:

а) сводчатый свод стопы;

б) большая масса тела;

в) маленькие размеры головного мозга;

  1. Впервые установил систематическую принадлежность к отряду приматов:

а) К. Линей;

б) Ж.Б. Ламарк;

в) И. Дарвин;

  1. Основной предпосылкой антропогенеза было:

а) прямохождение;

б) сознание и речевое общение;

в) трудовая деятельность;

  1. К социальным факторам антропогенеза относится:

а) естественный отбор;

б) борьба за существование;

в) устройство постоянных жилищ;

III. Проверьте свои ответы по приложению. Проанализируйте ошибки. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:

    6б – высокий уровень

    5б – средний уровень

    4 и менее – низкий уровень

 

 

Работайте  самостоятельно в тетради

 

Работайте самостоятельно в тетради

 

 

 

Каждый правильный ответ оценивается – 1 балл.

Работайте самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работайте самостоятельно.

УЭ - 2

ЦЕЛЬ: Самостоятельно изучить основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян, эволюцию приматов.

I. Внимательно прочитайте материал в учебнике С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, н.и Сонина (стр. 94 – 97).

Выполни задания:

Задание № 1

Перечислите основные признаки, по которым человек отличается от человекообразных обезьян.

1.                                        6.

2.                                        7.

3.                                        8.

4.                                        9.

5.                                        10.

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество – 10 баллов.

Задание № 2

Составьте схему эволюции человека

 

Примитивные насекомоядные млекопитающие.

 
 

 

 

                                Отряд Приматы

           
     
 

 

 

 

Гиббон                                  ?                           Дриопитеки.

                                                         

                

                                                                         ?             ?          ?

За каждый      правильный ответ – 2 балла, максимальное – 10 б.

Задание № 3:

Охарактеризуйте по нижеперечисленным позициям группу обезьян, являющейся переходной формой к древнему человеку.

Название – 1 балл.

Эволюционный возраст – 1 балл.

Анатомическая характеристика – 2 балла.

Образ жизни – 2 балла.

Максимальное количество за У.Э.- 2 -= 26 баллов.

 

 

 

 

Работайте самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работайте самостоятельно

УЭ -3

Цель: изучить стадии эволюции человека.

I.Прочитайте текст в учебнике (стр. 97- 100), заполните таблицу.

  Стадии развития человека и их характеристика.

Стадии

развития

человека

Эволюционный

возраст

Ископаемая

форма

Рост

Череп

Образ

жизни

1.

2.

3.

 

 

 

 

 

II.Оцените свою работу. Максимальное количество УЭ-3 -18 баллов.

III.Приступите к выполнению УЭ-4.

 

 Работайте тетради индивидуально, за правильный ответ- 1 балл.

 

УЭ-4

Цель: Изучить современные этапы эволюции человека.

(Смотрите учебник стр.100-101.)

I.Выполните следующие задания, ответьте на вопросы:

 1.Приведите классификацию человеческих рас – 2 балла.

 2.Докажите справедливость утверждений: «Человечество едино».- 3 балла.

 3.Объясните с эволюционных позиций возникновение структурно-функциональных различий между представителями разных рас.- 3 балла.

 4.Укажите особенности современного этапа эволюции человека.-3 балла.

II.Оцени свою работу.

III.Приступи к выполнению УЭ-5. Максимальное количество за УЭ-11 баллов.

 

Работайте в тетради индивидуально.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работайте в тетради индивидуально.

 

 

УЭ-5

Подведение итогов урока.

I.   Прочитайте цель урока.

II. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

III.Оцените свою работу по итоговому количеству баллов:

     От 61 – 55 –  оценка «5»

           55-  45 -   оценка «4»

           40 – 44 -   оценка «3»

IY.Домашнее задание: если вы получили оценку «5» -освобождаетесь от домашнего задания.

Испытали затруднения, допустили много ошибок – прочитайте в учебнике параграф 20, ответьте на вопросы.

Проводится индивидуально.

 

 

 

Ваша оценка.

 

Сдайте тетради на проверку в индивидуальном порядке.

 

                                         

                                                 Лист контроля.

У.Э. – 1.

1-в; 2 – а;  3 –а; 4 –б; 5 – а; 6 –в.

 

У.Э. – 2.  

Задание № 1.

    1.Прямохождение;

    2.Мощно развита мускулатура нижних конечностей;

    3.Сводчатая стопа с сильно развитыми пальцами ног;

    4.Расположение таза под углом 60 градусов к горизонтали;

    5.Очень большой мозг;

    6.Крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа;

    7.Бинокулярное зрение;

    8.Ограниченная подвижность;

    9.Плечевой сустав, допускающий движение с размахом почти до 180 градусов;

    10.Подвижная кисть руки.

Задание №2.

    Схема эволюции человека.

                               Примитивные насекомоядные млекопитающие.

 
 

 

 

                                                                  Отряд Приматы.

       
   

 

 

                                   Гиббон.

                                                               Орангутанги.          Дриопитеки.

 
 

 

 

 

                                                                  Шимпанзе.               Горилла.         Человек.

Задание №3.

Название – австралопитек.

Эволюционный возраст – 10- 12 миллионов лет назад.

Анатомическая характеристика: масса – 20 – 25 кг; рост – 120 – 150 сантиметров, ходят на двух ногах при выправленном положении тела, руки были свободны. Масса мозга – 550 грамм.

Образ жизни: жили стадами, для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т.е. имели хорошую двигательную координацию.

У.Э.- 3.

                              Стадии развития человека и его характеристика.

Стадия развития человека.

Эволюционный возраст.

Ископаемая

форма.

Рост.

Череп.

Масса

головного

мозга.

Образ

жизни.

1.Древнейшие люди.

1 миллион лет назад.

Питекантроп,

Синантроп,

Гейдельбергский человек.

140 см.

Мощные надбровные

Выступы, низкий покатый лоб.

800 – 1000 г.

Охота,

собирательство,

использование огня.

2.Древние люди

(неандертальцы).

200 тысяч лет назад.

Неандертальцы.

155-

158 см.

Мощные надбровные валики, высокий лоб, более тонкие челюсти или скошенный лоб с низким затылком, крупными зубами.

1500 г.

Охота, изготовление примитивных орудий труда, жили группами по 50 – 100 человек.

3.Современные люди.

30 – 40 тысяч лет назад.

Кроманьонцы.

До

180

см.

Высокий лоб, сплошной надглазной валик отсутствовал, наличие подбородочного выступа.

1600г.

Владели

Речью,

Повышение абстрактного мышления, рисование, жили общинами.

У.Э.4.

  1. Классификация человеческих рас:

а) негроидная;

б) европеоидная;

в) монголоидная.

  1. «Человечество едино», так как  имеет общность происхождения, сходство строения, возможность браков между представителями разных рас с получением плодовитого потомства.
  2. Различия между представителями разных рас возникли  в процессе эволюции в связи с приспособлением человеческих популяций к местным природным условиям.
  3. Современные этапы эволюции человека:

1.Социальный фактор.

2.Мутационный процесс как источник генетической информации.

3.Стабилизирующий отбор.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!