СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный урок "Слуховой анализатор"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульный урок по биологии в 8 классе по теме "Слуховой анализатор" по учебнику А.Г. Драгомилова Биология. Человек. В документе план урока, рабочий лист учащегося, раздаточный материал. К уроку прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Модульный урок "Слуховой анализатор"»

Тема урока: Слуховой анализатор. Гигиена слуха

ЦЕЛИ УРОКА:

- помочь обучающимся сформировать знания о значении слуха в жизни человека;

- дать представление о строении и функциях наружного, среднего и внутреннего уха;

- способствовать формированию навыков гигиены слуха.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

- систематизировать ранее изученный материал;

- продолжить изучение темы «Анализатор» на примере слухового анализатора;

- расширить знания обучающихся о строении и функциях органа слуха;

Воспитательные

- способствовать формированию навыков бережного отношения к своему здоровью;

Развивающие

- содействовать формированию мыслительной активности обучающихся, умению интегрировать материал предметных курсов (анатомия, физиология и гигиена человека и т.д.).

ТИП УРОКА: модульный

- Сколько у человека органов чувств?

- Какие это органы? Зрение, обоняние, слух, вкус, осязание, равновесие.

- Какое значение имеют органы чувств для человека?

Ребята, закройте глаза и послушайте звуки.

Закрыв глаза, мы все воспринимаем

Чредой прекрасных звуков в голове

И звонким эхом душу обвиваем,

Прислушиваясь к небу в тишине.

Журчат ручьи, струятся водопады,

цветут цветы иль строятся дома

А наше ухо создает каскады

Предметов образы- прекраснейшая тьма!


-Какой орган чувств сейчас работал?

И так, тема нашего урока: Слуховой анализатор. Гигиена слуха.

Ребята, 90% информации человек воспринимает с помощью зрения и 10% - с помощью слуха, но его значение столь, же велико, как и органа зрения, так как вся жизнь человека протекает в мире звуков.

- Давайте попробуем сформулировать задачи урока. Что мы должны знать в конце урока. УЭ 0

Эпиграфом к уроку я выбрала арабское изречение: « Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить».

Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте выясним, какими начальным знаниями вы обладаете о слуховом анализаторе органе равновесия. УЭ вход

УЭ – 1 Цель Выяснить строение слухового анализатора. Для достижения этой цели урока я предлагаю вам заполнить схему «Слуховой анализатор» на основе знаний о зрительном анализаторе.

Схема «Слуховой анализатор»








УЭ 2

Цель выяснить строение органа слуха

Чтение п. 54. стр 203-205

Сделай подписи к рисунку

1. ушная раковина 2. слуховой проход 3. барабанная перепонка 4. полость среднего уха 5. слуховые косточки 6. полукружные каналы

7. улитка 8. слуховой нерв 9. мешочек вестибулярного аппарата 10. слуховая труба 11. овальное окно

УЭ - 3

- Итак, наружное ухо состоит из …( Ушной раковины, наружного слухового прохода, барабанной перепонки).

- Ребята, как вы думаете, соответствует ли строение наружного уха его функциям? (Соответствуют. Форма ушной раковины способствует улавливанию звуковых волн. Наружный слуховой проход проводит их. Барабанная перепонка преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.)

- Переходим к характеристике среднего уха. Оно представлено… (Слуховыми косточками: молоточек, наковальня и стремечко, и евстахиевой (слуховой) трубой)

- Какие функции выполняют слуховые косточки? Евстахиева труба?

- Где на практике мы сталкиваемся с выполнением функции евстахиевой трубы? Закройте нос и рот и сильно выдохните. Что вы ощутили? ( Потрескивание.)

- О чем это говорит? (Это говорит о связи среднего уха с носоглоткой.)

- В этом опыте воздух проникает в ухо и сильно давит на барабанную перепонку, при этом нарушается равновесие давления воздуха по обе стороны барабанной перепонки.

- Ребята, какое строение имеет внутреннее ухо? (Внутреннее ухо состоит из органа слуха и органа равновесия. Орган слуха состоит из улитки, заполненной жидкостью. Орган равновесия - из 3 полукружных канала. Определите: какие функции соответствуют органу слуха, а какие - вестибулярному аппарату?

- Подробно о строении и функциях вестибулярного аппарата вы узнаете на следующих уроках.

Таблица «Строение органа слуха».


Части уха

Строение

Функции


Наружное ухо

1 ушная раковина


2 наружный слуховой проход.

3 барабанная перепонка

1.Улавливает звук и направляет его в слуховой проход.

2.Проводит звук, содержит железы, которые выделяют серу.

3.Преобразует воздушные звуковые волны в механические, колеблет слуховые косточки.


Среднее ухо

1 слуховые косточки:

-молоточек,

-наковальня,

-стремечко;

2 евстахиева труба

1.Проводят и усиливают звуковые колебания.




2.Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке.


Внутреннее ухо

1 орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью.

2 орган равновесия состоит из трех полукружных каналов


1.Слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, передающиеся в слуховую зону коры больших полушарий.

2.Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий.



УЭ – 4 Звук в ухе проходит более сложный путь, чем луч света в органе зрения. Внимание на экран (видеофрагмент о передаче звука). Сейчас вы должны дополнить схему «Прохождение звуковой волны»


В произведении Шекспира «Гамлет» есть сцена, когда Гамлету является призрак отца и рассказывает о совершенном злодеянии.

Когда я спал в саду

В свое послеобеденное время,

В мой уголок прокрался дядя твой

С проклятым соком белены во фляге

И мне в ушную полость влил настой,

Чье действие в таком раздоре с кровью,

Что мигом обегает, словно ртуть,

Все внутренние переходы тела,

Створаживает кровь как молоко,

С которым каплю уксуса смешали.

Так было и со мной. Сплошной лишай

Покрыл мгновенно пакостной и гной

Коростой, как у Лазаря, кругом

Всю кожу мне.

Итак, был рукою брата я во сне

Лишен короны, жизни, королевы…

Прав или не прав с точки зрения врача был Вильям Шекспир, описывая сцену отравления Клавдием отца Гамлета? Могло ли так быть в действительности? Как вы думаете?

- Толщина барабанной перепонки одна десятая мм. Она многослойна и включает в себя эпидермис, слизистую оболочку и различные волокна, расположенные радиально. Таким образом, она представляет собой гибкое и прочное образование. Она способна вибрировать в звуковом потоке и вызывать движения слуховых косточек среднего уха. Она служит надежной преградой против попадания в среднее ухо пылевых частиц, воды, микроорганизмов.

-Может ли барабанная перепонка пропустить яд?

- Большинство ядов может всосаться только через слизистую оболочку.

Следовательно, «сок белены» не мог попасть в барабанную полость отца Гамлета.

- Выходит, великий драматург ошибался? Не будем спешить с выводами. Давайте перенесемся в другую часть света…

-Средняя Азия, середина 19 века Бухарским эмиром правит пятый эмир Мангыской династии Баходур, по прозвищу «мясник».Он отличался особой жестокостью. За время его 33-летнего правления ежедневно в Бухаре совершалось от 5 до 100 варварских казней. В 1855г. эмир захватил соседний Шахрисяб. Дочь шахрисябского шаха становится обитательницей его гарема. Однажды ночью, когда кровавый эмир заснул, она подкралась и влила ему в ухо ртуть. Придворным медикам не удалось спасти эмира, но даже умирающий, он остался верен себе: приказал зарезать перед своими глазами отца отравительницы, ее брата, всех ее детей и , наконец, саму дочь шаха. Итак, эмир Баходур был отравлен в 1860 году ртутью, влитой в ухо, и это не легенда, а достоверный факт.

В чем же дело? Ведь , как известно, ртуть не могла всосаться через барабанную перепонку, а только через слизистую оболочку. (Дело, видимо, в том, что у эмира и у отца Гамлета в барабанной перепонке было отверстие , через которое и попали в среднее ухо яды)

- Откуда же взялось это отверстие? УЭ- 5

К образованию большого отверстия могут привести воспаления среднего уха, вызванные корью, скарлатиной. Отверстие в барабанной перепонке может быть следствием плохо залеченного острого воспаления среднего уха, как результат травмы. Можем смело предположить, что к трагической смерти от яда этих людей привело наличие отверстия в барабанной перепонке.

- давайте составим памятку «Гигиена слуха»

Гигиена слуха

  1. Не чистите уши спичками, вязальными спицами.

  2. Защищайте уши от сильного шума.

  3. Если уши заболели, обратитесь к врачу.

  4. Каждое утро разминайте ушную раковину.

  5. Слушайте спокойную ритмичную музыку.

  6. Промывайте преддверия слуховых проходов мылом и теплой водой.

  7. Лечите вовремя воспаления носоглотки, так как это приводит к нарушению слуха.

  8. Открывайте рот при взрыве, стрельбе.

  9. От шума на производстве вставляйте в уши беруши.

  10. Берегите уши от ударов.


УЭ- выход Выполнение теста

1. Что соединяет среднее ухо с глоткой?

А) барабанная перепонка Б) слуховая труба В) перепонка овального окна Г) улитка

2. Где расположена слуховая зона?

А) в височной доле коры больших полушарий Б) в мозжечке

В) в продолговатом мозге Г) в затылочной доле коры больших полушарий

3. Что, помимо ушной раковины, входит в состав наружного уха?

А) перепонка круглого окна Б) перепонка овального окна В) слуховой проход Г) улитка

4. Распознавание звуков происходит в

А) среднем ухе Б) улитке В) барабанной перепонке Г) коре головного мозга

5. Где находятся рецепторы слуха:

А) во внутреннем ухе Б) в ушной раковине В) в лицевом отделе черепа Г) в среднем ухе

6. Какое количество отделов образует орган слуха?

А) 5 Б) 2 В) 3 Г) 4

7. Проводниковая часть слухового анализатора

А) слуховой нерв Б) слуховая кора В) улитка Г) сетчатка

8. Для профилактики болезней уха необходимо:

А) включать громкую музыку

Б) ходить без головного убора при низкой температуре В) избегать сильных шумов

Г) самостоятельно извлекать из ушного прохода посторонние предметы


Рефлексия « Что я за птица?»

Для того, чтобы выбрать профессию, подходящую именно ему, он должен оценивать свои возможности. Оцените свою работу на уроке.

Поставьте себе баллы.

Критерии

3 балла

2 балла

1 балл

Активность

Высокая

Средняя

Низкая

Материал урока

Усвоил хорошо

Усвоил частично

Усвоил слабо

Объяснить тему товарищу

Могу сам

Могу с подсказкой

Затрудняюсь

Баллы проставляются по каждому критерию, затем суммируются.

А теперь узнаем, что же за птицы. Если вы набрали:

3-5 баллов- вы воробей, собираете знания по зернышку;

6-7 баллов- вы соловей, поведайте о своих знаниях другим;

8-9 баллов- вы орел, для вас открылись тайны знаний.






























УЭ- выход Выполнение теста

1. Что соединяет среднее ухо с глоткой?

А) барабанная перепонка Б) слуховая труба В) перепонка овального окна Г) улитка

2. Где расположена слуховая зона?

А) в височной доле коры больших полушарий Б) в мозжечке

В) в продолговатом мозге Г) в затылочной доле коры больших полушарий

3. Что, помимо ушной раковины, входит в состав наружного уха?

А) перепонка круглого окна Б) перепонка овального окна В) слуховой проход Г) улитка

4. Распознавание звуков происходит в

А) среднем ухе Б) улитке В) барабанной перепонке Г) коре головного мозга

5. Где находятся рецепторы слуха:

А) во внутреннем ухе Б) в ушной раковине В) в лицевом отделе черепа Г) в среднем ухе

6. Какое количество отделов образует орган слуха?

А) 5 Б) 2 В) 3 Г) 4

7. Проводниковая часть слухового анализатора

А) слуховой нерв Б) слуховая кора В) улитка Г) сетчатка

8. Для профилактики болезней уха необходимо:

А) включать громкую музыку

Б) ходить без головного убора при низкой температуре В) избегать сильных шумов

Г) самостоятельно извлекать из ушного прохода посторонние предметы









УЭ- выход Выполнение теста

1. Что соединяет среднее ухо с глоткой?

А) барабанная перепонка Б) слуховая труба В) перепонка овального окна Г) улитка

2. Где расположена слуховая зона?

А) в височной доле коры больших полушарий Б) в мозжечке

В) в продолговатом мозге Г) в затылочной доле коры больших полушарий

3. Что, помимо ушной раковины, входит в состав наружного уха?

А) перепонка круглого окна Б) перепонка овального окна В) слуховой проход Г) улитка

4. Распознавание звуков происходит в

А) среднем ухе Б) улитке В) барабанной перепонке Г) коре головного мозга

5. Где находятся рецепторы слуха:

А) во внутреннем ухе Б) в ушной раковине В) в лицевом отделе черепа Г) в среднем ухе

6. Какое количество отделов образует орган слуха?

А) 5 Б) 2 В) 3 Г) 4

7. Проводниковая часть слухового анализатора

А) слуховой нерв Б) слуховая кора В) улитка Г) сетчатка

8. Для профилактики болезней уха необходимо:

А) включать громкую музыку

Б) ходить без головного убора при низкой температуре В) избегать сильных шумов

Г) самостоятельно извлекать из ушного прохода посторонние предметы




Учебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению

учебного материала

УЭ 0

Интригующая цель: В ходе работы с учебно-тематической картой вы должны сформировать знания о значении слуха в жизни человека, о строениях и функциях слухового анализатора, о слуховом восприятии; о причинах заболевания слухового анализатора и правилах гигиены

Внимательно прочитай цель урока.

УЭ - вход

Цель: Оценить начальные знания учащихся о слуховом анализаторе и органе равновесия.

1. Слуховой анализатор состоит из трёх частей: периферической, проводниковой, и центральной

2. За слух отвечает височная доля коры больших полушарий.

3. Центральным звеном слухового анализатора является – слуховой нерв.

4. Ухо состоит из четырёх частей.

5. Среднее ухо от внутреннего отделяет барабанная перепонка

6. Слуховые косточки среднего уха срастаются друг с другом.

5. Заболевание ушей лечит офтальмолог

7для профилактики болезней уха необходимо включать громкую музыку

8. Вестибулярный аппарат – орган слуха

Выполни самостоятельно тест

8 правильных ответов – «5»

7-6 правильных ответов – «4»

4-5 правильных ответов – «3»

УЭ 1

Цель Выяснить строение слухового анализатора. Для достижения этой цели урока я предлагаю вам заполнить схему «Слуховой анализатор» на основе знаний о зрительном анализаторе.

Схема «Слуховой анализатор»





ww Периферическое Проводниковое

звено звено

Работа в парах, заполнение схемы








Центральное

звено

УЭ 2

Цель выяснить строение органа слуха

Чтение п. 54. стр 203-205

Сделай подписи к рисунку

УЭ 3

Цель выяснить функции составных частей органа слуха.

Отдел органа слуха

Строение

Функции

Наружное ухо

1 ушная раковина



2 наружный слуховой проход.


3 барабанная перепонка


Среднее ухо

1 слуховые косточки:

-молоточек,

-наковальня,

-стремечко;


2 евстахиева труба


Внутреннее ухо

1 орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью.


2 орган равновесия состоит из трех полукружных каналов





Заполнение таблицы

Приложение 1

УЭ 4

Цель выяснить, как проходит звуковая волна по слуховому анализатору.



Просмотреть сюжет, заполнить схему прохождения звуковой волны приложение 2

УЭ 5

Цель: Выявить причины заболевания слуха, формировать правила гигиены слуха.

1.

2.

3.

Прочитать стр. 205-206.

Просмотр сюжета. Составить памятку «Гигиена слуха».

УЭ выход

Цель: оценить знания по теме «слуховой анализатор», полученные на уроке.

Выполни тест

Итог

« Что я за птица?» Для того, чтобы выбрать профессию, подходящую именно ему, он должен оценивать свои возможности.

Критерии

3балла

2 балла

1 балл

Активность

Высокая

Средняя

Низкая

Материал урока

Усвоил хорошо

Усвоил частично

Усвоил слабо

Объяснить тему товарищу

Могу сам

Могу с подсказкой

Затрудняюсь

Оцените свою работу на уроке.

Поставьте себе баллы. Баллы проставляются по каждому критерию, затем суммируются. А теперь узнаем, что же за птицы.

Дом. задание

П. 51- 55 решить кроссворд







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!